Таможенный осмотр помещений и территорий

В соответствии со ст. 330 ТК ЕАЭС осмотр помещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, на СВХ, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли и иных местах, где могут находиться товары под таможенным контролем, а также у лиц, у которых должны находиться товары по условиям таможенных процедур, предусмотренных ТTК KТС.

Во-первых, объектами осмотра выступают: склады временного хранения, таможенные склады, помещения магазина беспошлинной торговли, а также иные помещения и территории, где в соответствии с условиями таможенных процедур могут храниться товары, находящиеся под таможенным контролем (цехи предприятий, где размещено иностранное оборудование, временно ввезенное на таможенную территорию Союза, складские помещения предприятий, на которых хранятся товары, ввезенные под процедуру переработки на таможеннойтерритории, и т.д.). Правовым основанием осмотра может стать информация об утрате товаров, находящихся под таможенным контролем, их отчуждении или использовании в нарушение требований и условий, установленных ТК ЕАЭС. Кроме того, осмотр помещений и территорий возможен в порядке выборочной проверки.

Во-вторых, цель осмотра заключается в выявлении товаров, ввезенных на таможенную территорию Союза с нарушением порядка, установленного ТК ЕАЭС. Основанием для таких осмотров служит информация, поступающая в таможенные органы. Объектами осмотра в подобных случаях обычно являются пункты пропуска через таможенную границу Союза, зоны таможенного контроля, созданные вдоль таможенной границы, а также помещения, где ведется оптовая или розничная торговля ввезенными товарами.

Информация, необходимая для осмотра, может быть получена из таких источников, как сообщения и заявления физических и юридических лиц; сообщения в средствах массовой информации; сведения, поступившие от других таможенных, правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов; данные, поступившие от таможенных, правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций.

Таможенный осмотр помещений и территорий может проводиться таможенными органами:

1) в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, пограничной зоне;

2) у лиц, занимающихся оптовой или розничной торговлей товарами, хранящих товары в местах, не являющихся зонами таможенного контроля, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров„ ввезенных на таможенную территорию Союза и (или) находящихся на ней с нарушением порядка, предусмотренного ТК ЕАЭС, для проверки такой информации;

3) у лиц, в отношении которых осуществляется выездная таможенная проверка.

Проведение таможенного осмотра жилых помещений не допускается.

Таможенный осмотр помещений и территорий выполняется при предъявлении предписания (указания) и служебного удостоверения должностного лица таможенного органа,

Форма предписания (указания) на проведение таможенного осмотра помещений и территорий определяется законодательством государств - членов Союза. Предъявление указанных документов не требуется при таможенном осмотре помещений и территорий у лиц, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка.

Перед началом осмотра помещений и территорий должностные лица таможенного органа предлагают лицу, чьи территории или помещения подлежат осмотру, добровольно представить товары или транспортные средства, а также вскрыть помещения, емкости и другие места, где могут быть товары, находящиеся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенные или ввезенные на таможенную территорию Союза с нарушениями порядка, установленного таможенным законодательством Союза.

В случае отказа в доступе на территорию и в помещения должностные лица таможенных органов вправе входить на территорию и в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии двоих понятых. Обо всех случаях вхождения в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 часов. Лица, препятствующие доступу должностных лиц таможенных органов на территории и в помещения, несут ответственность по законодательству государств - членов Союза.

Если законодательством государств - членов Союза предусмотрен специальный порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты, то такой доступ осуществляется в порядке, предусмотренном этим законодательством.

Согласно ТК ЕАЭС таможенный осмотр помещений и территорий должен осуществляться в минимальный период, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более одного рабочего дня. Однако при этом он допускает установление иных норм законодательством государств - членов Союза. Так, в России в соответствии со ст. 175 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" срок проведения таможенного осмотра может продолжаться до трех рабочих дней в случаях:

1) отказа в доступе в помещение и на территории, которые подлежат таможенному осмотру, и (или) отказа в добровольном предъявлении товаров к таможенному осмотру;

2) если для идентификации товаров требуется осуществление действий в помещении или на территории, которые подлежат таможенному осмотру, и эти действия не могут быть завершены в течение одного рабочего дня;

3) если размер площади помещения и территории, которые подлежат осмотру, превышает 1000 кв. м.

По результатам таможенного осмотра помещений и территорий составляется акт по форме, утверждаемой решением Комиссии Союза, в ходе осмотра или непосредственно после его окончания и подписывается всеми его участниками. Если по объективным причинам это невозможно, при осмотре делаются подробные черновые записи (для этой цели может быть использована звукозаписывающая аппаратура) и акт составляется и подписывается при первой же возможности. Акт составляет должностное лицо, проводившее осмотр. Если при осмотре присутствуют представители других государственных органов, то они также подписывают акт. Допускается передача им копий акта.

Не допускается составление акта осмотра помещений и территорий иными лицами, кроме должностных лиц таможенного органа, проводивших осмотр, и внесение в акт осмотра помещений и территорий сведений, не относящихся к осмотру.

Второй экземпляр акта таможенного осмотра помещений и территорий подлежит вручению (направлению) лицу, чьи помещения или территории осматривались.

Осмотр в ночное время не рекомендуется, кроме случаев, не терпящих отлагательства.

Таким образом, должностные лица таможенных органов при осмотре вправе:

- входить в помещения и на территории проведения осмотра, в том числе с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений в порядке, предусмотренном ТК ЕАЭС и законодательством государств - членов Союза;

- требовать от лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей предъявления товаров для осмотра;

- привлекать специалистов других органов, организаций, а также экспертов для оказания содействия в осмотре помещений и территорий.

Должностные лица таможенных органов обязаны: проводить осмотр в установленные сроки; вносить в акт осмотра помещений и территорий сведения, выявленные в результате осмотра, а также пояснения лиц, присутствующих при осмотре; возбуждать дела об административных правонарушениях и уголовные дела в соответствии с законодательством государств - членов Союза; не причинять неправомерного вреда товарам и помещениям; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов лиц, обладающих полномочиями в отношении товара, их представителей, а также владельца или пользователя помещения и других лиц, присутствующих при осмотре; хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать сведений, ставших им известными в связи с проведением осмотра; соблюдать иные требования законодательства Союза, международных договоров и ведомственных нормативных правовых актов.

В ходе осмотра для повышения его эффективности могут быть использованы разные виды технических средств таможенного контроля, позволяющие выявлять необходимые сведения о товарах (их количестве, составе, физических и химических свойствах, подлинности). В необходимых случаях при осмотре делаются измерения, применяются фото- и киносъемка, видеозапись, составляются планы, чертежи, схемы, снимаются копии с документов.

При осмотре могут присутствовать следующие лица: обладающие полномочиями в отношении товаров или их представители; лица, чьи помещения или территории осматриваются, или их представители; работники СВХ, таможенного склада, если осмотр осуществляется на складе, работники магазина беспошлинной торговли, если осмотр проводится в магазине, а также другие лица, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур; технический персонал, занятый на погрузочно-разгрузочных работах, при транспортировке, упаковке и других операциях для содействия в проведении осмотра; представители других государственных органов (по решению начальника таможенного органа); необходимые специалисты; понятые.

Чтобы обеспечить контроль за соблюдением режима зоны таможенного контроля, проводят мероприятия, позволяющие отслеживать и оценивать оперативную обстановку. Одним из таких мероприятий является визуальное наблюдение, которое заключается в получении необходимой оперативной информации о поведении и деятельности в зонах таможенного контроля определенных или неизвестных лиц. Визуальное наблюдение проводится также в целях выявления фактов незаконного пересечения таможенной границы физическими лицами с транспортными средствами, участия работников железной дороги, аэродрома, порта, грузчиков в процессе таможенного контроля и хранения несопровождаемого багажа, грузовых и контейнерных упаковок, передачи каких-либо предметов другим лицам и т.д.

Осмотр помещений и территорий как форма таможенного контроля отличается от обследования помещений, зданий, сооружений. В случае оперативно-розыскного характера мероприятий осуществляется оперативный осмотр помещений в целях поиска следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, разыскиваемых преступников, а также получения другой информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Оперативный осмотр регулируется законодательством государств - членов Союза.

 

Таможенная проверка

Вопрос таможенной проверки регламентирован ст. 331 ТК ЕАЭС, Таможенная проверка – это форма таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных настоящим Кодексом, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.

Все большую актуальность приобретают вопросы приведения форм и методов деятельности таможенных органов государств - членов Союза в соответствие с принятыми в мировой практике. В Киотской конвенции провозглашается принцип максимального использования автоматизированных систем, внедрения технологий анализа и управления рисками, включая анализ рисков и выборочный контроль, а также использование последующего контроля или постаудита. Таможенная проверка - это один из основных способов осуществления таможенного контроля, который применяется в большинстве стран.

Таможенная проверка заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с настоящим Кодексом или законодательством государств-членов, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном настоящим Кодексом или законодательством государств-членов.

В условиях действия Союза эта проблема остается актуальной. Смысл применения таможенной проверки заключается в выборочном таможенном контроле. После выпуска товаров выполняется так называемая внешняя проверка непосредственно на предприятии. Таможенная проверка, основанная на системе управления рисками, позволяет с большей степенью вероятности выявить:

- признаки правонарушений, совершенных участниками внешнеэкономической деятельности;

- конкретные, относимые к рисковым, внешнеторговые сделки и совершающих эти сделки участников внешнеэкономической деятельности.

Под проверяемыми лицами следует понимать:

- декларанта;

- таможенного представителя;

- перевозчика, в том числе таможенного перевозчика;

- лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя;

- лицо, осуществляющее временное хранение товаров;

- владельцев магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов;

- уполномоченного экономического оператора;

- иных лиц, напрямую или косвенно участвовавших в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру;

- лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении или пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного TK ЕАЭС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу.

В условиях действия Союза круг лиц, в отношении которых может проводиться таможенная проверка, расширился. Теперь в перечень лиц, ведущих деятельность в области таможенного дела и могущих быть проверяемыми, включены и владельцы магазинов беспошлинной торговли, а также новый субъект таможенных правоотношений. появившийся в ТК ЕАЭС, - уполномоченный экономический оператор.

При таможенной проверке таможенные органы определяют:

1) факт помещения товаров под таможенную процедуру;

2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;

3) соблюдение ограничений в отношении пользования и распоряжения условно выпущенными товарами;

4) соблюдение требований таможенного законодательства Союза и законодательства государств – членов Союза к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела;

5) соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;

6) соблюдение установленных таможенным законодательством Союза и (или) законодательством государств – членов Союза условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров Союза;

7) соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством Союза и (или) законодательством государств членов Союза.

Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с ТК ЕАЭС таможенному контролю теперь могут подвергаться не только непосредственные участники внешнеэкономической деятельности, таможенные органы получили право проводить таможенную проверку получателей (владельцев) товаров, которые формально иногда не являются субъектами таможенных правоотношений, поскольку не выступают непосредственными сторонами внешнеэкономической сделки.

Таможенная проверка проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в порядке, установленном таможенным законодательством Союза и законодательством государств - членов Союза.

В ходе таможенной проверки осуществляются:

- проверка соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

- выявление фактов уклонения от уплаты (неполной уплаты) таможенных платежей, причин и условий, приведших к этому;

- выявление признаков преступлений или административных правонарушений в области таможенного дела, их предупреждение и пресечение;

- определение текущих и перспективных направлений таможенного контроля за деятельностью участников внешнеэкономической деятельности и иных проверяемых лиц путем использования системы анализа и управления рисками, а также анализа эффективности механизмов таможенного контроля;

- создание информационно-аналитической базы результатов таможенных ревизий и формирование на ее основе прогнозов о тенденциях возникновения и развития негативных явлений в таможенном деле (актуализация рисков) для своевременного воздействия на указанные процессы;

- получение, обработка и систематизация информации о деятельности проверяемых лиц в целях устранения недостатков в планировании, организации и проведении таможенного контроля подразделениями таможенных органов.

Таможенной проверке должна предшествовать подготовительная работа, в процессе которой определяется перечень вопросов, подлежащих проверке, при необходимости разрабатывается программа ее проведения. Таможенная проверка может быть камеральной или выездной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: