Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения в системе оказания платных медицинских услуг

 

Необходимость более детального освещения юридических особенностей регламентации оказания платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждения здравоохранения объясняется, прежде всего, социальной значимостью системы государственного здравоохранения. Население страны воспринимает медицинские учреждения, относящиеся к государственной и муниципальной системам здравоохранения, исключительно как учреждения, в которых медицинская помощь оказывается бесплатно. Характерно, что и система обязательного медицинского страхования, действующая в нашей стране с 1993 года, принципиально не изменило традиционное мнение большинства граждан. Учитывая, что сама правомерность оказания платных услуг в медицине рассмотрена в предыдущем параграфе, в общем виде, государственные и муниципальные учреждения здравоохранения для оказания платных медицинских услуг должны:

иметь лицензии на виды деятельности, по которым оказываются платные медицинские услуги;

содержать положения в уставных документах, свидетельствующие о возможности оказания платных медицинских услуг;

получить разрешение вышестоящего органа управления здравоохранением на оказание платных медицинских услуг;

иметь в наличии разработанные типовые формы договоров на оказание платных медицинских услуг;

составить внутриорганизационные документы, определяющие общий порядок оказания платных медицинских услуг (Правила, Положения и т.п.);

вести отдельный статистический и бухгалтерский учет результатов предоставления гражданам платных медицинских услуг;

обеспечить пациентам предоставление доступной информации о перечне видов медицинской помощи, оказываемой в данном учреждении на платной основе, с указанием цен на конкретные услуги.

Для того, чтобы учреждение имело право оказывать платные медицинские услуги, оно должно обладать лицензией на избранный вид деятельности. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями и дополнениями) определяет, что для занятий медицинской деятельностью требуется получение лицензии. Конкретные виды медицинской деятельности, подлежащие лицензированию, определены в Постановлении Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", в соответствии с которым, лицензирование медицинской деятельности осуществляют следующие лицензирующие органы:

а) Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в отношении:

- медицинских и иных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук;

- медицинских и иных организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за исключением медицинских организаций, находящихся по состоянию на 1 января 2011 г. в муниципальной собственности, - по 31 декабря 2012 г. включительно;

- медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи;

б) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении:

- медицинских и иных организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и находящихся по состоянию на 1 января 2011 г. в муниципальной собственности, медицинских и иных организаций муниципальной и частной систем здравоохранения, за исключением медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, - по 31 декабря 2012 г. включительно;

- медицинских и иных организаций, за исключением подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, а также медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, - с 1 января 2013 г.;

- индивидуальных предпринимателей.

Требования, предъявляемые к государственному или муниципальному учреждению здравоохранения для получения лицензии являются:

а) наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям;

б) наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке;

в) наличие:

у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье";

у руководителя организации, входящей в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, или его заместителя, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы";

у руководителя структурного подразделения медицинской организации, осуществляющего медицинскую деятельность, - высшего профессионального образования, послевузовского (для специалистов с медицинским образованием) и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием);

у индивидуального предпринимателя - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста, а при намерении осуществлять доврачебную помощь - среднего медицинского образования и сертификата специалиста по соответствующей специальности;

г) наличие у лиц, указанных в подпункте "в", стажа работы по специальности:

не менее 5 лет - при наличии высшего медицинского образования;

не менее 3 лет - при наличии среднего медицинского образования;

д) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием);

е) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности;

ж) соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии - юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций;

з) соответствие соискателя лицензии - юридического лица:

намеренного выполнять заявленные работы (услуги) по обращению донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, - требованиям, установленным статьей 13 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов";

намеренного выполнять заявленные работы (услуги) по трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, - требованиям, установленным статьей 4 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека";

намеренного осуществлять медико-социальную экспертизу, - требованиям, установленным статьей 60 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статьей 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" требованиям, касающимся организационно-правовой формы юридического лица;

и) наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

5. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также:

а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи;

б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

в) соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг;

г) повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет.

Конкретные виды медицинской деятельности, подлежащие лицензированию, содержатся в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10 мая 2007 г. N 323 "Об утверждении Порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи" (с изменениями от 23 января 2009 г.)

Относительно необходимости получения специального разрешения органа управления здравоохранением, как необходимого фактора возможности оказания платных медицинских услуг, на сегодняшний день нет разъясняющих документов, позволяющих отразить механизм получения такого разрешения. Постановление Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27, которое ввело в действие Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, в п. 4 определяет, что "государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением".

Общеправовые принципы в сочетании с особенностями юридической регламентации медицинской деятельности, позволяют выделить следующие условия, при наличии которых орган управления здравоохранения обязан выдать разрешение лечебно-профилактическому учреждению на оказание платных медицинских услуг:

1. Наличие лицензии на осуществление тех видов медицинской деятельности, которые планируется оказывать на платной основе.

2. Наличие записи о праве оказания платных медицинских услуг в уставных документах медицинского учреждения.

3. Перечень медицинских услуг, которые в медицинском учреждении планируется осуществлять на платной основе.

4. Прейскурант на платные медицинские услуги, составленный в соответствии с руководящими документами медицинского учреждения.

5. Приказ руководителя медицинского учреждения, утверждающий Положение о подразделении по оказанию платных медицинских услуг.

6. Типовой договор между медицинским учреждением и пациентом на оказание платных медицинских услуг.

Заявление руководителя медицинского учреждения на имя руководителя органа управления здравоохранением с приложением перечисленных выше документов должно быть рассмотрено и удовлетворено, если формальных оснований для отказа в выдаче разрешения на оказание платных медицинских услуг нет. Следует отметить, что отсутствие в руководящих документах Министерства здравоохранения и социального развития РФ положений, регламентирующих порядок выдачи указанных разрешений, предусматривает возможность разработки таких положений в рамках субъектов Российской Федерации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: