Общая характеристика речевых умений. Требования к речи учащихся

Развитие речи. Основные направления работы. Формирование речевых умений как задача речевой работы. Развитие мышления - основа речевых упражнений.

Речь - это использование средств языка с целью общения.

Язык - это система средств для общения.

Цель развития речи учащихся - повышение уровня владения русским языком, формирование умения строить эффективное общение.

Задачи развития речи:

1. Усвоение учащимися языковых норм (усвоение правильных вариантов использования единиц языка).

2. Усвоение учащимися навыков чтения и письма.

3. Совершенствование культуры речи учащихся.

Развитие речи предполагает формирование следующих умений:

1) умение ориентироваться в ситуации общения;

2) умение планировать содержание сообщения;

3) умение формулировать собственные мысли и понимать чужие;

4) умение осуществлять контроль за своей речью, за восприятием её собеседника и за пониманием.

Основные направления работы:

1. Работа над словом.

· Показ картинки или предмета, называние предмета.

· Словарные игры (скороговорки, считалки, потешки).

· Беседа, рассказ.

· Новые слова включаются в предложения, читаются, подвергаются звуковому анализу.

· Уделяется большое внимание значению слов. Значение слова рассматривается в контексте.

 

2. Работа над словосочетанием или предложением.

Задачи этой работы:

· Осознание предложения как самостоятельной единицей речи. (Выделение предложений в устной речи, составление и чтение предложений).

· Переход от односложных высказываний к высказываниям развёрнутым.

· Установление связи между словами в предложениях и в словосочетаниях (Для этого можно предложить вопросы от одного слова к другому).

Построение предложений проводится на основе образцов. Образцами служат читаемые тексты, вопросы, речь учителя. Работая над предложениями учащиеся усваивают понятия «полный ответ», «краткий ответ». Полный ответ необходим при анализе фактов языка (звуков, слов). Краткий ответ возможен в живой беседе.

3. Работа над связной речью.

· Пересказ прочитанного, рассказ по наблюдению, по воспоминаниям на основе воображения.

· Выразительное чтение стихотворений, загадывание и отгадывание загадок, чтение скороговорок, рассказывание сказок.

· Полные ответы учащихся по анализу фактов языка.

Начинать работу над связной речью надо с картинок. Лучше всего подойдут сюжетные картинки, для организации работы используются вопросы. Они служат планом для рассказа: когда? где? кто? что?

По вопросам составляются предложения, составленные предложения обсуждаются, выбираются самые лучшие, устраняются ошибки, повторы, персонажи получают имена, определяется время года, определяется конкретное место развития событий.

§ Для развития связной речи используется пересказ: он обогащает словарный запас, учит строить связные высказывания.

§ Для развития связной речи используются деформированные тексты: это такие тексты, в которых нарушен специально порядок следования предложений и учащимся предлагается восстановить этот порядок.

 

4. Произносительная работа – работа над дикцией – умением образовывать все звуки родного языка и использовать их, работа над орфоэпией, над выразительностью речи.

Развитие мышления - основа речевых упражнений

Речь неотрывна от мышления, развивается на основе мышле­ния, поскольку с ее помощью оформляется, реализуется мысль.

Разрабатывая речевые упражнения, ориентируются на опреде­ленные умственные операции: анализ, синтез, выделение признаков, обобщение, конкретизацию и т.д.

Лучшим материалом для выработки логических умений явля­ются природа, деятельность людей, учебный материал и т.п. Для развития же речи очень полезен вопрос учителя, требующий дока­зательств и раскрытия причинно-следственных отношений: «Поче­му?».

Важнейший источник речевых упражнений — сама жизнь, все то, что окружает детей. В связи с этим особенно ценно организо­ванное наблюдение. Материал, собранный в наблюдениях, исполь­зуется для словарных упражнений и для составления предложений, рассказов, сочинений. Соединение материала наблюдений и мате­риала, почерпнутого из книг, служит средством развития мышле­ния и речи.

Наблюдение часто предполагает выделение существенных и несущественных признаков. В тренировочных целях учащимся предлагается указывать признаки предметов, связанные с размером, цветом, формой, весом, способом передвижения или использования и пр.

Приведем примеры упражнений, направленных на выделение признаков.

1. Что можно сказать о форме, цвете, вкусе арбуза?

2. Укажите признаки солнца, луны, звезды, лампы. Укажите их общий признак.

3. Укажите предметы, про которые можно сказать одновременно: мягкий, теплый, пушистый; высокий, стройный, красивый.

4. О ком (или о чем) можно сказать: высокий — низкий, белый — черный, едят — пьют?

5. Назовите общие признаки: вороны и скворца; весны и осени; стола и стула.

6. Укажите несколько признаков какого-либо предмета. Какой из них самый главный?

Общая характеристика речевых умений. Требования к речи учащихся.

Речевые умения – умения создать текст и использовать его в целях общения.

Требования к речи учащихся:

1. Содержательность речи – речь должна передавать определенное содержание, для этого она должна быть обдуманной, построенной на знании фактов, на наблюдениях.

2. Логичность речи – последовательность и непротиворечивость в изложении содержания речи; предполагает обоснованность выводов, умение начать и завершить высказывание; логичность нарушается если текст не поделен на абзацы и автор плохо знает предмет речи.

3. Точность речи – соответствие содержания речи действительности и оптимальный выбор языковых средств для передачи содержания речи; точность нарушается если содержание речи не соответствует действительности.

Пример: Зайцы живут на деревьях. Ананасы растут на дереве.

Он родился в нормальной семье (обычной). На площади построили памятник (воздвигли).

4. Ясность речи – доступность для понимания содержания речи; для доступности речи необходимо:

1) учитывать возможности, интересы слушателей/ читателей;

2) использовать предложение, состоящее из 7-8 слов;

3) не перегружать речь цитатами и терминами, средствами создания выразительности.

5. Выразительность речи – способность речи воздействовать на все стороны сознания слушателей/ читателей, способствовать появлению художественных образов; выразительность в уст. речи обеспечивается повышением/ понижением тона, паузами, логическим ударением, дикцией, в письм. речи – выбором слов (самостоятельность в выборе слов), построением фраз, отбором излагаемых фактов.

6. Правильность речи – ее соответствие языковым нормам – орфографическим, пунктуационным, орфоэпическим (нет в письм. речи), лексическим, словообразовательным, морфологическим, синтаксическим.

Вывод: Для развития речи учащихся в методике используется жанрово-стилевой подход, т.е. развивают не речь вообще, а художественную, научную, деловую, разговорную, в процессе работы над разными жанрами (сочинение, рассказ, стихотворение, сказка, пересказ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: