Тема № 14. Конституционное право Великобритании

Парламент Великобритании. Институт народного представительства, под которым мы понимаем сегодня институт представительной демократии, форму реализации народного суверенитета, в рамках которой народ как верховный суверен в ходе свободных выборов передает мандат на управление делами государства своим представителям, призванным выражать его интересы в процессе осуществления своей деятельности в коллегиальном законодательном органе государственной власти – Парламенте, свое начало берет в Великобритании. Парламент Великобритании возник и вырос из совета думцев – витенагемота, состоявшего в первобытный период исторической жизни Великобритании из знатных людей страны, которые призывались английским королем для обсуждения наиболее серьезных дел государства. В 1264 г. граф Симон де Монфор предписал шерифам (высшим чиновникам) графств, на которые административно делилась Англия, присылать в созванный им впервые Парламент по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от каждого города.  Это решение положило основу для создания общенационального представительного органа – парламента, который сегодня в строгом юридическом смысле состоит из трех частей: Короля, Палаты лордов, Палаты общин. Необходимо также подчеркнуть, что термин «парламент» употребляют для обозначения обеих палат Парламента, но чаще всего под Парламентом подразумевают его основную часть – Палату общин. Одна из важнейших особенностей Парламента заключается также в том, что одна из его палат — Палата лордов формируется по наследству, иными словами, на невыборной основе. Членство в ней обусловлено получением дворянского титула, дающего право быть ее членом.  Традиционно в Палате лордов существует четыре вида членства: 1) духовные лорды (архиепископы Йоркский и Кентерберийский и епископы англиканской церкви); 2) судебные лорды (назначенные в Палату бывшие и действительные высшие судебные чины для оказания квалифицированной помощи при решении судебных дел);  3) наследственные пэры; 4) пожизненные пэры (получившие титул и место в Палате за выдающиеся заслуги перед Короной), они не имеют права передавать свой титул по наследству. Мажоритарная избирательная система, успешно применяющаяся на выборах депутатов Палаты общин  Парламента Великобритании на протяжении многих столетий, таким образом, способствовала становлению и развитию двухпартийной политической системы, при которой реальный шанс стать членом нижней палаты Парламента получают исключительно представители конкретных политических партий, а лидер одной из двух ведущих партий, победившей на парламентских выборах, становится Премьер-министром Соединенного Королевства. Британский Парламент как орган народного представительства играет исключительно важную роль в деле сохранения и укрепления внутриполитической стабильности, а также социально-экономического развития Великобритании, выполняя вполне конкретные функции. Наиболее важной в деятельности Парламента является его законодательная функция, которая превратила Палату общин в место ведения широкой политической дискуссии по основным вопросам развития общества и государства. Не меньшее значение занимает функция представительства политических интересов подданных британской короны. Кроме этого, Палата общин обладает столь существенными контрольными полномочиями, что может инициировать не только проведение парламентских расследований, но и осуществлять постоянный контроль над политикой, проводимой кабинетом министров в целом, и деятельностью конкретных министров в частности. Наконец, немаловажной функцией Палаты общин Великобритании является постоянная работа депутатов в округах, население которых доверило им мандат на представление своих интересов в Парламенте.

Судебная система Великобритании, наиболее хаотично построенная судебная система – английская, сохранившая немало анахронизмов, мало понятных современному человеку с континентальной части Европы. В Англии отсутствует единая судебная система в европейском понимании. Над судами «нет, да и, по сути, никогда не было единого административного центра...»; «суды, рассматривающие гражданские и уголовные дела, несколько различаются, т.е. это разные суды». Причем в рамках каждой ветви – гражданской и уголовной – «суды подразделяются на суды первого звена и суды второго, апелляционного звена». Основные звенья судебной системы: мировые (магистратские) суды и суды графств, Высокий суд, Суд Короны, Апелляционный суд, верховный суд. в системе уголовного судопроизводства нижней ступенью являются мировые (магистратские) суды, функции которых были впервые определены во времена правления Эдуарда III (XIV в.) и которые рассматривают до 98 % всех уголовных дел в Англии и Уэльсе. В целях облегчения работы вышестоящего Суда Короны компетенция магистратских судов в соответствии с законами 1997 и 2003 гг. значительно расширена. Эти суды заседают в количестве от двух до семи членов и имеют право направить правонарушителя в тюрьму сроком до шести месяцев или наложить штраф до 1 тыс. ф. ст. Если правонарушитель обвиняется в двух и более правонарушениях, этот срок может быть увеличен до 12 месяцев. Главное звено уголовного судопроизводства – Суд короны, созданный в соответствии с законом 1971 г. и состоящий 93 судебных присутствий во всех крупных городах Англии и Уэльса. При этом считается, что Суд Короны, несмотря на свою территориальную разбросанность, выступает как единый орган. Главной апелляционной инстанцией как в уголовном, так и в гражданском судопроизводстве выступает Отделение по уголовным делам Апелляционного суда, институированное в 1966 г. Здесь ежегодно рассматривается до семи тысяч дел, причем они касаются как вопросов права, назначения наказания. Апелляционный суд при этом не рассматривает дело по существу. Высшей апелляционной инстанцией в стране является Верховный суд Великобритании. Хотя формально самой нижней ступенью гражданского судопроизводства являются мировые (магистратские) суды, которые обладают двойной юрисдикцией (уголовной и гражданско-правовой), фактически большинство гражданских дел рассматривается в судах графств, чья территориальная юрисдикция не совпадает с границами графств. Объединяемые в окружные суды (их около 60), эти суды графств включают по крайней мере одного судью, регистратора, солиситора и технический персонал. В слушаниях дел судья заседает один (коллегия присяжных в составе восьми членов приглашается крайне редко). Дела «ценой» менее 500 ф. ст. рассматривает, как правило, регистратор. В сферу компетенции судов графств при определенном минимальном объеме ущерба входят следующие категории дел:     иски в связи с нарушением контракта, иски по поводу земель, приносящих доход, иски, связанные с доверительным управлением собственностью, закладом имущества, дела о наследстве, дела, связанные с усыновлением и установлением опеки. Следующей инстанцией является Высокий суд правосудия, созданный в соответствии с актом 1873 г. для консолидации деятельности многочисленных высших судов. Он имеет три отделения: Палату королевской скамьи, Палату по делам справедливости, Палату по семейным делам. В его состав входят 75 судей и многочисленный технический персонал. Специализированной апелляционной инстанцией выступает Апелляционный суд (отделение по гражданским делам): Первоначально сюда допускались только дела, прошедшие через Высокий суд, но после 1934 г. сюда допускаются дела и из судов графств. Кроме того, здесь рассматриваются дела из специализированных судебных органов (трибуналов по трудовым, земельным, транспортным спорам). Самой высокой инстанцией, как и в уголовном судопроизводстве, является Верховный суд. Правом выдвижения в состав Суда обладает только премьер-министр, назначение осуществляет монарх, а подбором кандидатуры занимается специальный комитет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: