Тема № 17. Конституционное право КНР

Становление конституционного права КНР. С тех пор, как возникло право, проблемы источников его образования, форм его организации и существования постоянно привлекают к себе повышенное внимание исследователей-теоретиков права. Китай не имеет необычных источников права, они стандартные, однако имеют ряд своих особенностей. В частности, хотелось бы отметить, что для социалистического Китая свойственен один нетрадиционный для многих других правовых систем источник права - корпоративные нормы, которые безусловно имеют место быть в правовой системе данного государства и оказывают немалое влияние на развитие и функционирование как позитивного права, так и правовой системы в целом. Классификации источников права КНР: закон и подзаконные нормативно-правовые акты,     корпоративные нормы, правовой обычай. Еще в Древнем и Средневековом Китае основным источником права был закон. Данная тенденция сохраняется в современной КНР, при этом стоит отметить, что быстрый рост законодательного массива является отличительной чертой современной китайской правовой системы. Важным этапом в развитии китайского законодательства стало принятие Конституции 1982 г., которая в полной мере утвердила социалистический правовой и государственный уклад КНР. Основную массу источников права в КНР составляют законы, постановления Госсовета, распоряжения, инструкции и положения министерств и ведомств, других центральных органов. Хотелось бы отметить, что период после 1978 г. характеризуется формированием в КНР качественно новой системы законодательства. Это потребовало не только развития традиционных отраслей права: государственного, административного, уголовного, гражданского. Но и создания новых для китайского общества: природоохранного, морского, патентного и др. Одна из тенденций современного правового развития КНР – постепенная замена ранее принятых законов новыми редакциями, которые существенным образом меняют их содержание и во многих случаях могут рассматриваться как новые нормативно – правовые акты. Учитывая многие факторы политической жизни Китая, социалистический строй и коммунистический менталитет народа страны, а самое главное – бесспорное политическое и идеологическое воздействие на политику и сознание народа КНР, можно утверждать, что наравне с законами и иными актами органов государственной власти, директивную роль в Китае играют нормативные решения компартии. Такие акты (решения, постановления) определяют нормативное регулирование в стране, прежде всего политических отношений. В завершении, хотелось остановиться на, пожалуй, самом древнем в Китае источнике – правовом обычае. Восприятие правового обычая как основополагающего по своей значимости первичного источника права в значительной степени сохраняется в настоящее время для правовой системы Китая. Несмотря на видимые позитивные сдвиги при переходе от правового нигилизма к созданию основ правовой системы, китайские юристы отмечают существенные пробелы в этой работе. В правосознании превалирующее положение по-прежнему занимает обычное право, т.е. система норм или правил поведения, основывающихся на обычае. Члены китайского общества веками не верили в силу писанного закона, опираясь на традиции. Традиционное нежелание руководствоваться нормами права и соблюдать законы ведет к сочетанию писаных законов с традиционным правом, обычаем. Хотелось бы отметить, что говоря об источниках права в Китае, необходимо заметить, что формальными источниками права являются, безусловно, законы, но все же общественная масса в своем большинстве придерживается больше обычаев, традиций и в силу идеологических убеждений – корпоративных норм, являющихся по сути неформальными лидерами в системе источников права Китая. Однако это не означает, что законы не играют никакой роли в КНР, напротив современный Китай вышел на новый уровень, где право начинает приобретать вес в регулировании общественных отношений.

Судебная система КНР. Судебные органы КНР играют весьма важную роль в обеспечении работы всего государственного аппарата. Судебные органы КНР строятся в соответствии с функциями данного государства, поскольку в них заложена и отражена воля соответствующих социальных групп, что составляет суть государственной власти. С этой точки зрения государственная власть выступает как нечто единое, ибо в ней непосредственно и наиболее полно выражена господствующая в обществе социальная воля. В Китае существуют общие и специальные суды. Общие: Верховный народный суд,        местные народные суды 3-х ступеней: высшей, средней, низовой. Специальные суды – это военные суды, но могут быть образованы и другие специальные суды, что было довольно часто во время «культурной революции». Судебные органы выполняют главным образом карательную функцию, а так же призваны участвовать в перевоспитании лиц, совершивших преступления и проступки. Верховный народный суд формируется высшими органами государственной власти. Полномочия Верховного народного суда включают: 1. Рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции, входящих в компетенцию Верховного народного суда согласно закону и законодательным актам, а также подсудным ему, по мнению самого суда; рассмотрение апелляционных жалоб и протестов на приговоры и решения народных судов высшей ступени и специализированных народных судов; рассмотрение протестов Верховной народной прокуратуры в соответствии с процедурой надзора над судопроизводством. Право санкционирования смертной казни. Надзор за народными судами различных уровней и специализированными народными судами. Право истребования или направления нижестоящему народному суду на пересмотр уже вступивших в силу приговоров и решений народных судов различных уровней, в случаях судебной ошибки. Право санкционирования квалификации преступления в случае, если оно не подпадает под категории, предусмотренные в Уголовном кодексе. Право давать разъяснения по вопросам судебной практики. В состав Верховного народного суда входят: Председатель, заместители Председателя, Председатели Палат Верховного народного суда, их заместители, судьи. Верховный народный суд учреждает: Палату по уголовным делам, Палату по гражданским делам, Палату по экономическим делам, Палату по административным делам, другие палаты, учреждаемые в случае необходимости. Низовое звено местных народных судов формируется гражданами путем выборов, другие местные суды избираются местными органами. Судьи местных судов, как и судьи Верховного народного суда, также не пользуются несменяемостью и независимостью: они несут ответственность перед местными представительными органами и их постоянными комитетами. Народные суды низового звена в Китае включают:  уездные и городские народные суды, народные суды автономных уездов и районные суды городов. Народные суды среднего звена включают: народные суды округов внутри провинций и автономных районов, суды, учрежденные внутри городов центрального подчинения, народные суды городов провинциального подчинения и районного подчинения национальных автономий, а также народные суды автономных округов. Высшие народные суды включают: провинциальные высшие народные суды, высшие народные суды автономных районов и городов центрального подчинения. Специализированные народные суды являются составной частью единой судебной системы – института народных судов, вместе с местными народными судами различных уровней они осуществляют судебную власть государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: