Тема № 15. Конституционное право Испании

Источники конституционного права Испании. Правовая система Испании входит в романо-германскую правовую семью. Основы современной буржуазной правовой системы сложились главным образом в XIX в., когда после освобождения страны от французской оккупации на протяжении нескольких десятилетий были приняты кодексы законов по отдельным отраслям права. В этих кодексах отразилось влияние права Франции и отчасти других европейских стран, опередивших Испанию в капиталистическом развитии, а также некоторых латиноамериканских государств - бывших испанских колоний. Основным источником права являются законодательные и иные нормативные правовые акты, иерархию которых составляет: Конституция,       органические и обычные законы парламента, декреты Короля (фактически Совета министров), подзаконные акты органов государственного управления. Правовой системе Испании известны институты делегированного и срочного законодательства. Акты, издаваемые правительством на основе делегирования законодательных полномочий, называются «законодательными декретами». В чрезвычайных и срочных случаях Правительство вправе издавать временные законодательные акты в виде декретов-законов. Конституция 1978 г. предусматривает, что наряду с законами, принимаемыми Генеральными кортесами, могут издаваться, даже по вопросам, отнесенным к ведению государства, законодательные акты автономных областей. Согласно Конституции (ст. 96) международные договоры, заключенные в соответствии с установленными требованиями, становятся после их публикации в Испании составной частью внутреннего законодательства. Их положения могут быть отменены, изменены или приостановлены только в порядке, определенном в самих договорах, или в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Глава государства. Правительство Испании. Глава государства - Король, являющийся, согласно Конституции, символом государственного единства и постоянства, «гарантом правильного функционирования государственных институтов». Достаточно обширные полномочия Короля могут быть осуществлены им только с контрасигнации Председателя Правительства или соответствующего министра.

К их числу относятся: санкционирование и промульгация законов, созыв и роспуск Генеральных кортесов, объявление всеобщих выборов, назначение и увольнение членов Правительства. Король: является верховным главнокомандующим, осуществляет право помилования, представляет страну в международных отношениях. Что касается его отношений с парламентом, то здесь нужно отметить следующее. Король не обладает даже таким традиционным для главы государства правом, как право вето. Статья 91 Конституции закрепляет, что «в течение 15 дней после одобрения Генеральными кортесами законопроекты утверждаются Королем». Король может назначить референдум, но только по предложению Председателя Правительства, одобренному Конгрессом депутатов. После предварительного совещания с представителями политических партий в парламенте Король предлагает Конгрессу депутатов кандидатуру главы Правительства. Эта кандидатура должна быть одобрена председателем Конгресса. Члены Правительства назначаются и увольняются Королем по предложению главы Правительства. Правительство - Совет министров осуществляет исполнительную власть. Оно состоит из: председателя, его заместителей, министров и других членов. Кандидатуру председателя предлагает Король и одобряют Кортесы. Остальные члены Правительства назначаются и увольняются Королем по предложению Председателя Правительства. Председатель руководит деятельностью Правительства и несет за нее ответственность. Согласно Конституции Правительство осуществляет руководство «внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной страны». Правительство ответственно перед Кортесами за свою деятельность. Парламентский контроль за деятельностью Правительства выражается в форме: интерпелляции (запросов) и вопросов к членам Правительства, резолюции порицания, проверки деятельности Правительства следственными комиссиями парламента. При утрате парламентского доверия Правительство должно подать в отставку. Его отставка предусмотрена и в случае ухода в отставку или смерти Председателя Правительства. Высшим консультативным органом Правительства, согласно ст. 107 Конституции, является Государственный совет, статус которого регулируется Органическим законом о Государственном совете 1980 г.

Судебная система Испании. Испанская судебная система является национальной, но с сильной региональной и местной организацией. Менее 50 % судебных должностей приходятся на национальный уровень». Низшее звено формируют мировые суды, занимающиеся малозначимыми гражданскими и уголовными делами. Над ними возвышаются суды первой инстанции с гражданской юрисдикцией и суды по уголовным делам. В каждой из 50 провинций созданы высшие провинциальные суды, а вот высшие территориальные суды учреждены в 15 судебных органах, которые не соответствуют делению стран на автономные области. До судов общенациональных доходит крайне незначительное число дел. В известном смысле французским аналогом высшего органа правосудия является Верховный трибунал юстиции в составе шести палат, рассматривающих по первой инстанции гражданские и уголовные дела: прежде всего против высших чиновников и судей,       жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов, жалобы по административным спорам, трудовым конфликтам. В составе каждой из палат – 10-12 членов и председатель. Суды присяжных были введены в Испании в 1888 г. для рассмотрения тяжких уголовных преступлений, но в период диктатуры Примо де Риверо и Франко они были отменены. В 1995 г. они были восстановлены прежде всего для судов второго уровня и для дел о преступлениях против: личности, чести, свободы, безопасности человека, о должностных преступлениях, поджоге. Использование жюри присяжных является обязательным, а не носит факультативный характер. Оно состоит из девяти народных представителей, двух запасных членов, судьи. В целом в Испании за последние три-четыре десятилетия кардинально изменилась правовая жизнь, а вместе с ней и менталитет общества. На фоне изменяющейся экономической ситуации возникают и новые институты правосудия, в частности хозяйственно-административные трибуналы. Центральный хозяйственно-административный трибунал «рассматривает: по первой инстанции финансовые споры на крупные суммы и жалобы на постановления Министерства экономики и других центральных учреждений,  а по второй инстанции – жалобы на постановления нижестоящих судов – хозяйственно-административных трибуналов региональных автономных объединений и соответствующих трибуналов провинций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: