Тема 4. Философия Средневековья и Возрождения

Учебно-методическое пособие

«Философия. Материалы для самостоятельной работы студентов

(по модульной системе обучения)»

Для всех направлений подготовки

 

 

                                                          Череповец, 2015   
Рассмотрено на заседании кафедры истории и философии, протокол № 5 от 29.01.2015

Одобрено на заседании учебно-методической комиссии Гуманитарного института ЧГУ, протокол №  от

 

Составители: О.В.Смирнова, кандидат философских наук, профессор

              С.С. Касаткина, кандидат философских наук, доцент

              Ю.Л. Балюшина, кандидат философских наук

 

Рецензенты: А.В. Седов, кандидат филологических наук, доцент,

                 А.А. Мехова, кандидат исторических наук, доцент

 

Научный редактор: А.Н.Егоров, доктор исторических наук, профессор

 

 

© Смирнова О.В., 2015

© Касаткина С.С., 2015

© Балюшина Ю.Л., 2015

© ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», 2015


ВВЕДЕНИЕ

 

Дисциплина «Философия» представляет собой фундаментальный базовый курс, который посвящён изучению фундаментальных основ мироустройства. При этом существенно, что философское мышление составляет теоретический фундамент не только социально – гуманитарного, но и естественнонаучного, технического образования.

Поскольку философия является формой духовной деятельности, направленной не решение конкретных мировоззренческих вопросов, формирование целостной картины мира, осмысление смысложизненных ценностей, то она играет немаловажную роль в современном быстро меняющемся обществе, находящемся под влиянием различных кризисных ситуаций. Сегодня задачи философского образования в вузе особенно актуальны: обостряющиеся кризисы в экологии, экономике, политике и других сферах человеческого бытия побуждают искать новые формы разумной деятельности и научно–технического развития, новые ценностные ориентиры. Именно на это и направлена философская рефлексия, выявляющая и исследующая условия мышления, нравственности, веры, границы свободы и ответственности, самоопределения человека в мире.

Изучение курса философии осуществляется на основе положений ФГОС ВПО и в соответствии с учебным планом. Освоение дисциплины «Философия» основывается на знаниях, полученных обучаемыми при среднем образовании (история, обществознание, литература), закрепляет и развивает знания, приобретенные при изучении социологии, культурологи и истории. 

Пособие содержит тематический план семинарских занятий, вопросы для подготовки к практическим занятиям, рекомендации по выбору литературы и самостоятельной подготовке к занятиям, вопросы к экзамену.





МОДУЛЬ 1.

ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ.

 

Целями изучения модуля являются:

1. формирование представления о предмете философии и через историю философской мысли;

2. формирование развитой мировоззренческой культуры как основы самосознания, самоопределения и самореализации личности и бакалавра.

 

Основные задачи модуля:

1. Формирование понимания, смысла и значения философских категорий, сформировавшихся в процессе развития философской мысли.

2. Усвоение основных принципов и методов философского мышления: диалектика, релятивность, плюрализм, детерминизм.

3. Овладение умением ориентироваться в работе с теоретическими источниками с целью их использования в общественной жизни и профессиональной деятельности; умение давать наиболее адекватную оценку социальным феноменам с точки зрения различных способов философствования.

 

В результате освоения модуля выпускник должен:

Знать: основные особенности развития философской мысли, традиции философского освоения действительности, важнейшие школы, категории и течения философской мысли.

Уметь: выражать и обосновывать личную позицию по вопросам, касающимся целостного отношения к миру, а также по вопросам гражданской и личностной позиции; некритически воспринимать культурные различия; свободно оперировать философскими понятиями; применять философскую методологию в процессе познания окружающего мира и осуществлении профессиональной деятельности.

Владеть: навыками анализа, обобщения различных социально-гуманитарных феноменов; навыками анализа окружающей действительности, целей и результатов профессиональной деятельности с философских позиций; ведения аргументированной дискуссии; командного решения поставленных задач с философской точки зрения.

 

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ.

 

Тема 1. Введение в философию.

Понятие философии. Предпосылки возникновения философского осмысления мира. Структура философского знания. Функции философии. Методология философского знания. Основной вопрос философии. Понятие, структура и исторические формы мировоззрения. Взаимосвязь философии с другими науками. Значение философии в жизни человека и общества. Философское осмысление проблемы соотношения мира и человека.

 

Тема 2. Философия Древнего Востока.

Особенности культуры Древней Индии. Особенности культуры Древнего Китая. Истоки философского мышления. Веды и ведическая литература. Ортодоксальные философские школы Древней Индии (санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса, веданта). Неортодоксальные философские школы Древней Индии (адживика, чарвака (локаята), джайнизм, буддизм). Классические книги китайской образованности. Натурфилософская школа (инь-ян цзя). Конфуцианство. Моизм (мо-цзя). Школа имен (мин-цзя). Легизм (школа законников). Даосизм (дао дэ цзя).

Тема 3. Философия Античности.

Натуралистический период развития античной философии (милетская, элейская, пифагорейская школя, античный атомизм). Классический период античной философии (софисты, Сократ, философские системы Платона и Аристотеля). Эллинистический этап развития античной философии (кинизм, стоицизм, скептицизм, эпикуреизм).

 

Тема 4. Философия Средневековья и Возрождения.

Основные принципы средневековой философии (теоцентризм, креационизм, провиденциализм). Периодизация средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика. Основные положения учения Августина Блаженного: «О Граде Божьем», проблемы человека, свободы выбора, вечности и времени. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики. Доказательства бытия Бога. Спор об универсалиях: реализм, номинализм и концептуализм. Особенности и основные принципы философии ренессанса (антропоцентризм, гуманизм, пантеизм). Раннее возрождение (Данте Алигьери, Франческо Петрарка), позднее возрождение (Мишель Монтень, Джордано Бруно, Галилео Галилей), высокое возрождение (Николай Кузанский, Пико дела Мирандола).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: