double arrow

Методические рекомендации

 

Для всестороннего овладения темой необходимо обратить внимание на истоки философских идей древних индусов: непосредственной основой многих философских систем Древней Индии явилась ведическая литература и связанная с ней религия – брахманизм. В настоящее время известны 4 веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Адхарваведа. Веды являются одним из самых древних письменных памятников человеческой мысли. Они представляют собой собрание изречений, религиозных гимнов, жертвенных песен и заклинаний. Многие из них имеют философский характер. К каждой Веде примыкают несколько сочинений, появившихся позднее. Во-первых, это Брахманы (сборники ритуальных текстов); во-вторых, Араньяки (наставления для отшельников); в-третьих, Упанишады (философские объяснения Вед).

Следует учесть, что развитие философских школ Древней Индии тесно связано с эволюцией религиозного мировоззрения индийцев.

Особенно важным аспектом древнеиндийской философии является включенность человека и его души в колесо сансары и само мироздание. Необходимо отметить, что согласно ведической литературе, причиной мироздания является Брахман, понимаемый сначала чисто религиозно – как личностное божество, а позже философски – как высшее Абсолютное начало объективной реальности. Мироздание состоит из трех миров – земного и высших божественных. Человек – есть творение богов и часть природы. Он наделен атманом – духовным началом субъективного характера, которое является основой его бессмертной души. Душа включена в круговорот постоянных перевоплощений (колесо сансары), которые определяются кармой (законом воздаяния). Бытие в земном мире отягчается негативной кармой, ведущей к страданиям. Преодоление негативной кармы и достижение мокши (освобождения) считаются высшими целями религиозной практики.

В науке наиболее распространена следующая периодизация древнеиндийской философии, на которую следует опираться при подготовке к практическому занятию по теме:

1. Ведический период (глубокая древность – VI-V вв. до н.э.): формирование ведической литературы, развитие мифологических религиозных и предфилософских учений.

2. Классический период (VI-V вв. до н.э. – V в. н.э.): развитие важнейших школ древнеиндийской философии.

3. Постклассический период (V в. н.э. – XVIII в.): анализ, дальнейшая разработка, комментирование классических учений.

4. Период неоиндуизма (по наст.вр.): возрождение классических и возникновение новых философских учений.

Нудно знать, что начало индийской философии принято относить к VI в. до н.э. Школы индийской философии по критерию отношения к ведической традиции принято разделять на 2 группы: ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика).

Ортодоксальные школы признают авторитет Вед, существование Бога, бессмертие души, жизнь после смерти, колесо сансары. К ним относят следующие: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса, веданта. Все названные школы имеют идеалистическую направленность.

Неортодоксальные школы не признают авторитета Вед. Это: адживика, чарвака (локаята), имеющие материалистическую направленность; джайнизм, буддизм, критически насторенные к ритуальности и обрядности ведических практик.

Значительное внимание следует уделить выявлению общих черт философии Древней Индии:

1. Толерантное сосуществование множества различных школ и течений.

2. Преобладание духовной проблематики, тесная связь с религией.

3. Философия имеет практический характер.

4. Высшая цель жизни человека – освобождение от материальных оков земного мира.

5. Все школы (за исключением чарваки) убеждены в существовании высшей упорядоченности и справедливости.

6. Незнание оценивается как причина страданий. Освобождение от них возможно через постижение высшего знания о реальности.

7. Отсутствует противопоставление Бога и человека.

8. Идеалистическая направленность (исключение – чарвака).

9. Умозрительность, тяготение к субъективизму.

10. Приверженность традиции, традиционность.

 

Важно знать, что философия Древнего Китая базировалась на мощных культурных традициях. Основанием китайской философии явилась совокупность предфилософской литературы – «Пятикнижие» («Книга песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов», летопись).

При подготовке к практическому занятию следует рассмотреть основные темы древнекитайской философии:

1. Проблема происхождения зла: от Бога или от человека.

2. Проблема первоначала мира. Решается с позиций натурализма: существует пять первоначал – вода, огонь, дерево, металл, земля и пять явлений природы – дождь, солнечный свет, жара, холод, ветер.

3. Существование диалектических противоположностей: ян и инь.

4. Существование дао – естественного хода вещей и безличного мирового закона, властвующего над миром.

5. Обоснование ритуала (ли) как основного принципа жизнеустройства.

6. Объяснение происхождения человека от сверхъестественного божественного прародителя Паньгу.

Так же следует исходить из следующей распространенной периодизации древнекитайской философии:

1. Период древней китайской философии (XI-III вв. до н.э.): формирование мифологической и предфилософской базы, становление и расцвет основных философских направлений.

2. Средневековый период (III в. до н.э. – XIX в): восстановление философии после упадка в III в. до н.э., возведение конфуцианства на уровень государственной идеологии, развитие философии без значительных новаций.

3. Новый период (середина XIX в. – 1919 г.).

4. Новейший период (с 1919 г. до нашего времени).

На протяжении древнекитайской истории существовало множество философских школ и направлений. При подготовке к практическому занятию особое внимание следует обратить на:

1. Натурфилософскую школу (инь-ян цзя). Главный представитель – Цзоу Янь.

2. Конфуцианство. Основатель – Кун Фу-цзы (Конфуций).

3. Моизм (мо-цзя) Основатель – Мо-цзы.

4. Школу имен (мин-цзя). Видные представители – Хуэй Ян, Гунсунь Лун.

5. Легизм (школа законников). Видные представители: Шан Ян, Фэй-цзы.

6. Даосизм (дао дэ цзя). Основатель – Лао-цзы.

Основные черты философии Древнего Китая, которые необходимо охарактеризовать и раскрыть при подготовке к занятию:

1. Сильный традиционализм, который проявляется в форме ритуала.

2. Толерантное сосуществование различных школ и направлений.

3. Преобладание практической философии, направленной на решение проблем управления общества и жизни человека.

4. Осмысление действительности на основе символического и структурно-числового методов восприятия.

5. Слабое развитие логики.

6. Несистематизированность философии, ее слабая связь с наукой.

7. Сквозная ориентация на принцип Дао.

8. Антропоцентризм.

9. Идеалистическая направленность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: