Метод прогнозирования на базе прошлого оборота

В этом случае данные за прошлый год берутся в качестве основы для предсказания вероятностей сбыта в будущем:

Оборот            Оборот         Оборот

следующего = нынешнего – нынешнего года

года                  года             Оборот

                                              прошлого года

Данный метод прогнозирования пригоден для отраслей и рынков со стабильной хозяйственной конъюнктурой, слабо меняющимся ассортиментом товаров и услуг, незначительными колебаниями товарооборота

В прогнозировании методы экстраполяционных трендов дополняются методами корреляции трендов, в рамках которых исследуется связь между различными тенденциями в целях установлении их взаимного влияния и повышения качества прогнозов.

Корреляционный анализ может исследовать взаимосвязь между двумя показателями (парная корреляция) и между многими показателями (множественная корреляция).

В рамках анализа цикличности выявляют изменения величин, связанных с деловым циклом (товары для строительной отрасли, потребительские товары длительного пользования, т.е. цикличность ярко выражена).

Анализ сезонности. Сезонный характер накладывает отпечаток на величину спроса и продаж.

Регрессионный анализ заключается в построении модели зависимости определенной величины от другой величины или нескольких других величин.Применяется преимущественно в среднесрочном и долгосрочном прогнозировании. Эти периоды дают возможность установления изменений в среде бизнеса и учета влияния этих изменений на исследуемый показатель.

Методы экономико-математического моделирования. В бизнес-прогнозировании используются:

- модели внутренней среды фирмы (корпоративные модели).

- макроэкономические модели, к которым относятся эконометрические модели, модели «затраты – выпуск».

  Корпоративные модели обычно представляют собой набор формул (уравнений), которые выражают отношение ряда переменных к определенному объекту, например к объему продаж. Могут использоваться матричные модели, структурно-иерархические модели.

Метод аналогий заключается в прогнозировании путем принятия за эталон фактических данных отдельных рынков. Используют для определения перспектив развития новых видов продукции, услуг.

Нормативный метод широко используется для прогнозирования спроса. И позволяет учесть большой круг факторов, формирующих спрос и повысить достоверность прогнозируемых оценок. При нормативном методе используются данные переписи населения.

Результаты выборочных обследований позволяют уточнить обеспеченность населения предметами длительного пользования и др.

Например, объем спроса на ремонтные виды услуг могут производиться по формуле:

 ,

где: С - объем услуг в расчете на одного жителя; П – парк предметов, подлежащих ремонту; Ц – средняя стоимость одного ремонта; Q - количество ремонтов, приходящихся на один предмет; N – численность населения.

По этой формуле определяют спрос на услуги по ремонту обуви, одежды, мебели ит.п.

Спрос на услуги санитарно-гигиенического характера (химчистка, прачечная) можно прогнозировать с использованием следующей формулы:

С = Н * Ц

где: С – спрос населения; Н - норма накопления изделий, кг; Ц – средняя стоимость обработки одного кг изделий.

При прогнозировании рынка большое значение получил метод стандартного распределения вероятности. Сущность этого метода заключается в следующем. Экспертным путем определяют три вида прогнозов сбыта:

   О – оптимистический прогноз;

М – наиболее вероятный прогноз;

Р – пессимистический прогноз.

Оптимистическая оценка м.б. определена как разница между спросом и предложением, т.е. емкостью рынка.

О = С – Е,

 В условия нестабильной экономики наиболее вероятная оценка может составлять 50 % от оптимистической, а пессимистическая оценка прогноза - 10 % от её оптимистической величины.

Далее рассчитываем по формуле:

 ,

 Стандартное отклонение (СО) определяется по формуле:

 ,

В соответствии с общей теорией статистики наиболее вероятное значение переменной - прогноза сбыта (с вероятностью 95 %) - будет находиться в пределах:

По = По +  2 СО

Обычно считается, что прогноз составлен правильно, если разница между предполагаемым и реальным сбытом составляет не более 5 %.

 

ЗАДАНИЕ 5.

Определить емкость рынка швейных изделий в данном экономическом районе.

5.1. Определение спроса и норм потребления швейных изделий.

Цель работы: приобретение практических навыков определения спроса и норм рационального потребления с целью установления потребности и в ней и планирования объемов её производства на предприятиях швейной промышленности в заданном экономическом районе.

Предполагаемые к производству разновидности изделия того или иного вида и предлагаются для оценки экспертам в виде следующей анкеты-таблицы (см. табл. 5.1)

Таблица 5.1 - Исходные данные определения норм рационального потребления. Матрица оценки экспертов

Ассортимент Количество изделий Число лет   Норма рационального потребления (НРП)
Костюм мужской      
Брюки      
Пиджак мужской      
Платье женское      
шерстяное      
шелковое      
х/б      
Платье детское      
шелковое      
х/б      
Блузка детская      
шелковая      
Пальто мужское      
зимнее      
д/с, полупальто      
Куртка мужская      
зимняя      
Пальто женское      
зимнее      
д/с      
Куртка женская      
м/с      
Плащ      
мужской      
женский      
детский      
Сорочка мужская      
с длинным рукавом      
с коротким рукавом      
Сорочка детская      
с длинным рукавом      
с коротким рукавом      

 

При наличии спроса на тот или иной вид продукции норма рационального потребления может быть использована для определения потребности этого вида продукции и планирования объемов производства.

Норма рационального потребления представляет собой количество той или иной продукции, необходимой человеку в год. Она не одинакова для различных видов изделий, половозрастных групп населения, зон проживания, материального состояния и др. факторов.

Норма рационального потребления устанавливается, как правило, экспертным путем. Для определения нормы потребления швейных изделий различного ассортимента, на выпуске которого предполагается осуществить специализацию проектируемого предприятия, каждому из студентов необходимо провести экспертный опрос.

В качестве экспертов будут выступать студенты труппы, количество экспертов будет равно численности присутствующих на занятии студентов группы.

Предполагаемый район, где будет находиться проектируемое предприятие, следует принять в соответствии с принятым вариантом (Приложение 5). Место расположения предприятия должно найти отражение при выборе того или иного ассортимента изделий с учетом климатических условии района. (Вариант задания согласовывается с преподавателем).

При определении разновидностей того или иного вида изделий целесообразно учесть основные из них, наиболее распространенные в практической жизни. Так, например, при определении нормы потребления на пальто женское в качестве разновидностей этого изделия можно учесть пальто зимнее, пальто демисезонное, полупальто, пальто на меховой подкладке и т.д.  (табл. 5.3.)

Таблица 5.3 – Определение нормы потребления для мужского пальто

№ эксперта

Ассортимент изделия (Пальто мужское)

Пальто зимнее

Пальто демисезонное

Полупальто

изд. лет норма изд. лет норма изд. лет норма
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1.                  
2.                  
3.                  
4.                  
                 
n                  
ИТОГО                  

 

Расчеты по выявлению спроса и нормы потребления швейных изделий могут быть проведены с учетом требований конкретной поло-возрастной группы. Однако при выполнении данной работы целесообразно ориентироваться на мнение возрастной группы 20-25 лет, так как именно этот возраст в наибольшей степени соответствует возрасту экспертов.

Студентам предлагается заполнить анкету. В качестве основных вопросов анкеты будут следующие:

1. Как Вы считаете, сколько изделий указанного вида должен иметь человек в своем гардеробе?

2. Сколько лет (сезонов) он должен носить эти изделия?

 

Эксперты заполняют графы, укатывая соответственно количество изделий и количество лет (сезонов) носки изделия (в таблице 5.2. это графы 2, 3, 5, 6, 8, 9,10). На основании результатов заполнения анкет рассчитывается «норма ежегодного возобновления», которая получается путем деления числа изделий на число лез носки изделия (графы 4.7,10). Норма потребления (среднее значение с учетом мнения всех экспертов) но столбцам рассчитывается как среднеарифметическое. Эти данные в дальнейшем должны быть учтены при планировании выпуска конкретного ассортимента изделий.

 

Оформление ЗАДАНИЯ 5.

1. Подготовить для экспертов таблицу-анкету (см. таблицу 5.3)

2. На основании мнений экспертов рассчитать норму потребления для

конкретной ассортиментной группы изделий.

3. Рассчитать дефицит изделий в рассматриваемом экономическом районе в соответствии с вариантом.

4. Выводы.



ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ БИЗНЕС-ПЛАНА С УЧЕТОМ ПРИОРИТЕТОВ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Особенности формирования модели бизнеса в производстве товаров народного потребления, как правило, должны быть сосредоточены на формирование маркетинг-идеи, которая включает элементы представленные в табл. 6.1.

Таблица 6.1  – Составные элементы «Маркетинг-идеи»

Маркетинг-идея развития деятельности предприятия

Анализ среды для бизнеса Анализ рынка SWOT - анализ Поиск инвесторов Оценка альтернатив

 

Учет временных и отраслевых (региональных) особенностей среды позволит расставить приоритеты развития предприятия, разрабатывая соответствующие им бизнес-планы, направленные на их реализацию.

Основные причины разработки бизнес-плана для выработки и обоснования решений по совершенствованию деятельности предприятия (организации):

1. обеспечение объективной оценки бизнеса, учитывающей среднесрочные и долгосрочные цели менеджмента;

2. приведение менеджмента предприятия к успеху в результате использования методологии бизнес-планирования и его мониторинга;

3. создание условий на предприятии, при которых внедряемые менеджментом идеи в наиболее доступном и целостном виде доводятся до других и обеспечивается привлечение часто необходимых финансовых ресурсов.

С учетом целей и задач, решаемых с помощью бизнес-плана и наиболее часто разработанных на практике типов бизнес-планов по производству изделий легкой промышленности, разрабатывается структура бизнес-плана.

На первом этапе разработки бизнес-плана для действующего предприятия необходимо провести анализ деятельности предприятия с позиции его бизнес-модели.

1. Краткое описание (характеристика) предприятия

Описание предприятия и его окружения включает в себя разделы общей информации о предприятии, местоположение, описание окружающей среды, продукции, производственные мощности, научно-практические исследования и разработки, анализ рынка, конкуренцию, материальные, трудовые и финансовые ресурсы и др.

Основные регламенты размещения производственных ресурсов на предприятии могут быть отражены в документах, представленных в табл.6.2.

Таблица 6.2 – Перечень документов

№ п/п Перечень документов
1 Местоположение предприятия
2 Схема производственных помещения (план предприятия)
3 Схема расположения оборудования (планировка цехов)
4 Структура управления (организационная структура) Режим работы
5 Производственная структура (основное, вспомогательное и др. производства)
6 Характеристика объектов недвижимости
7 Схема размещения складского хозяйства (товарно-материальных ценностей, готовой продукции и др.)

 

2. Основные направления функциональной деятельности предприятия при разработке бизнес-плана

1. В области «УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ»:

• формирование кадровой политики;

• планирование потребности в персонале;

• поиск персонала;

• согласованность условий найма;

• адаптация персонала;

• разработка методик оценки персонала;

• организация проведения аттестации;

• организация проведения медосмотров на профпригодность;

• планирование обучения;

• определение состава участников обучения;

• определение методов обучения;

• реализация процесса обучения;

• участие во внешних семинарах;

• контроль за результатами обучения;

• материальное стимулирование;

•нематериальные средства мотивации;

• нормирование труда;

• разработка должностных инструкций;

• поддержание системы трудовых отношений;

• оперативное управление персоналом.

2. В области «МАРКЕТИНГА»:

• сбор и анализ информации о клиентах;

• сбор и анализ информации о конкурентах;

• оценка целевых рынков;

• формирование товарных качеств продукции;

• планирование ассортимента;

• изучение ценообразующих факторов;

• формирование цен;

• выбор средств продвижения товара;

• выбор средств маркетинговых коммуникаций;

• реклама в прессе;

• выставки и семинары;

• личные продажи;

• оценка эффективности средств маркетинговых коммуникаций;

• система товародвижения;

• PR и создание имиджа предприятия;

• исследование рынка поставщиков;

• принятие стратегических решений для снижения рисков;

• оптимизация структуры поставок;

• составление плана маркетинговых исследований.

 

3. В области «ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ»:

• экономический анализ;

• разработка инвестиционной политики;

• разработка способов привлечения заемных средств;

• разработка политики управления кредиторской и дебиторской задолженностью;

• управление денежными средствами;

• финансовый контроль заключаемых договоров;

• разработка и поддержание системы бюджетирования;

• операционные бюджеты;

• бюджеты платежей;

• оценка финансового состояния.

Бизнес-план занимает важное место в системе управления организацией и дает руководителю реальную возможность выбора, а работа без плана лишает его такого выбора. К тому же, если организация стремится найти инвесторов, то ей необходимо предоставить им аргументы в пользу того, что она способна наладить дело и эффективно им управлять.

Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, примеры которых в зависимости от участников процесса бизнес-планирования представлены в табл. 6.3.

 

Таблица 6.3 – Примеры задач бизнес-планирования

Сотрудники предприятия Высший менеджмент Инвесторы и партнеры
Информирование всех служащих предприятия о целях, задачах и методах их решения. Бизнес-идеи.   Координация действий всех подразделений предприятия для достижения целей бизнес-плана.   Мотивация сотрудников на выполнение задач бизнес-плана.   Обоснование общих и специфических деталей функционирования предприятия в условиях рынка. Организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия.   Выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности, анализ его сильных и слабых сторон.   Формирование инвестиционных целей на планируемый период.   Выбор стратегии и тактики конкуренции.   Оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия. Определение намеченного источника финансирования реализации выбранной стратегии, т.е. способы концентрирования финансовых ресурсов.   Выявление и оценка рисков, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.   Расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал и срока окупаемости вложений.

 

Каждая задача бизнес-плана может быть решена только во взаимосвязи с другими.

Процесс составления бизнес-плана начинается тогда, когда собрана вся аналитическая информация по проекту и проведены необходимые количественные расчеты.

Информация, содержащаяся в бизнес-плане, должна быть полной, тщательно выверенной и хорошо обоснованной. Все разделы бизнес-плана подкрепляются финансовыми документами и подробным анализом.

Строго заданной структуры состава бизнес-плана не существует, но у каждой финансовой структуры (банка, инвестиционного фонда и др.), занимающейся финансированием бизнес-проектов, есть свой шаблон бизнес- плана, т.е. перечень разделов и показателей, которые должны быть в нем отражены. Все шаблоны, безусловно, похожи, так как базируются на международной методике проектного анализа.

Адаптированная к российским условиям структура бизнес-проекта выглядит, например, следующим образом:

1. Резюме проекта (основные положения).

2. Общее описание фирмы.

3. Описание продукции (услуг) бизнеса.

4. Анализ рынка сбыта и конкуренция.

5. План маркетинга.

6. План производства.

7. Организационный план и менеджмент.

8. Юридический план.

9. Оценка риска и страхование.

10. Финансовый план.

11. Финансовая стратегия и расчет экономической эффективности проекта.

Бизнес-планирование не носит директивного характера, а определяется потребностью руководителя организации в детализации перспектив развития, позволяющей не только просчитать возможные риски, но и представить исполнителям перспективу их деятельности.

 

 ЗАДАНИЕ 6

Построение бизнес-модели предприятия (организации)

Студенту в качестве объекта исследования предлагается построить бизнес-модель предприятия (по производству швейных изделий, обуви, текстильного предприятия и т.п. (в соответствии с изучаемыми особенностями технологии (хлопкопрядения, текстиля и др.)).

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дамодаран А. Инвестиционная оценка: Инструменты и методы оценки любых активов. Пер. с англ., 9-е изд. Перераб. и дополн. М.: Альпина Паблишер, 2016 – 1316 с.

2. Зудбинова Т.Ю. Бизнес-планирование: лучший способ предотвращения ошибки. / Т.Ю. Зудбинова – Ростов на/Дону, «ФЕНИКС», 2014 – 237 с.

3. Орлова П.И. Бизнес-планирование. Учебник для бакалавров / П.И. Орлова, под ред. М.И. Глуховой – 2-е изд. М.: ИТК «Дашков и К» -2015, - 288 с.

4. Планирование деятельности на предприятии. Учебник для бакалавров. / Под ред. С.Н. Кукушкина, В.В. Позднякова, Е.С. Васильевой – 2-е изд. М.: Издательство «ЮРайт», 2015 – 350 с.

5. Ребров А.В. Мотивация и оплата труда. Современные модели и технологии. Учебн. пособие М.: ИНФРА, - 2016 – 346 с.

6. Романова М.В. Бизнес-планирование. уч. пособие. М.: ИД «ФОРУМ», ИНФРА-М, 2015, - 240 с.

7. Сорокин М.// Финансовый директор, № 7, 2006 – САМ или типология собственника.

8. Хизрич, Р. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха: пер. с англ. / Р. Хизрич, М. Питерс. – М.: Прогресс, Прогресс-Универс, 1992. – 157 с

9. Чараева М.В. Инвестиционное бизнес-планирование. Учебное пособие. / М.В. Чараева, Г.М. Лапицкая, Н.В. Крашенникова. – М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014 – 176 с.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Таблица 1 - Типология владельцев бизнеса.

Мобильность

 

Требуемые

доходность/риск

ЛЕВ (ВС+)

ОРЕЛ (ВД+)

ТИГР (ВС-)

АКУЛА/ВОЛК (ВД-)

ВОЛ (НС+)

ОБЕЗЬЯНА (НД+)

МЕДВЕДЬ (НС-)

ЛИС (НД-)

ЛЕВ (ВС+)

 

Неуклонно развивающий свой бизнес-детище тип собственника, который смело и открыто принимает вызовы конкурентной борьбы, является активным приверженцем интегрированных, как правило, одноотраслевых структур и соответственно направленных на слияния и поглощения.

Львы четко контролируют свою зону влияния и зачастую формируют вокруг себя строго иерархическую (порой типично клановую) структуру. При этом для них важны не только интересы их ближайшего окружения, имидж своей «команды» (стаи). Ярким отличием Льва, его позитивного ИЦП является изрядная доля идеализма. Идеализма и как стремления к общественному признанию, так и в том смысле, что идеалист - это тот, кто помогает разбогатеть другим. Типичный пример - Дейл Карнеги.

 
Ведущий интерес (ВИ):

Потребность признания и славы, лидерство в окружении и направлении.

Образ компании (OK):

Большая семья в период испытаний.

 
Требуемая отдача на инвестиции (капитал):

Доля дохода (львиная) при обеспечении стабильного развития бизнеса.

 
Сильные стороны:

Репутация; Опора на команду; Мужество; Честолюбие.

 
Специфические проблемы (СП):

Торможение развития, устаревание (идей, отраслей, самих Львов).

 
Основные риски (ОР):

Внешние (экономические и финансовые кризисы).

 

ТИГР (ВС-)

 

Владелец не является командным игроком (для него слово «работник» происходит от слова «раб»).

Непосредственное руководство компаниями ему не интересно, его цели и действия связаны с поиском новой собственности. Он, как правило, исподволь выискивает уязвимые места, слабо контролируемые бизнесы и другие активы, и неожиданно для всех приобретает над ними контроль.

Для Тигров характерны внезапно изъятия инвестиций или части доходов от подвластных ему бизнесов, которые могут вызвать обескровливание последних.

 

 
Ведущий интерес (ВИ):

Захват собственности: «Бизнес стоит столько, сколько стоит его отобрать».

 
Образ компании (ОК):

Резервация.

 
Требуемая отдача на инвестиции (капитал):

Скачкообразный прирост капитала + внезапное изъятие наличности из бизнеса.

 
Сильные стороны:

Сила и напор; Неожиданные действия.

 
Специфические проблемы (СП):

Излишняя самоуверенность, работа в одиночку, цинизм.

 
Основные риски (ОР):

Кризис менеджмента, уход ключевых игроков из ближайшего окружения.

 

ОРЕЛ (ВД+)

 

Этот тип, как и Лев, выделяется харизмой, плюс, в силу своей мобильности и творческой одержимости, Орел проявляет талант поразительного сочетания перспективного видения и адекватных тактических мер. «Думай правильно, действуй локально» - вот его девиз. Он ведет рискованную игру, но тщательный просчет риска и диверсификация вложений зачастую обуславливают Орлам большую прибыль, по сравнению с другими инвесторами. Действуя по науке и наитию одновременно, они собирают вокруг себя таланты, вдохновляют подчиненных, управляют бизнесом по показателям и целям, социально ориентированы и открыто декларируют свои ценности.

 
Ведущий интерес (ВИ):

Воплощение идеи, самореализация, раскрытие творческого и предпринимательского потенциала.

 
Образ компании (ОК):

Аэродром.

 
Требуемая отдача на инвестиции (капитал):

Рассчитывают динамику развития, дивидентную политику и реинвестиции.

 
Сильные стороны:

Дальновидность; Харизма; Благоразумие; «Знание – сила»

 
Специфические проблемы (СП):

Дистанционное управление; Уход Орла из бизнеса; Кажущаяся алогичность их решений.

 
Основные риски (ОР):

О Обусловлены высокодоходными инвестициями.

 

АКУЛА/ВОЛК (ВД-)

 

Агрессивная энергия владельцев ориентирована на наивысшую доходность/риск и для которых все вокруг является лишь средством для единственной цели делать деньги. Они дерзки, беспощадны к соперникам, их руководство и коммуникации основаны на чувстве страха и являются стрессовыми для подчиненных. Акула весьма изобретательна в максимизации цены принадлежащих ей акций, но в долгосрочном плане ее «подмоченная» репутация может внезапно сокрушить стоимость бизнеса.

 

Ведущий интерес (ВИ):

Делать деньги любым способом. Поиск «плохо лежащих» активов.

 

Образ компании (ОК):

Г Галеры работорговцев.

 

Требуемая отдача на инвестиции (капитал):

Доход любой (в том числе в виде «оброка» - части выручки подвластной им компании).

 

Сильные стороны:

Энергичность; Быстрота реакции; Поддержка «стаи».

 

Специфические проблемы (СП):

Алчность; всеядная агрессия; отсутствие продуманной стратегии.

 

Основные риски (ОР):

Подача репутации и в перспективе, стоимости бизнеса.

 

ВОЛ (НС+)

 

При благоприятной конъюнктуре компания, которой тащит на своих плечах Вол, может длительное время развиваться успешно.

 

 

Ведущий интерес (ВИ):

Хозяйственность; Преданность делу; Добросовестность.

 

Образ компании (ОК):

Баржа с буксиром.

 

Требуемая отдача на инвестиции (капитал):

А Адекватное вознаграждение за труд; Рачительное использование ресурсов (капитала).

 

Сильные стороны:

Умеренность, Трудолюбие, Ответственность, Опора на людей.

 

Специфические проблемы (СП):

Замедленная реакция; Упорное вложение денег в «отживший свое» бизнес.

 

Основные риски (ОР):

Падение репутации и, в перспективе, стоимости бизнеса.

 

МЕДВЕДЬ (НС-)

 

Это антипод Орла, а от Вола отличается своим отрицанием ИЦП. Представители данной группы, преодолевая природную малоподвижность, всячески используют госструктуры и, наряду с «лисами» и «волками», составляют основу теневой экономики и так называемого «красного электората». Медведи обычно занимаются «проеданием» стоимости, как бизнеса, так и госбюджетных средств, до тех пор. пока их не побеспокоят в их «берлоге» и пока в ней останутся «припасы».

 
Ведущий интерес (ВИ):

Проедание стоимости, обеспечение безделия.

 
Образ компании (ОК):

Берлога с припасами.

 
Требуемая отдача на инвестиции (капитал):

Добротные и «квазидивидентные» (регулярные и сокращающие рост) доходы.

 
Сильные стороны:

Размеренная работа и свобода для подчиненных.

 
Специфические проблемы (СП):

«Толстокожесть»; Лень; Предпочтение потребления (а не развития).

 
Основные риски (ОР):

Излишнее окружение. Раскрытие информации.

 

ОБЕЗЬЯНА (НД+)

 

Этот тип лидера легко находит общий язык с различными людьми, прекрасно проводит переговоры, организует проектные команды. Изобретая нечто свое путем комбинаций, а еще чаще, просто копируя чужие идеи, Обезьяны выстраивают свой бизнес, выбирая наиболее динамичные модели развития и вовлекая в них подчиненных. Диверсификация, оборот и низкая маржа - такие типичные характеристики их бизнеса.

 
Ведущий интерес (ВИ):

Вовлеченность в интересные процессы, неустанная имитация и разнообразие деятельности.

 
Образ компании (ОК):

Вихрь

 
Требуемая отдача на инвестиции (капитал):

Разнообразие форм, дозволенных законом (акции, дивиденты, роялти, франшиза и т.д.)

 
Сильные стороны:

Креативность; Диверсификация; Оперативные действия.

 
Специфические проблемы (СП):

Тщеславие; Хаос; Нехватка инвестиционных ресурсов.

 
Основные риски (ОР):

Утрата контроля и конкурентных преимуществ. Излишняя диверсификация. Постоянная смена курса, который может доводить подчиненных до нервного срыва.

 

ЛИС (НД-)

 

Изворотливость и осторожность наряду с негативными ИЦП. Ловко манипулируя людьми и информацией, они вам улыбаются, но все делают по своему. Лис неплохо предусматривает непредвиденные обстоятельства и ходы противников, уходит хорошо защищая тылы. Лисы, когда остаются не у дел, хоть являются яркими антиподами львов, вполне могут работать у них или других типов собственников по найму. При четком контроле их действий, из них могут выйти неплохие советники, коммерческие директора, финансовые менеджеры.

 
Ведущий интерес (ВИ):

Быстрые барыши посредством афер; Игровой азарт.

 
Образ компании (ОК):

Колода карт.

 
Требуемая отдача на инвестиции (капитал):

Различные схемы (вил, «серые»), нередки вложения в виде кредита под высокие проценты.

 
Сильные стороны:

Тактическая хитрость, расчет, изворотливость.

 
Специфические проблемы (СП)

Авантюризм; Неясность целей; Отсутствие стратегии

 
Основные риски (ОР):

Просчет (попадание в собственные сети вследствие непродуманных решений).

           

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 2 - Методические инструменты формирования предпринимательской стратегии

Этап Метод, технология, инструмент

Формулирование миссии и целей предпринимательской деятельности

- анализ существующей системы целей компании и стратегий их достижения; сравнительный анализ миссий и целей организации и конкурентов;
- моделирование производственно-хозяйственной системы; имитационные модели;
- «дерево целей»;
- построение сценариев развития;
- анализ временных рядов, экстраполяция тенденций;
- методы экспертных оценок, метод «Дельфи», мозговой атаки;
- SMART-метод;
-      диаграмма Исикавы (для построения структуры целей на основе выявленных проблем);
-      GAP-анализ (анализ стратегических разрывов);
-      построение ментальных карт;
-      когнитивное моделирование

Анализ внутренней среды (оценка стратегического потен­циала) предпринимательской структуры

- модель «7S» МакКинси;
- жизненный цикл изделия; технологии; организации
- сравнительный анализ «цели - план - факт - оптимизация - отклонение»;
- СЦХ (БЕ) - выделение стратегических хозяйственных центров;
- SNW-анализ (выявление сильных и слабых сторон);
- модель цепочки приращения стоимости М. Портера;
- анализ функциональных сфер (срезов) организации (маркетинг, финансы, производство, персо­нал, организационная культура);
- методы социометрии;
- анализ структуры информации и документооборота;
- анализ бизнес-процессов;
- модель управленческого анализа Р. Омаэ;
- ПРиМ-анализ (анализ параметров ресурсной составляющей и менеджмента в организации);
- функционально-стоимостной анализ;
- метод анализа LOTS

Анализ внешней среды (оценка стратегического климата) пред­принимательской структуры

- жизненный цикл отрасли;
- анализ «поля сил» по И. Ансоффу;
- STEP (PEST)-анализ;
- изучение обзоров, информационных сообщений, отчетов, систематический мониторинг, анализ и статистическая оценка, создание сценариев;
- концепция движущих сил;
- модель конкурентных сил по Портеру («конкурентный ринг»)
- карта стратегических групп - отображение различных конкурентных позиций соперничающих в отрасли фирм;
- анализ ключевых факторов успеха (КФУ);
- сравнение цепочек ценностей организации и конкурентов;
- позиционный анализ; построение конкурентного профиля;
- формирование профиля среды организации;
- анализ отраслевой среды;
- бенчмаркинг

Формирование базовой и кон­курентной стратегии предпри­нимательской структуры

SWOT-анализ;
SPASE-анализ;
- матрица И. Ансоффа «продукт / рынок»;
- матрица Томпсона - Стрикленда;
- модель Г. Стейнера;
- модель Д.Абеля;
- модель Круглова М.И.

Формирование портфельной стратегии предприниматель­ской структуры

- сравнение темпов роста и доли рынка - матрица BCG;
- сравнение привлекательности рынка и конкурентоспособности - модель GE - McKinsey;
- сравнение отраслевой привлекательности - модель Shell-DPM;
- анализ эволюции рынка - модель Hofer-Schendel;
- анализ жизненного цикла отрасли - конкурентные преимущества - модель ADL-LC;
- «матрица аутсорсинга BCG»;
- модель П. Каралича анализа портфеля заказов компании;
- матрица МКК (сопоставление миссии предприятия и ключевых компетенций бизнеса на предмет соответствия);
- матрица прибыльности Marakon Associates;
- анализ Дибба-Симкина;
- модель PlMS-анализа

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Таблица 3 - Пример SWOT-анализа ателье «ОМЕЛА»

Сильные стороны (Strengths) Слабые стороны (Weaknesses)
- качество услуг; - гибкая система сидок и индивидуальный подход к клиенту; - наличие клиентской базы; - помещение и оборудование в собственности. - узкий спектр услуг; - низкая производительность; - потребительский сегмент охвачен не полностью
Возможности (Opportunities) Угрозы (Threats)
- расширение перечня предоставляемых услуг; - рост деловой активности, увеличение потока клиентов; - повышение качества предоставляемых услуг; - работа с корпоративными клиентами. - возможность появления на рынке агрессивного игрока; - усиление позиций конкурентов; - поглощение более сильным конкурентом; - сворачивание деловой активности по причине изменений внешней среды.

 

 

Таблица 4 - Пример. Сильные и слабые стороны компании ООО «Бьюти Групп»

Сильные стороны: Слабые стороны:
- известная торговая марка; - устойчивые финансовые показатели; - хорошо организованная структура предприятия; - опыт работы на рынке более 15 лет; - высокий уровень квалификации руко­водящих сотрудников предприятия; - соотношение цены и качества продук­ции; - компания является эксклюзивным ди­стрибьютором марки «К1К1»; - быстрая обработка и доставка заказов. - поставщики не так быстро реаги­руют на спрос потребителей (по­стоянный недостаток ходового то­вара продукции на складе); - плохое знание рынка (отсутствие информации и представления о ем­кости рынка, долях нашей компа­нии и компаний конкурентов).
Угрозы: Возможности:
- нестабильность курса доллара (заку­почные цена привязаны к доллару, а продажи в рублях); - высокая конкуренция, появление но­вых игроков на рынке, у которых бо­лее низкие цены, и более выгодные условия); - слабость поставщиков (ограниченные производственные возможности); - высокие импортные пошлины (посто­янное изменение таможенных пошлин в сторону увеличения). - возможность роста во всех каналах дистрибуции; - расширение ассортимента; - выход на новые рынки или сег­менты рынков; - увеличение роста продаж в усло­виях растущего рынка; - увеличение объемов поставок; - развитие розницы; - создание новых торговых марок.

 

Таблица 5 -  SWOT- матрица

 

Возможности Угрозы
-улучшение уровня жизни населения -развитие информационной отрасли -изменения моды -снижение цен на сырье и готовую продукцию -снижение налогов и пошлин -снижение безработицы -уменьшение императивных норм законодательства -совершенствование менеджмента -совершенствование рекламных технологий -совершенствование технологии производства -появление новых поставщиков -предложения о сотрудничестве со стороны других отечественных предпринимателей -неудачное поведение конкурентов -разорение и уход фирм-продавцов -изменение покупательских предпочтений -появление товаров-субститутов -сбои в поставках продукции -появление принципиально нового товара -снижение уровня жизни населения -рост темпов инфляции -ужесточение законодательства -изменение уровня цен -увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов -рост налогов и пошлин -усиление конкуренции -рост безработицы -ухудшение политической обстановки -национализация бизнеса появление новых фирм на рынке -скачки курсов валют - появление новых конкурентов - изменение правил ввоза продукции
Сильные стороны «Сила и возможности» «Сила и угрозы»
-достоверный мониторинг рынка -хорошая рекламная политика -широкий ассортимент продукции -высокий контроль качества -высокая рентабельность -рост оборотных средств -высокая квалификация персонала -хорошая мотивация персонала -участие персонала в принятии управленческих решений -хорошая рекламная политика создаст благоприятные условия для выхода на новые рынки, увеличения ассортимента и добавления дополнительных сопутствующих продуктов и услуг; -выход на новые рынки, увеличение ассортимента, добавление сопутствующих товаров и услуг позволит увеличить наличие собственных финансовых средств; -квалификация персонала, контроль качества, неудачное поведение конкурентов и развитие рекламных технологий дадут возможность успеть за ростом рынка; -четкая стратегия позволит использовать все возможности. -усиление конкуренции, политика государства, инфляция и рост налогов, изменение вкусов потребителей повлияют на стратегию фирмы; -появление конкурентов вызовет дополнительные расходы финансовых ресурсов; -достоверный мониторинг уловит изменения вкусов потребителей.
Слабые стороны «Слабость и возможность» «Слабость и угрозы»
-недостаточная известность (предприятие еще не зарекомендовало себя) -неотлаженная сбытовая сеть -средний уровень цен -отсутствие врача-офтальмолога -отсутствие администратора салона -недостаточная известность будет затруднять выход на новые рынки; -отсутствие администратора салона могут привести к недостаточному контролю за исполнения приказов и распоряжений; -снижение уровня цен, размеров налогов и пошлин при сохранении среднего уровня цен позволит получать сверхдоходы. -неизвестность плохо отразится на конкурентоспособности фирмы; -появление новых конкурентов и средний уровень цен может ухудшить конкурентную позицию; -неблагоприятная политика государства может привести к выходу из отрасли; -отсутствие врача -офтальмолога может привести к снижению конкурентоспособности

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Анализируемое предприятие - ОАО «Бронницкое кожгалантерейное предприятие ГАЛАТЕЯ» и наиболее сильный конкурент - ООО "СТЕП". Сравниваемая продукция представлена в табл.2.

Таблица 6 - Конкурентоспособность школьного ранца.

Параметры,

единицы измерения

Коэффициент весомости

Значение параметров

Параметрический индекс (гр.3/гр.4)

Анализи-руемый товар Товар-образец
1 2 3 4 5
Нормативно-производственные параметры: -соответствие требованиям технических условий на изготовление изделий -патентная чистота     -     -     1,0     1,0     1,0     1,0     -     -
Сводный индекс по нормативно-производственным параметрам   -   -   - Iнп=1,0*1,0=1,0
Потребительские параметры:   -Эстетические баллы -Конструктивно-эргономические баллы -Технологические баллы αj   0,3   0,5 0,2 39   15   14 10 32   12   11 9     1,25   1,272 1,111
Сводный индекс по потребительским параметрам   1,0   -   - =1,25*0,3+1,272*0,5+1,111*0,2=1,2332
Экономические параметры: -цена, руб.   1,0   1330   1150   1,15
Сводный индекс по экономическим параметрам   1,0   -   - =1,0*1,15=1,15
Интегральный показатель относительной конкурентоспособности   -   -   - =1,0*(1,2332/1,15)= =1,072

Примечание: Балльная оценка потребительских параметров осуществляется по сорокабалльной шкале. В качестве эксперта выступил технолог предприятия.

 

Интегральный показатель относительной конкурентоспособности равен 1,072. Анализируемый товар на 7,2% превосходит по конкурентоспособности товар-образец, что свидетельствует о целесообразности его пребывания на данном рынке.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Таблица 7 – Месторасположение предприятия

№ п/п Район расположения предприятия Вид продукции
1. Волго-вятский Костюмы мужские
2. Центральный Платя женские
3. Поволжье Платья детские
4. Центрально-Черноземный Пальто мужские
5. Северо-Западный Пальто женские
6. Западная Сибирь Пальто женские
7. Северный Платья женские
8. Волго-Вятский Верхняя детская одежда (для мальчиков)
9. Центральный Пальто мужское
10. Поволжье Платья женские
11. Дальний Восток Сорочки мужские и детские
12. Северо-Западный Костюмы мужские
13. Волго-Вятский Плащи женские
14. Поволжье Куртки мужские и женские
15. Центральный Одежда мужская из плащевой ткани
16. Центрально-Черноземный Платья женские, юбки, блузки
17. Северо-Западный Сорочки мужские и детские
18. Восточная Сибирь Костюмы, брюки мужские
19. Центральный Сорочки мужские и детские
20. Дальний Восток Куртки женские и детские
21. Северный Куртки мужские и детские
22. Центрально-Черноземный Верхняя женская одежда
23. Поволжье Костюмы мужские
24. Урал Пальто детские
25. Северный Сорочки мужские
26. Центральный Куртки мужские и детские
27. Волго-вятский Верхняя женская одежда
28. Центрально-Черноземный Куртки детские
29. Западная Сибирь Пальто женские

 

Учебная литература

 

Афанасьева Анна Ивановна

Нефедова Лариса Вячеславовна








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: