Тема 1. Основные понятия тестирования

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

___________________________________________________________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

 

Методические материалы для предметных
комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2020 года

 

 


АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

(письменная часть)

 

 

Москва

2020



Авторы-составители: Трубанева Н.Н., Спичко Н.А.

 

Методические материалы для предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2020 года по английскому языку подготовлены в соответствии с Тематическим планом работ Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» на 2019 г. Пособие предназначено для подготовки экспертов по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом, которые являются частью контрольных измерительных материалов (КИМ) для сдачи основного государственного экзамена (ОГЭ) по английскому языку.

Методические материалы включают в себя описание экзаменационной работы 2020 г., научно-методические подходы к проверке и оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом, примеры ответов участников экзамена с комментариями к оценке этих ответов, а также материалы для самостоятельной работы эксперта.

Авторы будут благодарны за замечания и предложения по совершенствованию пособия.

 

 

© Трубанева Н.Н., Спичко Н.А.

© Федеральный институт педагогических измерений. 2020

 





Содержание

Раздел 1. Основные понятия тестирования и правила написания личного письма 5

Тема 1. Основные понятия тестирования. 5

Тема 2. Личное письмо: формат и содержание. 16

Раздел 2. Общие положения ОГЭ.. 19

Тема 1. Формат и содержание  контрольных измерительных материалов основного государственного19

экзамена по английскому языку. 19

Тема 2. Раздел «Задание по письменной речи» экзаменационной работы: формат задания и технология оценивания. 23

Раздел 3. Практикум по оцениванию заданий по письму. 30

Тема 1. Технология оценивания задания 32 («Личное письмо») 30

Тема 2. Примеры экзаменационных работ для самостоятельного анализа. 47

Приложение 1. Дополнительная схема оценивания задания 32. 58

 


Основной государственный экзамен (ОГЭ) представляет собой форму государственной итоговой аттестации, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ основного общего образованиясоответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Для указанных целей используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы.

ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513.

Содержание КИМ определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)).

В КИМ обеспечена преемственность проверяемого содержания с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по иностранному языку (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).




Раздел 1. Основные понятия тестирования и правила написания личного письма

Тема 1. Основные понятия тестирования

 

Перед рассмотрением раздела «Задание по письменной речи» экзаменационной работы основного государственного экзамена по английскому языку познакомимся с терминами, которые будут затем использоваться в данном пособии. После каждого мини-блока понятий даются вопросы для самоконтроля.

Контроль (от фр. contrôle – проверка, наблюдение) – процесс определения уровня знаний, навыков, умений обучаемого в результате выполнения им устных и письменных заданий и формулирование на этой основе оценки за пройденный раздел программы, курса.

В процессе обучения с помощью контроля реализуются следующие педагогические функции:

· обучающая – обеспечивается системой контрольных упражнений и заданий, систематизирующих ранее усвоенный материал;

· диагностическая – позволяет своевременно оценить успешность / неуспешность обучения и в зависимости от его результатов строить дальнейшую работу;

· корректировочная – реализуется в двух направлениях: выявляется уровень знаний, умений, навыков учащихся и устанавливается степень соответствия используемых приемов и заданий целям обучения;

· управленческая – обеспечивает управление процессом овладения языковым материалом и речевыми умениями;

· оценочная – в отличие от диагностической, позволяет дать не общую, а конкретную оценку результатам обучения, которая может быть выражена в баллах, процентах и т. д.

В обучении иностранным языкам к контролю предъявляются следующие требования: целенаправленность, объективность, систематичность.

По организационно-временному фактору выделяют: поэтапный контроль, который определяет уровень сформированности навыков и умений, а также уровень владения знаниями относительно этапа обучения и конечных целей обучения; конечный контроль, который устанавливает соответствие/несоответствие уровня сформированных навыков и умений, уровня владения знаниями по отношению к целям обучения. Конечный контроль проводится по завершении обучения.

По степени сформированности умений и навыков выделяют текущий и итоговый контроль.

По форме организации различают устный и письменный контроль. В процессе контроля широко используются приемы тестирования и привлекаются технические средства обучения.

Тестирование – один из методов исследования, предусматривающий выполнение испытуемыми тестовых заданий, с помощью которых определяются различные характеристики личности и/или оценивается уровень владения языком. Стандартная форма заданий обеспечивает оперативность тестирования и легкость подсчета результатов. Термин «тестирование» встречается в литературе в узком значении – как использование и проведение тестов,
и в широком значении – как совокупность процедурных этапов планирования, составления и опробования тестов, обработки и интерпретации их результатов.

Тестирование проводится как с помощью специальных технических устройств, так и путем использования печатных материалов. На занятиях по языку проводится тестирование владения отдельными аспектами языка и речевой деятельностью (по отдельным видам деятельности и в целом). Тестирование не заменяет традиционных методов контроля, а дополняет их. К достоинствам тестирования как способа проверки уровня владения иностранным языком относится массовость проверки и использование единого методического инструментария, на основе которого сравниваются результаты обучающихся

    Как видно из приведенных выше определений, контроль является более общим понятием по отношению к тестированию. Контроль в первую очередь представляет собой процесс определения уровня овладения знаниями, в котором нередко используется тестирование как один из способов определения этого уровня.

 

Вопрос для самоконтроля. Посмотрите на представленные выше определения понятий «контроль» и «тестирование» и скажите, какие сходные и различные черты они имеют.

Прежде чем перейти к рассмотрению понятия «теста» как основного элемента тестирования, вспомним, на каких уровнях это тестирование может осуществляться в средней общеобразовательной школе.

Как известно, система уровней «Общеевропейских компетенций» предусматривает три уровня владения иностранным языком: А, В и С. Каждый уровень (А, В, С) в свою очередь делится на два подуровня.Так, уровень А, которыйпредполагает элементарное владение языком, разделяется на А1 (уровень выживания) и А2 (предпороговый уровень); уровень В, предусматривающий самостоятельное владение языком, включает В1 (пороговый уровень) и В2 (пороговый продвинутый уровень).

В соответствии с современными нормативными документами обучающийся IX класса общеобразовательной организации должен в плане владения иностранным языком достичь уровня А2; выпускник XI класса – уровня В1 (если обучение в старших классах происходит на базовом уровне).

    Что должен уметь обучающийся по достижении каждого уровня применительно к письменной речи?


Уровень А1 предполагает написание простых открыток (например, поздравление с праздником), заполнение формуляров (внесение своей фамилии, национальности, адреса в регистрационный листок в гостинице).

Уровень А2 предусматривает написание простых коротких записок
и сообщений, а также написание несложного письма личного характера небольшого объема.

Уровень В1 включает умение писать простые связные тексты на знакомые или интересующие автора темы; письма личного характера, сообщать
в них о своих личных переживаниях и впечатлениях (объем письма больше, чем на уровне А2).

Вопрос для самоконтроля. Вспомните, какие существуют уровни владения иностранным языком в терминах Совета Европы. Какой уровень достигает обучающийся IX класса общеобразовательной организации? Какими стилями письма (формальным, неформальным) должен владеть обучающийся на каждом уровне? Какие виды письменных работ упоминаются на каждом из рассмотренных выше уровней?

 

Рассмотрим далее основные понятия, относящиеся к тестированию.

Тест (от англ. test – испытание, исследование) – задание стандартной формы, выполнение которого позволяет установить уровень и наличие определенных умений, навыков, способностей, умственного развития и других характеристик личности с помощью специальной шкалы результатов.

Основное отличие теста от контрольной работы состоит в том, что он всегда предполагает объективное измерение. Другим важным отличием является то, что тесты проходят процедуру стандартизации. Поэтому отметка, выставленная по итогам тестирования, отличается большей объективностью, чем оценка контрольной работы, вынесенная на основе личного суждения проверяющего.

Тестовое задание – минимальная составляющая единица теста, которая предполагает определенную вербальную или невербальную реакцию тестируемого. От формулировки тестового задания и его содержания во многом зависит успех процедуры тестирования.

В методической литературе используются четыре основных формы тестовых заданий.

 1. Задания в закрытой форме. Задание состоит из основного текста (инструкции), служащего стимулом для ответа, и нескольких вариантов ответов, только один из которых является правильным. К заданиям данной формы можно отнести задания на альтернативный выбор (True/False), на множественный выбор (Multiple Choice) и т. д.

 2. Задания в открытой форме. В них не используются готовые варианты ответов, а испытуемому следует вставить недостающее слово (группу слов), что явится показателем правильности выполнения задания, например, задания на краткий ответ (Short Answer Questions), на заполнение пропусков (Gap Filling), на подстановку (Substitution) и т. д.

 3. Задания на установление соответствия (Matching). В таких заданиях испытуемому предлагается восстановить соответствие между элементами двух списков.

 4. Задания на установление правильной последовательности (Ordering).
Задания такого вида позволяют контролировать знания в тех видах учебной деятельности, где можно использовать повторяющиеся элементы из данной области содержания.

По структуре и способу оформления ответа рассматриваются избирательные задания и задания со свободно конструируемым ответом. Задания на говорение и на написание личного письма относятся к заданиям со свободно конструируемым ответом.

    Типовая схема задания выглядит следующим образом: инструкция, основной текст, список элементов. В большинстве тестовых заданий используется техника множественного выбора, т. е. выбора одного ответа из нескольких вариантов.

 

Вопрос для самоконтроля. Какие тестовые задания используются в ОГЭ? К каким формам тестовых заданий они относятся?

Рассмотрим далее понятия, которые имеют отношение к тестовым заданиям.

Отметка – условное выражение оценки знаний, навыков и умений, а также поведения обучающихся (школьников). Успеваемость обучающихся оценивается также по результатам тестирования с использованием шкал оценок.

Оценка успеваемости обучающихся – определение степени усвоения обучающимися знаний, навыков, умений в соответствии с требованиями программы. Оценка успеваемости осуществляется в процессе повседневного знакомства учителя с результатами работы обучающихся на уроках и дома, а также по итогам промежуточной и итоговой проверок знаний, навыков, умений как в устной, так и в письменной форме. Оценка успеваемости выставляется в баллах.

    Ошибка – отклонение от правильного употребления языковых единиц и форм, а также результат ошибочного действия обучающегося. Ошибки классифицируются по аспектам языка (фонетические, лексические, грамматические) и видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо). Под типичными ошибками понимают определенные типы повторяющихся регулярных ошибок. В зависимости от влияния ошибок на понимание и построение высказывания выделяются «грубые» ошибки, абсолютно затрудняющие понимание высказывания, и «негрубые» ошибки, слабо влияющие на понимание.

 

Вопрос для самоконтроля. Вспомните и приведите примеры различных ошибок, которые вам когда-либо встречались, классифицируйте их. Какой классификацией вы чаще всего пользуетесь?







Задания для самоконтроля.

 

1. Заполните таблицу.

Функции контроля

обучающая система контрольных упражнений и заданий
диагностическая  
 
   
   

 

2. Заполните диаграмму.

 

3. Дополните предложения.

 

1) Тестирование – один из ….

2) … обеспечивает оперативность тестирования и легкость подсчета результатов.

3) К достоинствам тестирования как способа проверки уровня владения иностранным языком относится массовость проверки и ….

 

4. Дайте название уровней владения иностранным языком в терминологии Совета Европы. Вспомните, какие виды письменных работ упоминаются на каждом из уровней.


 

  Вид письменной работы
А1  
А2  
В1  

 

5. Определите форму тестового задания. Задания, которые обычно даются на иностранном языке, даны на английском языке.

1) Прочитайте текст и расположите события в правильной последовательности. a) He wrote a book. b) He became a professor at the university. c) He bought a house. d) He married.  
2) Ответьте на вопросы. Do you like to study at school? What are your favourite subjects?  
3) Выберите и обведите правильный вариант ответа.    A man is... old... he feels.  a) so... as  b) as... as  c) as... that  
4) Сопоставьте профессию и предмет. а) a journalist 1) a textbook b) a teacher 2) a dress с) a cook 3) a spoon d) a model 4) a laptop  

 


6. Заполните типовую схему задания названиями ее элементов.

 

You have received a letter from your English-speaking pen friend Martin.  
…My best friend had a birthday party last weekend. We went on a picnic. There were many guests and it was great. And when is your birthday? How do you usually celebrate it? What present would you like to get for your next birthday?  
Write him a letter and answer his 3 questions. Write 100-120 words. Remember the rules of letter writing.  

 

7. Рассмотрите примерную шкалу пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале и ответьте на вопросы.

Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5»
Общий балл 0-28 29-45 46-57 58-68

 

Сколько всего оценочных баллов может набрать участник ОГЭ?

Каково минимальное количество баллов для тестируемого, желающего получить удовлетворительную отметку?

Какую отметку получит тестируемый, набравший 20 баллов? 30 баллов? 44 балла? 57 баллов? 59 баллов?

 


8. Классифицируйте ошибки, представленные в таблице.

Пример ошибки Классификация ошибки (фонетическая, грамматическая, лексическая) Затрудняет ли ошибка понимание? (да/нет)
As you know I live in Moscow. пунктуационная, пропущена запятая после know нет
We was playing volleyball at 5.    
If you leave for London now, you will be in Moscow yesterday.    
I don’t like fish. I like salmon.    
I lik boks about animals.    
I live in Moscow all my life.    

 






Основная литература к Теме 1 раздела 1

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. – М.: Икар 2009.

2. Коккота В.А. Лингводидактическое тестирование. – М.: Высшая школа, 1989.

3. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. – М.: Еврошкола, 2004.

4. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справочное пособие. – М.: Дрофа, 2008.

5. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку. – М.: Титул, 1999.

6. http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory

7. http://www.coe.int/portfolio

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: