Частное образовательное учреждение
Высшего профессионального образованиЯ
«Восточно-Европейский Институт Психоанализа»
Утверждено
Ученым советом ВЕИП
«4» октября 2010 г.
Протокол №3
Председатель
Ректор ЧОУВПО «ВЕИП», профессор
______________________ Решетников М.М.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ИСТОРИЯ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Специальность 030301 - Психология
Автор учебного методического комплекса — к. псх.н. Авакумов С.В.
Санкт – Петербург
2010
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Рабочая учебная программа дисциплины.. 3
1.1 Цели и задачи курса. 3
1.2. Содержание дисциплин. 3
А. По видам учебных занятий. 3
Б. По темам и разделам курса. 4
В. По времени проведения курса. 5
Г. Текст лекций. 5
1.3 Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 5
1.3.1 Список литературы: 5
1.3.2 Активные методы обучения. 6
1.4 Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля 6
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ... 6
|
|
3. Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы.. 7
3.1 Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки. 8
3.2 Образец контрольного теста по дисциплине. 9
4. Требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля. 19
4.1 Требования к уровню освоения предмета: 19
4.2 Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знаний. 20
4.3 Содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций 20
ПРИЛОЖЕНИЕ. Текст лекций по курсу (представлен на диске) 20
Рабочая учебная программа дисциплины
Цели и задачи курса
Курс лекций «История психоаналитического движения» относится к блоку базовых дисциплин по специальности 020400/направление «Психология» и является органической частью истории психологии и в частности, медицинской психологии. Знание и понимание исторического контекста в связи с появлением той или иной психологической концепции является необходимым условием понимания места психологии в системе знаний, а также эволюции лежащих в ее основе концепций. Современный психоанализ характеризуется не только разнообразием теоретических подходов, но и проникновением за границы медицины, глубокой связью с культурологией и философией, что делает знание его истории еще более ценным.
Целью курса является формирование у студентов устойчивых знаний в области истории возникновения и распространения психоаналитической концепции, биографии и основных теоретических и практических новаций ее автора и его последователей: соратников и противников.
|
|
Основными задачами курса являются:
- сформировать у слушателей твердого представления о временной и причинной связи появления тех или иных теоретических и практических психоаналитических представлений и наработок.
- ознакомить слушателей с основными концептуальными и историческими предпосылками создания психоаналитического учения
- создать предпосылки к пониманию связи психоаналитической концепции и психологических и онтологических особенностей ее создателя
- сформировать представление у слушателей об исторических особенностях возникновения и развития психоаналитического движения и его основных персонах
- ознакомить слушателей с основным современными направлениями психоаналитической теории и практики
Курс «История психоаналитического движения» составляет единое целое со всей структурой психоаналитического образования. Структурно он связан со следующими дисциплинами основного образовательного блока:
- Введение в психоанализ
- История психоанализа в России
- История психоанализа в Великобритании и США
- Теория психоанализа
- Теория и методика работы с переносом в клинической практике
В процессе обучения предусмотрены лекции, которые проводятся методом проблемного изложения материала, иллюстративно-объяснительным методом, а также методом проведения лекций-бесед со студентами; курсовые и дипломные работы.
Содержание дисциплин
А. По видам учебных занятий
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Контр. Работы | Самост. Работы | Всего | ||
Аудиторно | Самостоя-тельно | Всего | |||||
1 | Введение. Предыстория психоанализа. | 8 | 14 | 22 | - | - | - |
2 | Концептуальные предпосылки психоанализа | 8 | 13 | 21 | - | - | - |
3 | Классический психоанализ. Создание и эволюция психоаналитической теории. Биография создателя психоаналитического учения. | 8 | 20 | 28 | - | - | - |
4 | Становление и эволюция психоаналитического движения. Современный психоанализ | 8 | 7 | 15 | - | - | - |
Итого часов | 32 | 54 | 86 |
Б. По темам и разделам курса
Тема 1. Предмет и задачи курса истории психоаналитического движения, предыстория психоанализа.
Представление о психоанализе, областях применения психоаналитических знаний, основные понятия, базовые концепции. Предыстория психоанализа. Понятие глубинной психологии, ее рождение. Архаические магические обряды связанные с охотой, войной. Обряды инициации и посвящение. Место и роль инициации в психической реальности архаического человека. Инициации у друидов, египтян, скандинавов. Место сновидений в доантичной глубиннопсихологической практике. Представление о душе у Платона. Христианские представление о душе.
Тема 2. Концептуальные предпосылки психоанализа.
Школа В.Вундта. Первый психологический журнал. Психология как экспериментальная наука. Метод контролируемой интроспекции. Исследование ассоциаций. Психофизиология Э.Брюкке. Концепция интенциональной психики Ф.Брентано. Психические акты. История отношений Брентано и Фрейда. Философские идеи А.Шопенгауэра и Ф.Ницше. «Воля к жизни» и либидо. Утрата человеком собственного природного начала и его последствия в работах Ницше. Французская школа Ж.М.Шарко и И.Бернгейма. Гипноз. Внушение в состоянии бодрствования. Лечение истерии гипнозом. Бессознательные эффекты. Концепция «мыслей тела» Т.Мейнарта, «телесное я».
Тема 3. Классический психоанализ. Создание и эволюция психоаналитической теории. Биография создателя психоаналитического учения.
Биография З.Фрейда. Семья, детство, школа. Университет. Самоанализ Фрейда о роли опыта ранних семейных отношений в формировании личности и симптома. Первые исследования (система размножения у угрей, свойства кокаина). Первые попытки психотерапевтического лечения (физиотерапия, гипноз и проч.). Знакомство с Й.Брейером. Катарсический метод психотерапии. Роль проговаривания в терапии «ущемленного аффекта». Гипноз в катарсическом методе лечения. Отказ от гипноза. Метод настояния. Свободные ассоциации. Исследование истерии. Теория раннего соблазнения. Отказ от теории раннего соблазнения. Метапсихология. Дружба с В.Флиссом. Разработка теории сновидений. Сновидение как исполнение желаний. Цензура и работа сновидения. Теория вытеснения.
|
|
Тема 4. Становление и эволюция психоаналитического движения. Современный психоанализ.
Общество психоаналитических сред: П.Федерн, В.Штекель, О.Ранк, А.Адлер. Швейцарская психологическая школа. Расколы в психоаналитическом движении: В.Штекель, А.Адлер, К.Г.Юнг, О.Ранк. Концептуальные и личностные истоки расколов. Основные принципы психической жизни (работа З.Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия»). Послевоенный психоанализ. Смерть З.Фрейда. Вклад в психоанализ членов «секретного комитета». Неофрейдизм: К.Хорни, Э.Фромм, В.Райх. Современный психоанализ, обзор основных концепций (Объект-теоретики, структурное направление О.Кернберга, психология сэлф Х.Когута.