Б. По темам и разделам курса

Частное образовательное учреждение

Высшего профессионального образованиЯ

«Восточно-Европейский Институт Психоанализа»

Утверждено

Ученым советом ВЕИП

«4» октября 2010 г.

Протокол №3

Председатель

Ректор ЧОУВПО «ВЕИП», профессор

______________________ Решетников М.М.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

ИСТОРИЯ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ

 

Специальность 030301 - Психология

 

 

Автор учебного методического комплекса — к. псх.н. Авакумов С.В.

 

                                                        Санкт – Петербург

2010


СОДЕРЖАНИЕ:

1. Рабочая учебная программа дисциплины.. 3

1.1 Цели и задачи курса. 3

1.2. Содержание дисциплин. 3

А. По видам учебных занятий. 3

Б. По темам и разделам курса. 4

В. По времени проведения курса. 5

Г. Текст лекций. 5

1.3 Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 5

1.3.1 Список литературы: 5

1.3.2 Активные методы обучения. 6

1.4 Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля 6

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ... 6

3. Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы.. 7

3.1 Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки. 8

3.2 Образец контрольного теста по дисциплине. 9

4. Требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля. 19

4.1 Требования к уровню освоения предмета: 19

4.2 Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знаний. 20

4.3 Содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций 20

ПРИЛОЖЕНИЕ. Текст лекций по курсу (представлен на диске) 20

 




Рабочая учебная программа дисциплины

Цели и задачи курса

Курс лекций «История психоаналитического движения» относится к блоку базовых дисциплин по специальности 020400/направление «Психология» и является органической частью истории психологии и в частности, медицинской психологии. Знание и понимание исторического контекста в связи с появлением той или иной психологической концепции является необходимым условием понимания места психологии в системе знаний, а также эволюции лежащих в ее основе концепций. Современный психоанализ характеризуется не только разнообразием теоретических подходов, но и проникновением за границы медицины, глубокой связью с культурологией и философией, что делает знание его истории еще более ценным.

Целью курса является формирование у студентов устойчивых знаний в области истории возникновения и распространения психоаналитической концепции, биографии и основных теоретических и практических новаций ее автора и его последователей: соратников и противников.

 

Основными задачами курса являются:

- сформировать у слушателей твердого представления о временной и причинной связи появления тех или иных теоретических и практических психоаналитических представлений и наработок.

- ознакомить слушателей с основными концептуальными и историческими предпосылками создания психоаналитического учения

- создать предпосылки к пониманию связи психоаналитической концепции и психологических и онтологических особенностей ее создателя

- сформировать представление у слушателей об исторических особенностях возникновения и развития психоаналитического движения и его основных персонах

- ознакомить слушателей с основным современными направлениями психоаналитической теории и практики

 

Курс «История психоаналитического движения» составляет единое целое со всей структурой психоаналитического образования. Структурно он связан со следующими дисциплинами основного образовательного блока:

- Введение в психоанализ

- История психоанализа в России

- История психоанализа в Великобритании и США

- Теория психоанализа

- Теория и методика работы с переносом в клинической практике

 

В процессе обучения предусмотрены лекции, которые проводятся методом проблемного изложе­ния материала, иллюстративно-объяснительным методом, а также методом проведения лекций-бесед со студентами; курсовые и дипломные работы.

 



Содержание дисциплин

А. По видам учебных занятий

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

Контр.

Работы

Самост.

Работы

Всего

    Аудиторно Самостоя-тельно Всего
1 Введение. Предыстория психоанализа. 8 14 22 - - -
2 Концептуальные предпосылки психоанализа 8 13 21 - - -
3 Классический психоанализ. Создание и эволюция психоаналитической теории. Биография создателя психоаналитического учения. 8 20 28 - - -
4 Становление и эволюция психоаналитического движения. Современный психоанализ 8 7 15 - - -
  Итого часов 32 54 86      

 

 

Б. По темам и разделам курса

 

Тема 1. Предмет и задачи курса истории психоаналитического движения, предыстория психоанализа.

 

Представление о психоанализе, областях применения психоаналитических знаний, основные понятия, базовые концепции. Предыстория психоанализа. Понятие глубинной психологии, ее рождение. Архаические магические обряды связанные с охотой, войной. Обряды инициации и посвящение. Место и роль инициации в психической реальности архаического человека. Инициации у друидов, египтян, скандинавов. Место сновидений в доантичной глубиннопсихологической практике. Представление о душе у Платона. Христианские представление о душе.

 

Тема 2. Концептуальные предпосылки психоанализа.

 

Школа В.Вундта. Первый психологический журнал. Психология как экспериментальная наука. Метод контролируемой интроспекции. Исследование ассоциаций. Психофизиология Э.Брюкке. Концепция интенциональной психики Ф.Брентано. Психические акты. История отношений Брентано и Фрейда. Философские идеи А.Шопенгауэра и Ф.Ницше. «Воля к жизни» и либидо. Утрата человеком собственного природного начала и его последствия в работах Ницше. Французская школа Ж.М.Шарко и И.Бернгейма. Гипноз. Внушение в состоянии бодрствования. Лечение истерии гипнозом. Бессознательные эффекты. Концепция «мыслей тела» Т.Мейнарта, «телесное я».

 

Тема 3. Классический психоанализ. Создание и эволюция психоаналитической теории. Биография создателя психоаналитического учения.

 

Биография З.Фрейда. Семья, детство, школа. Университет. Самоанализ Фрейда о роли опыта ранних семейных отношений в формировании личности и симптома. Первые исследования (система размножения у угрей, свойства кокаина). Первые попытки психотерапевтического лечения (физиотерапия, гипноз и проч.). Знакомство с Й.Брейером. Катарсический метод психотерапии. Роль проговаривания в терапии «ущемленного аффекта». Гипноз в катарсическом методе лечения. Отказ от гипноза. Метод настояния. Свободные ассоциации. Исследование истерии. Теория раннего соблазнения. Отказ от теории раннего соблазнения. Метапсихология. Дружба с В.Флиссом. Разработка теории сновидений. Сновидение как исполнение желаний. Цензура и работа сновидения. Теория вытеснения.

 

Тема 4. Становление и эволюция психоаналитического движения. Современный психоанализ.

Общество психоаналитических сред: П.Федерн, В.Штекель, О.Ранк, А.Адлер. Швейцарская психологическая школа. Расколы в психоаналитическом движении: В.Штекель, А.Адлер, К.Г.Юнг, О.Ранк. Концептуальные и личностные истоки расколов. Основные принципы психической жизни (работа З.Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия»). Послевоенный психоанализ. Смерть З.Фрейда. Вклад в психоанализ членов «секретного комитета». Неофрейдизм: К.Хорни, Э.Фромм, В.Райх. Современный психоанализ, обзор основных концепций (Объект-теоретики, структурное направление О.Кернберга, психология сэлф Х.Когута.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: