Этапы организации экспериментально-исследовательской деятельности

1. Создание проблемной ситуации, мотивирование и постановка цели:

- Посмотрите, а кто же нас здесь дожидается? (Показ игрушек или иллюстрации – персонажи мультфильма «38 попугаев»). Мартышка, Слоненок и Попугай хотят помочь своему лучшему другу Удаву, ведь он не знает, какой он длины, не понимает, как ему измерить свою длину.

- Ребята, мы им поможем? (дети соглашаются)

- Посмотрите, как Удав обрадовался! Он наконец-то узнает свою длину!

2. Выдвижение детьми предположений о результатах, их обоснование:

- Вспомним мультфильм про Удава! Кем или чем герои мультфильма измеряли Удава? (Попугаем, Мартышкой, Слонёнком).

- Какой длины был Удав, когда его измерял Слонёнок? (2 Слонёнка!)

- Какой длины был Удав, когда его измеряла Мартышка? (5 мартышек!)

- А в Попугаях длина удава? (38 Попугаев!)

- Совсем запутался бедный Удав, ничего не понимает! Почему же так получилось, почему результат измерения его длины всегда разный?

Дети высказывают предположения!

3. Проведение эксперимента:

- Ребята, посмотрите, здесь полоски разной длины и цвета. Что мы можем сказать об их длине? (Они все разные по длине!)

- Разложите эти полоски от самой длинной до самой короткой.

 - Какая полоска самая длинная? (Оранжевая!) А какая самая короткая? (Красная!)

 - Представьте, что оранжевая полоска - это Удав, серая – это Слоненок, коричневая - это Мартышка, а красная - это Попугай.

 - Мы будем измерять Удава в Слонах, в Мартышках и в Попугаях. Как же мы будем это делать?

Дети рассказывают:

- Берем серую условную мерку (Слонёнка) и накладываем ее на край коричневой полоски (Удав), делаем метку карандашом, откладываем одну счётную палочку. Теперь от того места, где отметили, снова кладём край условной мерки и снова отмечаем карандашом, откладываем счётную палочку, и так до конца.

Далее дети самостоятельно измеряют длину удава в «Слонах», «Мартышках» и «Попугаях».

  4. Фиксация результатов, их обсуждение с помощью педагога:

- Что делали?

- Что получили?

   - Почему?

5. Общий вывод (формулирует педагог на основе высказывания детей):

Наводящими вопросами воспитатель подводит детей к выводу об обратной функциональной зависимости между результатом измерения и величиной мерки.

- Чем длиннее мерка, тем меньше результат измерения!

- Чем короче мерка, тем больше результат измерения!

- Ребята, посмотрите, какой стал удав довольный, веселый. Он очень рад, что вы ему помогли, объяснили, что его длина зависит от того, кто из друзей помогает её измерять.

6. Самостоятельная экспериментально - исследовательская деятельность:

     В развивающую среду группы вносятся различные линейные величины (шарфики, коврики, дощечки и т.д.) и УМ для их измерения разной длины и осознания обратной функциональной зависимости между результатом измерения и величиной условной мерки

ПРИМЕЧАНИЕ

 

Если Вы заранее подготовите и вложите в Портфолио наглядный дидактический материал, например, вырезанные условные мерки или персонажей мультфильма соответствующего размера, Ваш ответ на экзамене будет выглядеть эффектно!

 

ВОЗМОЖНЫЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ  ВОПРОС

 

- Предложите варианты экспериментально-исследовательской деятельности для осознания детьми прямой функциональной зависимости между объектом и результатом измерения на основе мультфильма «38 попугаев»

- Мы можем измерять в попугаях все остальные персонажи мультфильма. Чем длиннее персонаж, тем больше попугаев получилось! Чем длиннее объект, тем больше результат измерения!

 

______________________________________________________________________________

 

ВОПРОС 7

Предложить варианты игровых упражнений для осознания детьми старшего дошкольного возраста прямой и обратной функциональной зависимости между объектом, средством измерения и результатом измерения.

ОТВЕТ НА ЭКЗАМЕНЕ

ВЕЛИЧИНА - одно из основных математических понятий, отражающее идею измерения или исчисления объектов окружающего мира.

Познакомив детей с понятием величины, в старшем дошкольном возрасте мы начинаем знакомить их с понятием измерения величин.

Измерить - это значит дать численную характеристику величине. C этой целью мы используем условные мерки – предметы определённой величины, меньшей, чем измеряемый объект.

Объект – измеряемая величина.

Средство измерения – величина, принятая за единицу измерения, условная мерка.

Результат измерения – количество условных мерок.

         Использование УМ позволяет детям сделать выводы:

1. Чем больше величина, тем больше результат измерения. Это - прямая функциональная зависимость между объектом и результатом измерения. (Для сравнения величин необходимо их измерять одинако­выми мерками).

Я предлагаю варианты экспериментально-исследовательской деятельности для осознания детьми прямой функциональной зависимости между объектом и результатом

– для линейных величин (показ красивых картинок с пояснениями)

- для сыпучих веществ (показ красивых картинок с пояснениями)

 - для жидких веществ (показ красивых картинок с пояснениями)

2. Чем больше условная мерка, тем меньше результат измерения и наоборот. Это - обратная функциональная зависимость между средством и результатом измерения. (Измеряемый объект используется только один!)

Я предлагаю варианты экспериментально-исследовательской деятельности для осознания детьми обратной функциональной зависимости между условной меркой и результатом измерения

– для линейных величин (показ красивых картинок с пояснениями)

- для сыпучих веществ (показ красивых картинок с пояснениями)

 - для жидких веществ (показ красивых картинок с пояснениями)

_____________________________________________________________________

ВОПРОС 8

Предложить варианты развивающих игр математической направленности для развития логического мышления и закрепления представлений о форме предметов и о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.

ОТВЕТ НА ЭКЗАМЕНЕ

  

  Я предлагаю следующие варианты развивающих игр математической направленности для развития логического мышления и закрепления представлений о форме предметов и о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.

1. Что лишнее?

2. Найди отличие?

3. Найди одинаковое!

4. Найди пару!

5. Продолжи ряд фигур!

5. Чего не хватает?

Примеры развивающих игр математической направленности:

ПРИМЕЧАНИЕ

 

1. При ответе на вопрос Вы пользуетесь дидактическими материалами из своего Портфолио. Каждая игра – отдельный лист формата А 4.  

2. Вы обязательно должны рассказать обо всех 6 вариантах развивающих игр математической направленности в нужной последовательности! Будет проще отвечать, если на обратной стороне Вы подпишете названия игр и пронумеруете их последовательность.

3. Вы не должны при ответе на данный вопрос предлагать игровые упражнения и дидактические игры, чтобы избежать вопросов экзаменационной комиссии по поводу отличия от них развивающих игр математической направленности!

_________________________________________________________________________________

ВОПРОС 9

Определить назначение представленных игровых упражнений для математического развития детей дошкольного возраста. Предложить свои варианты с целью решения подобных задач математического развития.

Приложение: описание игровых упражнений

 

ОТВЕТ НА ЭКЗАМЕНЕ

Представленные в билете игровые упражнения предназначены для различных этапов развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста:

 «Чувство времени» — способ­ность мысленно оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени.

Формировать у детей «чувство времени» целесообразно в старшем дошкольном возрасте на основе их личного опыта. Детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять длительность разнообразных видов их деятельности. 

Лучше всего для этих целей использовать временные промежутки – 1 минута, 3 минуты, 5 минут. Можно также познакомить детей и с самым коротким для них промежутком времени – 1 секунда.

  1. Восприятие времени по песочным часам – учить определять промежутки времени по песочным часам. Я могу предложить свои варианты игровых упражнений (1-2 варианта!)
  2. Восприятие времени по часам – учить определять промежутки времени по часам. Я могу предложить свои варианты игровых упражнений (1-2 варианта!)
  3. Оценка промежутка времени без часов для выполнения работы – учить определять объём работы на определённый промежуток времени. Я могу предложить свои варианты игровых упражнений (1-2 варианта!)
  4. Выполнение работы за определённый промежуток времени без часов - учить оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени. Я могу предложить свои варианты игровых упражнений (1-2 варианта!)

ПРИМЕЧАНИЕ

Если Вы заранее подготовите и вложите в Портфолио наглядный дидактический материал, Ваш ответ на экзамене будет выглядеть эффектно!

_______________________________________________________________________________

ВОПРОС 10

Предложить варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений на различных возрастных этапах дошкольного детства.

ОТВЕТ НА ЭКЗАМЕНЕ

 

      Пространство – философская категория; это протяженность и объём предметов, расстояние между ними, это - всеобщее свойство материальных тел занимать определенное место и особым образом располагаться среди других материальных тел.

       Начиная с раннего возраста, детей учат ориентироваться в пространстве.

Освоение каждой следующей ориентировки в пространстве базируется на прочном знании предыдущей:

1) 2 - 3 года - ориентировка на себе

    Я предлагаю такой вариант игрового упражнения…

2) 3 – 4 года - ориентировка на других объектах

    Я предлагаю такой вариант игрового упражнения…

3) 3 – 4 года - ориентировка от себя:

- направление от себя

- объект относительно себя

- движение в заданном направлении

     Я предлагаю такие варианты игровых упражнений…

4) 4 – 5 лет - ориентировка от других объектов:

- своё положение относительно других объектов

     Я предлагаю такой вариант игрового упражнения…

5) 4 - 7 лет - определение взаимного расположения объектов

- объект относительно других объектов

- местоположение объекта относительно другого лица

     Я предлагаю такие варианты игровых упражнений…

6) 4 - 7 лет - ориентировка на плоскости листа

     Я предлагаю такой вариант игрового  упражнения…

ПРИМЕЧАНИЕ

 

1. При ответе на экзамене необходимо знать и рассказать 6 этапов формирования пространственных представлений у дошкольников, предлагая варианты игровых упражнений для каждого этапа.

2. Отвечать на данный вопрос будет намного легче, если Вы заранее подготовите дидактические материалы в Портфолио – иллюстративный материал к проведению игровых упражнений (ещё проще будет, если Вы подпишете иллюстрации).    

 

   

 

  

 

    

 

 

    

_______________________________________________________________________________

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: