1. Создание проблемной ситуации, мотивирование и постановка цели:
- Посмотрите, а кто же нас здесь дожидается? (Показ игрушек или иллюстрации – персонажи мультфильма «38 попугаев»). Мартышка, Слоненок и Попугай хотят помочь своему лучшему другу Удаву, ведь он не знает, какой он длины, не понимает, как ему измерить свою длину.
- Ребята, мы им поможем? (дети соглашаются)
- Посмотрите, как Удав обрадовался! Он наконец-то узнает свою длину!
2. Выдвижение детьми предположений о результатах, их обоснование:
- Вспомним мультфильм про Удава! Кем или чем герои мультфильма измеряли Удава? (Попугаем, Мартышкой, Слонёнком).
- Какой длины был Удав, когда его измерял Слонёнок? (2 Слонёнка!)
- Какой длины был Удав, когда его измеряла Мартышка? (5 мартышек!)
- А в Попугаях длина удава? (38 Попугаев!)
- Совсем запутался бедный Удав, ничего не понимает! Почему же так получилось, почему результат измерения его длины всегда разный?
Дети высказывают предположения!
3. Проведение эксперимента:
- Ребята, посмотрите, здесь полоски разной длины и цвета. Что мы можем сказать об их длине? (Они все разные по длине!)
|
|
- Разложите эти полоски от самой длинной до самой короткой.
- Какая полоска самая длинная? (Оранжевая!) А какая самая короткая? (Красная!)
- Представьте, что оранжевая полоска - это Удав, серая – это Слоненок, коричневая - это Мартышка, а красная - это Попугай.
- Мы будем измерять Удава в Слонах, в Мартышках и в Попугаях. Как же мы будем это делать?
Дети рассказывают:
- Берем серую условную мерку (Слонёнка) и накладываем ее на край коричневой полоски (Удав), делаем метку карандашом, откладываем одну счётную палочку. Теперь от того места, где отметили, снова кладём край условной мерки и снова отмечаем карандашом, откладываем счётную палочку, и так до конца.
Далее дети самостоятельно измеряют длину удава в «Слонах», «Мартышках» и «Попугаях».
4. Фиксация результатов, их обсуждение с помощью педагога:
- Что делали?
- Что получили?
- Почему?
5. Общий вывод (формулирует педагог на основе высказывания детей):
Наводящими вопросами воспитатель подводит детей к выводу об обратной функциональной зависимости между результатом измерения и величиной мерки.
- Чем длиннее мерка, тем меньше результат измерения!
- Чем короче мерка, тем больше результат измерения!
- Ребята, посмотрите, какой стал удав довольный, веселый. Он очень рад, что вы ему помогли, объяснили, что его длина зависит от того, кто из друзей помогает её измерять.
6. Самостоятельная экспериментально - исследовательская деятельность:
В развивающую среду группы вносятся различные линейные величины (шарфики, коврики, дощечки и т.д.) и УМ для их измерения разной длины и осознания обратной функциональной зависимости между результатом измерения и величиной условной мерки
|
|
ПРИМЕЧАНИЕ
Если Вы заранее подготовите и вложите в Портфолио наглядный дидактический материал, например, вырезанные условные мерки или персонажей мультфильма соответствующего размера, Ваш ответ на экзамене будет выглядеть эффектно!
ВОЗМОЖНЫЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС
- Предложите варианты экспериментально-исследовательской деятельности для осознания детьми прямой функциональной зависимости между объектом и результатом измерения на основе мультфильма «38 попугаев»
- Мы можем измерять в попугаях все остальные персонажи мультфильма. Чем длиннее персонаж, тем больше попугаев получилось! Чем длиннее объект, тем больше результат измерения!
______________________________________________________________________________
ВОПРОС 7
Предложить варианты игровых упражнений для осознания детьми старшего дошкольного возраста прямой и обратной функциональной зависимости между объектом, средством измерения и результатом измерения.
ОТВЕТ НА ЭКЗАМЕНЕ
ВЕЛИЧИНА - одно из основных математических понятий, отражающее идею измерения или исчисления объектов окружающего мира.
Познакомив детей с понятием величины, в старшем дошкольном возрасте мы начинаем знакомить их с понятием измерения величин.
Измерить - это значит дать численную характеристику величине. C этой целью мы используем условные мерки – предметы определённой величины, меньшей, чем измеряемый объект.
Объект – измеряемая величина.
Средство измерения – величина, принятая за единицу измерения, условная мерка.
Результат измерения – количество условных мерок.
Использование УМ позволяет детям сделать выводы:
1. Чем больше величина, тем больше результат измерения. Это - прямая функциональная зависимость между объектом и результатом измерения. (Для сравнения величин необходимо их измерять одинаковыми мерками).
Я предлагаю варианты экспериментально-исследовательской деятельности для осознания детьми прямой функциональной зависимости между объектом и результатом
– для линейных величин (показ красивых картинок с пояснениями)
- для сыпучих веществ (показ красивых картинок с пояснениями)
- для жидких веществ (показ красивых картинок с пояснениями)
2. Чем больше условная мерка, тем меньше результат измерения и наоборот. Это - обратная функциональная зависимость между средством и результатом измерения. (Измеряемый объект используется только один!)
Я предлагаю варианты экспериментально-исследовательской деятельности для осознания детьми обратной функциональной зависимости между условной меркой и результатом измерения
– для линейных величин (показ красивых картинок с пояснениями)
- для сыпучих веществ (показ красивых картинок с пояснениями)
- для жидких веществ (показ красивых картинок с пояснениями)
_____________________________________________________________________
ВОПРОС 8
Предложить варианты развивающих игр математической направленности для развития логического мышления и закрепления представлений о форме предметов и о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
ОТВЕТ НА ЭКЗАМЕНЕ
Я предлагаю следующие варианты развивающих игр математической направленности для развития логического мышления и закрепления представлений о форме предметов и о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
1. Что лишнее?
2. Найди отличие?
3. Найди одинаковое!
4. Найди пару!
5. Продолжи ряд фигур!
5. Чего не хватает?
Примеры развивающих игр математической направленности:
ПРИМЕЧАНИЕ
|
|
1. При ответе на вопрос Вы пользуетесь дидактическими материалами из своего Портфолио. Каждая игра – отдельный лист формата А 4.
2. Вы обязательно должны рассказать обо всех 6 вариантах развивающих игр математической направленности в нужной последовательности! Будет проще отвечать, если на обратной стороне Вы подпишете названия игр и пронумеруете их последовательность.
3. Вы не должны при ответе на данный вопрос предлагать игровые упражнения и дидактические игры, чтобы избежать вопросов экзаменационной комиссии по поводу отличия от них развивающих игр математической направленности!
_________________________________________________________________________________
ВОПРОС 9
Определить назначение представленных игровых упражнений для математического развития детей дошкольного возраста. Предложить свои варианты с целью решения подобных задач математического развития.
Приложение: описание игровых упражнений
ОТВЕТ НА ЭКЗАМЕНЕ
Представленные в билете игровые упражнения предназначены для различных этапов развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста:
«Чувство времени» — способность мысленно оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени.
Формировать у детей «чувство времени» целесообразно в старшем дошкольном возрасте на основе их личного опыта. Детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять длительность разнообразных видов их деятельности.
Лучше всего для этих целей использовать временные промежутки – 1 минута, 3 минуты, 5 минут. Можно также познакомить детей и с самым коротким для них промежутком времени – 1 секунда.
- Восприятие времени по песочным часам – учить определять промежутки времени по песочным часам. Я могу предложить свои варианты игровых упражнений (1-2 варианта!)
- Восприятие времени по часам – учить определять промежутки времени по часам. Я могу предложить свои варианты игровых упражнений (1-2 варианта!)
- Оценка промежутка времени без часов для выполнения работы – учить определять объём работы на определённый промежуток времени. Я могу предложить свои варианты игровых упражнений (1-2 варианта!)
- Выполнение работы за определённый промежуток времени без часов - учить оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени. Я могу предложить свои варианты игровых упражнений (1-2 варианта!)
ПРИМЕЧАНИЕ
|
|
Если Вы заранее подготовите и вложите в Портфолио наглядный дидактический материал, Ваш ответ на экзамене будет выглядеть эффектно!
_______________________________________________________________________________
ВОПРОС 10
Предложить варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений на различных возрастных этапах дошкольного детства.
ОТВЕТ НА ЭКЗАМЕНЕ
Пространство – философская категория; это протяженность и объём предметов, расстояние между ними, это - всеобщее свойство материальных тел занимать определенное место и особым образом располагаться среди других материальных тел.
Начиная с раннего возраста, детей учат ориентироваться в пространстве.
Освоение каждой следующей ориентировки в пространстве базируется на прочном знании предыдущей:
1) 2 - 3 года - ориентировка на себе
Я предлагаю такой вариант игрового упражнения…
2) 3 – 4 года - ориентировка на других объектах
Я предлагаю такой вариант игрового упражнения…
3) 3 – 4 года - ориентировка от себя:
- направление от себя
- объект относительно себя
- движение в заданном направлении
Я предлагаю такие варианты игровых упражнений…
4) 4 – 5 лет - ориентировка от других объектов:
- своё положение относительно других объектов
Я предлагаю такой вариант игрового упражнения…
5) 4 - 7 лет - определение взаимного расположения объектов
- объект относительно других объектов
- местоположение объекта относительно другого лица
Я предлагаю такие варианты игровых упражнений…
6) 4 - 7 лет - ориентировка на плоскости листа
Я предлагаю такой вариант игрового упражнения…
ПРИМЕЧАНИЕ
1. При ответе на экзамене необходимо знать и рассказать 6 этапов формирования пространственных представлений у дошкольников, предлагая варианты игровых упражнений для каждого этапа.
2. Отвечать на данный вопрос будет намного легче, если Вы заранее подготовите дидактические материалы в Портфолио – иллюстративный материал к проведению игровых упражнений (ещё проще будет, если Вы подпишете иллюстрации).
_______________________________________________________________________________