ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.1 Дисциплина «Психология безопасности» представлена в содержании вариативной части образовательной программы по направлению: 44.04.02 Психолого-педагогическое образование направленность (профиль) Психология безопасности личности.
Трудоемкость дисциплины «Психология безопасности» составляет 3 зачетные единицы – 108 часов, из них – лекций 4ч., практических занятий – 12 ч., самостоятельная работа студентов – 83 ч., контроль – 9 ч.
Дисциплина изучается студентами заочной формы обучения на 2-ом курсе в 3-ом семестре. Форма отчетности – экзамен.
1.2 Данная дисциплина опирается на знания, полученные студентами в ходе изучения дисциплин ОПОП: «Философия образования и науки», «Управление конфликтом в профессиональном социальном взаимодействии», «Психология безопасного общения», «Психологическое консультирование», «Психолого-педагогическое сопровождение человека в ситуациях нарушения психологической безопасности», «Медиабезопасность в образовании», «Методология и методы организации научного исследования», «Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании», «Социальная психология образования», «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды», «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления», «Проектирование и экспертиза образовательных систем», «Технологии психологического влияния на личность и защиты от негативных воздействий», «Психология преодоления опасных жизненных ситуаций», «Психологическая культура и безопасность в образовании», «Психологически безопасное социальное взаимодействие в современном обществе».
1.3 Данная дисциплина является основой для изучения последующих дисциплин ОПОП: «Психологическая безопасность семьи», «Психология переговоров», «Психокоррекционная работа с детьми в ситуации психической депривации», «Практикум по психологии принятия группового решения», «Формирование эмоциональной устойчивости личности», «Технологии ведения переговорного процесса».
1.4 Цели дисциплины: формирование компетенций по сохранению и обеспечению психологической безопасности личности и среды.
1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине в форме требований к знаниям, умениям, владениям способами деятельности и навыками их применения в практической деятельности (компетенциям):
Знать
- основные принципы обеспечения психологической безопасности в образовательной среде;
- основные признаки психологического неблагополучия детей и подростков;
- приемы и методы оказания психологической помощи личности, находящейся в кризисной ситуации;
- особенности организации безопасного межличностного общения участников образовательных отношений в условиях поликультурной среды.
Уметь
- анализировать и прогнозировать риски образовательной среды;
- определять стратегию психологической помощи детям и подросткам, переживающим экстремальные и кризисные ситуации;
- исследовать и оптимизировать межличностные контакты и общение, в том числе, в поликультурной среде.
.
Владеть
- навыками выявления психологического неблагополучия детей и подростков;
- навыками планирования комплексных мероприятий по предупреждению и преодолению рисков образовательной среды;
- навыками установления доверительного контакта и безопасного общения с детьми и коллегами, в том числе, в поликультурной среде;
Планируемые результаты обучения
Таблица 1
| № п/п | Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) | Трудовые функции и квалификационные требования в соответствии с Профессиональным стандартом | Конкретизированные цели освоения дисциплины | ||
| знать | уметь | владеть | |||
| 2 | Способностью анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7) | А/02.7 Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций | З.1:Знать основные принципы обеспечения психологической безопасности в образовательной среде; З.2:Знать основные признаки психологического неблагополучия детей и подростков. З.3.Знать приемы и методы оказания психологической помощи личности, находящейся в кризисной ситуации. | У.1:Уметь анализировать и прогнозировать риски образовательной среды; У.2:Уметь определять стратегию психологической помощи детям и подросткам, переживающим экстремальные и кризисные ситуации. | В.1:Владеть навыками выявления психологического неблагополучия детей и подростков; В.2:Владеть навыками планирования комплексных мероприятий по предупреждению и преодолению рисков образовательной среды. |
| Умением организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность образовательных отношений (ОПК-3) | А/02.7 Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций | З.4:Знать особенности организации безопасного межличностного общения участников образовательных отношений в условиях поликультурной среды | У.3: Уметь исследовать и оптимизировать межличностные контакты и общение, в том числе, в поликультурной среде. | В.3:Владеть навыками установления доверительного контакта и безопасного общения с детьми и коллегами, в том числе, в поликультурной среде. | |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
(для заочной формы обучения)
Таблица 2
| № п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | ||||||
| Л | ПЗ | Лаб. | СРС | Всего | ||||
| Раздел 1. Психология безопасности как наука | 2 | 2 | - | 23 | 27 | |||
| 1 | Введение в психологию безопасности | 2 | - | - | 3 | 5 | ||
| 2 | Методы изучения психологической безопасности среды и личности. | - | 2 | - | 20 | 22 | ||
| Раздел 2. Психологическая безопасность среды | - | 2 | - | 30 | 34 | |||
| 3 | Психологическая безопасность как характеристика среды, обеспечивающая развитие личности | - | - | - | 10 | 12 | ||
| 4 | Психологическая безопасность образовательной среды | - | - | - | 10 | 10 | ||
| 5 | Просоциальное и безопасное поведение | 2 | - | 10 | 12 | |||
| Раздел 3. Психологическая безопасность личности. | 2 | 8 | - | 30 | 40 | |||
| 6 | Психологическое здоровье личности
| - | 2 | - | 4 | 6 | ||
| 7 | Личность в экстремальных и чрезвычайных ситуациях | - | 2 | - | 10 | 12 | ||
| 8 | Виктимное поведение личности | - | 2 | - | 4 | 6 | ||
| 9 | Кризисные состояния личности | 2 | 2 | - | 6 | 8 | ||
| 10 | Профилактика и преодоление суицидального поведения подростков. | - | - | - | 6 | 6 | ||
| Контроль: | 9 | |||||||
| Итого: | 4 | 12 | - | 83 | 108 | |||
Таблица 3






