Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Раздел 1.  Психология безопасности как наука

Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть

(код контролируемой компетенции)

ОПК-7: способностью анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению(З.1;У.1., В..1.)

Содержание раздела

План лекций

План лабораторных занятий

План семинарских занятий

Введение в психологию безопасности 1.Психология безопасности: состояние проблемы.  2.Предмет, объект, задачи психологии безопасности 3.Теоретические и практические аспекты психологии безопасности. 4.Понятие риска в психологии безопасности. Методическое обеспечение: 1,2,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17.

Лабораторные занятия по разделу не предусмотрены

 

 

Методы изучения психологических аспектов безопасности

1. Методы изучения психологической безопасности личности и среды.

2.Тестовые методики: «психологическая защищенность», «тест жизнестойкости», тесты по изучению коппинг поведения, ценностей личности.

3. Методы изучения психологической безопасности среды: контент-анализ текстов, наблюдение, метод экспертных оценок.

4.Методы психодиагностики безопасности образовательной среды.

5.Психодиагностика психосоматических расстройств у детей и подростков.

6.Методы психодиагностики психологической безопасности личности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Методическое обеспечение: 1,2,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17.

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

1. Тест по разделу

2. Ведение словаря основных понятий.

3. Тестирование по разделу

4. Подготовка к терминологическому диктанту

5.Составить каталог психодиагностических методик, направленный на изучение психологической безопасности личности детей и подростков; проведение диагностики и интерпретация результатов.

6. Проанализировать основные подходы к трактовке понятия «образовательная среда», внешние и внутренние риски в общеобразовательной школе.

Составить таблицу.

Методическое обеспечение: 1,2,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17.

1. Подготовить презентацию по содержанию модуля.

2. Защита презентации

3. Выступление на практическом занятии.

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции 

(или её части)

Наименование оценочного средства

ОПК-7: З.1; У.1; В.1.

 Тест по разделу

Составление и защита презентации

Конспект вопроса практического занятия

Словарь основных понятий

Терминологический диктант

Выступление на практическом занятии

Каталог психодиагностических методик изучения психологической безопасности детей.

Анализ основных подходов к трактовке понятия «образовательная среда», внешние и внутренние риски в общеобразовательной школе. Таблица

                           Раздел 2. Психологическая безопасность среды

Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть

(код контролируемой компетенции)

ОПК-3: Умением организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность образовательных отношений (З.4.,У.3., В.3)

Содержание раздела

План лекций

План лабораторных занятий

План семинарских занятий

Психологическая безопасность как характеристика среды, обеспечивающая развитие личности 1.Категории «безопасность» и «защищенность» и их психологическая характеристика 2. Сущность и содержание психологической безопасности среды. 3.Психологические состояния, определяющие особенности поведения в опасной ситуации. 4. Основные подходы к формированию психологической безопасности личности 5. Роль психологической безопасности в развитии личности школьника. Методическое обеспечение: 1,2,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17.

Лабораторные занятия по разделу не предусмотрены

 

Психологическая безопасность образовательной среды

1. Основные подходы к раскрытию понятия «образовательная среда»

2. Психологическая безопасность образовательной среды и характер общения ее участников.

3. Психологическая культура и психическое здоровье школьников.

4. Угрозы психологической безопасности в образовательной среде.

5. Моделирование психологической безопасности образовательной среды.

Методическое обеспечение: 1,2,5, 7, 8,9,10,11,12,13,14,15,16,17.

Просоциальное и безопасное поведение

1. Личность безопасного типа: внутриличностный потенциал обеспечения безопасного существования

2. Социальные нормы и ценностные ориентации как регуляторы поведения.

3. Обеспечение психологической безопасности в межличностном взаимодействии.

Методическое обеспечение: 1,2,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17.

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

1. Конспект вопроса практического занятия

2. Ведение словаря основных понятий

3. Тестирование по разделу

4. Подготовка к терминологическому диктанту.

5. Составление каталога психодиагностических методик для исследования межличностных отношений подростков в образовательной среде.

6.Рекомендации педагогам по оптимизации межличностных отношений в детском коллективе.

Методическое обеспечение: 1,2,5,7, 8,9,10,11,12,13,14,15,16,17.

1. Подготовить презентацию по модулю

2. Защита презентации

3. Выступление на практическом занятии.

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции 

(или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

ОПК-3: З.4.,У.3., В.3.

 

 

 

Тест по разделу

Составление и защита презентации

Конспект вопроса практического занятия.

Словарь основных понятий. Терминологический диктант.

Выступление на практическом занятии.

Каталог психодиагностических методик для исследования межличностных отношений подростков в образовательной среде.

Рекомендации педагогам по оптимизации межличностных отношений в детском коллективе

              Раздел 3. Психологическая безопасность личности

Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть

(код контролируемой компетенции)

ОПК-7: Способностью анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (З.2, З.3; У.2; В.2.)

                                                    Содержание раздела

План лекций

План лабораторных занятий

План семинарских занятий

Кризисные состояния личности

1. Понятие и виды кризисных состояний.

2. Стратегия работы с личностью в кризисных ситуациях.

3. Депрессивные состояния при личностных кризисах детей и подростков.

4. Рекомендации по преодолению кризиса у подростков.

Методическое обеспечение: 3,4,5,6,9,17.

 

 

Личность в экстремальных и чрезвычайных ситуациях

1.Правила оказания экстренной психологической помощи детям и подросткам.

2.Особенности психологической помощи детям.

3. Арттерапия в работе с детьми.

Методическое обеспечение: 3,4,5,6,9,17.

 

Кризисные состояния личности школьников

1.Депрессивные состояния при личностных кризисах у детей и подростков.

2. Изучение критических ситуаций подростков.

3.Психотехнологии работы с кризисными состояниями подростков. Методическое обеспечение: 3,4,5,6,9,17.

 

 

Психологическое здоровье личности 1. Психологический подход к здоровью личности. Психологические, социальные, духовные критерии здоровья. Сопоставление понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». 2. Личностные ресурсы обеспечения психологической безопасности: сопротивляемость, жизнестойкость, копинг (совладающее поведение), механизмы психологической защиты. Тренинг жизнестойкости. 3. Принципы и приемы психологического оздоровления личности. 4. Самосохранение человека как фактор психологической безопасности. Психологическая дистанция как условие обеспечения личностной безопасности. Методическое обеспечение: 3,4,5,6,9,17. Личность в экстремальных и чрезвычайных ситуациях 1. Категориальный аппарат психологии экстремальных и чрезвычайных ситуаций. 2. Классификация экстремальных ситуаций. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях. 3. Экстренная психологическая помощь в экстремальных ситуациях. 4. Стресс, травматический стресс и посттравматическое расстройство: соотношение понятий. Методическое обеспечение: 3,4,5,6,9,17. Виктимное поведение личности. 1. Виды виктимности личности: общая характеристика. 2. Возрастные периоды возможной виктимизации личности. 3.Факторы процесса виктимизации личности. Мотивы виктимного поведения. 4. Психологические факторы и механизмы становления виктимного поведения подростков. 5. Профилактика виктимного поведения подростков. Методическое обеспечение: 3,4,5,6,9,17,18 Кризисные состояния личности школьников 1. Кризисное развитие личности. 2. Понятие и виды кризисных состояний. 3. Кризисные ситуации в детском возрасте, их особенности. 4. Подростковый кризис и его особенности. 5. Профилактика и конструктивное разрешение кризисов. 6. Рекомендации по преодолению кризиса у подростков. Методическое обеспечение: 3,4,5,6,9,17. Профилактика и преодоление суицидального поведения подростков. 1. Возрастные аспекты суицидального поведения. 2. Принципы общения с суицидентом. 3. Методика проведения профилактической беседы с детьми, имеющими суицидальные симптомы. 4. Профилактика суицидального поведения. 5.Схема обследования суицидальных пациентов. Методическое обеспечение: 3,4,5,6,9,17.

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

1. Конспект вопроса практического занятия

2. Ведение словаря основных понятий.

3. Тестирование по разделу.

4. Подготовка к терминологическому диктанту.

5.Составить методические рекомендации педагогам и родителям по работе с детьми, имеющими психосоматические расстройства.

6. Разработать мини-брошюру «Психологическая помощь в кризисной и/или чрезвычайной ситуации».

7. Разработать комплексный план по профилактике насилия в общеобразовательной школе.

8. Разработать комплексный план по профилактике и коррекции школьных неврозов.

1. Методическое обеспечение: 3,4,5,6,9,17,18

1. Подготовить презентацию по содержанию модуля.

2. Защита презентации.

3. Выступление на практическом занятии.

 

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции 

(или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

ОПК-7: З.2., З.3; У.2, В.2.

 

Тест по разделу.

Составление и защита презентации

Конспект вопроса практического занятия.

Выступление на практическом занятии.

Словарь основных понятий

Терминологический диктант.

Рекомендации педагогам и родителям.

Мини-брошюра «Психологическая помощь в кризисной и/или чрезвычайной ситуации».

Комплексный план по профилактике насилия в общеобразовательной школе.

Комплексный план по профилактике и коррекции школьных неврозов.

             

                               


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: