Организация практики по получению первичных профессиональных умений и навыков

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По учебной практике

 «ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ»

Для направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

 

Направленность:

Образование лиц с нарушением интеллекта

Курган 2016

 

 

Кафедра: «Дефектология»

 

Составитель:кандидат педагогических наук, доцент Л.С.Яговкина

 

 

Утверждены на заседании кафедры   «18» октября 2016 г.                                    протокол заседания № 3

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебная практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел программы бакалавриата «Блок 2. «Практики» ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование».

Вид практики – учебная.

Тип практики – практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.

В процессе прохождения практики  студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения таких дисциплин как «Общая и специальная педагогика», «Общая и специальная психология», «Олигофренопедагогика», «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Здоровьесберегающие технологии в специальном образовании», «Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта», «Методика преподавания русского языка (специальная)», «Методика преподавания литературы (специальная)», «Методика преподавания математики (специальная)». 

Сформированность педагогических компетенций в результате прохождения практики необходима для изучения курсов: «Воспитание и обучение детей с ЗПР», «Воспитание и обучение детей с нарушением слуха», «Воспитание и обучение детей с нарушением зрения».

Практика   является необходимой основой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла.

Учебная практика  проводится  на III курсе в VI семестре  (очная форма обучения и очно-заочная форма обучения).

Прохождение учебной практики является необходимой основой для подготовки к итоговой государственной аттестации.

 

Цели учебной практики

1. Ознакомление студентов с учебно-воспитательным процессом в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушением интеллекта (начальное звено).

2. Закрепление, углубление и проверка теоретических знаний студентов по дисциплинам «Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта», «Методика преподавания русского языка (специальная)», «Методика преподавания литературы (специальная)», «Методика преподавания математики (специальная)», «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Здоровьесберегающие технологии в специальном образовании».

3. Формирование навыков владения методами индивидуального и дифференцированного подхода во время организации и проведения занятий, уроков и мероприятий с детьми с нарушением интеллектуального развития.

4. Формирование навыков владения методами планирования и проведения методической, коррекционно-развивающей, учебной, воспитательной и внеклассной работы с детьми с легкой степенью умственной отсталости в соответствии с ФГОС, создания предпосылок для овладения знаниями, умениями, навыками, коррекции нарушений познавательной сферы в соответствии с возрастом ребенка.

 

 

Задачи практики

  1. Ознакомить студентов с условиями, особенностями организации работы учителя начальных классов в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушением интеллекта, принципами отбора и комплектования групп, классов, с документацией.
  2. Формировать у студентов умение применять на практике имеющиеся теоретические знания.
  3. Формировать умения, навыки проведения психолого-педагогического обследования детей с легкой степенью умственной отсталости.
  4. Формировать навыки планирования коррекционно-образовательной, учебно-воспитательной работы в соответствии с ФГОС, навыки ведения, оформления отчётной документации.
  5. Формировать умения отбора адекватных методов, приёмов коррекционной работы с детьми с нарушением интеллекта и их практического применения в процессе проведения занятий, уроков и воспитательных мероприятий.
  6. Формировать умения организовывать коллективную, групповую, индивидуальную деятельность детей; организовывать совместную с воспитателями, учителями, психологом, администрацией школы, родителями коррекционную работу.
  7. Формировать коммуникативные способности студентов при общении с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, коллегами, администрацией, родителями.

 

 

Компетенции, формируемые в результате прохождения практики:

 Прохождение практики в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки: 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Образование лиц с нарушением интеллекта» направлено на формирование следующих  компетенций:

- готовность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами (ОПК-2);

- способность использовать в профессиональной деятельности современные компьютерные и информационные технологии (ОПК-5);

- способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-развивающих программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья  (ПК-1);

- способность к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности (ПК-4);

- способность к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития (ПК-5);

- способность проводить работу по духовно-нравственному, эстетическому развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья, приобщению их к историческим ценностям и достижениям отечественной и мировой культуры (ПК-10);

 

В результате прохождения производственной практики обучающийся должен:

знать:

- этиологию интеллектуальных нарушений (для ПК-1);

-  методы коррекционного воздействия (для ПК-1);

- нозологические формы интеллектуальных нарушений и специфику коррекционного воздействия (для ПК-1);

- основы психологии детей с нарушением интеллекта (для ПК-1);

- статус лиц с нарушением интеллекта (для ОПК-2);

- характер влияния нарушений интеллекта на общее психическое развитие (для ПК-1);

- дифференциальные характеристики лиц с нарушением интеллекта и лиц со сходными проявлениями психического дизонтогенеза (для ОПК-2, для ПК-1);

- теоретическую и методическую обеспеченность существующих технологий коррекционного воздействия при нарушении интеллекта (для ПК-1,  ОПК-5);

- технологии комплексного сопровождения лиц с нарушением интеллекта

(для ПК-1, ПК-4, ОПК-5);

- методологические и теоретические основы диагностики интеллектуальных нарушений (для ПК-5);

- методы коррекционного исследования (для ПК-5, ОПК-5);

- основные модели диагностики проявлений дефицитарности (для ПК-5);

- о содержа­тельных компонентах диагностики интеллектуальной патологии (для ПК-5);

- о диагностиче­ском инстру­ментарии педагога-дефектолога (для ПК-5, ОПК-2);

- о технологиях обследования детей с нарушением интеллекта (для ПК-5, ОПК-5);

- об актуальных и потенциальных возможностях детей, имеющих нарушения интеллекта (для ПК-5);

- о специфике дифференциальной диагностики (для ПК-5);

- методологические и теоретические основы культурно-просветительскойдеятельности (для ПК-10, ПК-4);

- виды и формы культурно-просветительскойдеятельности (для ПК-10, ПК-1);

- технологии культурно-просветительскойдеятельности (для ПК-10, ОПК-5);

 

уметь:

- определять рациональные пути и оптимальные условия коррекционного воздействия (для ПК-1, ПК-4);

- реализовывать перспективное и календарное планирование коррекционного воздействия (для ПК-1, ОПК-5);

- реализовывать обеспечение материально-технической базы коррекционного воздействия (для ПК-4, ОПК-5);

- обеспечивать комплексность воздействия при работе с лицами, имеющими нарушения интеллекта (для ПК-1, ПК-4);

- организовывать и осуществлять обследование лиц с нарушением интеллекта с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (для ПК-5, ПК-4, ПК-1);

- анализировать результаты комплексной мультидисциплинарной диагностики состояния лиц с нарушением интеллекта (для ПК-5, ПК-4, ПК-1);

- работать с населением (для ПК-10, ОПК-2);

 

владеть:

- реализовывать выбор адекватных средств и методов коррекционно-компенсирующего, образовательно-развивающего и воспитательного педагогического воздействия (для ПК-1, ПК-4);

- обеспечивать целостность коррекционного процесса (для ПК-1, ПК-4);

- взаимодействовать с общественными организациями и семьями лиц с нарушением интеллекта с целью обеспечения процессов социализации лиц данной категории (для ПК-1, ПК-4, ОПК-5);

- использовать методы психолого-педагогической диагностики, в том числе методы дифференциальной диагностики для определения типа нарушений (для ПК-5, ПК-1);

- осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (для ПК-5, ПК-1, ПК-4);

- организовывать и осуществлять консультирование родителей и родственников лиц с нарушением интеллекта, а также других участниками образовательного процесса (для ПК-5, ПК-1);

- организовать и реализовать культурно-просветительскуюдеятельность (для ПК-10, ПК-1, ОПК-2).

ОРГАНИЗАЦИЯ      ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Педагогическая деятельность студентов в период учебной практики  подразделяется на два этапа:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: