1. Разнообразие интересов, устойчивость, избирательность, осознанность, формы проявления интересов. Оценка интересов ученика учителем и воспитателем. Средства, применяемые воспитателем для поддержания интересов и развития их у ребенка.
2. Отношение к труду, к учебе, (положительное, индифферентное, отрицательное), аккуратность, неряшливость. Мотивы такого отношения. Реакция на похвалу и порицание. Работоспособность. Проявления утомления (качественное ухудшение или замедление темпа работы);
3. Навыки культурного поведения: вежливость, предупредительность, чуткость, отзывчивость, опрятность. Степень устойчивости этих навыков.
4. Особенности характера. Наличие нравственных черт характера: доброта, искренность, трудолюбие, сдержанность, скромность, честность, самокритичность, уверенность в себе, коллективизм и др. Наличие трудных черт характера: эгоизм, замкнутость, скрытность, завышенные притязания, лень, лживость, капризность, вспыльчивость, агрессивность, драчливость и др. (Если возможно, укажите причину).
5. Способности эстетического порядка (склонность к рисованию, музыкальный слух).
6. Способность к волевому усилию, осмысленность поступков, их последовательность, систематичность, как протекает: борьба мотивов или отсутствие их. Развитие руководящих принципов поведения. Способность подавлять неуместные желания, умение скрывать (молчать). Степень сопротивления вредным влияниям. Подражательность, внушаемость, легко «заражается» общим настроением (позитивным или негативным), нелепые шалости, шутовство.
7. Эмоциональная сфера (возбудимость, эмоциональность и т.д.). Преобладающее настроение.
8. Патологическое развитие личности. Преобладание влечений. Проявление сексуальности, склонности к цинизму и т.д. Навязчивые состояния, мысли (фобии), навязчивые влечения (крикнуть что-либо неприличное, причинить вред себе и окружающим). Антисоциальные наклонности (воровство, как использует краденое, реакция на улики). Расстройство влечений: клептомания, пиромания, влечение к порче вещей. Направления коррекционно-воспитательной работы.
9. Особенности самосознания. Отношение к собственному дефекту. Самоанализ. Пути дальнейшей работы по развитию личности, улучшению поведения ученика.
V. Взаимоотношения в коллективе сверстников и взрослых
Способность к организованному поведению, коллективным действиям. Отношение к окружающим: сверстникам, взрослым. Отношение сверстников, взрослых к ребенку. Роль ученика в коллективе, общественная работа. Привязанности, симпатии. Отношение к нарушителям, лидерам. Особенности коммуникабельности. Изолированность, ее причины. Пути дальнейшей работы по улучшению положения ученика в коллективе.
VI. Успеваемость ученика.
| № п/п | Учебные предметы в зависимости от года обучения | Оценки | Отношение к учебному предмету (по данным учителя) | |
| Четверть (полугодие) | Четверть (полугодие) | |||
| 1. | ||||
| 2. | ||||
| 3. | ||||
| 4. | ||||
| 5. | ||||
| 6. | ||||
Дисциплинированность ученика на уроках и при подготовке домашних заданий. Отзывы учителей об ученике: отношение к учебе, к труду.
Дать сравнительный анализ успеваемости ученика по предметам с первого класса. Выявить зависимость успеваемости по основным предметам. Причины неуспеваемости.
Заключение
Сделать выводы об основных чертах личности ученика, на которые можно опереться в дальнейшей работе с ним.
Отметить, в чем проявляется атипичность развития личности и основной недостаток.
Наметить пути дальнейшей коррекционно-воспитательной работы с учеником.
Указать стороны дефекта, работа над которыми представляет наибольшую трудность.
Требования к конспекту урока.
Оформление конспекта.
Конспект оформляется на листах форматом А 4 в печатном варианте, размер шрифта - 12. Поля: слева – 3 см., сверху, снизу, справа – 2 см. Наглядность прилагается к конспекту. Большеформатные таблицы, плакаты, схемы выполняются в уменьшенном виде – на листах форматом А 4. В конспект заносятся все вопросы и задания, выводы, которые будут присутствовать на уроке в процессе работы с наглядностью.
Содержание конспекта.
1. Общие сведения: школа, класс, предмет, дата проведения.
2. Раздел программы, количество часов на данный раздел, место урока в разделе.
3. Тип урока.
4. Вид урока.
5. Тема урока, ее соответствие программе. Формулировка темы должна быть не предметной, а учебной (Не «Огурец и тыква», а «Внешний вид, выращивание и использование тыквенных»).
6. Цели урока: формирование базовых учебных действий -образовательная, коррекционно-развивающая, коррекционно-воспитательная. Их соответствие теме, содержанию урока, составу обучающихся.
7. Словарь. Повторение.
8. Наглядность и оборудование.
9. Ход урока разрабатывается по схеме:
| Этапы урока. Методы и приемы. | Действия учителя | Действия учащихся | БУДы (базовые учебные действия) Коррекционно-развивающие задачи этапа |
Содержание урока записывается подробно. Материал в конспекте излагается обстоятельно, выделяются вопросы и даются предполагаемые ответы на них. Продумываются возможные варианты формулировок одного и того же вопроса. Возможны членения большого, крупного вопроса на подробные вопросы. Рассказ учителя записывается дословно с выделением новых слов, указанием используемой наглядности. Весь изучаемый материал делится на части, продумываются вопросы и задания для пропорционального закрепления. В конспекте указываются приемы по систематизации, обобщению изучаемого, его связи с пройденным.
Выводы, правила, обобщения, к которым должны подойти обучающиеся выделяются полужирным шрифтом, курсивом или подчеркиваются.
Домашнее задание должно быть конкретным, интересным, достаточно трудным, но посильным. Необходимо наметить приемы инструктажа обучающихся по выполнению домашнего задания.
В конспекте необходимо наметить способы получения обратной информации: вопросы и задания для слабых, средних и сильных учеников, содержание карточек, текстов, можно вынести в приложение.
Схема анализа урока (занятия).
Анализ посещенного урока (занятия) должен содержать две части: «фотографию» урока (занятия), выводы и предложения.
«Фотография» урока (занятия) это подробная запись его хода, которая выполняется по схеме: деятельность педагога (кратко освещается деятельность учителя), деятельность обучающихся, воспитанников (запись ответов детей, их участие или неучастие в работе, положительное и недостатки в деятельности).
| Деятельность обучающихся, воспитанников | Деятельность педагога | Задачи этапа |
Выводы и предложения делаются после «фотографии» урока с учетом следующих моментов:
1.Общие сведения об уроке (занятии):
- Дата, класс, предмет, Ф.И.О. педагога, количество обучающихся, воспитанников класса (группы), присутствующих на уроке (занятии) и по списку журнала, место проведения урока (занятия), порядковый номер;
- Тема урока (занятия) ее соответствие программе. Место в системе уроков (занятий) по теме (разделу);
- Тип и структура урока (занятия). Соответствие структуры данному типу урока (занятия), отклонения и их причины. Обеспечение целостности и завершенности урока (занятия);
- Цели урока (БУДы, базовые учебные действия), их соответствие теме, содержанию, составу класса (группы). Конкретность формулировки;
2. Содержание урока (занятия).
- соответствие включенного в урок (занятие) материала программным требованиям, теме, целям урока (занятия), возрасту учащихся, связь с предыдущим и последующим материалом;
- какие понятия, представления формировались, углублялись. Объем изучаемого материала (в зоне ближайшего развития каждого обучающегося или нет);
- связь учебного материала с современностью, жизненным опытом обучающихся, воспитанников Межпредметные и внутрипредметные связи;
- Достаточность использования содержания учебного материала в воспитательных целях;
- Реализация возможностей содержания материала для коррекции познавательной деятельности обучающихся, воспитанников: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, учебных и трудовых навыков;
3. Методическая сторона урока (занятия).
- разнообразие использованных методов, психолого-педагогическая обоснованность их выбора, соответствие содержанию материала, типу и задачам урока, возрасту и уровню подготовки обучающихся, воспитанников. Сочетание деятельности педагога и обучающихся, воспитанников в условиях использования каждого из методов. Степень владения педагогом методами обучения и использование их в коррекционно-развивающих целях;
- Обучающий характер урока (занятия): наличие четкой цели каждого вида работы, проведение подготовительной работы, наличие полноценных образцов выполнения действий, виды помощи обучающимся, воспитанникам, организация обратной связи;
- Методика изучения нового материала на уроке: опора на имеющиеся знания обучающихся, воспитанников, изучение материала в целом или по частям, разнообразие методов изучения, акцентирование внимания на главном, подведение обучающихся, воспитанников к выводам, использование элементов проблемного изложения и т.п.;
- Развитие речи обучающихся, воспитанников на уроке: организация связных высказываний с помощью опорных слов, текстовых или картинных планов, образцов высказывания и др., пополнение активного словарного запаса обучающихся, воспитанников, обучение само и взаимоконтролю за высказываниями, виды работ по развитию письменной речи, грамотностью оформления записей;
- Развитие логического мышления обучающихся, воспитанников на уроке, (занятии), какие компоненты мыслительной деятельности отрабатывались более подробно. Работа педагога по исправлению неправильных ответов;
- Наглядность обучения. Определение цели применения каждого вида наглядности, целесообразность, методика применения. Эстетическое оформление доски, наглядного материала;
- Приемы индивидуализации и дифференциации заданий для обучающихся, воспитанников в зависимости от их личностных, возрастных особенностей и уровня подготовки;
- Развитие самостоятельности при применении обучающимися, воспитанниками знаний, навыков, умений: осмысленность, достаточное количество самостоятельных работ, перенос знаний в новую ситуацию.
4. Организационная сторона урока
- мобилизующее начало урока;
- организация учащихся для выполнения каждого вида работы, правомерность и последовательность требований, выполнение требований обучающимися, воспитанниками;
- Поведение обучающихся, воспитанников на уроке (занятии), чем оно определяется. Сосредоточенность, устойчивость внимания, прилежание, наличие или отсутствие интереса к уроку (занятию). Моменты наибольшей заинтересованности детей, в чем оно выразилось. Моменты низкой активности, чем они обусловлены. Отношение обучающихся, воспитанников к педагогу;
- Стиль общения педагога с классом (группой). Умение педагога организовать детей, соблюдать дисциплину. Отношение к отдельным обучающимся, воспитанникам с учетом их индивидуальных особенностей. Педагогический такт. Внешний вид, культура и выразительность речи, уместность и оправданность поощрений, наказаний;
- Правильность оценки знаний обучающихся, воспитанников: учет осознанности, прочности, глубины знаний, индивидуальных особенностей детей, воспитательного аспекта оценки. Комментирование оценок;
- Подготовленность обучающихся, воспитанников к выполнению домашнего задания;
- Соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку.
5. Результативность урока
- Усвоение основного содержания урока;
- Достижение целей, выполнение плана урока;
- объем и качество знаний обучающихся, воспитанников (сознательность, глубина, прочность);
- Коррекционно-развивающее и коррекционно-воспитательное значение урока (занятия).
6. Выводы и предложения.
- Ценное в данном уроке, что можно рекомендовать для внедрения в практику других учителей.
- Рекомендации педагогу и обучающимся, воспитанникам по закреплению положительных качеств урока (занятия) и преодолению недостатков.
Рекомендуемая литература:
ОСНОВНАЯ
1. Актуальные проблемы олигофренопедагогики: Сб. науч. тр. / Под ред. В.В. Воронцовой. - М., 2008.
2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 2009.
3. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. - М.: Просвещение, 2008.
4. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой // Собр. соч.: В 6 т.-М., 2013.-Т. 5.
5. Дефектология: Словарь-справочник / Авт.-сост. С.С. Степанов / Под ред. Б. П. Пузанова. - М., 2006.
6. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1999.
7. Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: Школа-пресс, 2015.
8. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Изд. центр «Академия», 2008.
9. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М, 2012.
10. Организация педагогической практики в начальных классах. / Под ред. П.Е. Решетникова. – М.: ВЛАДОС, 2012.
11. Педагогика: Учеб. пособие / Сост. В.А. Сластенин и др. - М.: Школа-Пресс, 2007.
12. Педагогическая практика в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Г.М. Коджаспирова, Л.В. Борикова, Н.И. Бостанджиева и др. – М.: «Академия», 2010.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред В.В. Воронковой. - М.: Школа-Пресс, 2014.
2. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 2011.
3. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Т. А. Власовой, В. Г. Петровой. - М., 2012.
4. Замский X. С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. Приложение: Дневник Е. К. Грачевой. - М., 2015.
5. Логашева О.В. Обучение решению текстовых арифметических задач в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебное пособие. – Курган, 2009.
6. Логашева О.В. Организационно-методические основы обучения математике учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида: Учебное пособие. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2010.
7. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. - М„ 2015.
8. Программы для 0 – 4-х классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). – М., 2007.
9. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей. – М., 2011.
10. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография / Под общ. ред. М.А Поваляевой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 352 с.
11. Подласый И.Я. Педагогика. - М.: Просвещение: Владос, 1996.
12. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. - Т. 4. -М., 2013.
13. Школы для умственно отсталых детей за рубежом / Под ред. Т.А.Власовой, Ж. И. Шиф. - М., 2016.
МЕТОДИЧЕСКАЯ
1. Ершов АЛ„ Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. – М., 2015.
2. Каспаржак А.Г., Левит М.В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. - М., 2014.
3. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. — Рига, 2015.
4. Логашева О.В. Организация и содержание практики в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушением интеллекта: Методические рекомендации для студентов специальности «Олигофренопедагогика с дополнительной специальностью “Специальная психология”». – Курган, 2011.
5. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. – М., ВЛАДОС, 2015.
6. Перова М.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения по математике. – М., 2007.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
1. http://www.biblioklub.ru
2. http://www.kgsu.ru/library
3. http://dist.kgsu.ru
4. http:// www. mylect.ru






