Глава 11. Инвестиционное право и политика

 

11.1. Инвестиционное право и законодательство:

тенденции и перспективы развития

 

Инвестиционная сфера является одной из ключевых в развитии экономики любого государства. Без инвестиций невозможно создание современной инфраструктуры, развитие инноваций, улучшение качества жизни населения. Проблема привлечения инвестиций затрагивает все без исключения отрасли экономики. С возрастанием роли финансового рынка в целом и инвестиционного рынка в частности возникает потребность в детальном комплексном изучении общественных отношений, которые складываются на таких рынках, не только с точки зрения экономики, но и с точки зрения права.

В современном мире без должного правового обеспечения невозможно представить развитие инвестиционных отношений, которые нуждаются в создании новых правовых форм для решения усложняющихся задач реализации государственной инвестиционной политики. В последние годы появляется все больше нормативных правовых актов, в той или иной степени затрагивающих инвестиционную сферу и непосредственно регулирующих инвестиционную деятельность. В этой связи возникает необходимость в формировании такого направления научных исследований и учебной дисциплины, как инвестиционное право.

Подходы к определению места инвестиционного права в системе права можно разделить на четыре группы.

Первая группа ученых рассматривает инвестиционные отношения как частноправовые и отводит правовому регулированию инвестирования место в системе гражданского права или международного частного права (А.В. Майфат <891>, А.В. Воропаев <892>, В.М. Антипова <893>, М.М. Богуславский <894>, Н.Г. Доронина и Н.Г. Семилютина <895>, И.А. Вдовин <896> и др.). Ученые данной группы не оперируют термином "инвестиционное право" и говорят исключительно о правовом регулировании инвестиционных отношений. А.В. Майфат указывает, что инвестиционные отношения могут быть объединены в единую группу только условно, а значит, нет предмета регулирования инвестиционного права. Автор полагает, что инвестиционные конструкции функционируют на гражданско-правовых началах с использованием правовых средств и механизмов, присущих гражданскому праву <897>. В.М. Антипова оперирует категорией "инвестиционные правоотношения", которые она рассматривает как гражданские правоотношения, удовлетворяющие особым требованиям к их содержанию и кругу объектов <898>. М.М. Богуславский полагает, что правовое регулирование инвестиционных отношений в связи с экспортом иностранного капитала является областью международного частного права <899>. В системе международного частного права инвестиционное право рассматривают также Н.Г. Доронина и Н.Г. Семилютина <900>.

--------------------------------

<891> Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования: Монография. М.: Волтерс Клувер, 2006. 328 с.

<892> Воропаев А.В. О гражданско-правовой природе иностранных инвестиционных отношений // Право и политика. 2007. N 1.

<893> Антипова О.М. Правовое регулирование инвестиционной деятельности (анализ теоретических и практических проблем). М.: Волтерс Клувер, 2007. 236 с.

<894> Богуславский М.М. Международное частное право. М., 1989. С. 172.

<895> Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Международное частное право и инвестиции: Науч.-практ. исслед. М.: Волтерс Клувер, 2011. 163 с.; Отдельные виды обязательств в международном частном праве / Н.Г. Доронина, В.А. Егиазаров, В.П. Звеков и др.; под ред. В.П. Звекова. М.: Статут, 2008. 603 с.

<896> Вдовин И.А. Механизм правового регулирования инвестиционной деятельности (исторический и теоретико-правовой анализ): Дис.... д-ра юрид. наук. СПб., 2002.

<897> Майфат А.В. Указ. соч.

<898> Антипова О.М. Указ. соч. С. 94.

<899> Богуславский М.М. Указ. соч. С. 172.

<900> Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Указ. соч.

 

Логика первой группы ученых была бы справедливой в случае единичных, разовых сделок, имеющих инвестиционный характер, которые не затрагивали бы публичных интересов. Однако в современных условиях, когда возникает дефицит финансирования решения государственно и общественно значимых задач, государство не может оставаться равнодушным к движению капиталов внутри страны и за ее пределы. Воздействие государства на экономику, осуществляемое с целью привлечения инвестиций для решения общественно значимых задач в рамках реализации государственной инвестиционной политики, опосредуется в праве в сочетании с регуляторами особого рода: инструментами программно-целевого характера, которыми в настоящее время являются документы стратегического планирования. Правовое регулирование инвестиционной деятельности выходит за рамки частного права, так как наряду с частноправовыми средствами публично-правовые средства, а также обретающие правовую форму средства государственного регулирования экономического, организационного и административного характера задают в совокупности определенную направленность правового регулирования инвестиционных отношений в целях стимулирования частных лиц к вложению инвестиций в приоритетные направления развития экономики.

Вторая группа специалистов относит инвестиционное право к публичному праву, определяя его место в системе финансового права (Л.Г. Вострикова <901>, Е.Н. Решетина <902>, С.О. Шохин <903>, Е.А. Горохов <904>, Г.В. Петрова <905>, Е.В. Терехова <906>). Е.М. Ашмарина указывает, что инвестиционная деятельность представляет собой институт финансового права, а именно - совокупность императивных норм, регулирующих отношения по консолидации, движению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, как собственных, так и привлеченных инвестором с целью извлечения прибыли <907>. Ф.В. Маркелов полагает, что применительно к финансовому праву инвестиции можно рассматривать как необходимое дополнение к финансовой деятельности <908>. С.С. Тропская указывает, что исключать из сферы финансово-правового регулирования огромный массив отношений, связанных с образованием, распределением и использованием частных денежных фондов, преждевременно <909>. Между тем данная позиция представляется необоснованной. Мы разделяем позицию А.И. Худякова, который указывает, что основным назначением финансового права выступает не регулирование экономики, а обеспечение государства денежными средствами, финансовое право обеспечивает именно неравенство субъектов финансового правоотношения, наделяя такого субъекта, как государство, большим объемом прав по сравнению со своим контрагентом <910>. Мы не отрицаем, что финансово-правовые средства играют важную роль в регулировании инвестиционного права <911>, однако вряд ли это позволяет считать инвестиционное право подотраслью финансового права, хотя бы потому, что значительная часть общественных отношений, возникающих на рынке инвестиций, носит сугубо частный характер, имея место между двумя субъектами частного права.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание. Учебник для вузов Л.Г. Востриковой "Финансовое право" включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2007 (издание третье, переработанное и дополненное).

<901> Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник для вузов. М.: Юстицинформ, 2005. 296 с.

<902> Решетина Е.Н. К вопросу о соотношении финансового права и инвестиционного права // Финансовое право. М.: Юрист, 2011. N 6. С. 5 - 9.

<903> Финансовое право для экономических специальностей: Учебник / Под общ. ред. проф. С.О. Шохина. М., 2006. С. 449 - 468.

<904> Горохов Е.А. Правовое обеспечение инвестиционной деятельности в Российской Федерации (финансово-правовой аспект): Дис.... канд. юрид. наук. М., 2005. 167 с.

<905> Петрова Г.В. Финансовое право: Учебник. М., 2006. С. 14.

<906> Терехова Е.В. Инвестиционное право: публично-правовые начала: Учебное пособие. М.: РГУП, 2015. 294 с.

<907> Финансовое право: Учебник / Кол. авт.; отв. ред. Е.М. Ашмарина, С.О. Шохин. М.: Элит, 2009. С. 65.

<908> Маркелов Ф.В. Финансово-правовой анализ "инвестиционной составляющей" финансовой деятельности // http://www.marizi.ru.

<909> Тропская С.С. К вопросу о предмете современного финансового права // Финансовое право. 2013. N 12. С. 7 - 12.

<910> Худяков А.И. Дискуссионные вопросы предмета финансового права // Финансовое право. 2009. N 3. С. 2 - 8.

<911> Бубенщиков А.Д. Финансово-правовые стимулы инвестиционной деятельности // Финансовое право. 2005. N 3; Серебрякова Т.А. Регулирование инвестиционной деятельности (финансово-правовой аспект): Дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 2002. 210 с.

 

Третья группа ученых также придерживается понимания публично-правовой природы инвестиционного права и выделяет международное инвестиционное право, рассматривая его в системе международного права. Ряд специалистов (И.И. Лукашук <912>, В.М. Шумилов <913>, Г.К. Дмитриева <914>, Г.М. Вельяминов <915>) полагают, что международное инвестиционное право является частью международного экономического права. Г.М. Вельяминов отводит международному инвестиционному праву место в разделе "Международное имущественное право" особенной части международного экономического права, которое автор рассматривает в системе международного публичного права <916>. И.З. Фархутдинов в учебнике "Международное инвестиционное право и процесс" <917> выделяет международное инвестиционное право как самостоятельную комплексную отрасль международного права <918>. Концепция И.З. Фархутдинова во многом основана на взглядах А.Г. Богатырева, который впервые выдвинул теорию о самостоятельности отрасли инвестиционного права, видя ее место в рамках международного права <919>.

--------------------------------

<912> Лукашук И.И. Международное право: Особенная часть: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000. С. 198.

<913> Шумилов В.М. Международное экономическое право. М., 2001. С. 125 - 126.

<914> Международное публичное право / Под ред. К.А. Бекяшева. М., 1999. С. 377.

<915> Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. М.: Волтерс Клувер, 2004. 496 с.

<916> Там же.

<917> Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право и процесс: Учебник. М.: Проспект, 2010. 415 с.

<918> Там же.

<919> Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М.: Российское право, 1992. 272 с.

 

Однако существуют и противники выделения международного инвестиционного права. Так, Н.Н. Вознесенская указывает, что унификация инвестиционного права в силу большой неоднородности экономического развития различных государств и наличия разных экономических интересов не только нецелесообразна, но может оказаться весьма вредной <920>. Автор отмечает отсутствие международных документов в инвестиционной сфере, носящих обязательный характер с универсальными нормами об инвестициях, в связи с чем не считает корректным введение международного инвестиционного права даже по формальным соображениям <921>. Представляется, что инвестиционное право прежде всего является национальным. Несмотря на постепенное формирование глобального инвестиционного рынка, который нуждается в единообразном регулировании, отказываться от государственных границ для обеспечения свободного перемещения капитала опасно. Любое государство заинтересовано в развитии национальной экономики, в связи с чем стремится обеспечить потенциальным инвесторам внутри страны адекватные возможности для преумножения своего капитала наряду со стимулированием привлечения иностранных инвестиций. Очевидно, что на международном рынке инвестиций идет конкурентная борьба за инвесторов, что доказывает невозможность создания единого глобального рынка инвестиций, который бы подчинялся нормам международного публичного права. Сложно себе представить, что государства добровольно откажутся от контроля за вывозом капитала из страны, объединят свои усилия для всемирного распределения инвестиций в интересах всего человечества. В настоящее время такая идея кажется далекой от реальности. Кроме того, создавая экономические интеграционные объединения (например, ЕС, ЕАЭС), государства договариваются о создании норм наднационального права, которое также невозможно отнести к международному публичному праву.

--------------------------------

<920> Вознесенская Н.Н. Правовое регулирование и защита иностранных инвестиций в России. М.: Волтерс Клувер, 2011. С. 23.

<921> Вознесенская Н.Н. Там же. С. 25.

 

В настоящее время в юридической науке появляются позиции о самостоятельной комплексной отрасли инвестиционного права, которую обосновывает четвертая группа ученых (А.Г. Богатырев <922>, И.З. Фархутдинов, В.А. Трапезников <923>, С.П. Мороз <924>, В.В. Гущин и А.А. Овчинников <925>). А.Г. Богатырев впервые выделил инвестиционное право как самостоятельный институт права в системе международного права <926>. И.З. Фархутдинов, В.А. Трапезников также выделили инвестиционное право как самостоятельную отрасль права, но рассматривали ее в качестве комплексной отрасли <927>. Такого же мнения придерживаются В.В. Гущин и А.А. Овчинников <928>. Как и любая из приведенных точек зрения, данная позиция имеет своих противников. Так, В.Н. Лисица определяет российское инвестиционное право как совокупность гражданско-, административно- и финансово-правовых норм, регламентирующих инвестиционные отношения, представляющее собой межотраслевое правовое образование, формируемое в результате объединения норм частного и публичного права, содержащихся в специальных федеральных законах <929>. По мнению автора, инвестиционные отношения требуют специального целостного правового регулирования посредством применения специальных принципов, правовых средств и форм, способов юридического воздействия, обеспечивающих необходимое сочетание таких норм <930>. Аналогичной точки зрения придерживается Е.В. Терехова, которая отмечает, что все инвестиционные отношения могут быть урегулированы с помощью норм существующих отраслей права - финансового, гражданского, международного, административного <931>.

--------------------------------

<922> Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М.: Российское право, 1992. С. 55.

<923> Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право: Учеб.-практ. пособие. М., 2006. С. 15.

<924> Мороз С.П. Принципы инвестиционного права // Журнал российского права. 2003. N 3. С. 44.

<925> Гущин В.В., Овчинников А.А. Инвестиционное право. М., 2006. С. 7.

<926> Богатырев А.Г. Указ. соч. С. 55.

<927> Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Указ. соч. С. 15.

<928> Гущин В.В., Овчинников А.А. Указ. соч. С. 7.

<929> Лисица В.Н. Инвестиционное право. М-во образования и науки РФ; Новосибирский нац. исслед. гос. ун-т. Новосибирск, 2015. 568 с.

<930> Лисица В.Н. О совершенствовании инвестиционного законодательства Российской Федерации в условиях модернизации и глобализации // Российская юстиция. 2012. N 6. С. 15 - 17.

<931> Терехова Е.В. Инвестиционное право: публично-правовые начала: Учебное пособие. М.: РГУП, 2015. 294 с.

 

В рамках предпринимательского права правовое регулирование инвестиционной деятельности рассматривают И.С. Шиткина <932>, О.Ю. Скворцов <933>, А.Н. Толкачев <934>. Представляется, что инвестиционное право давно "переросло" категорию "института права", так как последний представляет собой сравнительно небольшую, устойчивую группу правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений <935>, а инвестиционное право, объединяющее такие инструменты, как государственно-частное партнерство, инвестиционные фонды, территории со специальными правовыми режимами осуществления предпринимательской деятельности и т.д., нельзя назвать небольшой группой норм. Мы полагаем, что инвестиционное право является подотраслью предпринимательского права, так как подотрасли регулируют отдельные массивы общественных отношений, характеризующихся своей спецификой и известной родовой обособленностью, что полностью подходит под наш случай.

--------------------------------

<932> Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник (3-е изд.) / Под ред. Е.П. Губина и П.Г. Лахно. М.: Норма, 2017. 992 с.

<933> См.: Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник. (4-е изд.) / Под ред. В.Ф. Попондопуло. М.: Проспект, 2010. С. 102 - 140.

<934> Толкачев А.Н. Российское предпринимательское право: Учебное пособие для вузов. М.: Экзамен, 2003. 544 с.

<935> Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. С. 119.

 

Инвестиционное законодательство представляет собой комплексное образование, включающее более или менее упорядоченную систему законодательных актов федерального, регионального и муниципального уровней, регулирующих порядок осуществления инвестиционной деятельности, а также продукт и основную форму закрепления государственной политики в названной сфере. С каждым годом инвестиционное законодательство становится все более обширным.

К сожалению, современное отечественное инвестиционное законодательство характеризуется бессистемностью, несогласованностью и конъюнктурностью, которые во многом обусловлены его генезисом. Правовые конструкции, закрепляющие инвестиционные отношения, изначально формировались стихийно, без разработки концептуальной базы формализации государственной инвестиционной политики, как результат лоббирования интересов крупных компаний или реализации антикризисного управления государства. В связи с этим действующее инвестиционное законодательство характеризуется раздельным регулированием реальных и финансовых, долговых и долевых, отечественных и иностранных, публичных и частных инвестиций, которые не воспринимаются законодателем во взаимосвязи, что не отвечает потребностям рынка.

В этой связи в научной литературе указывается на необходимость систематизации инвестиционного законодательства в форме консолидации или кодификации. Так, И.А. Вдовин подчеркивает сформировавшуюся потребность в принятии единого нормативного правового акта - Основ инвестиционного законодательства Российской Федерации, который должен содержать не только общие положения, регламентирующие правоотношения, связанные с капитальными вложениями, но и обеспечивать правовое регулирование всего спектра инвестиционных отношений, обусловленных многообразием форм собственности и видов экономической деятельности <936>. Некоторые ученые обосновывают необходимость разработки Инвестиционного кодекса Российской Федерации <937>. В научной литературе суть отраслевого кодифицированного акта связывают с таким структурно-формальным признаком кодекса, как наличие общей части <938>. Так, Л.Г. Кропотов указывает, что выделение общей части законодательства об инвестиционной деятельности является целесообразным в связи с необходимостью его структурного реформирования, которое бы позволило упорядочить многочисленные разрозненные нормативные акты в этой области <939>. Вместе с тем идея кодификации инвестиционного законодательства имеет своих противников. В частности, указывается на возможность дублирования в Инвестиционном кодексе вопросов, которые уже решены на уровне иных нормативных правовых актов о рынке ценных бумаг, о долевом участии в строительстве, актов корпоративного законодательства <940>. Представляется, что говорить о необходимости принятия Инвестиционного кодекса Российской Федерации преждевременно, однако консолидация и систематизация действующего инвестиционного законодательства обязательна для создания непротиворечивых прозрачных "правил игры" в инвестиционной сфере, что позволит обеспечить благоприятный инвестиционный климат в стране. Мы разделяем позицию И.В. Ершовой, которая полагает, что перед наукой встает задача создания единой системы принципов инвестиционного права, на основе которых должно развиваться инвестиционное законодательство <941>.

--------------------------------

<936> Вдовин И.А. Механизм правового регулирования инвестиционной деятельности (исторический и теоретико-правовой анализ): Дис.... д-ра юрид. наук. СПб., 2002. 388 с.

<937> Лисица В.Н. Указ. соч. С. 467.

<938> Рузанова В.Д. Отраслевой кодификационный нормативный акт как отражение свойств кодификации // Гражданское право. 2009. N 1. С. 24.

<939> Кропотов Л.Г. Коммерческие инвестиции в объекты капитального строительства: правовое регулирование. М.: Инфотропик Медиа, 2012. 208 с.

<940> Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2006. 40 с.

<941> Ершова И.В. Система правового регулирования российских инвестиций за рубежом // Право и бизнес: Сб. статей I ежегодной междунар. науч.-практ. конф., приуроченной к 80-летию со дня рождения профессора В.С. Мартемьянова / М.Ю. Абрамкина, М.Г. Абрамова, А.А. Алпатов и др.; под ред. И.В. Ершовой. М.: Юрист, 2012. 770 с.

 

11.2. Государственная инвестиционная политика

и необходимость ее правового обеспечения

 

Потребность в разработке понятия "государственная инвестиционная политика" для целей правовой науки обусловлена необходимостью правового закрепления такой политики и выработки правового инструментария, служащего для ее реализации.

В экономической литературе понятие "государственная инвестиционная политика" раскрывается в различных аспектах. Некоторые ученые (Н.В. Игошин <942>, А.В. Шастин <943>, Н.С. Косов <944> и др.) определяют ее через сущностные характеристики, называя ее место в системе государственного управления. Среди данной группы авторов выделяются те ученые, которые видят государственную инвестиционную политику исключительно как составляющую государственной экономической политики (В.И. Кушлин <945>, А.М. Бабашкина <946> и др.), и те, которые делают акцент также на социальной направленности такой политики (В.М. Радченко <947>, Ю.Г. Ионов <948>, Н.Е. Письменная <949> и др.), что имеет важное значение в современном мире, где большинство развитых стран провозглашают в своих конституциях идею социального государства. Другие ученые придерживаются более формального подхода и определяют государственную инвестиционную политику через ее структурные элементы, ставя во главу угла ее форму и содержание, а не цели и сущность (С.Н. Малофеев <950>, Л.В. Сморгунов <951>, А.М. Гоголев <952> и др.). Данные авторы рассматривают такую политику через деятельность государственных органов, меры и мероприятия по ее реализации и т.д. Таким образом, в настоящее время в экономической литературе не выработано единого подхода к определению государственной инвестиционной политики.

--------------------------------

<942> Игошин Н.В. Инвестиции. Организация, управление, финансирование: Учебник для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 448 с.

<943> Шастин А.В. Государственная инвестиционная политика и инвестиционный процесс в трансформируемой экономике России: Дис.... канд. экон. наук. Омск, 2005. С. 57.

<944> См.: Косов Н.С. Концептуальные основы формирования государственного механизма регулирования инвестиционного процесса: Дис.... д-ра экон. наук. М., 2002. С. 147.

<945> Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. М.: Изд-во РАГС, 2005. С. 332.

<946> Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики. М.: Финансы и статистика, 2007. С. 224.

<947> Радченко В.М., Ионов Ю.Г. Инвестиционная политика в стратегии инновационного развития // Вестник ЦИРЭ и РНЦИЭ / Под ред. проф. Ю.А. Корчагина. Серия "Проблемы региональной экономики". Воронеж: ЦИРЭ и РНЦИЭ, 2013. Вып. 53. URL: http://www.lerc.ru/?part=bulletin&art=53&page=5 (дата обращения: 01.01.2018).

<948> Там же.

<949> Письменная Н.Е. Совершенствование региональной инвестиционной политики на современном этапе (Ставропольский край) // Экономика и управление. 2006. N 1 (22). С. 53.

<950> Кабир Л.С., Лахметкина Н.И., Малофеев С.Н. Инвестиционная политика России: поиск стратегического вектора развития // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2010. N 18. URL: http://www.cyberleninka.ru/artide/n/investitsionnaya-politika-rossii-poisk-strategicheskogo-vektora-razvitiya (дата обращения: 01.01.2018).

<951> Сморгунов Л.В. Сравнительная политология: теория и методология измерения демократии. СПб.: Издательство СПб. университета, 1999. 376 с.

<952> Гоголев А.М. Налоговая политика как основополагающий элемент организационно-правового механизма концепции государственного администрирования в области налогов и сборов // Финансовое право. 2015. N 10. С. 26 - 33.

 

В правовых исследованиях общего понимания государственной инвестиционной политики не сложилось, в связи с чем необходимо выявить ее ключевые признаки, имеющие значение для правовой науки, которые будут положены в основу формирования определения данного понятия.

Во-первых, в качестве сущностного признака государственной инвестиционной политики целесообразно выделить направленность на реализацию публичного интереса, как с точки зрения экономического, так и с точки зрения социального, экологического и других полезных эффектов от вложения инвестиций. Так, ряд ученых-экономистов определяют инвестиционную политику как часть государственной экономической политики, направленную на обеспечение экономического роста или общей эффективности инвестиционной деятельности <953>, или как политику, стратегической целью которой является модернизация национальной экономики, способная обеспечить ее эффективное развитие <954>.

--------------------------------

<953> Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. М.: Изд-во РАГС, 2005. С. 332.

<954> Бабашкина А.М. Указ. соч. С. 224.

 

Сущность государственной инвестиционной политики усматривают также в возможности формирования и использования системы мер регулирования экономики, направленной на создание благоприятного инвестиционного климата и повышение эффективности использования инвестиционных ресурсов (например, сбережений) <955>. Кроме того, экономисты говорят о государственной инвестиционной политике как о системе мер и мероприятий, направленных на стимулирование инвестиционной активности, привлечение неинфляционных источников инвестирования и выработку единых стандартов обоснования эффективности инвестиций <956>.

--------------------------------

<955> Шастин А.В. Указ. соч. С. 57.

<956> Марголин А. Государственное регулирование рыночной экономики. М.: Изд-во РАГС, 1998. С. 80.

 

В правовой литературе А.Г. Богатырев определяет государственную инвестиционную политику как взаимосвязанную внутриэкономическую функцию государства по обеспечению финансирования инвестиционной деятельности <957>. И.В. Вдовин использует термин "государственная политика" в сфере инвестиционных отношений, которая, по его мнению, определяет стратегические и тактические приоритеты, основные направления государственной деятельности по мобилизации инвестиционных (национальных, иностранных и транснациональных) средств на организацию воспроизводства материальных и духовных благ в обществе за счет: разработки стратегических программ и проектов инвестиционного развития федерации и регионов; поиска и подбора зарубежных и российских инвесторов; содействия в реализации инвестиционных проектов; координации инвестиционной активности субъектов; взаимодействия с официальными (государственными) и негосударственными организациями за рубежом и т.п. <958>.

--------------------------------

<957> Богатырев А.Г. Государственно-правовой механизм регулирования инвестиционных отношений (вопросы теории): Дис.... д-ра юрид. наук. М., 1996. С. 206 - 208.

<958> Вдовин И.А. Указ. соч. С. 11.

 

Приведенные определения исходят из сущностного подхода к пониманию общей целевой направленности государственной инвестиционной политики, которая предполагает обеспечение за счет частных инвестиций экономического роста. При этом применительно к государственной инвестиционной политике обращают на себя внимание такие термины, как "эффективность инвестиций", "стимулирование инвестиционной деятельности", "рост экономики". Таким образом, основная цель государственной инвестиционной политики, по мнению выделенной группы авторов, состоит в активизации деятельности частных инвесторов и повышении эффективности инвестиционной деятельности в целях обеспечения экономического роста.

С нашей точки зрения, представленный выше подход сужает понимание категории государственной инвестиционной политики как элемента государственного управления экономикой. Так, названные ученые, оценивая полезный эффект от инвестиций для экономики, не делают необходимого акцента на положительном социальном эффекте. Несмотря на то, что изложенный выше подход сыграл важную роль в развитии понятийного аппарата отечественного инвестиционного законодательства, представляется, что он нуждается в переосмыслении. Стоит поддержать точку зрения тех ученых, которые придерживаются комплексного подхода к определению государственной инвестиционной политики и рассматривают ее как составную часть социально-экономической политики <959>.

--------------------------------

<959> См.: Игошин Н.В. Инвестиции. Организация, управление, финансирование: Учебник для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 448 с.

 

В определениях, предложенных такими учеными, помимо задачи создания условий для осуществления инвестиционного процесса, обеспечения доступа предприятий к инвестиционным ресурсам и их эффективного использования, выделяется также основная общеэкономическая цель государственной инвестиционной политики - повышение жизненного уровня населения <960>. В научной литературе подчеркивается, что государственная инвестиционная политика представляет собой комплекс мер по регулированию экономики посредством перераспределения капиталовложений с целью достижения прогрессивных структурных сдвигов, обеспечения расширенного воспроизводства, решения перспективных социальных задач <961>. При этом отмечается, что государственная инвестиционная политика направлена не только на достижение экономического, но и социального, экологического, научно-технического и иных полезных эффектов от вложения инвестиций <962>. В приведенных определениях появляется указание на социальную направленность инвестиций, то есть выявляется сущность государственной инвестиционной политики как составляющей социально-экономической политики. Как отмечает Н.С. Косов, инвестиционная политика государства предусматривает направление финансовых средств на цели воспроизводства в соответствии с интересами государства в данных социально-экономических условиях, а за интересами государства стоят концентрированные интересы всего общества <963>, то есть конечная цель государственной инвестиционной политики состоит в удовлетворении публичного интереса. Как справедливо указывает В.С. Белых, современной России нужна новая концепция управления национальной экономикой - концепция государственного социально ориентированного капитализма, которая должна учитываться в концепции совершенствования законодательства <964>.

--------------------------------

<960> Косов Н.С. Концептуальные основы формирования государственного механизма регулирования инвестиционного процесса: Дис.... д-ра экон. наук. М., 2002. С. 147.

<961> См.: Радченко В.М., Ионов Ю.Г. Инвестиционная политика в стратегии инновационного развития // Вестник ЦИРЭ и РНЦИЭ / Под ред. проф. Ю.А. Корчагина. Серия "Проблемы региональной экономики". Воронеж: ЦИРЭ и РНЦИЭ, 2013. Вып. 53. URL: http://www.lerc.ru/?part=bulletin&art=53&page=5 (дата обращения: 01.01.2018).

<962> Письменная Н.Е. Совершенствование региональной инвестиционной политики на современном этапе (Ставропольский край) // Экономика и управление. 2006. N 1(22). С. 53.

<963> Косов Н.С. Указ. соч. С. 150.

<964> См.: Белых В.С. Экономика и право: основные модели соотношения // Юрист. 2015. N 20. С. 10 - 16.

 

В качестве второго признака государственной инвестиционной политики целесообразно выделить ее понимание как деятельности, которая заключается в создании системы условий и предпосылок, направленных на усиление инвестиционной активности частных инвесторов, затрагивающей в одинаковой степени органы государственной власти и государственного управления, а также предпринимателей <965>. В современной научной литературе государственная политика определяется также через деятельность правительства по подготовке и исполнению набора политических решений относительно размещения общественных ресурсов, производства, распределения и перераспределения общественных благ <966>. Некоторые авторы обращают внимание на то, что государственная политика на современном этапе разрабатывается и реализуется государственными администрациями с привлечением институтов гражданского общества <967>, что представляется верным в отношении государственной инвестиционной политики с учетом усиления роли саморегулируемых организаций в правовом регулировании отношений, возникающих на финансовых рынках. Таким образом, государственная инвестиционная политика представляет собой деятельность государственных органов и общественных институтов, в том числе и саморегулируемых организаций, в рамках государственного управления на рынке инвестиций и правового регулирования инвестиционных отношений.

--------------------------------

<965> Кабир Л.С., Лахметкина Н.И., Малофеев С.Н. Инвестиционная политика России: поиск стратегического вектора развития // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2010. N 18. URL: cyberleninka.ru/article/n/investitsionnaya-politika-rossii-poisk-strategicheskogo-vektora-razvitiya (дата обращения: 01.01.2018).

<966> Сморгунов Л.В. Сравнительная политология: теория и методология измерения демократии. СПб.: Издательство СПб. университета, 1999. 376 с.

<967> Гоголев А.М. Налоговая политика как основополагающий элемент организационно-правового механизма концепции государственного администрирования в области налогов и сборов // Финансовое право. 2015. N 10. С. 26 - 33.

 

Вместо указания на деятельность государственных органов и общественных институтов в научной литературе государственная инвестиционная политика иногда характеризуется как система мер и мероприятий <968>, комплекс мер государственного регулирования <969>, комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для субъектов хозяйствования <970>, система взаимосвязанных мер политического, правового, экономического и организационного характера <971>. Несмотря на то что приведенные определения ученых-экономистов близки к пониманию государственной инвестиционной политики в правовой литературе и законодательстве, где такая политика определяется как комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий с помощью финансово-правовых механизмов для участников инвестиционной деятельности с целью повышения эффективности производства и решения социальных проблем <972> или как комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер (ст. 3 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" <973> (далее - Закон о промышленной политике)), определение политики через деятельность представляется нам более удачной.

--------------------------------

<968> Марголин А. Государственное регулирование рыночной экономики. М.: Изд-во РАГС, 1998. С. 80.

<969> См.: Радченко В.М., Ионов Ю.Г. Указ. соч.

<970> Письменная Н.Е. Указ. соч. С. 53.

<971> Общеэкономические основы рыночного хозяйствования / Под ред. Н.Н. Шаповаловой. М.: Путь России, 2002. С. 255.

<972> См.: Терехова Е.В. Указ. соч. С. 52.

<973> СЗ РФ. 2015. N 1 (часть I). Ст. 41.

 

В-третьих, государственная инвестиционная политика выражает отношение государства к инвестиционной деятельности через закрепление в праве целей и принципов <974> ее осуществления, а также направлений и форм государственного управления на рынке инвестиций для обеспечения наиболее экономически эффективного решения хозяйственных и социальных задач инвестора. Так, в ст. 4 Закона о промышленной политике определены цели, задачи и принципы такой политики. В статье 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" <975> (далее - Закон о науке и государственной научно-технической политике) также установлены цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники, а также реализации их достижений. В правовой литературе государственная политика понимается как определение целей и задач, которые стоят перед государством в определенной сфере общественной жизни, а также комплекса средств, необходимых для их достижения <976>.

--------------------------------

<974> Волосов А.И. Указ. соч. С. 43.

<975> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.

<976> Нарышева Н.Г. Государственная политика и правовое регулирование земельных отношений // Экологическое право. 2016. N 3. С. 35 - 41.

 

Таким образом, государственная политика формируется, исходя из целей реализации публичного интереса в конкретный момент времени, закрепленных в нормативных правовых актах с учетом частных интересов, без учета которых невозможно привлечение частных инвестиций в реализацию публичных задач.

В-четвертых, государственная инвестиционная политика определяется на прогнозный период <977>, обычно долгосрочный. Так, в научной литературе подчеркивается, что инвестиционная политика не может быть постоянной, так как она подвержена изменениям в каждой фазе экономического цикла, и существенно отличается, например, на первом этапе кризиса и в период выхода из него <978>. Представляется, что любая политика актуальна только для конкретных условий в заданный период.

--------------------------------

<977> Волосов А.И. Теория и методология государственного управления инвестиционной деятельностью: Дис.... д-ра экон. наук. СПб., 2008. С. 43.

<978> Косов Н.С. Указ. соч. С. 171 - 172.

 

Исторический опыт ярко демонстрирует, что подходы, которые позволяют эффективно выйти из кризиса на одном этапе исторического развития, впоследствии могут привести к возникновению нового кризиса в изменившейся экономической парадигме.

В-пятых, государственная инвестиционная политика определяет приоритетные направления вложения капитала <979>, устанавливает объем, структуру и масштаб инвестиций, а также источники их получения <980>. В.В. Алимов определил государственную инвестиционную политику как деятельность государства, направленную на поиск источников инвестиционных вложений и на определение целесообразных рамок их использования для обеспечения условий воспроизводства капитала в стране <981>. То есть такая политика предполагает определение приоритетных направлений вложения и источников привлечения инвестиций <982>.

--------------------------------

<979> Общеэкономические основы рыночного хозяйствования / Под ред. Н.Н. Шаповаловой. М.: Путь России, 2002. С. 255.

<980> Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2011. 512 с.

<981> См.: Алимов В.В. Влияние государственной инвестиционной политики на формирование инвестиционного климата страны // Бизнес в законе. 2010. N 3. С. 247 - 249.

<982> Игошин Н.В. Указ. соч.

 

Таким образом, государственная инвестиционная политика - это деятельность государственных органов и общественных институтов по привлечению инвестиций в приоритетные направления развития экономики, установленные в нормативных правовых актах на определенный прогнозный период с учетом баланса частных и публичных интересов. Правовое обеспечение государственной инвестиционной политики представляет собой совокупность правовых средств и правовых режимов в отношении инвестиционной деятельности и достигается посредством государственного регулирования и саморегулирования рынка инвестиций.

 

11.3. Субъекты инвестиционного права и реализация

ими государственной инвестиционной политики

 

Субъектами инвестиционного права выступают наряду с инвесторами-собственниками также финансирующие организации, включая кредитные институты и институциональных инвесторов, заказчики и подрядчики, а также девелоперы, если речь идет об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, профессиональные участники рынка ценных бумаг, эмитенты и квалифицированные инвесторы, когда речь идет о портфельных инвестициях, а также государство. Рассмотрим правовой статус каждого из указанных субъектов в инвестиционных отношениях и их роль в реализации государственной инвестиционной политики.

Основным субъектом инвестиционного права является инвестор. В правовой литературе высказывается мнение, что инвестор является собственником вкладываемых инвестиций (Н.Г. Семилютина <983>, А.Г. Богатырев <984>), однако в настоящее время данная позиция нуждается в переосмыслении, так как в качестве инвестора может восприниматься также посредник, действующий в интересах бенефициара, который рынку может быть неизвестен и зачастую безразличен. Так, А.В. Майфат понимает инвестора как субъекта, который передает свои инвестиции в собственность иного лица с целью получения дохода в будущем от предпринимательской или иной деятельности реципиента инвестиций и не имеет правовой возможности самостоятельно использовать инвестиции и получать доход <985>.

--------------------------------

<983> Семилютина Н.Г. Формирование правовой модели российского рынка финансовых услуг: Дис.... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 16.

<984> Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М.: Российское право, 1992. С. 22.

<985> Майфат А.В. Инвестор: понятие, статус, деятельность // Современное право. 2005. N 10. С. 6 - 10.

 

В научной литературе субъекты, которые занимаются инвестиционной деятельностью на профессиональной основе, аккумулируя значительные объемы инвестиций индивидуальных инвесторов под своим управлением в рамках коллективных схем инвестирования, называются институциональными <986>. Институциональные инвесторы представлены специализированными организациями - финансовыми посредниками, которые имеют статус квалифицированных инвесторов, аккумулируют вложения, как правило, на длительный срок и инвестируют их в акции и иные финансовые инструменты <987>. К институциональным инвесторам можно отнести инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании негосударственных пенсионных и инвестиционных фондов, страховые организации, то есть те организации, которые в основном выступают финансирующими при реализации инвестиционных проектов.

--------------------------------

<986> См.: Габов А.В. Ценные бумаги: вопросы теории и правового регулирования рынка. М.: Статут, 2011. 1104 с.

<987> Черепанов Н.С. Правовое регулирование деятельности институциональных инвесторов: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2009. 224 с.

 

В настоящее время в отношении определения термина "инвестор" в научной литературе не сложилось однозначной позиции. Представляется, что в общем виде термин "инвестор" означает лишь то, что субъект инвестиционных отношений вкладывает собственные или привлеченные средства в объекты инвестирования. Ситуация осложняется тем, что правовой статус инвестора во многом определяется теми правоотношениями, в которых он участвует, в связи с чем говорить об общем понимании такого правового статуса не представляется возможным. Доказательством этому выступает тот факт, что в законодательстве используется различная терминология в отношении инвесторов, выбор которой зависит от правовой формы реализации инвестиционных отношений: концессионер, частный партнер, квалифицированный инвестор, акционер, участник общества, резидент особой экономической зоны и т.д., а значит, возможно говорить лишь о правовом статусе соответственно концессионера, частного партнера, квалифицированного инвестора и т.д. Возникновение правового статуса инвестора может быть обусловлено фактом заключения договора, например, концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве, фактом указания на получение соответствующего статуса в законе, например, в отношении квалифицированных инвесторов, фактом учреждения юридического лица или покупки его акций или долей в отношении акционера или участника общества, фактами заключения соответствующего договора наряду с внесением сведений об инвесторе в реестр в отношении резидентов особых экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития и т.д.

Большое влияние на правовой статус инвестора имеет также его национальность. Национальная принадлежность влияет на принятие решения о возможности распространения на инвестора льгот и гарантий, а также запретов и ограничений как материального, так и процессуального характера. В целях регулирования отношений, связанных с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов <988>, принципиальным является не факт вложения иностранного капитала в экономику страны, а факт создания и/или деятельности юридического лица в соответствии с требованиями норм иностранного права. Так, в Определении Верховного Суда РФ от 18 февраля 2002 г. N 44-Г02-6 подчеркивается, что Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" <989> для выявления правоспособности организации, созданной по законам иностранного государства, устанавливает критерий закона страны места учреждения организации и предусматривает, что в соответствии с законодательством государства своего учреждения она должна обладать правом осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации <990>.

--------------------------------

<988> Письмо ВАС РФ от 11.08.1999 N С5-7/УЗ-912 "О Федеральном законе "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" // Документ официально опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

<989> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.

<990> Определение Верховного Суда РФ от 18.02.2002 N 44-Г02-6 по заявлению о признании недействующими ст. ст. 1 - 6 Закона Пермской области от 21.08.1997 N 839-127 "Об иностранных инвестициях в Пермской области" // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

 

Правовым последствием определения национальной принадлежности инвестора является, например, вывод о наличии оснований применения к нему таких дополнительных гарантий, как "дедушкина оговорка", или таких ограничений, как необходимость получения разрешения на осуществление иностранных инвестиций в стратегические отрасли экономики. Кроме того, национальность инвестора предопределяет возможность распространения на него действия двусторонних или многосторонних инвестиционных соглашений, в том числе в отношении уточнения самого термина "инвестор" (например, в зависимости от позиции, закрепленной в двустороннем инвестиционном соглашении, инвестором может признаваться или не признаваться акционер, поставщик и т.д.), возможности реализации инвестиционных проектов в условиях санкционного режима, возможности применения к проекту с участием инвестора правовых режимов стимулирующего характера, например в отношении специальных административных районов островов Русский и Октябрьский.

Важной характеристикой инвестора является также его индивидуальный или коллективный характер, что не только предопределяет выбор организационно-правовой формы, но и возможность применения к инвесторам мер стимулирования и государственной поддержки. Индивидуальные инвесторы (юридические и физические лица) осуществляют вложения в основном за счет собственных или заемных средств для реализации частных имущественных интересов и зачастую не представляют для государства такого интереса, как коллективные. В этой связи в рамках реализации своей инвестиционной политики государство стимулирует в основном коллективных инвесторов (в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве, в большинстве особых экономических зон и т.д.).

Зачастую в научной литературе понятие "коллективный инвестор" смешивается с понятием "институциональный инвестор" <991>, что представляется ошибочным. По справедливому замечанию А.В. Габова, если институциональный инвестор и коллективный инвестор - это тождественные категории, значит, законодательство должно содержать какие-то общие правила инвестирования, но ничего подобного нет: данные субъекты имеют больше различий в правовом режиме инвестирования, чем общих элементов <992>. Институциональный инвестор - это прежде всего профессиональный участник инвестиционных отношений, созданный в форме юридического лица, одним из направлений деятельности которого является вложение чужих денежных средств с целью получения дохода. Характеризуя коллективного инвестора, мы обращаем внимание на право инвестора объединить собственные и привлеченные средства со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления вложений на основании договора и в соответствии с законодательством.

--------------------------------

<991> См.: Инвестиции: Учебник / Под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина. М., 2003. С. 24.

<992> См.: Габов А.В. Указ. соч.

 

Представляется, что перечень форм коллективного инвестирования не является закрытым. В настоящее время в законодательстве Российской Федерации закреплена, например, такая форма коллективного инвестора, как инвестиционное товарищество, осуществляющее на основании договора совместную инвестиционную деятельность, которая состоит в инвестировании общего имущества товарищей в допускаемые федеральным законом и договором инвестиционного товарищества объекты инвестирования в целях реализации инвестиционных проектов (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 ноября 2011 г. N 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе" <993> (далее - Закон об инвестиционном товариществе).

--------------------------------

<993> СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7013.

 

Дискуссионным в правовой доктрине остается вопрос о том, является ли инвестор субъектом предпринимательской деятельности. Так, И.А. Вдовин <994>, А.В. Майфат <995>, Б.В. Муравьев <996> и ряд других авторов считают, что инвесторами могут выступать только субъекты предпринимательской деятельности, тогда как С.С. Щербинин <997>, И.В. Ершова, Т.М. Иванова <998>, Р.А. Курбанов <999> и некоторые другие исследователи придерживаются иной точки зрения, полагая, что осуществляемая субъектами предпринимательства деятельность может быть инвестиционной, однако субъектами инвестиционной деятельности могут быть не только предприниматели. Представляется справедливой позиция И.С. Шиткиной о том, что само по себе инвестирование средств может осуществляться на нерегулярной основе лицами, не являющимися предпринимателями <1000>, тогда как инвестиционная деятельность все же осуществляется профессиональными участниками рынка инвестиций - субъектами предпринимательской деятельности. Отметим, однако, что вне зависимости от субъекта осуществления вложения инвестиций и факта его государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности можно признать любое инвестирование проявлением деятельности экономической.

--------------------------------

<994> Вдовин И.А. Механизм правового регулирования инвестиционной деятельности (исторический и теоретико-правовой анализ): Дис.... д-ра юрид. наук. СПб., 2002. 118 с.

<995> Муравьев Б.В. Инвестиционное обязательство в строительстве: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 37.

<996> Майфат А. Особенности инвестирования в предпринимательскую деятельность: вопросы теории и правоприменения. Екатеринбург: ООО "РИК Реал", 2001. С. 5 - 6.

<997> Щербинин С.С. Комментарий к Закону об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений. М.: Юстицинформ, 2003. С. 40 - 50.

<998> Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право: Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 1999. С. 227.

<999> Курбанов Р.А. Правовое регулирование иностранных инвестиций в нефтяной и газовой промышленности. М.: Юриспруденция, 2005. С. 171 - 172.

<1000> См.: Корпоративное право: Учебник / Е.Г. Афанасьева, В.Ю. Бакшинскас, Е.П. Губин и др.; отв. ред. И.С. Шиткина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2015. 1080 с.

 

Отдельного рассмотрения заслуживают финансирующие организации в качестве субъектов инвестиционного права и субъектов, реализующих государственную инвестиционную политику. Представляется, что выделение финансирующей организации в качестве самостоятельного субъекта инвестиционной деятельности является тенденцией развития современного инвестиционного законодательства. Развитый рынок долгового финансирования выступает залогом активизации деятельности инвесторов - собственников капитала, так как позволяет им привлечь недостающие средства для реализации инвестиционных проектов. Неслучайно в научной литературе указывается, что для современного периода характерно усиление роли кредита <1001>, среди функций которого в научной литературе выделяют перераспределение капитала по территориальному, отраслевому и иным признакам, временное использование кредитных операций вместо реальных денежных средств, стимулирование накопления капитала <1002>.

--------------------------------

<1001> Предпринимательское право: Правовое сопровождение бизнеса: Учебник для магистров / Р.Н. Аганина, В.К. Андреев, Л.В. Андреева и др.; отв. ред. И.В. Ершова. М.: Проспект, 2017. 848 с.

<1002> Катвицкая М.Ю. Банковские заемные средства: новое в законодательстве. М.: Деловой двор, 2009. 336 с.

 

В научной литературе наряду с термином "финансирующая организация" используется термин "финансовая организация", однако данные термины не являются идентичными. Так, финансовая организация выступает статичным элементом инфраструктуры рынка финансовых услуг, готовым предоставить такую услугу в любой момент времени, тогда как финансирующая организация представляет собой организацию, которая вступает в конкретные инвестиционные или кредитные отношения, предоставляя денежные средства своему контрагенту. Как указывает Е.Б. Лаутс, финансовая организация представляет собой юридическое лицо, которое оказывает финансовые услуги по привлечению и/или размещению средств юридических и физических лиц, в том числе своих участников, в качестве обязательного финансового посредника или которое представляет собой инфраструктурную организацию рынка финансовых услуг <1003>. Финансирующую организацию можно определить как коммерческое или некоммерческое юридическое лицо или объединение лиц без образования юридического лица (в том числе в рамках синдицированного кредитования), которое предоставляет заемное финансирование в качестве источника финансирования инвестиционной деятельности. Данный термин при определенных условиях может быть отнесен не только к кредитным организациям, но и к самим инвесторам (так как финансирование может проводиться и за счет собственных средств), а также к институциональным инвесторам, которые часто предоставляют "привлеченное финансирование".

--------------------------------

<1003> Корпоративное право: Учебный курс: В 2 томах / Отв. редактор И.С. Шиткина. М.: Статут, 2018. Т. 2. С. 780.

 

Финансирующие организации выступают субъектами инвестиционных отношений как на рынке реальных инвестиций (в рамках проектов государственно-частного партнерства, концессионных проектов и т.д.), так и на рынке портфельных инвестиций, однако ряд субъектов характерен только лишь для одного из них.

Так, субъекты инвестиционной деятельности в форме реальных инвестиций перечислены в ст. 4 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" <1004> (далее - Закон об инвестиционной деятельности в Российской Федерации) и включают в себя инвесторов, заказчиков, подрядчиков, пользователей объектов капитальных вложений и других лиц. Заказчики реализуют инвестиционные проекты на основе полномочий, предоставленных им инвесторами, и наделяются правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и/или государственным контрактом. Подрядчики выполняют работы по договору подряда и/или государственному контракту, заключаемому с заказчиками. Пользователи объектов капитальных вложений представляют собой лиц, для которых создаются объекты в рамках осуществления инвестиционного проекта по строительству недвижимости.

--------------------------------

<1004> СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1096.

 

Законодатель исходит из открытого перечня субъектов инвестиционной деятельности и указывает, что они вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и/или государственным контрактом, заключаемыми между ними. На практике субъектный состав инвестиционных отношений может стать чрезвычайно сложным, в частности, инвестор может сочетать свои функции с функциями любого другого участника инвестиционной деятельности. Так, самостоятельным участником инвестиционных отношений становится девелопер, который может совмещать в себе функции инвестора, заказчика, строительного подрядчика или же действовать на основании договора с заказчиком и подрядчиком <1005>. Девелопер координирует участников инвестиционного проекта, принимает на себя риски, связанные с его реализацией, несет ответственность перед его отдельными участниками <1006>. Определение понятия "девелопер" в законодательстве отсутствует, а в научной литературе считается дискуссионным, однако потребность в определении его особого правового статуса возникает тогда, когда востребованы на профессиональной основе услуги по организации и управлению строительством в рамках реализации инвестиционного проекта <1007>.

--------------------------------

<1005> Занковский С.С. Предпринимательские договоры. М., 2004. С. 156.

<1006> Гарушин Д.В. Соотношение и правовая квалификация договоров простого товарищества, инвестиционного и девелоперского в гражданском праве Российской Федерации // Юрист. 2007. N 8. С. 20 - 24.

<1007> Ершов О.Г. Существенные условия девелоперского договора в строительстве // Юрист. 2014. N 15. С. 13 - 18.

 

На рынке ценных бумаг специфика инвестиционных отношений обусловлена разнообразным субъектным составом, в котором А.В. Самигулина выделяет инвесторов, субъектов государственного регулирования и контроля, лиц, обязанных по ценным бумагам в правоотношениях с владельцами ценных бумаг (эмитенты, векселедатели, управляющие компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг и др.) <1008>. Основными участниками инвестиционных отношений на рынке ценных бумаг являются эмитент и инвестор, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые могут предоставлять финансовые услуги инвесторам. В научной литературе наряду с понятием "эмитент" также используется термин "организатор инвестирования", который определяется как эмитент, отвечающий специальным требованиям Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <1009> (далее - Закон о рынке ценных бумаг), осуществляющий выпуск и размещение эмиссионных ценных бумаг среди инвесторов с целью получения от них денежного или иного эквивалента в обмен на права, закрепляемые в данных бумагах <1010>.

--------------------------------

<1008> См.: Самигулина А.В. Правовой аспект инвестиционных отношений на рынке ценных бумаг // Вестник арбитражной практики. 2017. N 1. С. 22 - 28.

<1009> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

<1010> См.: Холкина М.Г. Защита прав инвесторов на рынке ценных бумаг: Научно-практическое пособие // СПС "КонсультантПлюс". 2014.

 

На рынке ценных бумаг можно выделить два вида инвесторов: квалифицированные и неквалифицированные, различие между которыми, как указывает А.В. Габов, состоит в качестве риска <1011>: квалифицированные инвесторы несут повышенный риск и представляют собой особую группу, обладающую дополнительными правами по осуществлению инвестиционных операций на рынке ценных бумаг, которые не предоставлены прочим инвесторам, не имеющим статуса квалифицированных <1012>. В настоящее время в российском законодательстве устанавливается перечень квалифицированных инвесторов, а также описывается порядок приобретения статуса квалифицированного инвестора для лиц, прямо не перечисленных в Законе (ч. 1 ст. 51.2 Закона о рынке ценных бумаг). Интересно отметить, что практически все институциональные инвесторы признаются законодателем квалифицированными. Понятие "неквалифицированный инвестор" в российском законодательстве не употребляется, а употребляется термин "инвестор". Данный субъект осуществляет вложения, не обладая специальными знаниями или опытом, позволяющими ему минимизировать риски потерь <1013>, в связи с чем государство предоставляет ему дополнительные гарантии защиты его прав в соответствии с Федеральным законом от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" <1014>.

--------------------------------

<1011> См.: Габов А.В. Ценные бумаги: вопросы теории и правового регулирования рынка. М.: Статут, 2011. 1104 с.

<1012> См.: Шевченко О.М. Функции профессиональных участников рынка ценных бумаг в сделках с ценными бумагами, предназначенными для квалифицированных инвесторов // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 1. С. 24 - 31.

<1013> См.: Холкина М.Г. Защита прав инвесторов на рынке ценных бумаг: Научно-практическое пособие // СПС "КонсультантПлюс". 2014.

<1014> СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1163.

 

Таким образом, несмотря на устоявшееся понимание в правовой литературе инвестора-собственника как основного участника инвестиционных отношений, в рамках реализации государ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: