Глава 12. Правоотношения в сфере инновационной деятельности

 

12.1. Национальная инновационная политика.

Задачи правового регулирования инновационной деятельности

 

При изучении феномена экономического роста ученые обращали внимание на различные факторы, пока не убедились в ключевой роли инновационной деятельности. Первым важность развития инноваций заметил австрийский и американский экономист Йозеф Алоиз Шумпетер (1883 - 1950). Его достижением стала принципиально новая теория экономического развития, в основу которой легло представление о влиянии предпринимательских нововведений (инноваций) на экономический рост. Такими нововведениями, по Й.А. Шумпетеру, может стать новый или усовершенствованный продукт, бизнес-процесс, источник сырья, а главной причиной экономического развития является выражающееся в инновациях творчество человека <1062>. Притом общепризнанное определение инновации (равно как и определение инновационного проекта или инновационной организации) до сих пор не выработано; наиболее универсальным представляется "результат, полученный в ходе коммерциализации продуктов научно-технической деятельности". На эту тему написано множество статей, в том числе по юридическим наукам <1063>.

--------------------------------

<1062> Joseph A. Schumpeter. Capitalism, socialism and democracy. London, Routledge, 2003. P. 83.

<1063> См., напр., обзор А.В. Белицкой: Инновации и инновационная деятельность: проблема определения и правового закрепления // Предпринимательское право. 2011. N 3. С. 11 - 14.

 

В отличие от традиционных концепций, оперировавших статическими рынками в различных состояниях, Й.А. Шумпетер описал динамику изменений между равновесными состояниями экономики.

"Капитализм по самой своей сути - это форма или метод экономических изменений, он никогда не бывает и не может быть стационарным состоянием... Иными словами, обычно проблему видят в том, как капитализм функционирует в рамках существующих структур, тогда как действительная проблема в данном случае состоит в том, как он создаст и разрушает эти структуры" <1064>.

--------------------------------

<1064> Ibid. P. 84. Перевод М.В. Автономова по изданию: М.: Экономика, 1995.

 

С точки зрения Й.А. Шумпетера, капиталистическая экономика не является и не может быть статичной. Она постоянно революционизируется изнутри благодаря новому предпринимательству, то есть благодаря внедрению инноваций в виде новых товаров, методов производства, новых коммерческих возможностей. Такое внедрение приводит к особой конкуренции: не между товарами, а между целыми рынками. Существующим фирмам не остается ничего, кроме как внедрить свои инновации либо обанкротиться. Этот процесс Й.А. Шумпетер назвал "созидательным разрушением" <1065> существующих рынков, которое и приводит к экономическому росту государства и прогрессу человечества в целом.

--------------------------------

<1065> "Creative destruction". Ibid. P. 81; also p. 31.

 

Теорию Й.А. Шумпетера расширили и развили его последователи. В частности, применив теорию инновационного развития Й.А. Шумпетера к основным положениям теории экономических циклов Н.Д. Кондратьева, С.Ю. Глазьев сформулировал концепцию технологических укладов. Согласно этой концепции, в структуре экономики можно выделить группы технологических совокупностей (технологические уклады), жизненный цикл которых составляет 40 - 60 лет. В рамках каждого уклада С.Ю. Глазьев анализирует их институциональную структуру, в том числе организацию инновационной активности, режимы регулирования и так далее. Похожую концепцию "технико-экономических парадигм" выдвинула венесуэльский экономист Карлота Перес <1066>.

--------------------------------

<1066> См. обзор в кн.: Комаров В.М. Основные положения теории инноваций. М.: ИД "Дело" РАНХиГС, 2012.

 

Таким образом, современные экономические теории рассматривают инновации как первопричину экономического роста. Следовательно, имеет большое значение поиск закономерностей в функционировании отдельных экономик и глобального рынка, анализ исторического опыта инновационного развития стран и анализ цикла отдельных технологий. Целью такого поиска является формирование эффективной государственной инновационной политики - экономической политики государства, обеспечивающей экономический рост за счет развития инноваций.

В силу комплексного характера феномена инноваций конкретная реализация государственной инновационной политики использует системный подход. Применяется понятие национальной инновационной системы - совокупности субъектов инновационной деятельности и комплекса институтов правового, финансового и социального характера (инфраструктуры инноваций), обеспечивающих взаимодействие между субъектами. Формирование национальной инновационной системы является основной задачей государственной инновационной политики <1067>. Системный подход к реализации государственной инновационной политики позволяет ответить на следующие вопросы:

--------------------------------

<1067> Попытка дать правовое определение данным явлениям была предпринята в: Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (проект). М.: Правительство Российской Федерации. 2011. С. 138. URL: http://ерцир.рф/wp-content/uploads/2015/06/ЦКР-Инновационная-Россия-2020.pdf (дата обращения: 01.05.2019). В утвержденную Правительством версию документа словарь терминов не вошел.

 

Какие элементы национальной инновационной системы, в том числе инфраструктурные, требуются для ее эффективного функционирования?

Какие отношения (правовые, финансовые) должны формироваться между элементами национальной инновационной системы?

Какие факторы государственных институтов влияют на успех национальной инновационной системы?

На практике государственная инновационная политика реализуется в рамках различных мер, объединенных национальной инновационной системой. Это следующие меры:

- субсидии и льготы для осуществления инновационной деятельности, в частности, в сфере НИОКР;

- создание и поддержка образовательной и научной инфраструктуры инноваций;

- создание и поддержка инновационных кластеров, в том числе их отдельных элементов - бизнес-инкубаторов, научных парков и технопарков, фаблабов и т.д. <1068>;

--------------------------------

<1068> Научная и инновационная политика. Россия и мир. 2011 - 2012 / Под ред. Н.И. Ивановой, В.В. Иванова. М.: Наука, 2013.

 

- создание правовых и организационных механизмов для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, в том числе урегулирование порядка защиты прав и передачи прав на объекты интеллектуальной собственности;

- создание финансовой инфраструктуры инновационной деятельности (создание и финансирование институтов развития инноваций, организация кредитования производства и экспорта инновационной продукции, софинансирование и иное стимулирование формирования венчурных фондов);

- организация правовой инфраструктуры инновационной деятельности (оптимизация организационно-правовых форм инновационного предпринимательства, создание форм мобилизации венчурного капитала, ликвидация административных барьеров в таможенном, трудовом, ином административно-правовом регулировании).

Среди мер, направленных на реализацию национальной инновационной политики, особое место занимают меры, связанные с правовым регулированием и государственной поддержкой венчурного инвестирования. При этом, хотя в законодательстве и в программных документах термины "венчурное инвестирование" и "венчурная деятельность" используются более 20 лет, ни специального регулирования, ни даже нормативного определения такой деятельности не принято.

Венчурное инвестирование (от англ. venture, то есть "рискованное"), с точки зрения механизма его осуществления, представляет собой разновидность прямого инвестирования, но осуществляется в отношении проектных инновационных компаний (так называемых стартапов <1069>). Такие компании, осуществляющие создание новых, инновационных продуктов, товаров и услуг, обладают наибольшим потенциалом с точки зрения инвесторов, поскольку а) их бизнес-модель воспроизводима на различных рынках; б) такие компании в своем развитии демонстрируют выраженный эффект масштаба. Эти особенности используются венчурными инвесторами для максимизации прибыли. Инвестировав в стартап в начале его деятельности сравнительно небольшие средства, венчурный инвестор приобретает значительную долю в уставном капитале, поскольку на момент инвестирования стартап практически не имеет ценных активов: востребованность инновации (определяющая ее стоимость) пока равняется нулю. Впоследствии в ходе развития инновации и создания на ее основе успешных товаров, работ, услуг стоимость доли инвестора в уставном капитале стартапа растет вместе со стоимостью стартапа в целом.

--------------------------------

<1069> Согласно классическому определению стартап - это временное предприятие, созданное для поиска воспроизводимой и масштабируемой бизнес-модели. (Steve Blank. What's A Startup? First Principles // Steve Blank, 2010. URL: https://steveblank.com/2010/01/25/ (дата обращения: 01.05.2019). Позже Пол Грэм добавил в это определение критерий эффективности: Paul Graham. Startup = Growth // Paul Graham, 2012. URL: http://www.paulgraham.com/growth.html (дата обращения: 01.05.2019).

 

"Венчурный капитализм - это бизнес инвестирования в предпринимательство... венчурный капитализм имеет дело с ситуациями, где совмещается, во-первых, наличие нерешенной проблемы или неосвоенный сегмент рынка и, во-вторых, наличие предпринимателя (реже - индивидуального, чаще - команды единомышленников), способного решить эту проблему или создать продукт. Эти два элемента... создают так называемый... "венчур", то есть ситуацию, где финансирование... обеспечивает возможность получения принципиально иного и конкурентоспособного товара - продукта, услуги или решения, обладающего вместе с тем и дополнительной экономической ценностью, значительно превышающей себестоимость ее создания" <1070>.

--------------------------------

<1070> Аммосов Ю.П. Венчурный капитализм: от истоков до современности. СПб.: РАВИ, 2004. С. 18.

 

Первые профессиональные венчурные инвесторы появились в конце 40-х годов XX века в США <1071>. Их появление было обусловлено окончанием войны и переходом множества инноваций в гражданский сектор экономики. Инновации, основанные на военных разработках, позволили насытить рынок новыми товарами и сформировать общество потребления. С 1958 года венчурные инвесторы также получали государственное софинансирование на основании Акта об инвестировании в малый бизнес (Small Business Investments Act) <1072>. В результате сформировался огромный рынок, растущий до сих пор, а американский опыт стараются перенять во всем мире <1073>.

--------------------------------

<1071> Payson&Trask - 1945 г., American Research and Development Corp. 1946 г.

<1072> 72 Stat. 689 (1958), 15 U.S.C.A. § 661 - 696 (Supp. 1958).

<1073> Подробнее см.: Аммосов Ю.П. Венчурный капитализм: от истоков до современности. СПб.: РАВИ, 2004.

 

Венчурные инвестиции - ключевой источник финансирования российских стартапов. Суммарный объем всех сделок венчурного инвестирования с известной суммой (включая выходы) в России в 2017 году составил 14 млрд руб. <1074>. При этом объем государственных расходов на финансирование венчурного рынка на порядок ниже, чем объем частного венчурного капитала. Так, фонды, созданные с участием Российской венчурной компании (РВК), за 2017 год одобрили к инвестированию 390 млн руб. <1075>. Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) одобрил к инвестированию в 2017 году 1,372 млрд руб., в том числе в рамках акселератора <1076>.

--------------------------------

<1074> Стратегия развития рынка венчурных и прямых инвестиций в Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу до 2030 года (проект документа). М.: РВК, 2018. С. 25.

<1075> Мы получили необходимую сумму в виде разности объемов одобренных инвестиций в портфельные компании по состоянию на конец 2017 г. и конец 2016 г., которые фигурируют в годовых отчетах РВК за 2017 и 2016 гг. соответственно.

<1076> Годовой отчет о деятельности Фонда развития интернет-инициатив / ФРИИ, 2018. URL: http://www.iidf.ru/upload/iblock/764/godovoi_otchet_2018.pdf (дата обращения: 01.05.2019).

 

Несложно заметить, что стимулирование венчурного инвестирования - это не только привлечение капитала в экономику, но и создание саморегулирующейся системы адресной поддержки инноваций: таким образом создается дополнительный мультипликативный эффект. Венчурные инвесторы осуществляют финансирование инноваций посредством частного капитала, причем, поскольку речь идет о рыночном механизме отбора, такое финансирование носит адресный характер и отличается эффективностью. Развитие такого эффективного механизма финансирования инноваций, в том числе посредством его правового урегулирования, является одним из приоритетов государственной инновационной политики.

 

12.2. Правоотношения в сфере разработки, внедрения

и коммерциализации инноваций: подходы

к определению понятия

 

Инновационная деятельность направлена на извлечение прибыли и предполагает известную степень риска - эти признаки тождественны деятельности предпринимательской. Однако если рассматривать инновационную деятельность достаточно широко (например, как это делает Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике", причисляющий к инновационной деятельности научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность) <1077>, то субъектами инновационной деятельности оказываются как предприниматели, так и физические лица, включая работников различных организаций. Помимо физических лиц - инноваторов инновационную деятельность осуществляют, разумеется, и многие предприниматели, от небольших инновационных организаций до крупных обществ, массово производящих инновационные товары, однако инновационная деятельность все же не полностью тождественна предпринимательской, а представляет с ней лишь, говоря математическим языком, пересекающиеся множества.

--------------------------------

<1077> Статья 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.

 

Таким образом, субъектами правоотношений в сфере инновационной деятельности являются как предприниматели, так и иные лица (изобретатели, маркетологи, технологи и т.д.). Эти правоотношения чрезвычайно сложно ограничить из-за неоднородного субъектного состава, а также комплексного содержания. Обычно правоотношения в сфере инновационной деятельности в узком смысле сопоставляют с основными этапами инновационной деятельности: разработкой инновации, внедрением инновации в производство, производством и распространением (коммерциализацией, сбытом) инновации <1078>. Так, выделяют правоотношения, например:

--------------------------------

<1078> Бабич В.Н. Инновационная модель бизнес-процесса: Учебное пособие / В.Н. Бабич, А.Г. Кремлев. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. С. 12 - 13.

 

- по созданию результатов интеллектуальной деятельности;

- приданию этому результату материально-вещественной формы;

- передаче прав на результаты интеллектуальной деятельности <1079>.

--------------------------------

<1079> Ефимцева Т.В. Место инновационного права в системе отраслей российского права: Дис.... д-ра юрид. наук. М., 2013. С. 65.

 

Поскольку инновации находят формальное выражение в объектах исключительных прав (патентных прав на изобретения, авторских прав на программы ЭВМ и элементы интерфейсов, секретов производства (ноу-хау) и так далее), по своему существу эти правоотношения относятся к гражданскому (авторскому, изобретательскому) праву, а также смежным институтам, например трудовым правоотношениям по поводу создания служебных произведений. Именно возможность обладания интеллектуальной собственностью, установленный режим авторских и патентных прав стимулируют инновационную деятельность. При этом выделение отдельной комплексной подотрасли "внедренческого" права, регулирующего отношения по внедрению инноваций в производство, и тем более "коммерциализационного" права, опосредующего коммерциализацию инноваций, на наш взгляд, недостаточно обоснованно.

Хотя изучение инноваций как организационного феномена имеет, безусловно, большое значение, сведение правового регулирования инновационной деятельности лишь к созданию, внедрению и коммерциализации объектов исключительных прав представляется весьма непродуктивным, поскольку не позволяет сделать выводы по вопросам внешних условий развития инноваций - условий институциональной среды. При этом чрезмерное внимание уделяется вопросам защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в силу важности этого фактора на микроуровне <1080>.

--------------------------------

<1080> См., напр.: Белецкая А.А. Гражданско-правовое регулирование инвестирования инноваций: Дис.... канд. юрид. наук. Краснодар, 2014.

 

Проблематика патентного и авторского права, имеющая отношение к инновационной деятельности, в России достаточно адекватно проработана. Безусловно, институциональная среда интеллектуальной собственности в России нуждается в совершенствовании <1081>, однако конкретные задачи в сфере частноправовых отношений ставятся перед законодателем преимущественно в связи с пересмотром режимов отдельных объектов исключительных прав <1082>.

--------------------------------

<1081> Концепция формирования эффективной институциональной среды в области интеллектуальной собственности. Подготовлена ВГБОУ ВПО "Российская государственная академия интеллектуальной собственности". М.: РВК, 2015.

 

КонсультантПлюс: примечание. Монография Е.А. Войниканис "Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху: парадигма баланса и гибкости" включена в информационный банк согласно публикации - Юриспруденция, 2013.

<1082> Подробнее см.: Войниканис Е.А. Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху: парадигма баланса и гибкости. М.: Юриспруденция, 2016. С. 463 - 503.

 

Значительная часть отношений в сфере инновационной деятельности относится к трудовому праву. Например, регулярно поднимается вопрос объема прав работодателя на служебные произведения в связи с созданием инноваций в технической сфере <1083>, критикуется невозможность заключения работодателем с работником-инноватором соглашений о неконкуренции (Non-Compete Agreements) в целях защиты ноу-хау <1084>.

--------------------------------

<1083> См., напр.: Сушкова О.В. Гражданско-правовой режим инноваций в научно-технической сфере: на примере деятельности высших учебных заведений: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2010. Определение ВС РФ от 13.10.2009 N 83-В09-10 // БВС РФ. 2010. N 10.

<1084> Подробнее см.: Легашова Е.С., Муксинов А.Р. Соглашения о неконкуренции с работниками: английский опыт и российская действительность // Закон. 2010. N 4. С. 51 - 60. См. также: Зачем Яндекс требует не работать на конкурентов? / Roem.ru, 2017. URL: https://roem.ru/09-09-2009/125898/zachem-yandeks-trebuet-ne-rabotat-na-konkurentov/ (дата обращения: 01.05.2019).

 

В силу большой доли государственных расходов на научные исследования (прежде всего в форме финансирования бюджетных учреждений и различных грантов) большую важность приобретает вопрос "приватизации" <1085> принадлежащих государству результатов интеллектуальной деятельности. Речь идет о   технологий - особом порядке перехода прав на результаты интеллектуальной деятельности, стимулирующем их внедрение в промышленное производство. Целью трансфера технологий является своевременное внедрение инноваций в производство и их коммерциализация; побочным результатом является получение дохода в виде внебюджетных средств <1086>. Сторонами соответствующих отношений являются государственные научные и образовательные учреждения, а также частные организации, использующие приобретенные таким образом инновации в своей предпринимательской деятельности.

--------------------------------

<1085> Согласно ст. 217 Гражданского кодекса приватизация - передача имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности на основании ст. 128 Гражданского кодекса не относятся к имуществу, хотя и упоминаются в Федеральном законе от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (Российская газета. 26.01.2002. N 16), в частности в контексте приватизации имущества унитарных предприятий. Поэтому мы даем термин "приватизация" в кавычках, когда он относится к исключительным правам.

<1086> См. подробнее: Генри Ицковиц. Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии. Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. С. 150 - 160.

 

Для обеспечения трансфера технологий необходимо на государственном уровне установить процедуру такой передачи и ее условия. В качестве примера обычно приводится американский Акт Бэя-Доула, принятый в 1980 году <1087> и наделивший вузы и научные центры исключительными правами на результаты исследований, финансируемых государством. В свою очередь, упомянутые центры получили право отчуждать патенты частным, в первую очередь инновационным, компаниям в рамках специальной процедуры <1088>. В результате принятия указанного Акта резко увеличилось коммерческое применение результатов исследований, что в результате оказало положительный эффект на экономику в целом <1089>.

--------------------------------

<1087> Patent and Trademark Act Amendments of 1980. Public Law N 96-517, cod. at U.S.C. § 200-12.

<1088> См. подробнее: The Bayh-Dole Act: A Guide to the Law and Implementing Regulations. Washington, Council on governmental relations, 1999. URL: http://www.umventures.org/sites/umventures.com/files/COGR_Bayh_Dole.pdf (дата обращения: 01.05.2019).

<1089> Council on Governmental Relations. The Bayh-Dole Act. A guide to the law and implementing regulations. 1999. URL: www.umventures.org/sites/umventures.com/files/COGR_Bayh_Dole.pdf (дата обращения: 01.05.2019). P. 8 - 9. См. также: The Bayh-Dole Act at 25. New York, Bayhdole 25, Inc. 2006.

 

Хотя первые элементы системы трансфера технологий появились в России в начале 1990-х годов <1090>, основные нормативные разработки в этой сфере относятся к концу 2000-х - началу 2010-х годов <1091>, в частности, принят Федеральный закон N 217-ФЗ <1092>, ныне частично имплементированный в Закон "Об образовании в Российской Федерации" <1093>. Благодаря новому законодательству учебные и научные учреждения получили право создавать хозяйственные общества - "малые инновационные предприятия" - без согласования с собственником при условии внесения бюджетным учреждением в уставный капитал МИП результата интеллектуальной деятельности.

--------------------------------

<1090> Дежина И., Леонов И. Интеллектуальная собственность в России: проблемы государственного регулирования // Инновации. 2003. N 8. С. 14 - 20.

<1091> Юревич М.А. Государственное стимулирование трансфера технологий в России // Социологический альманах. 2015. N 6. С. 336 - 348; см. также: Нужен инновационный прорыв // Эксперт. 2004. N 8.

<1092> Федеральный закон от 02.08.2009 N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" // СЗ РФ. 2009. N 31. Ст. 3923.

<1093> Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. N 53 (часть I). Ст. 7598.

 

В 2012 - 2014 годах также были урегулированы вопросы передачи государству прав на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения <1094>. Был установлен порядок передачи частным инвесторам прав на результаты интеллектуальной деятельности, разработанные на средства грантов Фонда перспективных исследований <1095>. Для обеспечения трансфера технологий создана Единая государственная информационная система учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТР), в которой собирается информация о всех результатах интеллектуальной деятельности, разработанных государственными учреждениями <1096>.

--------------------------------

<1094> Постановление Правительства РФ от 22.03.2012 N 233 "Об утверждении Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения" // СЗ РФ. 2012. N 14. Ст. 1637.

<1095> Постановление Правительства РФ от 10.05.2014 N 429 "О порядке передачи Фондом перспективных исследований прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные по заказу Фонда перспективных исследований, а также приобретенные Фондом перспективных исследований на основании договоров, в целях их практического применения (внедрения)" // СЗ РФ. 2014. N 20. Ст. 2538.

<1096> Постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 N 327 "О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения" // Собрание законодательства РФ. 2013. N 16. Ст. 1956; Постановление Правительства Российской Федерации от 14.11.2014 N 1195 "О представлении научными организациями и образовательными организациями высшего образования, осуществляющими за счет бюджетных средств фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, в Российскую академию наук отчетов о проведенных фундаментальных научных исследованиях и поисковых научных исследованиях, о полученных научных и (или) научно-технических результатах" // СЗ РФ. 2014. N 47. Ст. 6555.

 

Изучая правоотношения в сфере инноваций, необходимо также рассмотреть правоотношения по обеспечению инновационной деятельности (их участником, помимо инноватора, является государство в лице органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов), а также правоотношения между субъектами инновационной деятельности и их контрагентами (не осуществляющими инновационную деятельность) - разумеется, в тех случаях, когда такие отношения имеют явно выраженную специфику и регулируются соответственно специальными нормами права. Эти отношения можно назвать отношениями в сфере инновационной деятельности в широком смысле.

Таким образом, помимо правоотношений непосредственно в сфере инновационной деятельности, мы изучим две группы правоотношений, смежных с ними: публично-правовые правоотношения по обеспечению инновационной деятельности и частноправовые правоотношения между участниками инновационной деятельности и их контрагентами. Здесь мы найдем значительно больший простор для научного исследования, поскольку эти правоотношения имеют более комплексный характер и по-разному влияют на активность субъектов инновационной деятельности.

Более того, поскольку государство заинтересовано в развитии инновационной деятельности, задача регулирования в этой сфере - обеспечить максимально благоприятные институциональные условия для осуществления такой деятельности. На инновационную деятельность внутри организации влияет сравнительно небольшое количество институциональных факторов, например общее развитие авторского права, которое должно стимулировать работников проявлять творческую активность. И наоборот, в сфере обеспечения инновационной деятельности гораздо шире арсенал средств (в том числе правовых) по улучшению институциональной среды.

 

12.3. Правоотношения в сфере обеспечения

инновационной деятельности

 

В правоотношениях этой группы государство и государственные организации участвуют наряду с субъектами инновационной деятельности. Соответственно, выделенные отношения можно охарактеризовать как отношения "по вертикали", обладающие публично-правовой (административно-правовой или финансово-правовой) природой.

Средства обеспечения инновационной деятельности носят как правовой, так и экономический характер и устанавливаются на основании государственной инновационной политики. По этой причине соответствующие правоотношения следует рассматривать в неразрывной связи с экономическими отношениями, формирующими национальную инновационную систему как базис для правового регулирования. При этом в рамках системы выделяются как правовые институты, так и управленческие, выражающиеся в осуществлении долгосрочного планирования и прогнозирования, определения ответственных органов и организаций, обеспечивающих развитие науки, и т.д. <1097>. Все эти отношения, разумеется, невозможно охватить даже в рамках крупной научной работы, поэтому мы затронем лишь те правоотношения, которые наиболее связаны с правовыми институтами в рамках предпринимательского права. Это:

--------------------------------

<1097> Перькова В.А. Совершенствование правового обеспечения национальной инновационной системы Российской Федерации // Журнал российского права. 2016. N 6. С. 77.

 

- правоотношения, опосредующие создание и функционирование институтов развития инноваций;

- правоотношения, которыми устанавливается специальный правовой режим субъектов инновационной деятельности;

- правоотношения в рамках формирования инфраструктуры обеспечения инновационной деятельности.

Прежде всего рассмотрим отношения, опосредующие создание и функционирование институтов развития инноваций (или "институтов инновационного развития"). Этот термин происходит из институциональной экономической теории и не имеет общепринятого правового содержания. Ученые рассматривают институты развития и в широком смысле (как макроинституты государственной налоговой политики или системы защиты интеллектуальной собственности), и в узком смысле (как микроинституты, определяющие внутрифирменное финансирование инновационных проектов) <1098>. В настоящей работе мы понимаем под институтом развития инноваций организацию, аккумулирующую и распределяющую финансовые, трудовые и интеллектуальные ресурсы для решения вопросов государственной инновационной политики; именно так трактует этот термин Минэкономразвития России в отношении подчиненных организаций <1099>. Институты развития являются механизмом, компенсирующим низкую инновационную активность бизнеса на различных уровнях национальной инновационной системы; если говорить языком экономической теории, институты развития предназначены для преодоления "провалов рынка" в инновационной сфере <1100>.

--------------------------------

<1098> См. обзор термина в кн.: Исламутдинов В.Ф. Сущность и классификация институтов институциональной среды инновационной деятельности // Журнал институциональных исследований. 2014. N 2.

<1099> Деятельность институтов развития / Министерство экономического развития, 2018. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/instdev/institute (дата обращения: 01.05.2019).

<1100> Сазонова Е.С. Институты развития как инструмент государственной инвестиционной политики: общая характеристика и особенности правового регулирования // Предпринимательское право. 2013. N 4. С. 51 - 52; см. также: Киселева В.В., Колосницына М.Г. Государственное регулирование инновационной сферы. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2008. С. 109.

 

Отношения с участием институтов развития инноваций имеют публичную цель, даже если являются гражданско-правовыми (например, отношения между институтом развития инноваций и отдельным стартапом), и поэтому меры по государственному регулированию и государственной поддержке деятельности институтов развития инноваций следует отнести к мерам государственного регулирования инновационной деятельности. При этом институты развития не являются субъектами инновационной деятельности, поскольку сами ее не осуществляют, но вступают в отношения с такими субъектами.

Наиболее очевидным примером действующего института развития инноваций является АО "РВК" ("Российская Венчурная Компания"), созданная в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2006 г. N 838-р <1101> с целью стимулирования создания в России индустрии венчурного инвестирования, развития инновационной отрасли в экономике и продвижения отечественных наукоемких технологий на международный рынок. РВК представляет собой "фонд фондов", то есть организацию, финансирующую венчурные фонды (инвестиционные фонды, специализирующиеся на вложениях в высокотехнологичные проекты) <1102>. Эта политика позволяет увеличить капитализацию венчурных фондов без привлечения частных инвесторов, что в конечном счете создает отечественным стартапам больше возможностей для привлечения инвестиций.

--------------------------------

<1101> Распоряжение Правительства РФ от 07.06.2006 N 838-р "Об утверждении сводного плана мероприятий по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года" // СЗ РФ. 2006. N 25. Ст. 2747.

<1102> Направления работы РВК на 2014 - 2016 годы, утверждены решением Совета директоров ОАО "Российская венчурная компания". Протокол N 7 от 30.07.2013. URL: www.rvc.ru/upload/iblock/3fc/directions_RVC_2014_2016.pdf (дата обращения: 01.05.2019); Формируем новые инструменты: годовой отчет АО "РВК", 2016. М.: РВК, 2016.

 

АО "Роснано" <1103>, единственным участником которой является государство, осуществляет финансовую поддержку крупных инновационных проектов с высоким потенциалом окупаемости. Прежде всего финансируется строительство производственных мощностей, ориентированных на выпуск высокотехнологичной продукции; средства предоставляются под рыночный процент, но зачастую с незначительными требованиями к обеспечению и без учета повышенных рисков инновационных проектов <1104>. Таким образом "Роснано" реализует задачу поддержки инновационной деятельности стартапов.

--------------------------------

<1103> Федеральный закон от 19.07.2007 N 139-ФЗ "О Российской корпорации нанотехнологий" // СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3753; распоряжение Правительства РФ от 17.12.2010 N 2287-р "О реорганизации государственной корпорации "Российская корпорация нанотехнологий" (текст опубликован не был) // СПС "КонсультантПлюс".

<1104> Счетная палата проверила ОАО "Роснано" // Счетная палата Российской Федерации, 2013. URL: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/350 (дата обращения: 01.05.2019).

 

В рамках поддержки крупных инновационных компаний АО "Роснано" совместно с Московской биржей организован биржевой сектор "Рынок инноваций и инвестиций" (РИИ) для публичного размещения российских инновационных компаний. Сейчас в РИИ включены 17 ценных бумаг, в том числе акции 9 компаний и инвестиционные паи двух венчурных фондов <1105>. РИИ - ключевая площадка для публичного размещения акций российских инновационных компаний. С 2017 года расширена льгота по налогу на доход, полученный в результате продажи бумаг на РИИ, в соответствии со ст. ст. 217 и 284.2 Налогового кодекса РФ, а также с Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. N 156 "Об утверждении Правил отнесения акций российских организаций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики" <1106>, что можно расценивать как правовую льготу для субъектов инновационной деятельности.

--------------------------------

<1105> Эмитенты рынка инноваций и инвестиций / Московская биржа, 2018. URL: https://www.moex.com/s68 (дата обращения: 01.05.2019).

<1106> Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 156 "Об утверждении Правил отнесения акций российских организаций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики" // СЗ РФ. 2012. N 10. Ст. 1244. См.: Базанова Е. Выход с льготой (Правительство расширило налоговые льготы на инвестиции в инновации) // Ведомости. 2016. N 4225.

 

Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) представляет собой еще одну модель государственного финансирования инновационной деятельности - это государственный инвестиционный фонд, напрямую (в отличие от РВК, лишь софинансирующей другие фонды) инвестирующий в значимые интернет-проекты и компенсирующий таким образом недостаток средств частных инвесторов на ранних (посевных) стадиях. При переизбытке средств на "предпосевной" стадии, в первую очередь на этапе привлечения грантов, и в условиях отсутствия дальнейших инвестиционных перспектив может происходить отток <1107>, что отчасти компенсирует финансирование со стороны ФРИИ. Фонд также координирует реформы российского законодательства в интересах отрасли <1108>.

--------------------------------

<1107> Стратегия развития отрасли венчурного инвестирования в Российской Федерации. М., 2015. С. 9 - 10.

<1108> Протокол заседания Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив 5 марта 2013 г. // Пресс-служба Администрации Президента РФ, 2013. URL: kremlin.ru/events/president/news/17633 (дата обращения: 01.05.2019).

 

Существуют и иные институты развития, служащие целям государственной поддержки инноваций: Фонд "ВЭБ-Инновации", Фонд содействия инновациям, Фонд развития промышленности, Фонд инфраструктурных и образовательных программ, АО "Росинфокоминвест", АНО "Агентство стратегических инициатив" <1109>.

--------------------------------

<1109> Городов О.А. Правовое обеспечение инновационной деятельности как условие модернизации экономики России // Предпринимательское право. 2012. N 2. С. 10.

 

Важно отличать деятельность таких институтов развития инноваций, как РВК, "Роснано" и ФРИИ, от венчурного инвестирования, которые часто необоснованно смешивают <1110>. Несмотря на то что в краткосрочной перспективе перечисленные институты развития инноваций осуществляют извлечение прибыли и соответствующая деятельность может использоваться в качестве показателей их текущей эффективности, основной целью их существования является поддержка инновационной деятельности стартапов путем увеличения предложения на рынке венчурного капитала. Именно для достижения этой цели институты развития инноваций решают задачи софинансирования инфраструктурных проектов, докапитализации венчурных фондов, систематизации "лучших практик" и т.д.

--------------------------------

<1110> См., напр.: Шмелева Д.В. Приоритетные организационно-правовые формы осуществления предпринимательской деятельности: Дис.... канд. юрид. наук. Волгоград, 2015. С. 88 - 99.

 

До сих пор, к сожалению, не сформировано универсальной методики оценки эффективности институтов развития инноваций в соответствии с описанной целью; в результате прессой, Счетной палатой и следственными органами негативно оценивается и активное инвестирование (неэффективное расходование средств), и, напротив, тщательный отбор проектов (неиспользование выделенных средств) <1111>.

--------------------------------

<1111> См., напр.: Костенко Н., Казьмин Д., Никольский А. Честный атом // Ведомости. 11.11.2009. N 2483.

 

Инновационная деятельность также обеспечивается посредством специального правового режима в виде правовых льгот <1112> для отдельных участников отношений в сфере инноваций. Приведем примеры правовых льгот, относящихся к налоговому праву и обеспечивающих инновационную деятельность:

--------------------------------

<1112> О термине "правовые льготы" см.: Карасев М. Налоговые льготы и иные инструменты налоговой политики: правовые аспекты // Финансовое право. 2004. N 5.

 

- освобождаются от налогообложения (в частности, от НДС) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИР и НИОКР), выполняемые образовательными и научными организациями <1113>;

--------------------------------

<1113> Подпункты 16 - 16.1 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824; СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

 

- предусмотрена ускоренная амортизация нематериальных активов - в течение двух лет <1114>;

--------------------------------

<1114> Там же. Пункт 2 ст. 258.

 

- реализация лицензионных договоров на объекты патентных прав и программы для ЭВМ освобождена от налогообложения <1115>;

--------------------------------

<1115> Там же. Подпункт 26 п. 2 ст. 149.

 

- налогоплательщики, применяющие общую систему налогообложения, наделены правом применять к расходам на НИР и НИОКР повышающий коэффициент 1,5 <1116>;

--------------------------------

<1116> Там же. Пункт 7 ст. 262.

 

- установлен инвестиционный налоговый кредит на проведение НИР и НИОКР, инновационной и внедренческой деятельности <1117>;

--------------------------------

<1117> Там же. Абзацы 1 и 2 п. 1 ст. 67.

 

- предусмотрены пониженные ставки взносов в государственные внебюджетные фонды для производителей определенных видов продукции, а также для малых инновационных предприятий при вузах и научных учреждениях <1118> и т.д.

--------------------------------

<1118> Подпункт 1 п. 1 ст. 427 Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824; СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

 

У правовых льгот как способа государственной поддержки инноваций имеется два ключевых недостатка.

Во-первых, ряд субъектов инновационной деятельности не является адресатом обязанностей, на которые направлены общепринятые льготы. Например, налоговые льготы и льготы по взносам в государственные внебюджетные фонды выгодны субъектам, которые осуществляют операции по счету, платят заработную плату сотрудникам и в целом являются прибыльными. Применимость подобных льгот к стартапам является сомнительной. Дело в том, что на ранних стадиях для стартапа требуется скорейшее достижение максимального охвата рынка, нежели возврат инвесторам прибыли от инвестиций. По этой причине пока стартап не достиг запланированных объемов роста, он работает за счет постоянного привлечения новых венчурных инвестиций и является планово убыточным (что и без применения льгот минимизирует его налоговую базу). Этот эффект именуется "сжиганием денег" (cash burn).

Во-вторых, круг субъектов инновационной деятельности весьма широк, и, соответственно, выделить субъектов налоговых льгот - непростая и пока не решенная задача <1119>. В свою очередь, применение правовых льгот в отношении недостаточно определенного круга адресатов требует проведения дополнительных контрольно-надзорных процедур, негативно влияющих на деятельность стартапов <1120>.

--------------------------------

<1119> Белицкая А.В. Инновации и инновационная деятельность: проблема определения и правового закрепления // Предпринимательское право. 2011. N 3. С. 11 - 14; см. также: письмо Президента РФ от 03.01.2000 N Пр-14 "Об отклонении проекта Федерального закона "Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике" // Текст опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

<1120> Механизмы стимулирования (налоговые и иные аспекты) при прямом и венчурном инвестировании. Возможности и перспективы, правоприменение, обоснованные предложения. М., РВК. 2015. URL: http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/201512_incentive_mechanisms_for_Venture_Capital.pdf (дата обращения: 02.05.2016). С. 6 и далее.

 

Одним из путей решения данной проблемы является установление правовых льгот на основе предварительной аккредитации субъектов в органах государственной власти. Подобные процедуры уменьшают вероятность злоупотреблений и потребность в проверках, однако требуют от стартапов  и финансовых затрат на проведение процедур аккредитации. В качестве примера можно привести пониженные ставки взносов в государственные внебюджетные фонды, установленные для компаний, осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий и аккредитованных в Минкомсвязи России <1121>: далеко не все организации, имеющие право на льготы, прошли аккредитацию <1122>. Таким образом, преимущества правовых льгот, предоставляемых после специальной аккредитации, отчасти уравновешиваются сложностью их администрирования.

--------------------------------

<1121> Постановление Правительства РФ от 06.11.2007 N 758 "О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий" // СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5597.

<1122> Согласно Центральной базе статистических данных Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/) в 2016 г. в Российской Федерации 28 819 малых и микропредприятий осуществляло разработку ПО (код по ОКВЭД 62.0). При этом с 21.01.2008 по 29.08.2017 Минкомсвязь России аккредитовала лишь 7 577 компаний (http://minsvyaz.ru/ru/activity/govservices/1/).

 

Инновационная деятельность требует организации специальной инфраструктуры. По этой причине на протяжении многих лет в России преобладают инновационные компании в сфере компьютерных технологий <1123> - они являются наименее требовательными с точки зрения инфраструктуры. Для создания технологических центров применяются дотации через федеральные целевые программы <1124>, существуют программы поддержки развития инновационной инфраструктуры в образовательных учреждениях <1125>.

--------------------------------

<1123> Money Tree: Навигатор венчурного рынка. Обзор венчурной индустрии России за 2015 год // PwC, 2016. URL: http://www.pwc.ru/ru/technology/assets/e-money-tree-rus-2016.pdf (дата обращения: 02.05.2016).

<1124> Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России" на 2014 - 2020 годы, утверждена Постановлением Правительства РФ от 21.05.2013 N 426 "О федеральной целевой программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы" // СЗ РФ. 2013. N 22. Ст. 2810.

<1125> Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 N 219 "О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования" // СЗ РФ. 2010. N 16. Ст. 1906.

Баринова В.А. Институциональные условия инновационного развития фирмы. М.: ИД "Дело" РАНХиГС, 2012. С. 59.

 

Для комплексного развития промышленных территорий за рубежом часто используется механизм зон со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности <1126>. В России подобный механизм применяется и для инфраструктурного развития инновационных территориальных кластеров <1127>. Таким образом, установление зон со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности направлено и на обеспечение инновационной деятельности посредством правовых льгот, и на формирование инновационной инфраструктуры.

--------------------------------

<1126> Белицкая А.В. Правовое регулирование реализации инвестиционных проектов на территориях со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности // Бизнес, Менеджмент и Право. 2012. N 2. С. 34 - 38.

<1127> Фурщик М.А., Шутова А.В., Прозоров М.С., Савельев А.В., Горячева М.А. Особые экономические зоны: опыт и перспективы. М.: Медиа Инфо Групп, 2014. С. 109 - 130. См. также: Перечень инновационных территориальных кластеров (утв. поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 28.08.2012 N ДМ-П8-5060) / Министерство экономического развития. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/politic/doc20120907_02 (дата обращения: 01.05.2019).

 

В России существует несколько видов территорий, на которых установлен специальный режим осуществления инновационной деятельности. В первую очередь это технико-внедренческие экономические зоны с инновационной инфраструктурой, предусмотренные Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" <1128>. На данный момент создано шесть подобных зон: в Московской области (Зеленоград <1129>, Дубна и Фрязино), Санкт-Петербурге, Томске и Татарстане. Резиденты этих зон применяют льготные ставки налогов на прибыль и на имущество организаций, пониженные ставки взносов в государственные внебюджетные фонды, применяют специальный таможенный режим; они также могут пользоваться инфраструктурой технико-внедренческих зон и т.д. <1130>.

--------------------------------

<1128> Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3127.

<1129> Старейшая особая экономическая зона в Зеленограде фактически существует с 1990 г. См. Постановление Верховного Совета РСФСР от 13.09.1990 "О создании зон свободного предпринимательства". См. также: Приходько С.В., Воловик Н.П. Особые экономические зоны. М.: ИЭПП, 2007. С. 170 - 171.

<1130> Подпункт 2 п. 1 ст. 427 Налогового кодекса Российской Федерации.

 

За десять лет существования Закона особые экономические зоны технико-внедренческого типа показали себя как эффективный инструмент в отношении получения и внедрения результатов интеллектуальной деятельности, однако частных инвестиций они практически не привлекли. Не была создана и достаточная нормативная правовая база для их функционирования, не сформулированы стратегия развития экономических зон в Российской Федерации, цели и задачи государства в данной сфере <1131>.

--------------------------------

<1131> Жданьков А.И. Отчет о результатах контрольного мероприятия "Аудит эффективности использования государственных средств, направленных на создание и развитие особых экономических зон" // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2014. N 3. С. 106 - 107, 157 - 159, 163 - 172; Агапцов С.А., Росляк Ю.В. Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка деятельности акционерного общества "Особые экономические зоны" и юридических лиц, созданных для управления особыми экономическими зонами в субъектах Российской Федерации, в части, касающейся эффективности использования средств федерального бюджета, государственного имущества и иных средств при создании и функционировании особых экономических зон в Российской Федерации" // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2016. N 5. С. 227 - 229, 240 - 241, 245.

 

Несколько инновационных экономических зон с особым правовым режимом <1132> действуют на основании отдельных федеральных законов. Так, Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково" <1133> был принят в рамках проекта по созданию нового научного кластера в Подмосковье в интересах развития ракетно-космических, ядерных, информационных, энергоэффективных и биотехнологий <1134>. Помимо специального налогового и таможенного режима для резидентов, Закон предусматривает отмену на территории центра устаревших строительных норм, а также работу только частных образовательных, медицинских и охранных организаций. Участие в проекте не было привязано к объему капитальных вложений, что выгодно отличало проект "Сколково" от технико-внедренческих и иных особых экономических зон. В целом фонд "Сколково" выполняет установленные в его отношении целевые показатели (индикаторы), хотя система этих показателей нуждается в совершенствовании <1135>.

--------------------------------

<1132> См.: Белицкая А.В., Хаустов Д.В. Правовой режим территорий, созданных с целью развития инноваций // Закон. 2013. N 6. С. 145.

<1133> Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" // СЗ РФ. 2010. N 40. Ст. 4970.

<1134> Сурков В. Чудо возможно // Ведомости. 2010. N 26.

<1135> Катренко В.С. Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка использования средств федерального бюджета, направленных на реализацию мероприятий, связанных с созданием и обеспечением функционирования инновационного центра "Сколково" в 2013 - 2015 годах" (совместно с Федеральной службой безопасности Российской Федерации) // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2016. N 9. С. 235 - 236.

 

Похожая на "Сколково" модель инновационной экономической зоны с особым правовым режимом ("инновационного научно-технологического центра") была представлена в 2017 году в рамках проекта "Научно-технологическая долина" МГУ. Соответствующим Законом <1136> предусмотрен ряд особых условий для резидентов. В отличие от инновационного центра "Сколково", в деятельности инновационных научно-технологических центров активное участие принимают образовательные и научные организации, наделенные соответствующими полномочиями. При этом недвижимое имущество центров передается в собственность некоммерческой организации (фонду), создаваемой правительством (аналогично Фонду "Сколково" в рамках соответствующего инновационного центра) <1137>.

--------------------------------

<1136> Федеральный закон от 29.07.2017 N 216-ФЗ "Об Инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2017. N 31 (часть I). Ст. 4765.

<1137> См.: Экспертное заключение доктора юридических наук, профессора В.А. Томсинова по проекту федерального закона о технологической долине, разработанному Минэкономразвития России / Сайт д. ю. н., профессора В.А. Томсинова. 2018. URL: http://tomsinov.com/russia_contemp/zakluchenie_tech_dolina.pdf (дата обращения: 01.05.2019).

 

Последней инициативой по созданию инновационной экономической зоны со специальным правовым режимом стало создание комплексного проекта, включающего учреждение АО "Хайпарк Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики" <1138>. В перспективе возможно создание в рамках проекта особой экономической зоны инновационного типа <1139>.

--------------------------------

<1138> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.10.2017 N 2237-р // СЗ РФ. 2017. N 43 (ч. II). Ст. 6359.

<1139> Волков Н. "Хайпарк" дождался распоряжения // Коммерсантъ Санкт-Петербург. 2017. N 194.

 

12.4. Частноправовые отношения с участием субъектов

инновационной деятельности

 

В качестве отношений, смежных с отношениями по осуществлению инновационной деятельности, также выделяются частноправовые отношения с участием субъектов инновационной деятельности. Это отношения "по горизонтали", которые непосредственно не связаны с осуществлением инновационной деятельности, но которые возникают в связи с ее осуществлением. Они урегулированы нормами частного права (предпринимательского, гражданского, корпоративного).

Следуя институциональной экономической теории, мы можем сделать вывод, что на соответствующие отношения воздействуют нормы, относящиеся к значительному числу различных частноправовых институтов: от норм, регулирующих объекты интеллектуальной собственности, до положений законодательства о защите конкуренции <1140>. При этом развитие благоприятной институциональной среды для развития инноваций - в том числе ее надлежащее правовое регулирование - позволит уйти от так называемой "азиатской модели" развития инноваций, предполагающей значительные государственные расходы <1141>: создание и поддержание среды, в которой субъекты смогут взаимодействовать с минимальным вмешательством государства, увеличивает эффективность реализации государственной инновационной политики.

--------------------------------

<1140> Баринова В.А. Институциональные условия инновационного развития фирмы. М.: Дело; РАНХиГС, 2012. С. 51; См. также: Павлов П.Н. Технологическая динамика: институциональный подход. М.: Дело; РАНХиГС, 2013. С. 44 - 45.

<1141> Национальный доклад об инновациях в России - 2015. М.: РВК, 2015. С. 35. URL: https://www.rvc.ru/upload/iblock/b70/NROI_RVC.pdf (дата обращения: 01.05.2019).

 

Какие же отношения возникают с участием субъектов инновационной деятельности, но непосредственно к этой деятельности не относятся? Мы выделяем две группы таких отношений: это отношения по поводу аренды имущества, оказания услуг и выполнения работ в инновационной сфере, а также отношения по поводу инвестирования в инновационные компании (так называемого венчурного инвестирования).

В качестве примеров отношений по аренде имущества, оказанию услуг и выполнению работ в инновационной сфере можно привести отношения между:

- резидентами бизнес-инкубатора и его администрацией по поводу аренды рабочих мест;

- государственным вузом и инновационной компанией по поводу открытия базовой кафедры;

- центром коллективного пользования научным оборудованием и его клиентами (пользователями) по поводу временного пользования высокотехнологичным оборудованием;

- компанией и государственным научным учреждением по производству НИОКР и так далее.

Эти отношения относятся к отношениям "по горизонтали", не предполагают непосредственного участия государства и основаны на нормах частного права; однако весьма часто одна или обе стороны упомянутых сделок являются государственным учреждением или государственным унитарным предприятием. В связи с этим большую роль играет административно-правовое и финансово-правовое регулирование соответствующих отношений на уровне федерации <1142> или ее субъекта <1143>. Разумеется, не во всех случаях инновационная деятельность накладывает свою специфику на содержание соответствующих отношений, поэтому в научных работах, посвященных инновациям, они исследуются нечасто.

--------------------------------

<1142> См.: Приказ Минобрнауки России от 23.07.2013 N 611 "Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования". Зарегистрирован в Минюсте России 12.08.2013 N 29354 // Российская газета. 2013. N 183; Приказ Минобрнауки России от 27.10.2011 N 2561 "О комплексе мер по стимулированию использования оборудования центров коллективного пользования третьими лицами". Зарегистрирован в Минюсте РФ 18.01.2012 N 22946 и т.д. // Документ официально опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

<1143> См., напр.: Приказ Департамента образования г. Москвы от 17.12.2013 N 855 "О порядке признания образовательных организаций региональными инновационными площадками в г. Москве" (вместе с Положением о Совете по развитию инновационной деятельности в системе образования г. Москвы при Департаменте образования г. Москвы) // Документ официально опубликован не был; Постановление Правительства Москвы N 266-ПП от 10.04.2007 "О создании Казенного предприятия г. Москвы "Технопарк "СТРОГИНО" и обеспечении функционирования многофункционального технопарка малого бизнеса с бизнес-инкубатором по адресу: ул. Твардовского, вл. 8" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2007. N 25.

 

Отношения по поводу венчурного инвестирования, возникающие между проектными инновационными предприятиями (стартапами) и инвесторами в инновационные предприятия (венчурными инвесторами), - это также пример правоотношений, не связанных с непосредственным осуществлением инновационной деятельности. Однако инновационная деятельность накладывает на них существенный отпечаток. Более того, создание эффективной системы частноправовых средств венчурного инвестирования необходимо для формирования рынка венчурного капитала, наличие которого, в свою очередь, является важным компонентом национальной инновационной системы <1144>.

--------------------------------

<1144> См. подробнее: Янковский Р.М. Правовое регулирование венчурного инвестирования: Дис.... канд. юрид. наук: 12.00.03 гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, юридический факультет. М., 2018. 227 с.

 

На основании вышеизложенного можно сделать ряд выводов. Можно выделить правоотношения в сфере инновационной деятельности в узком и широком смысле: в первом случае к этим отношениям относятся лишь частноправовые отношения, возникающие в рамках разработки инноваций (авторов изобретений, ноу-хау, иных инноваций), регулируемые авторским, патентным, отчасти трудовым правом, а также правоотношения, возникающие в рамках трансфера технологий между государством и государственными учреждениями (преимущественно это административно-правовые отношения). Попытки выделить отдельные правоотношения, связанные с внедрением и коммерциализацией инноваций, пока не увенчались успехом.

Правоотношения в сфере инновационной деятельности непосредственно связаны с правоотношениями по обеспечению инновационной деятельности. В ряде случаев их сложно разграничить: например, отношения в сфере трансфера технологий, непосредственно относящиеся к осуществлению инновационной деятельности, служат одним из средств обеспечения такой деятельности, поскольку стимулируют создание инноваций на уровне государственных институтов.

Наконец, важную роль играют отдельные правоотношения с участием субъектов инновационной деятельности. Они не всегда имеют выраженную специфику, однако в некоторых случаях внедрение эффективных средств правового регулирования таких отношений может обеспечить интенсификацию инн


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: