Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

В процессе изучения дисциплины используются как традиционные, так и инновационные технологии: объяснительно-иллюстративный метод обучения с элементами проблемного изложения, практические занятия, семинары, самостоятельная работа обучающихся; активные и интерактивные методы: реферативная работа, решение ситуационных задач.

Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы обучающихся, адекватных видам практических занятий. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя обучающихся к завершению изучения учебной дисциплины на ее уровень. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать обучающихся методам такой работы.

Практическое занятие проводится по наиболее сложным вопросам учебной программы. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателями и обучающимся и самими обучающимися.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего занятия. При проведении аттестации обучающихся важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний обучающихся. Проверка, контроль и оценка знаний обучающихся, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки обязательно для преподавателя и обучающегося.

7.1. Планы практических занятий:

Практическое занятие № 1 по теме

«Понятие жилищного права: предмет, принципы и метод правового регулирования»

 

Теоретические задания:

Задание 1.

Составьте схему «Виды жилищных правоотношений».

Задание 2.

Составьте схему «Принципы жилищного права».

Задание 3.

Проанализируйте содержание первой, второй и третьей частей Гражданского кодекса и составьте перечень его глав, содержащих положения, регулирующие жилищные правоотношения.

Задание 4.

Составьте сравнительную таблицу «Компетенция Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области регулирования жилищных правоотношений».

Задание 5.

Составьте таблицу «Виды прав на жилые помещения, подлежащие государственной регистрации».

Задание 6.

Составьте схему «Способы реализации прав граждан па управление жилищным

Задача 1

Астраханский проживал со своей семьей с 1977 г. в трехкомнатной квартире по договору социального найма жилого помещения, предоставленной ему согласно ордеру на жилье в муниципальном жилищ-ном фонде социального использования. Квартира находилась в доме, построенном в центре г. Москвы в начале XIX в.

В 2001 г. в связи с образованием трещины в фундаменте и мелких трещин в стенах всех его жилых помещений дому стал грозить обвал. В связи с этим органом местного самоуправления было принято решение о выселении из дома жильцов с одновременным предоставлением им другого жилого помещения. Выселение осуществлялось с санкции прокурора. Всем выселенным жильцам предоставлялись квартиры в новых домах в «спальных районах» г. Москвы.

Астраханский потребовал от органа местного самоуправления предоставления ему квартиры в том же районе, где он проживал, Однако получил отказ с мотивировкой: отсутствие резервных квартир в центре г. Москвы. А через некоторое время к его дому подъехал грузовой автомобиль с грузчиками и нарядом милиции. Все имущество семьи Астраханского было погружено на автомобиль и отвезено на новую квар­тиру, смотровой ордер на которую был ранее выдан ему районной управой.

Астраханский подал в суд иск к органу местного самоуправления, в котором обвинил его в самоуправстве, нарушении ст. 10 Жилищного кодекса РСФСР, согласно которой «никто не может быть выселен из занимаемого жилого помещения...», и потребовал возмещения морального ущерба в размере 1 млн. руб.

Вопросы:

1. Что является предметом регулирования в данной задаче?

2. Нормами какого права регулируются жилищные правоотношения пользования трехкомнатной квартирой по договору социального найма?

3. С какими материальными затратами Астраханского связано пользование трехкомнатной квартирой?

4. Нормами какого права регулируется предоставление в пользование Астраханскому как старой, так и новой квартиры?

5. Нормами какого права руководствовался орган местного самоуправления при выселении жильцов из дома, грозящего обвалом?

6. За чей счет должно было быть перевезено имущество семьи Астраханского со старой квартиры на новую?

7. Правомерен ли судебный иск Астраханского?

8. Какое решение должен вынести суд?

Задача 2

В 1993 г. семья Вороновых в составе: муж, жена и их дочь Вероника, 17,5 лет, жители г. Москвы, приватизировали свою трехкомнатную квартиру. В этом же году Вероника вышла замуж за жителя г. Воронежа Окунева, который с согласия ее родителей прописался на занимаемой ими жилой площади. В начале 1994 г. Вороновы, с целью выделения семьи Окуневых, обменяли свою приватизированную квартиру на две двухкомнатные квартиры, одна из которых принадлежала муниципальному жилищному фонду г. Москвы. В этой квартире поселились молодожены Окуневы согласно ордеру, выданному на имя Вероники Окуневой.

В августе 1994 г. после рождения сына супруги Окуневы решили приватизировать свою квартиру. Однако орган исполнительной власти г. Москвы отказал им в этом, указав, что согласно Закону РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданин имеет право на приобретение жилого помещения в собственность бесплатно, в порядке приватизации, только один раз. Вероника Окунева же участвовала в приватизации квартиры родителей Вороновых и поэтому утратила право на приватизацию другой квартиры.

Вероника Окунева с этим отказом не согласилась и подала в суд иск к органу исполнительной власти г. Москвы с требованием защитить ее право на приватизацию второй квартиры. При этом она сослалась на Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 11 августа 1994 г., подтверждающий это ее право.

Вопросы:

1. Что является предметом регулирования жилищного права в данной задаче?

2. Нормами какого права регулировались жилищные правоотношения при обмене приватизированной квартиры семьи Вороновых на две, одна из которых принадлежала муниципальному жилищному фонду? Нормами какого права регулируется право пользования новой приватизированной квартирой семьи Вороновых и квартирой по договору социального найма семьи Окуневых?

3. Потеряла ли Вероника Окулова право на приватизацию своей квартиры в связи с тем, что, будучи несовершеннолетней, участвовала в приватизации квартиры родителей?

4. Действует ли в данном случае правило приватизации о том, что право на бесплатное получение жилья дастся лишь один раз?

5. Какая из сторон права в возникшем споре?

6. Какое решение должен вынести суд?

Задача 3

Летом 2001 г. в «Российской газете» прошла информация под заголовком «Квартиры под шумок». В ней говорилось о том, что прокуратура Якутии намерена возбудить уголовное дело против чиновников жилищной комиссии администрации г. Ленска, незаконно выдавших 350 жилищных сертификатов, предназначенных пострадавшим горожанам от наводнения.

Суть конфликта сводилась к тому, что должностные лица городской администрации выдали сертификаты на основании фальшивых документов, представленных заявителями. В частности, в документе, признавшем непригодными условия для дальнейшего проживания, отсутствовали показатели параметров технического состояния жилья, а сам документ не был заверен в Бюро технической инвентаризации. Кроме того, оказалось, что некоторые претенденты умышленно ввели в заблуждение администрацию г. Ленска, и против трех лиц, получивших жилищные сертификаты, возбуждены уголовные дела по факту мошенничества.

Вопросы:

1. Что представляет собой жилищный сертификат?

2. Каким нормативным правовым актом регулируется выпуск и обращение жилищных сертификатов? К какой отрасли права относится этот нормативный правовой акт?

3. Регламентированы ли законом условия и порядок выдачи жилищных сертификатов?

4. Правомерно ли привлечение к уголовной ответственности получателей жилищных сертификатов и должностных лиц, выдавших их?

Задача 4

Сидорова, 60 лет, проживала в коммунальной квартире трехэтажного шлакоблочного дома № 24 по ул. Речников в г. Москве. В 1985 г. этот дом был признан подлежащим к сносу, однако сделано это не было.

25 декабря 2000 г. потолок комнаты, занимаемой Сидоровой, потрескался и создалась угроза его обвала. Сидорова обратилась в РЭУ № 30 района «Нагатинский затон», а после этого – в префектуру Южного округа, где ей обещали сбить штукатурку с потолка в течение трех дней. Однако ремонтники в указанный срок не явились. 31 декабря ночью в комнате Сидоровой обрушился потолок, и 200 кг бетона упали на пол, частично задев ноги спящей женщины. Пострадавшая стала инвалидом.

Вопросы:

1. Существовали ли изначально до обвала потолка какие-либо жилищные правоотношения между участниками этого дела? Появились ли новые виды жилищных правоотношений после происшедшего обвала потолка? К какому виду относятся эти жилищные правоотношения?

2. Нормами какого права регулируются правоотношения в области ремонта коммунальной квартиры, в которой проживала Сидорова?

3. Возникла ли правовая ответственность у должностных лиц, указанных в задаче? Какого вида эта ответственность?

Задача 5

Пенсионер Евдокимов подал в суд иск к 150-му отделению мили милиции г. Москвы с требованием о возмещении ему имущественного и морального ущерба в сумме 50 тыс. руб. за нарушение его конституционного права на неприкосновенность жилища.

Обстоятельства дела таковы.

Приехавший в г. Москву после отбывания уголовного наказания Рюмин попытался добыть средства на необходимые жизненные потребности путем ограбления пункта обмена валюты. Спасаясь бегством от преследовавших его двух милиционеров, он вбежал в подъезд ближайшего дома и на третьем этаже беспрепятственно вошел в настежь открытую дверь квартиры Евдокимова, которая проветривалась хозяином в связи с высокой уличной температурой. Рюмин захлопнул дверь квартиры и, угрожая ножом хозяину, потребовал не открывать ее стучавшим милиционерам. Хозяин дверь не открыл, но милиционеры вошли в квартиру, взломав входную дверь. В ходе борьбы милиционеров с преступником было разбито большое зеркало шкафа и повреждена другая мебель.

Суд иск Евдокимова не удовлетворил, мотивировав свой отказ тем, что проникновение в квартиру работников милиции против воли ее владельца было совершено с целью задержания преступника, а это не является нарушением конституционного права на неприкосновенность жилища.

Вопросы:

1. Вправе ли был Евдокимов впустить в свою квартиру преступника и отказать в этом работникам милиции?

2. Правомерна ли мотивировка искового требования Евдокимова со ссыл­кой па нарушение его конституционного права на неприкосновенность жилища?

3. Имело ли фактически место нарушение права на неприкосновенность
жилища?

4. Правомерен и обоснован ли отказ суда в удовлетворении искового требования Евдокимова?

5. Правильно ли Евдокимов определил в своем исковом требовании ответчика: руководство отделения милиции, в котором служат милиционеры, причинившие ему вред, а не самих этих милиционеров?

 

Практическое занятие № 2 по теме

«Объекты жилищных прав. Понятие жилищного фонда»

 

Теоретические задания:


Задание 1.

Составьте таблицу «Требования, предъявляемые к жилым помещениям».

Задание 2.

Составьте таблицу «Виды жилых помещений».

Задание 3.

Составьте схему «Жилые помещения специализированного жилищного фонда».

Задание 4.

Составьте схему «Основания для выселения из общежитий без предоставления другого жилого помещения».

Задание 5.

Сформулируйте особенности жилых помещений.

Задание 6.

Сформулируйте правила выселения граждан из служебных жилых помещений с предоставлением другого жилого помещения.

Задание 7.

Составьте три следующих перечня:

а) требования, предъявляемые к жилым помещениям, предоставляемым гражданам по договору социального найма;

б) документы, прилагаемые владельцем дома к заявлению с просьбой о признании жилья непригодным для постоянного жительства;

в) документы, прилагаемые к заявлению о переводе жилого помещения в нежилое.

Задание 8.

Составьте схему «Признание жилья непригодным для проживания», предусмотрев в ней следующие блоки:

а) основания для признания жилых помещений непригодными для постоянного проживания:

- объемно-планировочные дефекты;

- санитарно-гигиенические условия;

б) основания для создания межведомственной жилищной комиссии для признания жилого помещения непригодным для постоянного проживания;

в) состав межведомственной жилищной комиссии.

 

Задача 1

Семин, собственник одноэтажного кирпичного дома, в котором было четыре комнаты, кухня и веранда, составил завещание, по которому с согласия сына Федора и дочери Натальи поделил между ними жилые помещения дома в равных долях. Через два года после этого Федор, с согласия отца и сестры, на свои деньги построил мансарду на две комнаты и, женившись, жил с женой в тех комнатах.

После смерти Семина, при вступлении в наследство дома в соответствии с завещанием Наталья потребовала от Федора пересмотра распределения между ними жилых помещений дома, так как две комнаты мансарды не были упомянуты в завещании собственника дома, их отца. Однако Федор отказал ей в этом.

Вопросы:

4. К какому виду жилищного фонда можно отнести дом, находящийся в собственности Семина?

5. Что явилось основанием возникновения общей (коллективной) собственности на жилой дом у Федора и Натальи после смерти их отца?

6. К какому виду и разновидности относится собственность на жилой дом Федора и Натальи Семиных?

7. Правомерно ли требование Натальи к Федору о перераспределении долевой собственности дома?

8. Имеет ли право Федор, осуществивший постройку мансарды за свой счет, присоединить ее к своей доли наследуемого жилого дома?

9. Какое решение должен вынести суд, если Наталья Семина подаст иск к Федору Семину по данному делу?

 

Задача 2

Предприниматель Скляр, собственник кирпичного завода «Красный кирпич», от имени завода заключил договор долгосрочной аренды земельного участка с органом местного самоуправления с целью постройки на нем трехэтажного жилого дома для рабочих кирпичного завода.

По окончании строительства дома Скляр со своей семьей поселился на втором этаже в специально для него спроектированной и построенной десятикомнатной квартире с двумя ваннами и туалетами. Одно- и двухкомнатные квартиры первого и третьего этажа были сданы внаем рабочим кирпичного завода, нуждающимся в получении жилья или в улучшении жилищных условий.

Узнав о вселении Скляра в построенный жилой дом, орган местного самоуправления потребовал от последнего освободить квартиру и сдать ее внаем нуждающимся рабочим кирпичного завода. Скляр отказался, заявив, что его семья, состоящая из семи человек, до вселения в новый дом проживала в двух комнатах барачного типа и также нуждалась в улучшении жилищных условий.

Вопросы:

1. К какому виду жилищного фонда можно отнести жилой дом, построенный заводом «Красный кирпич»?

2. Кто является собственником построенного жилого дома? Кто вправе распоряжаться жилыми помещениями этого дома?

3. Вправе ли был Скляр со своей семьей вселиться в дом, построенный заводом «Красный кирпич» для своих рабочих?

4. Какое решение должен вынести суд, если орган местного самоуправления подаст иск о выселении Скляра с семьей из квартиры данного жилого дома?

Задача 3

Администрация государственного предприятия «Квант» – изготовителя корабельных радиолокационных станций построила за счет средств предприятия для своих работников многоэтажный кирпичный жилой дом. При заселении квартир часть из них была предоставлена медицинским работникам поликлиники, обслуживающей трудовой коллектив данного предприятия.

По истечении некоторого времени ушел на пенсию старейший работник предприятия А. Гринберг, а работник Б. Борискин был уволен за систематическое распитие крепких спиртных напитков на рабочем месте. Жилец Антон Качанов самовольно переоборудовал предоставленную ему квартиру, установив в ней камин с выводом вытяжной трубы через окно одной из комнат, чем нанес вред соседям, поскольку во время топки камина дым через открытые окна или форточки проникал в их квартиры.

Администрация предприятия «Квант» подала два иска в суд: один – к Б. Борискину с требованием о его выселении из квартиры как неработающего на данном предприятии, другой – к А. Качанову с требованием о приведении квартиры в первоначальное состояние. Оба ответчика с исками не согласились.

Вопросы:

1.  К какому виду жилищного фонда можно отнести жилой дом, построенный государственным предприятием «Квант»?

2. Кто является собственником построенного жилого дома? Кто вправе распоряжаться жилыми помещениями этого дома?

3. Вправе ли была администрация предприятия «Квант» предоставлять квартиры в доме медицинским работникам поликлиники?

4.  Имеет ли право А. Гринберг продолжать жить в доме предприятия «Квант» после выхода на пенсию?

5.  Какую ответственность несет А. Качанов за самовольное переоборудование квартиры: уголовную, административную или иную?

6.  Может ли А. Качанов быть выселен из квартиры за самовольное ее переоборудование? Какое решение обязан принять суд по искам предприятия «Квант» к Б. Борискину и  А. Качанову?

Задача 4

Татьяна Юмашева, вынужденная переселенка из Чечни, получила комнату для временного проживания в пятиэтажном доме по улице Миллионщиков, в которой ранее проживала одинокая пенсионерка Полина Коржакова. Перегородив комнату ширмой, Юмашева в одной из ее половин поставила раскладушку и стул и стала сдавать это место случайным лицам на ночлег.

Узнав об этом, орган федеральной миграционной службы, обслуживающий территорию, на которой проживала Юмашева, указал ей на неправомерность ее действий и пригрозил выселением. На это она ответила, что заработать деньги не может из-за старости и. болезни, а получаемого ею пособия недостаточно для оплаты комнаты и продуктов питания.

Вопросы:

1. К какому виду жилищного фонда можно отнести комнату, занимаемую Татьяной Юмашевой?

2. Кто является собственником комнаты, занимаемой Юмашевой?

3. Как вы думаете, в каком порядке была предоставлена комната Юмашевой?

4. Правомерна ли претензия органа федеральной миграционной службы к Юмашевой?

5. Изменилось бы отношение органа миграционной службы к поведению Юмашевой, если бы она взяла к себе на бесплатное проживание своего племянника, приехавшего из Чечни?

Задача 5

Супруги Кириенко и их дочь, 18 лет, проживали на улице Большая Ордынка г. Москвы в старинном особняке, являющимся памятником культуры XIX в. 12 ноября 1999 г. семья Кириенко была временно выселена застройщиком в район Бутово в освободившуюся квартиру в связи с реконструкцией особняка. Перед выселением между застройщиком и супругами Кириенко был составлен договор, в котором застройщик гарантировал предоставление квартиры в строящемся новом доме в Клементовском переулке. Через год семью Кириенко известилио том, что дом построен иони могут переселяться. Однако глава семьи заявил о том, что ему необходима не одна, а две квартиры, поскольку их дочь вышла замуж за иногороднего и муж проживает в их квартире, в результате чего образовалось две семьи. Застройщик отказался предоставить вторую квартиру.

Вопросы:

1. К какому виду жилищного фонда можно отнести квартиру, предоставленную застройщиком семье Кириенко для временного проживания?

2. Какова должна быть арендная плата за квартиру, предоставленную семье Кириенко в районе Бутова?

3. Как должен быть оформлен договор между застройщиком и семьей Кириенко о предоставлении квартиры в доме по Клементовскому переулку в свя­зи с выселением их из особняка на улице Большая Ордынка?

4. Правомерен ли отказ застройщика от предоставления семье Кириенко двух квартир?

Задача 6

Пенсионерка Мария Касьянова проживает с 1975 г. в г. Москве в доме, расположенном в Большом Черкасском переулке. Она пользуется однокомнатной квартирой по договору социального найма жилого помещения. Дом относится к муниципальному фонду социального ис­пользования. Более десяти лет места общего пользования в этом доме не ремонтировались. Стены лестничных клеток и ходов были расписаны непристойными надписями и рисунками, а штукатурка на них мес­тами отвалилась.

В связи с тем, что в 2000 г. размер квартирной платы был увеличен в два раза, Касьянова обратилась за разъяснением по этому вопросу в местную администрацию своего района. Там ей объяснили, что повышение оплаты вызвано высокой стоимостью земли в центре г. Москвы и что у нее есть выход из создавшейся ситуации: обменять свою квартиру на другую, расположенную на окраине г. Москвы, размер оплаты квартиры в этом случае будет меньше. Касьянову объяснение не удовлетворило, тем более, что РЭУ не стремится сохранить дом, не делает ремонта, нарушая тем самым договор, заключенный с каждым кварти­росъемщиком. Оплачивать квартиру в повышенном размере она отка­залась.

Вопросы:

1. Вправе ли был орган местного муниципального образования повысить размер квартирной платы в доме, в котором проживает Мария Касьянова? В чью компетенцию входит определение размера квартирной платы в домах муниципального фонда социального использования?

2. Кто обязан проводить ремонт мест общего пользования дома, в котором живет Касьянова? Уместен ли совет об обмене квартиры, данный Марии Касьяновой?

3. Правомерен ли отказ Касьяновой платить повышенную квартирную пла­ту и его мотивировка?

Задача 7

Эдуард Кузьмин, житель г. Москвы, купил в подмосковном поселке городского типа Семхозе старый дом с земельным участком. Дом этот он разрушил и без разрешения органа местной власти на его месте построил двухэтажный кирпичный дом с двумя утепленными верандами, оборудованными для проживания, и открытой террасой. На первом этаже дома располагалась столовая комната, гостиная, кухня, ванная и туалетная комнаты и холодная кладовая. На втором этаже дома находились две изолированные комнаты – спальни с утепленными лоджиями, коридор и две смежные комнаты для учебы детей и игр.

По окончании строительства дома Кузьмин подал в местную администрацию поселка заявление, в котором уведомил ее о совершенных им действиях. При этом он сослался на ст. 6 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики», дающей ему право, как собственнику, на совершение этих действий. Однако представитель местной администрации поселка заявил, что жилой дом, построенный Кузьминым без разрешения местной администрации поселка, является самовольной постройкой, согласно ст. 222 ГК РФ, в связи с чем права собственности па этот дом у пего нет.

Вопросы:

1. Какие из помещений дома, построенного Эдуардом Кузьминым, можно считать комнатами? Какие из них являются жилыми, а какие - вспомогательными? Что понимается под изолированными комнатами, а что - под смежны­ми комнатами?

2. Какой орган вправе признать право собственности Кузьмина на построенный им жилой дом?

3. С какого момента строение Кузьмина будет считаться жилым домом?

4.Как должен быть решен спор между местной администрацией поселка и Кузьминым?

Задача 8

В 1975 г. житель поселка Заречное Сергей Бабурин приехал в г. Воронеж и нанялся там на работу в строительную организацию «Воргорстрой» паркетчиком. Эта организация занималась строительством многоквартирных домов в новом микрорайоне г. Воронежа. Бабурина поселили в передвижном вагоне, находившемся на балансе организации «Воргорстрой». Строительство микрорайона продолжалось восемнадцать лет. За это время Бабурин женился на работнице этой же организации и у них родился сын. Постоянным местом жительства этой семьи был вагон, в котором они были прописаны, оплачивали свое проживание в нем по правилам оплаты за жилье и коммунальные услуги (электроэнергию и холодную воду).

В 1993 г. по окончании строительства микрорайона организация «Воргорстрой» подала в суд иск о выселении Сергея Бабурина с семьей из вагона в связи с тем, что он и его жена были уволены по сокращению штатов. На суде Бабурин заявил, что требование истца необоснованно, так как никаких нарушений правил пользования вагоном он не допускал, регулярно вносил плату за жилье и коммунальные услуги. Вагон является единственным местом жительства его семьи. К тому же при приеме на работу в эту организацию ему обещали предоставить квартиру по окончании строительства микрорайона.

Вопросы:

1. Можно ли считать вагон жилым помещением? Можно ли вагон включить вжилищный фонд? Сложились ли между организацией «Воргорстрой» и Сергеем Бабури­ным жилищные отношения, связанные с пользованием вагоном для проживания?

2. Какие нормы права должен применить суд для решения данного дела: регулирующие имущественный наем или регулирующие жилищный наем?

3. Обеспечит ли разрешение данного дела судом по правилам об имущественном найме защиту жилищных прав Бабурина и его семьи?

4. Как следует решить это дело?

Задача 9

Альбина Астахова проживала со своим мужем в г. Москве в изолированной комнате коммунальной квартиры. В 1979 г. у нее родился сын. Поскольку она после родов продолжала работать и ухаживать за ребенком было некому, она предложила мужу съехаться с ее родителями, проживавшими в другом районе города. Родители Альбины Астаховой проживали также в коммунальной квартире и поэтому согласились на съезд.

В 1980 г. Альбина Астахова и ее родители Валерия и Олег Самохины переехали в две смежные комнаты коммунальной квартиры. При этом Альбина Астахова вселилась со своей семьей в запроходную комнату, а Самохины – в проходную в соответствии с обменными ордерами.

В 1988 г. Альбина Астахова получила отдельную квартиру по месту своей работы. На второй день после ее переезда по новому адресу скоропостижно скончался ее отец, а через десять дней после этого Валерии Самохиной стало известно о том, что местная администрация района выдала ордер на вселение в освободившуюся запроходную комнату Евгении Евсеенко как очереднику на получение жилой площади.

Валерия Самохина обратилась в местную администрацию района с протестом против вселения в комнату, которую раньше занимала ее дочь, постороннего человека. На это ей ответили, что, во-первых, у нее нет юридических оснований на пользование запроходной комнатой, поскольку ордер у нее лишь на проходную комнату, и, во-вторых, если запроходную комнату передать ей, то окажется, что она одна будет занимать 43 кв. м жилой площади при норме 12 кв. м на человека. В заключение было сказано, что решение о вселении Евгении Евсеенко остается в силе.

Вопросы:

1. Вправе ли был орган местного самоуправления выдать Евгении Евсеенко ордер на вселение в освободившуюся запроходную комнату?

2. Что следует предпринять Валерии Самохиной с целью недопущения вселения Евгении Евсеенко?

3. Какая возможность была упущена Валерией Самохиной после выезда семьи дочери, которая предотвратила бы создание конфликтной ситуации?

4. Как необходимо решить данное дело?

Задача 10

Три семьи: Жариковы, Звягинцевы и Ирисовы, проживавшие в отдельных квартирах одного и того же одноэтажного кирпичного дома в Солнечногорском районе Московской области по договору социального найма, подали в местную администрацию района совместное заявление с просьбой переселить их в другое жилое помещение, поскольку их дом находится в 50 м от Шемякинекого карьера, превращенного в последние годы в свалку промышленных отходов 3-4 класса опасности и твердых бытовых отходов, вывозимых из г. Москвы. Между тем им известно о том, что в июне 2001 г. Минздрав России принял санитарные правила и нормы, согласно которым санитарно-защитная зона должна быть на расстоянии не менее 100 м от жилых построек.

В связи с тем, что указанные обстоятельства нарушают конституционное право жильцов дома на благоприятную среду обитания из-за удушливого запаха гниющих отбросов и делают проживание в этом доме невозможным, заявители просили, чтобы предоставленное им новое жилье находилось как можно дальше от свалки.

В ответе, полученном на заявление, разъяснялось, что вопрос о предоставлении нового жилья может быть решен только после признания межведомственной жилищной комиссией дома, в котором проживают заявители, непригодным для постоянного проживания.

Вопросы:

1.     Правилен ли был ответ местной администрации на заявление жильцов?

2. Что может послужить основанием для признания данногодома непри­годным для постоянного проживания?

3. Кто и на основании каких документов должен создать межведомствен­ную жилищную комиссию для обследования дома, в котором проживают заявители?

4. Какой документ должен быть составлен межведомственной жилищной комиссией в случае признания жилого дома, в котором проживают заявители, непригодным для постоянного проживания?

5. Какой документбудет являться основанием для вынесения решения местной администрацией о непригодности для постоянного проживания жилого дома, о котором идет речь? Кому должна быть направлена копия этого документа?

6. Когда возникает право на получение нового жилья у заявителейи в какой
очередности оно должно быть предоставлено?


Задача 11

При плановом обследовании домов, входящих в жилищный фонд г. Санкт-Петербурга, городская межведомственная комиссия обнаружила в одном из домов квартиру, состоящую из одной комнаты, в которой пол располагался ниже поверхности двора. Комната эта была размером 14 кв. м, выход из нее осуществлялся непосредственно во двор под аркой дома. Ширина входной двери в квартиру была равна 60 см. Вход в туалетную комнату осуществлялся непосредственно из жилой комнаты, а на потолке имелись следы от многократных протечек в связи с тем, что канализационные трубопроводы проходят над этой комнатой.

В квартире этой проживала по договору социального найма одинокая пенсионерка Сажи Умалатова, 65 лет.

Вопросы:

1. Можно ли отнести обстоятельства, выявленные городской межведомственной жилищной комиссией, к дефектам жилого помещения? Если да, то ка­кие?

2. Укажите, какие из указанных дефектов могут явиться основанием для признания описанной квартиры непригодной для постоянного проживания?

3. Какие правовыепоследствия повлечет за собой признание квартиры Умалатовой непригодной для постоянного проживания?

4. Что следует предпринять Умалатовой в случае признания ее квартиры пригодной для постоянного проживания?

Практическое занятие № 3 по теме

«Право собственности на жилые помещения. Основания приобретения»

 

Занятие организуется по принципу «Круглого стола». В задании к семинарскому занятию приводятся современные теоретические и практические проблемы по теме. Каждый обучающийся готовиться к ответу на каждый вопрос-проблему, вырабатывает свою позицию, готовит ее обоснование, аргументацию. Занятие начинается с предложения высказываться на первую вопрос-проблему. После окончания обсуждения, диспутов по первой проблеме предлагается перейти ко второй проблеме и т.д.

Оценке подлежит продемонстрированная готовность обучающегося к занятию (объем изученного материала), готовность обсуждать каждую проблему, активность, убедительность и обоснованность высказываемой позиции или контраргументации по высказанной позиции, показатель допущенных ошибок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: