Потребность ребенка в игре: функция игры

 

В психотерапии взрослых основной способ выражения эмоциональной жизни па­циента — вербальный. Дети, однако, находятся в процессе развития своих функ­ций вторичного процесса мышления, так же как своей способности формирова­ния символов. Поэтому вербализация для них трудна, особенно для выражения эмоций. Естественная тенденция для ребенка — телесная разрядка дискомфорта и напряженности, что и демонстрировал Марк.

Дети, несомненно, изучают «язык» мира взрослых и часто используют его в силу его достоинств как «языка подражания». Так, Марк сказал своему терапевту во время одной из их ранних встреч, что он пришел к нему из-за своих «проблем с драками». Это не было результатом самонаблюдения, а было неким паллиативом, брошенным терапевту с целью отделаться от него. Марк совершенно не считал, что его драки были какой-то проблемой — действительно, для него это было необхо­димой формой выживания в спроецированном им враждебном мире.

Дети естественным путем развивают свой эмоциональный мир и выражают его в зависимости от возраста в активной, частично вербальной форме — игре. Игра рождается во внутренней жизни ребенка и ха­рактерным образом выражает серьезные конфликты или способы защиты. Когда ребенок шести лет надевает на себя пару шестизарядных револьверов и значок шерифа и с важным видом расхаживает по дому, это часто означает попытку пре­одоления естественного внутреннего источника чувства беспомощности и мало­сти. Ему удается временно справиться с чувством собственной незначительно­сти, и он извлекает пользу из этого процесса в различных формах в течение всего периода детства. Предполагается, что «юные пациенты говорят более свободно, спонтанно и в меньшей степени склонны занимать позицию са­мообороны, используя язык игры, так как они, кажется, предсознательно считают эту особую сферу весьма далекой от нажимов и требований повседневной жизни».

Детский психотерапевт должен использовать эту форму коммуникации, ко­торая находится «между» примитивным поведением и вербализацией. По сути, кабинет психотерапевта должен являться «детской игровой площадкой», так что­бы мир ребенка мог быть спроецирован на нее — неструктурированная обстанов­ка, где можно найти бумагу, цветные карандаши, ножницы, конструктор, кукол и т. п., где внутренние персонажи ребенка оживут. Задача терапевта — способство­вать проявлению в игре внутренних трудностей и переживаний ребенка. Ниже­следующий клинический материал показывает развитие игры на ранних стадиях лечения Марка.

 

Состояние зависимости ребенка: роль родителей.

 

Другой существенной особенностью, в значительной степени влияющей на про­цесс психотерапии ребенка, является явная физическая и эмоциональная зави­симость от семьи. Ребенок чрезвычайно близок к своим родителям, и родители обеспечивают основной источник мотивации для роста и развития — основные источники удовольствий, но также и страхов. Потребность в любви и одобрении объекта и страх потери любви этого объекта формируют развитие влечений ребен­ка (какие стимулы допустимы), возможности Эго (через идентификацию) и струк­туру Суперэго (интернализация родительских запретов и ценностей). Имеется ряд «факторов родительского риска», таких как конфликт­ные отношения родителей, распад семьи, сверхсуровые родительские требования, насильственный стиль семейных отношений и дурное обращение с ребенком, что особенно плохо действует на растущего ребенка. Понимание отношений родите­ля и ребенка должно быть центральной частью диагностического процесса, и при необходимости работа с проблемными отношениями родителя и ребенка должна быть частью процесса лечения ребенка.

За последние годы было проведено значительное количество исследований объектных связей между родителем и ребенком на основе теории привязанности, разработанной Боулби. Взрослые, неспособные ответственно от­вечать на привязанность, сохраняют эту модель поведения, становясь родителя­ми, и таким образом способствуют быстрому возникновению расстройств у своих детей. Характерные модели мы видим в следующих выборочно взятых случаях: «Отстраняющиеся» родители с большой степенью вероятности воспитывают «не­общительных» детей. «Чрезмерно озабоченные» взрослые вос­питывают «амбивалентных» детей, и «дезоргани­зованные» родители создают «дезориентированных» детей. Эти данные подтверждают мысль о том, что родители обладают огромным влия­нием на эмоциональное развитие своих детей.

В ходе лечения хороший рабочий союз с родителями играет решающую роль, потому что ребенок очень хорошо осведомлен об отношении родителей к лечению. Указывалось, что «точно так же, как родитель вкладывает деньги в игрушку для маленького ребенка, чтобы тот играл, взрослый вкладывает деньги в терапевта для ребенка с целью снятия дискомфорта и страданий».

К сожалению, работе с родителями зачастую оказывается сопротивление, или она воспринимается как огромное затруднение. Некоторые авторы открыто при­зывают к минимальному контакту или вообще отказу от него, тогда как другие неохотно взваливают на себя это «бремя».

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: