Главные темы, к которым следует обращаться, производя формальную оценку, включены в нижеприведенный план. Оценка проиллюстрирована с использованием случая Эммануэля и его семьи.
I. Оценка влечений (либидозных и агрессивных).
Включить психосексуальное фазовое развитие, фазовый уровень, и высококачественные объектные отношения (в большинстве своем относящиеся к либидо), количество и распределение агрессивности.
II. Оценка Эго.
1.Защитные функции— преимущественные способы защиты, адекватность и эффективность.
2. Качество объектных отношений — степень способности поддерживать отношения.
3. Отношения с реальностью — способность к адаптации.
4.Природа процессов мышления — соотношение абстрактного и конкретного, использование фантазии.
5. Регуляция и контроль влечений — развитие способности испытывать влечения, функция Суперэго; оценка степени возбуждаемости, переносимость фрустрации и объем внимания.
6. Автономные функции — умственные способности, память (оперативная и долговременная, сниженная или расстроенная), двигательная функция (координация и использование мимики и жестов), способность восприятия (расстройства — органические или психологические) и речь.
7. Синтетическая функция — оценка способности интегрировать и упорядочивать опыт.
8. Оценка общего функционирования Эго в свете предшествующих вопросов по отношению к возрасту и стадии развития.
III. Оценка Суперэго.
В общих чертах определить природу и степень чувства вины относительно боязни внешних авторитетов.
IV. Генетико -динамическое определение ребенка.
Обсудить главные источники конфликта относительно: психосексуальной фазы развития, внешних и внутренних конфликтов, имеющих отношение к ребенку, главных идентификаций и их вкладов в адаптацию ребенка.
V. Рекомендации к лечению.
Необходимо лучше ознакомиться с влечениями и сопутствующими фазами развития, с Эго и конкретными способами защиты, с тем, как работает и проявляет себя Суперэго. Хотя считается само собой разумеющимся, что диагностическая оценка во многих отношениях имеет значение для лечения ребенка, часто специально не указывается то, как эта оценка может быть использована. Наиболее очевидная область — установление целей лечения. В большинстве случаев симптомы и/или проблемы поведения развиваются из-за неприемлемых для личности пациента внутренних импульсов. Проникновение во внутреннюю жизнь человека может в значительной степени изменить его реакции на эти «негативные» или запрещенные части своего «я». Поэтому диагностический процесс может определить, какие аспекты подсознательной жизни кажутся наиболее тревожными. Целью может быть обеспечить выражение запрещенных импульсов, их обсуждение и вторичную интеграцию в психическую жизнь ребенка через лечение.
В добавление к этому, часть диагностической экспертизы фокусируется на Эго — особых формах реагирования, которые использует пациент, чтобы отвращать опасность возникновения сознательных проявлений неприемлемых импульсов, подавлять эти проявления и защищаться от них. Данные реакции Эго (например, способы защиты) являются типичными формами, которые пациент-ребенок использует, чтобы избежать этих мучительных аспектов своего «я». Такие реакции проявятся во время психотерапевтического сеанса и станут определенными формами сопротивления, которое ребенок будет оказывать в ходе лечения. Поэтому диагностическая экспертиза может прогнозировать конкретные способы сопротивления, которые могут возникнуть.
Другой областью прогнозирования является природа переносов, которая проявится в курсе психотерапии. Кого психотерапевт будет репрезентировать как результат проблемных объектных отношений в прошлом? Какие основные прошлые (или настоящие) ситуации будут разыграны в ходе психотерапевтического сеанса? Понимание через диагностическую экспертизу значимых отношений в течение каждой фазы развития и значительных событий прошлого в жизни ребенка позволит психотерапевту вербализовать и реконструировать их по мере их проявления. Психотерапевт может прогнозировать свою роль при переносе и тот контекст, в котором это произойдет.
Центральная роль игры.
Без понимания исключительной роли игры — не только в жизни ребенка и в процессе детской психотерапии, но также в развитии и эффективном функционировании взрослого — трудно работать детским психотерапевтом. Отмечалось, что необходимо установить новые критерии душевного здоровья. В добавление к перечню Фрейда, включающему работу и любовь, мы должны прибавить способность к игре. «С психологической точки зрения любовь, работа и игра являются тремя идеальными видами деятельности».
Определение игры.
В чем состоит особая сила игры? Исходное предположение психодинамической теории состоит в том, что проблемы, страхи и симптомы появляются в результате конфликта — конфликта между влечениями с одной стороны и Эго и Суперэго с другой. Например, пятилетняя девочка может чувствовать, что ее ярость (агрессивное влечение) по отношению к новорожденному братику абсолютно неприемлема (для ее Эго и Суперэго), и она может неадаптивно запрещать большую часть своего агрессивного функционирования, чтобы предотвратить скрытые угрызения совести. Как правило, эти импульсы развития естественным путем преодолеваются способностью ребенка к игре.
В процессе игры устанавливаются оптимальные отношения между Ид, Эго и Суперэго, между первичными и вторичными процессами. Первичные эмоции обуздываются в игре, в которой они «приручаются» и используются, а не подавляются. Большинство пятилетних ненавистников младших братьев «разыгрывают» свою ярость путем бросания или утопления пупсов, а позже спасая их от ужасной воображаемой судьбы. В игре эти дети поддерживают свой агрессивный образ жизни и агрессивные способности, но в этой форме их агрессивность приемлема для Эго. Реального вреда братику никто не причинил, потому что игра на самом деле остается за гранью реальности.
Через игру ребенок развивает и поддерживает мир своей фантазии, свою способность к воображению, и он учится комфортно переходить от своей внутренней жизни к окружающей действительности. Постепенно эта способность играть и творить изменяется и иногда теряется по мере того как мы становимся взрослыми, а мышление, относящееся к вторичным процессам, и принцип реальности становятся доминирующими. Взрослые, сохраняющие способность к игре, стремятся поддерживать гармонию внутреннего и внешнего мира. Люди, обладающие чувством юмора и имеющие способность к игровым метафорам, как правило, привлекательны для окружающих. Художник-творец обычно сохраняет уникальную способность исследовать свою внутреннюю жизнь и воображение и передает образы, близкие всему человечеству. Функция игры связана с развитием способности к фантазии, воображению, творческого потенциала и способности играть с идеями.
Использование игры в процессе развития.
Поскольку игра занимает особое положение между внутренним и внешним мирами, она обладает многими развивающими свойствами. Функция игры позволяет ребенку думать о своих действиях. Например, дошкольник во время игры берет на себя роли других людей. Ребенок становится «мамой», «папой», «малышом», «воспитателем» или «полицейским». Во время этого процесса он начинает переживать то, что другие делают, думают и чувствуют. Эти переживания важны в процессе «децентризации», они помогают маленькому ребенку двигаться от своего нарциссического «я» к тому, чтобы чувствовать, что чувствуют другие. Поэтому игра помогает детям развивать эту существенную способность к переживанию.
Более того, дети часто справляются с трудными событиями с помощью игры. Например, целенаправленно используя детей-кукол, окруженных игрушечными врачами и создавая понарошку больничную обстановку, ребенок может постепенно понять смысл пребывания в больнице. Событие, которое сначала воспринималось как болезненное наказание, постепенно начинает видеться как лечение физической болезни.
Игра также предоставляет особый источник удовольствия на фоне повседневных трудностей и обид. Превращение в Супермена на полчаса после школы помогает ребенку преодолеть опыт навязанного родителями и учителями существования маленького и уязвимого человека. Супермен в игре имеет утешительную и обновляющую функцию.
Поскольку игра пронизывает все сферы детской жизни, она дает возможность для установления непосредственных связей. Это универсальный язык, на котором говорят дети. Новый ребенок в квартале обычно не нуждается в долгом представлении. Он стучится в дверь к соседскому ребенку и спрашивает: «Хочешь поиграть?», получая, таким образом доступ в новое сообщество.
У многих детей, особенно у детей с эмоциональными проблемами, затруднена реализация способности к игре, и эти ограничения могут в значительной степени нарушать процесс их развития.
Игра и объектная связь.
Винникотт считал, что способность играть в детстве связана с «достаточно хорошим» объектным развитием. Хотя способность к игре имеет врожденный компонент (щенята и котята игривы от рождения), она явственно развивается в процессе ранних отношений родителя и ребенка и зависит от раннего объекта, участвующего в игре. Большинство «достаточно хороших» родителей естественным образом играют со своими детьми в течение дня. Ложка утренней каши превращается в самолет, влетающий в открытый рот; маленький башмачок ерзает туда-сюда, пока не найдет нужную ножку и не напрыгает на нее. Когда маленький ребенок строит свою связь с матерью и отцом, он одновременно строит свою связь и с функцией игры. Так, Винникот наблюдал, как большинство детей создают себе «игровое пространство», к которому они в высшей степени привязаны.
Игра является эмоциональным языком ребенка, и психотерапевт, и вся атмосфера кабинета должны вводить ребенка в игру, так чтобы его внутренняя жизнь могла открываться для наблюдения. Кабинет психотерапевта должен быть открытой сценой, где воображение ребенка сможет выражаться без ограничений и стеснения в такой атмосфере, которая позволит ему раскрывать то, что он думает и чувствует. Такой способ выражения отличается от «разговора со взрослыми», сохраняющего в себе многие качества чужих способов коммуникации, которые были усвоены и используются как способы пропаганды и дезинформации взрослых.
Детский психотерапевт должен развивать в себе способность превращаться в играющего, «регрессировать в обслуживание Эго» вместе с ребенком, оживить и расцветить выявляющийся материал. Эта способность создает главную связь между ребенком и психотерапевтом, улучшает и развивает психотерапевтический союз. Внутренне ребенок связывает психотерапевта с когда-то давно игравшим с ним родителем, доставлявшим удовольствие. Ребенок также чувствует, что находится в особом «игровом пространстве», согласно утверждению Винникота, рядом с кем-то, кто понимает и может говорить на его (ребенка) особом языке. Первоначальный объект, родитель, эффективно общающийся с маленьким ребенком, присутствует там же, чтобы «порадоваться хорошему, исправить плохое и непонятное сделать понятным». Внутри «игрового пространства» новый объект — психотерапевт — может помочь сделать вещи понятными, по мере того как ребенок разыгрывает свой внутренний мир. Используя модель родительского объекта, психотерапевт может стать человеком, в общении с которым находят выражение наиболее нагруженные страхом темы мышления.
Детская способность к игре имеет множество следствий для диагностики. Насколько хорошо и свободно играет ребенок-пациент? Подавлен ли он — является ли игра заторможенной, повторяющейся или стереотипной? Является ли игра слишком импульсивной, агрессивной, неконтролируемой? В идеале игра должна быть смесью действия и мысли. Мы многое узнаем о ребенке, наблюдая за его игрой и оценивая его прогресс, прослеживая качества его игры во время курса лечения. Могут ли развиться его способности фантазировать, притворяться кем-то, играть? Снова надо сказать, что поскольку способность к творческой игре предполагает гармонию между внутренней и внешней жизнью, это часто является важным «барометром» для эффективного лечения.
Родителям необходимо понимать важность игры как в повседневной жизни их ребенка, так и во время психотерапевтического сеанса. С одной стороны, это поможет им оценить по достоинству роль игры в психотерапевтическом процессе. Но более важно то, что понимание способностей родителя к игре многое расскажет психотерапевту о жизни данной семьи. Каковы табу и ограничения в семье? Имеется ли возможность для приносящего удовольствие взаимодействия? Безусловно, помощь родителям и детям в развитии некоторых направлений совместной игры может значительно повлиять на курс лечения путем улучшения связей родителя и ребенка.
Как мы можем понять игровые отношения, которые развились пациентом и его психотерапевтом? Одновременно возникло два аспекта. Один компонент — отношение переноса. Очевидно, что «доктор по тревогам» является замещением отца, к примеру. Борьба с пугающим, кастрирующим отцом «переживается» в игре сына. Темы ревности и кастрации весьма очевидны. Фаллический эдипальный конфликт разыгран и вербализован, и многие аспекты конфликта проработаны.
Вторым и важнейшим компонентом игровых отношений является терапевтический союз, игровые отношения, которые развиваются между двумя участниками игры. Дуглас вовлечен не только в содержание (эдипальная борьба), но он приходит к тому, чтобы полюбить этот процесс и развивающуюся драматизацию его внутренней истории.
Почему развивается союз? Каков вклад психотерапевта? В игровой ситуации доктор особенно настроен на внутренний мир ребенка. Сначала он под руководством ребенка становится энергичным участником игры, переживая сцены детской внутренней жизни. Затем, благодаря эмпатии и пониманию, психотерапевт может вербализовать и прояснить скрытое беспокойство. Спустя месяцы регулярной работы, с регулярными встречами психотерапевт также становится последовательным, доступным и терпеливым объектом, на который ребенок может положиться. Психотерапевт также функционирует как регулятор эмоций; он может позволить появление интенсивных и важных эмоций, но одновременно и создает безопасную атмосферу, чтобы эти эмоции не ошеломили и не захлестнули маленького пациента.
Эти стороны и возможности психотерапевтического метода — эмпатия, последовательность, доступность, способность регулировать эмоции, возможности для творческого выражения через игру благоприятствуют усилению либидозного аспекта психотерапевтического союза и формируют контекст, в котором может происходить разъяснительная работа. Эта привязанность имеет свою историю в ранних «достаточно хороших» отношениях между родителем и ребенком и в их ранней либидозной игре.
Все большее признание получает тот факт, что игра по большому счету занимает важное место в психотерапии взрослых. Описывается, как психотерапия становится игровой площадкой, где потребности, желания и интерпретации самого себя могут быть выражены и исследованы. В эффективном лечении как психотерапевт, так и пациент должны осознать важность игры и фантазии в человеческой жизни.
Беседа с родителями.
Проводя беседу с родителями, перед началом сбора информации уделите некоторое время обсуждению с ними природы терапевтического контракта, который они заключают. Особенно ясно вы должны высказаться о том, кто считается клиентом. Предназначено ли лечение одному только ребенку, что делает первичным клиентом его, или план терапии включает и других людей? Считаются ли первичной единицей лечения и, следовательно, клиентами родители вместе с ребенком? Или считается, что ребенок включен в семейную систему, и следовательно, необходимо определять как клиента всю семью? Это не просто прагматический вопрос, но и философско-теоретическая проблема. Лечите ли вы ребенка в условиях относительной изоляции, в сотрудничестве с родителем или как составную часть семейной системы? Или вы идете еще дальше и рассматриваете ребенка как индивида, включенного в многочисленные системы, на каждую из которых процесс терапии окажет некоторое влияние? Принятие последней точки зрения вовсе не предполагает лечения всей семьи; но это предполагает, что ребенок и его лечение имеют отношение к различным системам и индивидам и влияют на них. В рамках этого подхода точнее всего будет сказать, что клиентом, или единицей, претерпевающей изменения в результате лечения ребенка, является семья.
Как только клиент определен, прежде чем перейти к вводному интервью, вам следует обсудить другие прагматические аспекты терапевтического контракта: размеры гонорара, условия оплаты, страховки и график посещений, конфиденциальность и другие соображения. Конфиденциальность — один из первых вопросов, испытывающих на себе влияние решения рассматривать семью в качестве клиента. Если бы клиентом был ребенок, ожидалось бы, что конфиденциальность ребенка простирается очень далеко. Если бы в качестве клиентов рассматривались родители и ребенок, границы конфиденциальности между ними были бы менее декларируемыми. Так как вы будете рассматривать ребенка как члена семейной системы и работать с ребенком, чтобы изменить эту систему, то целая семья будет считаться клиентом и границы конфиденциальности станут еще менее ясными. Все семейные терапевты заявляют, что в их подходе конфиденциальность остается очень проблематичным вопросом.
В любом случае, вы должны продолжать давать родителям советы относительно границ их собственной конфиденциальности и конфиденциальности их ребенка, даже если некоторые из этих границ кажутся искусственными. Родители должны отдавать себе отчет, что если они раскроют любую информацию о том, что они или любой член их семьи представляют очевидную и текущую опасность для некоего индивида или для самих себя, их конфиденциальность будет нарушена и проблема будет передана в соответствующие инстанции. Этим относительно простым утверждением вы сообщаете, что, определив семью как клиента, вы несете некую профессиональную ответственность больше, чем просто за родителей или ребенка. Находясь в таком положении, вы вынуждены реагировать на суицидальные угрозы брата вашего клиента так же, как и на любые угрозы со стороны самого вашего клиента. Очевидно, занять такую позицию непросто, но она необходима и даже желательна, если вы хотите, чтобы лечение было эффективным.
Возникает вопрос, как именно вам поставить в известность родителей о законах, требующих сообщать о жестоком обращении с детьми. Некоторые терапевты считают, что достаточно общего предостережения, приведенного выше. Другие замечают, что сообщение о жестоком обращении с ребенком заключает в себе не только информацию об опасности, грозящей ребенку в данный момент, но и о прошлых случаях, и поэтому считают, что просто предостерегающей информации недостаточно. Эти терапевты, число которых постоянно увеличивается, выступают за открытое доведение требований закона до клиентов, а именно за то, что родителям необходимо говорить, что если вы подозреваете, что любой ребенок в семье сейчас или раньше был жертвой жестокого обращения, их конфиденциальность будет нарушена. Некоторые терапевты заходят так далеко, что дают свои определения жестокого обращения с детьми, но это кажется чрезмерным, особенно при условии, что многие определения жестокого обращения используют юристы, педагоги, психологи и психиатры.
Также вы должны информировать родителей относительно того, насколько вы раскрываете ребенку информацию, предоставленную родителями. Этот вопрос становится проблематичным, когда существуют значительные семейные тайны. Предположим, что в семье ребенку никогда не говорили, что человек, которого он считает своим родным отцом, на самом деле не является таковым, и становится очевидным, что бессознательное понимание ребенком этого факта — главная проблема текущего конфликта. В идеале вам нужно сначала поработать с родителями, поощряя их поговорить с ребенком. Но что, если они откажутся? Хотите ли вы занять позицию, в которой будете единственным человеком, который решает, открывать или не открывать ребенку эти сведения? Хотите ли вы попасть в положение, когда будете вынуждены продолжать работу с ребенком, несмотря на деструктивный семейный секрет? Или вы прерываете работу с семьей, если она отказывается исполнить вашу рекомендацию? Это очень сложная ситуация, которую нужно разрешать изо дня в день. Самым мудрым будет заранее прийти к открытому соглашению с родителями относительно того, как будут приниматься решения о том, какую информацию можно сделать доступной для ребенка, чтобы в случае возникновения проблемы существовал установленный формат ее обсуждения.
Наконец, важно обсудить с родителями границы конфиденциальности, которую может сохранять их ребенок. Императивы, заставляющие вас сообщать, когда ребенок представляет опасность для себя или для других или когда ребенок является жертвой жестокого обращения, точно такие же, как и те, которые управляют границами конфиденциальности родителей. Различия возникают только относительно права ребенка не сообщать информацию родителям. Большинство игровых терапевтов не рассказывают регулярно родителям о том, что происходило на конкретной сессии; вместо этого они обсуждают с родителями ход процесса, используя общие описания. Другие терапевты описывают содержание сессии гораздо более свободно. Практически все игровые терапевты соглашаются, что в большинстве случаев родителю полезно прийти к хорошему пониманию проблем, над которыми сейчас работает их ребенок, и понять общую природу терапевтического подхода, применяемого в данный момент. По этой причине полезно заключить первоначальный контракт с родителями относительно того, какую информацию вы будете предоставлять им постоянно. Какую бы позицию вы ни заняли, родители должны быть проинформированы о ней заблаговременно, чтобы позже они не чувствовали себя обманутыми или не думали, что им рассказывают не все.
Решение рассматривать в качестве единицы изменения всю семью усложняет вхождение еще и в том, что рамки информации, которую необходимо получить, менее очевидны и для вас, и для родителей. Каждый, кто занимается детской игровой терапией, должен помнить, что точкой сосредоточения должен быть ребенок и что пригодность любого кусочка информации определяется на основании того, имел ли, имеет или будет иметь этот факт влияние на жизнь и лечение ребенка. Это означает, что вам следует собрать некоторую информацию отдельно о каждом из родителей и о них как о паре, но при этом вам необходимы только те данные, которые имеют отношение к вашему пониманию ребенка и его экосистемы. К сожалению, часто невозможно определить заранее, какая именно информация вам пригодится, и поэтому вам придется сначала собирать данные, а потом уже сортировать их. Легче всего не сбиться с верного пути в течение первого интервью и не создать напряжения у родителей, если попросить их описать свою семью в различные моменты жизни ребенка (позже в этой главе мы обсуждаем получение такого типа биографической информации). Помимо прямых вопросов, задаваемых вами родителям, вы также будете получать информацию через наблюдение их взаимодействий с вами.
Поговорив об основном терапевтическом контракте и об ограничениях конфиденциальности, вы переходите к проведению вводного интервью. Прежде чем приступить к обсуждению актуальной информации, которую необходимо получить, необходимо определить цели первоначального интервью с родителем либо с ребенком.
1. Установить раппорт с пациентом:
1) через обеспечение соответствующего эмоционального климата для интервью;
2) путем структурирования цели интервью;
3) путем прояснения заблуждений об игровой терапии;
4) путем работы с неадекватной мотивацией;
5) справляясь с другими проявлениями сопротивления и готовя родителя и ребенка к игровой терапии.
2. Получить относящуюся к делу информацию от родителей и ребенка:
1) слушая спонтанные отчеты;
2) сосредоточив внимание на отдельных сведениях.
3. Поставить предварительный клинический диагноз.
4. Выдвинуть предварительное суждение о внутренней динамике пациента, а именно о его внутренних конфликтах, характерологических нарушениях, механизмах защиты и их генетических источниках.
5. Предварительно определить этиологию.
6. Предварительно проверить ресурсы, сильные стороны и ограничения (родителей и ребенка), актуальных и латентных:
1) оценив те области жизни, в которых пациент успешен и в которых он испытывает неудачи;
2) определив мотивации прихода на терапию;
3) исследовав уровень проникновения в суть происходящих явлений и процессов;
4) выдвинув предварительный прогноз.
7. Произвести практические приготовления к терапии:
1) оценить оптимальные цели;
2) выбрать терапевтический метод;
3) принять пациента на лечение или направить его к другому терапевту;
4) договориться об адекватных временных рамках;
5) договориться о финансовых условиях.
8. Выработать условия необходимых консультаций и психологического тестирования.
Первый пункт, который необходимо раскрыть в беседе, это возникшая проблема. Вы могли получить эту информацию во время первого телефонного контакта; в этом случае попытайтесь больше узнать о деталях. Особенно полезно, если родители смогут с практической точки зрения оценить те типы проблем, которые они наблюдают. Это не только способствует направлению внимания на специфику, но и сокращает количество оценочных суждений, включаемых родителями в свои описания.
Как только вы проясните проблему, из-за которой к вам обратились, и сопутствующие ей обстоятельства, вы сможете определить, какую информацию вам необходимо получить о системах, частью которых является данный ребенок. Независимо от того, с какой именно проблемой вы имеете дело, вы должны получить избыточное количество информации о прошлой и настоящей структуре и деятельности семьи ребенка. Также вам может понадобиться более или менее детальная информация о школьной биографии ребенка, если его проблема распространилась на эту ситуацию. Или вы можете получить подробную историю болезни, если обнаружите, что ребенок страдает некоторым основным заболеванием, или у ребенка была травма, или он находится в специфических медицинских состояниях, потому что часто все эти факторы тесно связаны с эмоциональными и поведенческими сложностями. Среди других областей, которые может понадобиться изучить: отношения ребенка со сверстниками, отделы и суды по делам несовершеннолетних, расширенные семьи, учреждения, осуществляющие заботу о детях и т. д.
Основная часть вводного интервью должна быть направлена на получение подробной истории развития. Формат изложения этой истории несколько отличается от более традиционной истории развития в медицине, поскольку здесь акцентируется организация психологической истории ребенка относительно рамок его развития, а не относительно времени различных вех процесса развития самих по себе.
В этом типе интервью отвечающего постоянно просят описать его семью и ребенка в ней на разных этапах развития последнего. Последовательность развития помогает понять, соответствовало ли общее развитие ребенка в различные периоды его возрасту.
Прежде, родителей просят описать их семью в то время, когда ребенок, о котором сейчас идет речь, был зачат. Затем их просят описать ребенка и семью на следующих этапах, когда этот ребенок:
• родился;
• был младенцем;
• впервые начал самостоятельно передвигаться;
• начал говорить и ходить;
• был в ясельном возрасте;
• пошел в детский сад;
• учился в начальной школе (особое внимание уделяется третьему и четвертому классам).
Важно то, что вы приобретаете информацию не только о ребенке, но и о системах, в которые он был включен на протяжении своей жизни. Вам нужно знать, какой была жизнь родителей в каждый из этих периодов развития ребенка. Также вам нужно знать, каким был их психический статус в эти моменты. Как каждый из родителей реагировал, когда выяснилось, что они ждут этого ребенка? Если ребенок был нежеланным, что заставило принять решение сохранить его? Какой была мать во время беременности: счастливой, печальной, тревожной? Как родители реагировали на рождение ребенка? И так далее. Эта информация крайне важна для понимания дальнейших взаимодействий членов семьи и реакций ребенка на эти взаимодействия.
Завершающая часть вводного интервью с родителями — обсуждение с ними деятельности ребенка в областях, подлежащих проверке при помощи традиционного разбора, направленного на определение его психического и интеллектуального статуса. Это следующие области: внешний вид, особенности речи, эмоций и настроения, содержание и процессы мышления, кратковременная к долговременная память, интеллект, общий кругозор и информационный запас, социальный интеллект, степень осознания. Уточнение информации, полученной относительно каждой из этих областей, происходит при описании вводного интервью ребенка, которое следует далее. Возможно, вы обнаружите, что многие из этих областей уже раскрыты в различных частях интервью и поэтому не нуждаются в повторном изучении. Такая информация служит ориентиром для подтверждения или уточнения того материала, который ребенок предоставляет в ходе своего вводного интервью.
Перед завершением вводной беседы вам следует дать родителям возможность обсудить любые специфические цели, которые, по их мнению, должны быть достигнуты их ребенком в ходе лечения. Сделав обзор всей вводной информации, родители могут указать на разумные цели. Но обычно родители склонны высказывать довольно общие цели, заключающиеся в желании общего благополучия ребенка. Эти цели могут модифицироваться и специфицироваться перед началом лечения, в ходе сотрудничества и бесед терапевта с родителями, с ребенком и с самим собой.