Этническое разнообразие как потенциальный источник напряженности

На Северном Кавказе существует целый комплекс проблем, затрагивающих внутреннюю и внешнюю безопасность Российской Федерации. Исследователи выделяют прежде всего следующие источники напряженности:

— напряженные межэтнические отношения между соседними народами;
— взаимные территориальные притязания;
— исторические обиды и несправедливость федерального Центра;
— исламизация местного населения или радикализация местных мусульманских общин;
— несправедливость и произвол местных властей в сфере экономики;
— националистические движения или борьба за независимость.

Последний фактор сыграл главную роль в подрыве стабильности в регионе после распада СССР. Однако, в анализ включены все перечисленные проблемы.

Первая из них — этническое разнообразие, в котором эксперты обычно усматривают фактор, усиливающий нестабильность. Именно поэтому некоторые аналитики характеризуют регион как «Кавказские Балканы». Этот термин пустил в обиход Зб. Бжезинский. Советник тогдашнего президента США Джимми Картера считал Кавказ частью более широкой зоны, которую он назвал Евразийскими Балканами, — территории, известной, по его словам, концентрацией энергетических ресурсов, нестабильностью и тенденцией к дроблению6.

Эта характеристика вполне применима и к восточной части Северного Кавказа. Дагестан отличается выдающимся этническим разнообразием (там проживают более 40 этнических групп), Чечения и Ингушетия — богатыми запасами углеводородных энергоресурсов, и все три республики — нестабильностью. Однако более пристальный анализ позволяет увидеть слабости такого подхода.

Горцам, как известно, случалось на протяжении долгого времени жить вместе, разделяя радость и горе. Несколько раз они создавали собственное государство, но это никогда не приводило к образованию «плавильного котла» — «переплавке» всего населения региона в единую нацию, и, в конце концов, они так и оставались раздробленными — но вовсе не из-за розни или ссор7. Другими словами, местные жители научились мирно сосуществовать, не ассимилируя друг друга. Все их усилия установить государственность вызывались главным образом какой-то общей для всех угрозой, а не удавалось это, в основном, из-за военных поражений.

Другой примечательный факт, не согласующийся с идеей об этническом разнообразии как об источнике нестабильности, — то обстоятельство, что народы Северного Кавказа никогда не сталкивались друг с другом в масштабных войнах. Локальные стычки между соседями происходили очень часто, но до советского времени они никогда не приводили к этническому противостоянию. И даже для Советов оказалось трудным делом разжечь межнациональную ненависть — чувство, которое совершенно не свойственно кавказцам. Здесь весьма красноречивым примером могут послужить отношения, складывавшиеся у местных жителей с пришлыми — такими, как казаки (в XV—XVI столетиях) или аланы (в IV—IX столетиях). Эти люди, поселившиеся рядом с северокавказцами, завязали с ними дружественные отношения и со временем переняли у них не только стиль одежды, но и образ жизни, формы поведения и способы ведения хозяйства, многие традиции. Существуют более поздние примеры того, как представители некоторых народов принимались в состав чеченского общества как его часть и основывали в Чечне собственные тейпы (кланы)8. Историки соглашаются в том, что свободный образ жизни привлекал в Чечню многих людей, принадлежавших к самым разным народам, особенно из угнетенной России9.

А в том, что в более поздние времена межэтнические отношения в регионе отличались напряженностью, следует винить политику Советского Союза, касающуюся этнических меньшинств. Проведенное Москвой изменение границ стало настоящей бомбой замедленного действия в регионе. Были посеяны и другие семена нестабильности. В то время изобрели интересную и на первый взгляд эффективную формулу сосуществования для народов Северного Кавказа. Хороший пример того, как она работает сегодня в Карачаево-Черкесии, содержится в работе Уве Хальбаха. Он замечает, что в республике высший пост (пост президента) закреплен за карачаевцами, составляющими 40% ее населения. Русские (34% населения) обычно выдвигают из своей среды главу парламента, а черкесы (19%) — главу правительства10. К сожалению, эта формула стала инструментом, помогающим Кремлю осуществить политику «разделяй и властвуй».

Когда главные посты стали предметом политической конкуренции, уровень этнической напряженности резко возрос. Например, балкарцы стали обвинять кабардинцев, что те заняли все эти посты в Кабардино-Балкарии. Другие республики, за исключением этнически однородных Чечении, Ингушетии и Северной Осетии, также не свободны от борьбы за власть по этническому признаку. Однако это не означает, что, как утверждают некоторые авторы, стоит только России уйти с Северного Кавказа, и там непременно начнутся столкновения. Как показывает история, народы Северного Кавказа способны сами регулировать свои отношения.

Этническая ненависть на Северном Кавказе, о которой говорят аналитики, — это не что иное, как порождение конфликтов, вспыхнувших совсем по другим причинам. Одна из них — споры из-за территорий. Истоки сегодняшнего насилия на Северном Кавказе, можно обнаружить в советских временах.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: