Методические рекомендации по изучению дисциплины

В процессе изучения дисциплины студент должен постоянно обращаться к произведениям художественной культуры и актуальным источникам произведений искусства. Студент обязан владеть информацией об истоках изучаемого предмета, современных научных и практических тенденциях, владеть актуальной методологией анализа форм и стилей искусств, владеть основными понятиями и знаниями об изучаемом предмете. Дополнять свои ответы на экзаменационные вопросы материалом из литературных произведений, произведений живописи, музыкальных и театральных произведений, PR-акций связанных с проектами, которые обсуждались в процессе освоения дисциплины.

Семинарские занятия являются одним из основных видов учебной работы. Основная идея семинарских занятий заключается в работе преподавателя и студентов над отобранным материалом в обстановке непосредственного и активного полилога. В процессе выступлений студентов и возникшей дискуссии решаются конкретные общеобразовательные задачи. Такие занятия формируют у студентов навыки публичного выступления, свободного ведения дискуссии, способность к презентации своих программ и проектов. Одной из основных задач семинарских занятий, в рамках данной учебной дисциплины, является формирование первичных навыков научной работы, стимулирование интереса к самостоятельному поиску новых идей и фактов, проектов и инновационных концепций.

Практические занятия в рамках данной учебной дисциплины основаны на системе докладов, в виде сообщений, презентации проектов и научных разработок, которые готовятся студентами по заранее выбранной ими теме. Примерные темы докладов приведены в настоящем учебно-методическом комплексе. Студент может, по согласованию с преподавателем, самостоятельно сформулировать тему для своего выступления.

При оценке выступлений студентом наиболее существенными критериями являются: самостоятельность, полнота исследования, оригинальность представленного студентом материала, использование актуальной методологии и научных разработок, наличие чёткой структуры и логики изложения. Необходимо обратить особое внимание на то, что анализ, являющийся содержанием выступления на семинарском занятии, должен быть выполнен студентом (или группой студентов) самостоятельно.

2.

3.

2.1. Примерные опросы к экзамену:

1. Понятие «современное искусство».

2. Проблемы исследования поп-арта в постмодернистской культуре.

3. Психоанализ и современное искусство. Ж.Лакан.

4. Р. Барт и методология изучения фотографии.

5. Р. Краус. Теория искусства и арт-критика.

6. Р. Краус. Теория фотографии: «оптическое бессознательное».

7. В. Хофман. Символические формы в искусстве.

8. Семиотические методы исследования современного искусства.

9. Современное искусство и проблема телесности в постмодернистской философии.

10. Концептуализм как форма исследования искусства.

11.  Джозеф Кошут. «Искусство после философии».

12.  Вклад «Тартуской школы» в изучение современного искусства.

13. Ги Дебор. «Общество зрелища» и неомарксистская критика современного искусства.

14.  Социологический метод в художественной критике.

15. Концепция творчества в постмодернизме.

16.  Концепция исследования искусства у Е. Андреевой. «Всё и ничто».

17.  Концепции исследования современного искусства у Б. Гройса

18. Постмодернизм в искусстве и проблема «цитирования классики».

19.  Основные проблемы изучения современного искусства.

20.  Проблемы периодизации современного искусства.

21. Проблемы документации современного искусства.

22. Методы исследования искусства в современной отечественной науке.

23. Принципы анализа художественного произведения и проблемный подход к исследованию истории искусства.

24. Системный подход к искусству и его особенности.

25. Влияние философии постмодернизма на современное искусствоведение.

26. Историко-типологический метод исследования искусства.

27. Социологический и психологический аспект искусствоведческого исследования.

28..Основные проблемы историко-художественного анализа произведений искусства.

29. Проблема художественной формы как носитель эстетической информации в современном искусстве.

30. Иконография и иконология: проблема разграничения методов.

31. Формально-статистический метод изучения искусства.

32. Структурный и функциональный анализ.

33. Социологический аспект изучения искусства.

34. Проблемы сравнительного анализа произведений искусства.

35. Источниковедческие аспекты истории современного искусства.

36.  Современное искусство и массовая культура.

Примерные варианты заданий для творческих работ

1. Выбрать произведение искусства связанное с темой вашей диссертации. Проанализировать его на основе 5 оппозиций Г. Вельфлина, иконологии Э. Панофского и третьего автора, которого вы выбираете сами.

1. Анализ концепций классификации и периодизации постмодернистского искусства по книгам Е.Андреевой «Все и ничто» и «Постмодернизм».

2. Анализ культурологических и философских концепций Бодрийяра применительно к исследованию современного искусства по книгам «Общество потребления» и «Символический обмен и смерть».

3. Анализ книги А.В.Рыкова «Постмодернизм как «радикальный консерватизм». Проблема художественно-теоретического консерватизма и американская теория современного искусства 1960-1990-х гг».Реферат по главе «Классическая и современная теория искусства».

4. Анализ работы Ф. Джеймисона «Постмодернизм и потребительское общество»

5. Анализ книги Маршала Маклюена «Понимание Медиа».

6. Анализ книги Делез Ж., Гваттари Ф. «Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип.

7. Реферат по главе «Институциональная оценка и современная художественная среда (сюжеты вокруг музея)» из книги «Проблемы оценки современного искусства в контексте музея».

8. Анализ книги А.Б. Олива «Искусство на исходе второго тысячелетия».

9. Анализ книги Славоя Жижека «Кукла и карлик».

10. Методология в системе искусствоведческого знания;

  1. Науковедческие проблемы искусствознания;
  2. Античные представления об искусстве. Античный экфрасис;
  3. Представление об искусстве в Средние века;
  4. Литература об искусстве в эпоху Возрождения;
  5. Джорджо Вазари и последующая традиция;
  6. Начало истории искусства на Север (ван Мандер, фон Зандрарт и др.);
  7. Эпоха барокко в истории науки об искусстве;
  8. Эпоха Просвещения и Винкельман;
  9. Гёте, Лессинг и романтизм в истории искусствознания;
  10. Гегель и берлинская школа истории искусства;
  11. Позитивизм и культурно-историческое направление;
  12. Якоб Буркхардт;
  13. История искусства как самостоятельная наука;
  14. «Археология искусства» как первичная форма научного анализа (знаточество);
  15. Джованни Морелли;
  16. Основные представители знаточеского метода (Кроу и Кавальказелле, Истлейк, фон Боде, А.Вентури и др.);
  17. М.Фридлендер о знаточестве;
  18. Теоретические основы формально-стилистического метода (морфология искусства);
  19. Генрих Вельфлин;
  20. Некоторые представители немецкого формализма (Шмарзов, Пиндер, Гантнер и др.);
  21. Французский формализм (Фор, Фоссийон);
  22. Традиции английского формализма (Р.Фрай, К.Белл и др.);
  23. Традиция венского искусствознания. Ранние представители «венской школы»;
  24. А.Ригль и историческая грамматика изобразительного искусства;
  25. М.Дворжак: история искусства как история духа;
  26. Й.Стржиговский: антиклассицизм как метод;
  27. Ю. фон Шлоссер и последующая судьба венского искусствознания;
  28. Теоретические основы структурного подхода в истории искусства;
  29. Х.Зедльмайр;
  30. Общие свойства иконографического метода;
  31. Ранняя история иконографии (традиция церковной археологии);
  32. Важнейшие представители иконографического подхода (А.Шпрингер, Э.Маль, А.Грабар и др.);
  33. Иконография архитектуры Р.Краутхаймера;
  34. История и основные представители отечественной иконографической школы (А.С.Уваров, Н.П.Кондаков, Н.В.Покровский и др.);
  35. Особенности иконологического метода;
  36. Аби Варбург и варбургский кружок;
  37. Э.Панофский об иконологической интерпретации;
  38. Я. Бялостоцкий;
  39. Р.Виттковер о проблемах интерпретации «визуальных символов»;
  40. Иконология архитектуры (Г.Бандманн и др.);
  41. Семиотика в искусствознании;
  42. Э.Гомбрих;
  43. Методологические основы художественной критики. Жанр эссеизма;
  44. Традиции английского эссеизма. Дж. Рёскин;
  45. У.Патер и Вернон Ли;
  46. Г. Рид и К.Кларк;
  47. Художественная критика и современное искусство (Р.Мутер, Мейер-Грефе, С.Зонтаг, Р.Краус и др.);
  48. Французские литераторы об искусстве (Валери, Пруст, Бонфуа);
  49. Немецкий эссеизм (Рильке, Брох, Беньямин, Хайдеггер)
  50. Традиции отечественного эссеизма (Н.Врангель, П.Муратов, А.Эфрос, Я.Тугенхольд, В.Вейдле);
  51. Основания междисциплинарных подходов;
  52. Психология искусства: основные проблемы и направления;
  53. Искусство и психиатрия;
  54. Социологический метод в искусствознании (А.Хаузер, Фр.Анталь, П.Франкастель и др.);
  55. Религиозный взгляд на искусство: особенности и аспекты;
  56. Теория искусства и методология искусствознания.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: