В процессе изучения дисциплины студент должен постоянно обращаться к произведениям художественной культуры и актуальным источникам произведений искусства. Студент обязан владеть информацией об истоках изучаемого предмета, современных научных и практических тенденциях, владеть актуальной методологией анализа форм и стилей искусств, владеть основными понятиями и знаниями об изучаемом предмете. Дополнять свои ответы на экзаменационные вопросы материалом из литературных произведений, произведений живописи, музыкальных и театральных произведений, PR-акций связанных с проектами, которые обсуждались в процессе освоения дисциплины.
Семинарские занятия являются одним из основных видов учебной работы. Основная идея семинарских занятий заключается в работе преподавателя и студентов над отобранным материалом в обстановке непосредственного и активного полилога. В процессе выступлений студентов и возникшей дискуссии решаются конкретные общеобразовательные задачи. Такие занятия формируют у студентов навыки публичного выступления, свободного ведения дискуссии, способность к презентации своих программ и проектов. Одной из основных задач семинарских занятий, в рамках данной учебной дисциплины, является формирование первичных навыков научной работы, стимулирование интереса к самостоятельному поиску новых идей и фактов, проектов и инновационных концепций.
Практические занятия в рамках данной учебной дисциплины основаны на системе докладов, в виде сообщений, презентации проектов и научных разработок, которые готовятся студентами по заранее выбранной ими теме. Примерные темы докладов приведены в настоящем учебно-методическом комплексе. Студент может, по согласованию с преподавателем, самостоятельно сформулировать тему для своего выступления.
При оценке выступлений студентом наиболее существенными критериями являются: самостоятельность, полнота исследования, оригинальность представленного студентом материала, использование актуальной методологии и научных разработок, наличие чёткой структуры и логики изложения. Необходимо обратить особое внимание на то, что анализ, являющийся содержанием выступления на семинарском занятии, должен быть выполнен студентом (или группой студентов) самостоятельно.
2.
3.
2.1. Примерные опросы к экзамену:
1. Понятие «современное искусство».
2. Проблемы исследования поп-арта в постмодернистской культуре.
3. Психоанализ и современное искусство. Ж.Лакан.
4. Р. Барт и методология изучения фотографии.
5. Р. Краус. Теория искусства и арт-критика.
6. Р. Краус. Теория фотографии: «оптическое бессознательное».
7. В. Хофман. Символические формы в искусстве.
8. Семиотические методы исследования современного искусства.
9. Современное искусство и проблема телесности в постмодернистской философии.
10. Концептуализм как форма исследования искусства.
11. Джозеф Кошут. «Искусство после философии».
12. Вклад «Тартуской школы» в изучение современного искусства.
13. Ги Дебор. «Общество зрелища» и неомарксистская критика современного искусства.
14. Социологический метод в художественной критике.
15. Концепция творчества в постмодернизме.
16. Концепция исследования искусства у Е. Андреевой. «Всё и ничто».
17. Концепции исследования современного искусства у Б. Гройса
18. Постмодернизм в искусстве и проблема «цитирования классики».
19. Основные проблемы изучения современного искусства.
20. Проблемы периодизации современного искусства.
21. Проблемы документации современного искусства.
22. Методы исследования искусства в современной отечественной науке.
23. Принципы анализа художественного произведения и проблемный подход к исследованию истории искусства.
24. Системный подход к искусству и его особенности.
25. Влияние философии постмодернизма на современное искусствоведение.
26. Историко-типологический метод исследования искусства.
27. Социологический и психологический аспект искусствоведческого исследования.
28..Основные проблемы историко-художественного анализа произведений искусства.
29. Проблема художественной формы как носитель эстетической информации в современном искусстве.
30. Иконография и иконология: проблема разграничения методов.
31. Формально-статистический метод изучения искусства.
32. Структурный и функциональный анализ.
33. Социологический аспект изучения искусства.
34. Проблемы сравнительного анализа произведений искусства.
35. Источниковедческие аспекты истории современного искусства.
36. Современное искусство и массовая культура.
Примерные варианты заданий для творческих работ
1. Выбрать произведение искусства связанное с темой вашей диссертации. Проанализировать его на основе 5 оппозиций Г. Вельфлина, иконологии Э. Панофского и третьего автора, которого вы выбираете сами.
1. Анализ концепций классификации и периодизации постмодернистского искусства по книгам Е.Андреевой «Все и ничто» и «Постмодернизм».
2. Анализ культурологических и философских концепций Бодрийяра применительно к исследованию современного искусства по книгам «Общество потребления» и «Символический обмен и смерть».
3. Анализ книги А.В.Рыкова «Постмодернизм как «радикальный консерватизм». Проблема художественно-теоретического консерватизма и американская теория современного искусства 1960-1990-х гг».Реферат по главе «Классическая и современная теория искусства».
4. Анализ работы Ф. Джеймисона «Постмодернизм и потребительское общество»
5. Анализ книги Маршала Маклюена «Понимание Медиа».
6. Анализ книги Делез Ж., Гваттари Ф. «Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип.
7. Реферат по главе «Институциональная оценка и современная художественная среда (сюжеты вокруг музея)» из книги «Проблемы оценки современного искусства в контексте музея».
8. Анализ книги А.Б. Олива «Искусство на исходе второго тысячелетия».
9. Анализ книги Славоя Жижека «Кукла и карлик».
10. Методология в системе искусствоведческого знания;
- Науковедческие проблемы искусствознания;
- Античные представления об искусстве. Античный экфрасис;
- Представление об искусстве в Средние века;
- Литература об искусстве в эпоху Возрождения;
- Джорджо Вазари и последующая традиция;
- Начало истории искусства на Север (ван Мандер, фон Зандрарт и др.);
- Эпоха барокко в истории науки об искусстве;
- Эпоха Просвещения и Винкельман;
- Гёте, Лессинг и романтизм в истории искусствознания;
- Гегель и берлинская школа истории искусства;
- Позитивизм и культурно-историческое направление;
- Якоб Буркхардт;
- История искусства как самостоятельная наука;
- «Археология искусства» как первичная форма научного анализа (знаточество);
- Джованни Морелли;
- Основные представители знаточеского метода (Кроу и Кавальказелле, Истлейк, фон Боде, А.Вентури и др.);
- М.Фридлендер о знаточестве;
- Теоретические основы формально-стилистического метода (морфология искусства);
- Генрих Вельфлин;
- Некоторые представители немецкого формализма (Шмарзов, Пиндер, Гантнер и др.);
- Французский формализм (Фор, Фоссийон);
- Традиции английского формализма (Р.Фрай, К.Белл и др.);
- Традиция венского искусствознания. Ранние представители «венской школы»;
- А.Ригль и историческая грамматика изобразительного искусства;
- М.Дворжак: история искусства как история духа;
- Й.Стржиговский: антиклассицизм как метод;
- Ю. фон Шлоссер и последующая судьба венского искусствознания;
- Теоретические основы структурного подхода в истории искусства;
- Х.Зедльмайр;
- Общие свойства иконографического метода;
- Ранняя история иконографии (традиция церковной археологии);
- Важнейшие представители иконографического подхода (А.Шпрингер, Э.Маль, А.Грабар и др.);
- Иконография архитектуры Р.Краутхаймера;
- История и основные представители отечественной иконографической школы (А.С.Уваров, Н.П.Кондаков, Н.В.Покровский и др.);
- Особенности иконологического метода;
- Аби Варбург и варбургский кружок;
- Э.Панофский об иконологической интерпретации;
- Я. Бялостоцкий;
- Р.Виттковер о проблемах интерпретации «визуальных символов»;
- Иконология архитектуры (Г.Бандманн и др.);
- Семиотика в искусствознании;
- Э.Гомбрих;
- Методологические основы художественной критики. Жанр эссеизма;
- Традиции английского эссеизма. Дж. Рёскин;
- У.Патер и Вернон Ли;
- Г. Рид и К.Кларк;
- Художественная критика и современное искусство (Р.Мутер, Мейер-Грефе, С.Зонтаг, Р.Краус и др.);
- Французские литераторы об искусстве (Валери, Пруст, Бонфуа);
- Немецкий эссеизм (Рильке, Брох, Беньямин, Хайдеггер)
- Традиции отечественного эссеизма (Н.Врангель, П.Муратов, А.Эфрос, Я.Тугенхольд, В.Вейдле);
- Основания междисциплинарных подходов;
- Психология искусства: основные проблемы и направления;
- Искусство и психиатрия;
- Социологический метод в искусствознании (А.Хаузер, Фр.Анталь, П.Франкастель и др.);
- Религиозный взгляд на искусство: особенности и аспекты;
- Теория искусства и методология искусствознания.