Приемы первичной обработки художественного памятника (знаточество)

 

72. B.Berenson. Aesthetics and History in the visual arts.

73. O. Kurz. Falsi e falsari. Venezia, 1961.

74. М. Фридлендер. Об искусстве и знаточестве [1942, 1946]. СПб., 2001.

75. М.Фридлендер. Знаток искусства. М., 1923 (то же в кн.: Музей. Художественные собрания СССР, вып. 6. М., 1986, с. 32-36).

76. Б.Бернсон. Основы художественного распознавания. – ж. «София», 1914, № 1

77. Б.Р.Виппер. К проблеме атрибуции. – Б.Р.Виппер. Статьи об искусстве. М., 1970, с. 541-560.

78. И.Линник. Голландская живопись XVII века и проблемы атрибуции картин. Л., 1980, с. 5-38.

79. В.Н.Гращенков. Макс Фридлендер – знаток, историк искусства, писатель. – Музей. Художественные собрания СССР, вып. 6. М., 1986, с. 29-32).

80. В.Ф.Левинсон-Лессинг. Вильгельм фон Боде и его книга о голландской живописи XVII века. – Музей. Художественные собрания СССР, вып. 9. М., 1988, с. 252-257.

81. Ю.Кузнецов. Загадки «Данаи». К истории создания картины Рембрандта. Л., 1970.

82. И.С.Немилов. Загадки старых картин. М., 1973.

83. Р.Лонги. От Чимабуэ до Моранди. М., 1984.

84. М.Фридлендер. Подлинник и подделка. Берлин, 1929.

85. М. Фридлендер. Об искусстве и знаточестве. СПб., 2001.

86. М.Я.Либман и Г.С.Островский. Поддельные шедевры. М., 1966.

87. А.А.Сидоров. Записки собирателя. Книга о рисунках старых и новых. Л., 1969.

88. В.Лазарев. О знаточестве и методике атрибуции. – Искусствознание, 1/98. М., с.1998, с. 43-59.

 

Историко-интерпретационные подходы

 

Формально-стилистический метод

 

89. М.Шапиро. Стиль [1953]. – Советское искусствознание, вып. 24, М., 1988, с. 385-425.

90. Б.Кроче. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика [1902], ч.1. М., 1920.

91. А.Гильдебранд. Проблема формы в изобразительном искусстве. М., 1914 (19942).

92. В.Лазарев. Освальд Шпенглер и его взгляды на искусство. М., 1922.

93. Б.Виппер. Проблема и развитие натюрморта (Жизнь вещей). Казань, 1922.

94. Б.Р.Виппер. Несколько тезисов к проблеме стиля. – «Творчество», 1962, № 9.

95. В.М.Жирмунский. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.

96. Н.М.Гершензон-Чегодаева. Теории развития искусства в западноевропейском искусствознании 1900-1940 гг. – Современное искусствознание за рубежом. М., 1964, с. 40-61.

97. В.Р.Аронов. «Конкретная эстетика» А.Гильдебранда в художественной культуре рубежа XIX-ХХ веков. – Эстетика и жизнь, вып. 7. М., 1982, с. 226-253.

98. И.Д.Чечот. Проблема классического искусства и барокко в работах Г.Вёльфлина о художниках XVII и ХIХ вв. – Проблемы искусствознания и художественной критики. Л., 1982, с. 51-108.

99. B.Zevi. Saper vedere l’architettura. Saggio sull’interpretazione spaziale dell’architettura. Torino, 1948.

100. А.И.Некрасов. Теория архитектуры. М., 1994.

101. А.И.Каплун. Стиль и архитектура. М., 1985.

102. А.Фосийон. Жизнь форм [1934]. М., 1995.

103. Э. Фор. Дух форм. СПб., 2001.

104. Раппапорт, А. Г., Сомов, Г. Ю. Форма в архитектуре. Проблемы теории и метода. М., 1990.

105. Wien und die Entwicklung der kunsthistorischen Methode. Akten des XXV. Internationalen Kongresses für Kunstgeschichte. Bd.1. Wien, Köln, Graz, 1984.

106. Г.Вёльфлин. Основные понятия истории искусства. М.-Л., 1930.

107. Г.Вёльфлин. Ренессанс и барокко. СПб, 1912.

108. Г.Вёльфлин. Истолкование искусства. М., 1922

109. Г.Вёльфлин. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. М.-Л., 1934.

110. А.Э.Бринкман. Пластика и пространство как основные формы художественного выражения. М., 1935.

111. А.Э. Бринкман. Площадь и монумент как проблема художественной формы. М., 1935.

112. История архитектуры в избранных отрывках. М., 1935 (тексты Г.Вёльфлина, П.Франкля, М.Дворжака, Г.Янтцена. Г.Зедльмайра, Э. Кауфмана и др.).

113. Stil und Überlieferung in der Kunst des Abendlandes. Akten des 21. Kongresses f. Kunstgeschichte in Bonn. Brl., 1967, Bd. 3.

114. Riegl, Alois. Historische Grammatik der bildenden Künste. Hrsg. v. O. Pächt, K. Swoboda. Graz- Köln, 1966.

115. Schlosser, Julius von. Präludien. Vorträge und Aufsätze. Brl., 1927.

116. Pinder, Wilhelm. Das Problem der Generation. Brl., 1926.

117. M.Dvořák. Idealismus und Naturalismus in der gotischen Skulptur und Malerei [1917]. – M.Dvořák. Studien zur Kunstgeschichte. Lpz., 1989, S. 160-268 (М.Дворжак. Очерки по искусству Средневековья. М.-Л., 1934).

118. М.Дворжак. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Т. 1-2. М., 1978.

119. М. Дворжак. История искусства как история духа. СПб., 2001.

120. О.Бенеш. Искусство Северного Возрождения. Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями. М., 1973.

 

121. Структурный анализ в искусствознании

 

122. H.Sedlmayr. Verlust der Mitte. Die bildende Kunst dea 19. und 20. Jahrhuderts als Symptom und Symbol der Zeit. Salzburg, 1948.

123. H.Sedlmayr. Epochen und Werke. Gesammelten Schriften zur Kunstgeschichte. Bd. I-III. Wien-München, 1959, 1960, 1982.

124. H.Köhler. Strukturale Bildlichkeit. Studien zum Begriff der Struktur in der Kunstgeschichte. München, 1984.

125. В.В.Бибихин. Ганс Зедльмайр: искусство видеть; Утрата середины. – В.В.Бибихин. Новый ренессанс. М., 1998, с. 60-126.

126. А.Н.Граблева. Феноменологическая эстетика Ганса Зедльмайра. – Современная буржуазная эстетика. Критические очерки. М., 1978, с. 165-192.

127. В.И.Тасалов. Ганс Зедльмайр. Дилемма хаоса и порядка в постмодернизме 50-х-70-х гг. – Искусствознание Запада об искусстве ХХ в. М., 1988, сс.43-71.

128. С.С.Ванеян. Между гештальтом и теофанией. Структурный анализ и история духа в творчестве Ханса Зедльмайра. – Искусствознание, 1/99, с. 506-552.

129. С.С.Ванеян. Пустующий трон. М., 2004.

 

Семантический подход

Иконография

130. Г.И.Вздорнов. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. М., 1986.

131. И.Л.Кызласова. История изучения византийского и древнерусского искусства в России (Ф.И.Буслаев, Н.П.Кондаков: методы, идеи, теории). М., 1985.

132. В.Н.Лазарев. Никодим Павлович Кондаков. – В.Н.Лазарев. Византийская живопись М., 1971, с. 7-19.

133. В.Н.Лазарев. О некоторых проблемах в изучении древнерусского искусства. – В.Н.Лазарев. Русская средневековая живопись. М., 1970.

134. Н.М.Щекотов. Иконопись как искусство. – Русская икона. Сб. 2, СПб., 1914, с. 115-142 (там же, с. 143-149: Л.Мацулевич. Ответ Щекотову).

135. В.Н.Гращенков. Виктор Никитич Лазарев: жизнь, творчество, научное наследие. – Искусствознание, 1/98. М., 1998, с. 7-34.

136. Г. И. Вздорнов. Научная проза В.Н. Лазарева. – Там же, с. 35-42.

137. А.С. Уваров. Христианская символика. СПб., 2001.

138. Ф.И.Буслаев. Общие понятия о русской иконописи. – Ф.И.Буслаев. Сочинения. Т. 1, СПб., 1908.

139. Н.П.Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 1-2. СПб., 1914-1915.

140. Н.В. Покровский. Очерки памятников христианского искусства. М., 2000.

141. В.Н.Лазарев. История византийской живописи. Т.1-2. М., 1986.

142. О.Е.Этингоф. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII веков. М., 2000.

143. Р. Краутхаймер. Три христианские столицы. Топография и политика. СПб., 2000.

144. Дж.Э.Райт. Библейская археология. СПб., 2003.

 

Иконология

145. Э. Панофский. Иконография и иконология: введение в изучение искусства Ренессанса. – Его же. Смысл и толкование изобразительного искусства. Статьи по истории искусства. СПб., 1999, с. 43-73.

146. Э. Панофский. Готическая архитектура и схоластика. – Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992, сс. 49-78.

147. Э. Панофский. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. М., 1998.

148. Э.Х.Гомбрих. О задачах и границах иконологии [1972]. – Советское искусствознание, вып. 25, М., 1989, с. 275-305.

149. М.Я.Либман. Иконология. – Современное искусствознание за рубежом. Очерки. М., 1964, с. 62-76.

150. М.Н.Соколов. Границы иконологии и проблемы единства искусствоведческого метода (к спорам вокруг теории Э.Панофского). – Современное искусствознание Запада о классическом искусстве XIII-XVII вв. Очерки. М., 1977, с. 227-249.

151. В.Н.Гращенков. Эрнст Гомбрих – историк и теоретик искусства, исследователь и скептик. – Советское искусствознание, вып. 25. М., 1989, с. 268-274.

152. Н.Н.Рубцов. Иконология: история, теория, практика. М., 1990.

153. М.Н.Соколов. Христос у подножия мельницы-Фортуны. К интерпретации одного пейзажно-жанрового мотива Питера Брейгеля Старшего. – Искусство западной Европы и Византии. М., 1978, с. 132-156.

154. Я.Бялостоцкий. «Польский всадник» Рембрандта. – Классическое искусство Запада. М., 1973, с. 211-226.

155. М.Н.Соколов. Об особенностях иконографии жанровых изображений в западноевропейском искусстве XVI-XVII веков. – Советское искусствознание”79, вып. 2. М., с. 122-139.

156. М.Н.Соколов. Природа торжествующая. Иконология бытовых образов Возрождения и Барокко. М., 1993.

157. Соколов, М.Н. Вечный ренессанс. М., 1999.

158. В.Гращенков. «Свод небесный». О сакральном символизме ренессансного храма и его монументальной декорации. – Вопросы искусствознания, 4/94. М., 1994, с. 231-267.

159. Тодоров, Ц. Теории символа. М., 1999.

160. E. Panofsky. Zum Problem der Beschreibung und Inhaltsdeutung von Werken der Bildenden Kunst. – Logos XXI, 1932, SS. 103-119.

161. E.Panofsky. Iconography and Iconology. – E.Panofsky. Meaning in the Visual Arts. Harmondsworth, 1970, p. 51-81.

162. J.Białostocki. Iconography. – Dictionary of the History of Ideas. Vol. II. New York, 1973, p. 524-541.

163. J.Białostocki. Iconography and Iconology. – Encyclopedia of World Art. Vol. VII. New York, 1963, cols. 369-385.

164. Bildende Kunst als Zeichensystem. Hrsg. v. Ekkehard Kaemmerling. Bd. I, Köln, 1979.

165. Saxl, Fritz. Lectures. Vol. 1-2, Lnd., 1957.

166. Norberg-Schulz, C. Existence, Space and Architecture. N.Y., 1971.

167. R. Wittkower. Interpretation of Visual Symbols in Art. – Studies in Communication. Lnd., 1955, p. 109-124.

168. Haskell, Francis. History and its images: art and the interpretation of the past. New Haven-Lnd., 1993.

169. Wind, Edgar. The eloquence of symbol: studies in humanist art. Ed. by J. Andersson, Oxford, 1993.

 

170. Семиотика в искусствознании.

171. Мукаржовский, Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994.

172. Успенский, Б.А.. Семиотика искусства. М., 1995.

173. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб. 1994.

174. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998.

175. Семиотика. М., 1983.

176. Семиотика и искусствометрия. М., 1972.

177. Лотман, Ю. М., Статьи по семиотике искусства. СПб., 2002. /…/

178. Р. Барт. Избранные работы. М., 1989.

179. С.И.Даниэль. Картина классической эпохи. Л., 1986.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: