Психология как наука о поведении

Краткая история бихевиоризма, Основания Уотсона для его появления, Определение поведения,виды поведения по Скиннеру, Закономерности поведения (Торндайк, Толмен, Скиннер, Бандура)+соц. Поведение Роттера, достижения и недостатки бихеовиризма.

---

Во втором десятилетии нашего века, в период кризиса психологии, на фоне старой психологии (в которой изучались и описывались психческие явления), возникло новое представление, как науки о поведении. Первыми эту идею провозгласили бихеовиристы с Уотсоном 1913 году в США в статье под названием «Психология с точки зрения бихеовиризма». Вместо изучения психологии сознания, перед этой наукой была поставлена задача изучения и объяснения поведения, стимул-рекции. Это изучалось только в лабораторных условиях с животными (Торндайк) и знания переносились на человека.

В 30-е годы 20-го века бихеовирист Толмен выступил с критикой бихеовиризма: простая схема поведения «стимул-реакции» является недостаточной для объяснения поведения и внёс промежуточную переменную величину (состояние самого организма в момент оказывания на него внешнего или внутреннего стимула). Это получило название целенаправленного бихеовиризма\необихеовиризма, Благодаря введению «промежуточных переменных», стали объяснять целенаправленность поведения.

Затем этот вариант бихеовиризма ещё раз эволюционировал во второй половине 20-го века, и превратился в социальный бихеовиризм, объясняющий поведение человека в обществе. Здесь можно рассказать про Скиннера (представитель социального бихеовиризма), и о Бандуре.

Можно добавить Павлова, который имеет косвенное отношение к бихеовиризму – оно заключается в том, что Павлов ратовал за замену традиционной психологии другим учением – физиологией высшей нервной деятельности. Что касается бихеовиристов, то американские бихеовиристы часто ссылались на работы Павлова (считая его психологом, а не физиологом), т.к. Павлова интересовали физиологические механизмы научения.

       ---

Основания Дж. Уотсона для заявления:  психолог должен заниматься поведением человека; запросы практики; психология должна стать естественнонаучной дисциплиной и должна ввести научный объективный метод.

Вопрос о методе был основным: именно из-за несостоятельности метода интроспекции отвергалась идея изучения сознания вообще. Предметом науки может быть только то, что доступно внешнему наблюдению, т. е. факты поведения. Их можно наблюдать из внешней позиции, по поводу них можно добиться согласия нескольких наблюдателей. В то же время факты сознания доступны только самому переживающему субъекту, и доказать их достоверность невозможно.

Уотсон утверждал, что сознание не существует для психологии как представитель научной психологии. То, чем должна заниматься психология, требует доказательств существования, а такие доказательства получает только то, что доступно внешнему наблюдению.

В отрицании сознания был главный смысл бихевиоризма и в этом же пункте он в дальнейшем не выдержал критики.

Поведение — целеориентированная активность животного организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром. В основе поведения лежат потребности животного организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению. внешние телесные реакции, жесты, движения, действия,По сложившейся в психологии традиции под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. И в этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов.

Все, что не поддается объективной регистрации, т.е. мысли, сознание, - словом, все, что происходит внутри человека, не подлежит изучению. Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают. Согласно Уотсону, задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула "стимул -" реакция" (S-" R) являлась ведущей в бихевиоризме. С точки зрения представителей данного направления, личность человека есть совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Новые формы поведения появляются в результате образования условных рефлексов (обусловливание).

Поведением человека можно управлять, используя определенные психологические закономерности:

1. Закон эффекта Торндайка (1874-1949): связь между стимулом и реакцией усиливается, если есть подкрепление (положительное или отрицательное).

2. Закон субъективной ценности подкрепления: учитывание предпочтительного, ценного, значимого подкрепления для данного существа в данный момент.

Толмен (1886-1959) счёл схему простой и ввел между этими членами важную переменную / - психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта.

Скиннер (1904- 1990) сформулировал положение о трех видах поведения: безусловно рефлекторном, условно-рефлекторном (респондентное/отвечающее) и оперантном. Отвечающие=определенная часть репертуара поведения. Процесс приспособления строится на основе активных проб, некоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, который закрепляется. Эти реакции не вызываются стимулом, а выделяются ("испускаются") самим организмом. Некоторые из них оказываются правильными и подкрепляются. Скиннер назвал их оперантными (реакции типа Я) – они являются преобладающими в адаптивном поведении. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление.

Данные при изучении поведения животных Скиннер переносит на человеческое поведение, что приводит к биологизаторской трактовке человека. Для разрешения социальных проблем современного общества Скиннер выдвигает задачу создания технологии поведения, для осуществления контроль одних людей над другими. Средством управления поведением людей выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми. Таким образом, Скиннер сформулировал еще две закономерности:

3. Принцип оперантного обусловливания: поведение живых существ полностью определяется последствиями, к которым оно приводит.

4. Закономерность субъективной вероятности последствий: человек субъективно оценивает вероятность наступления тех или иных последствий своих реакций.

5. Закономерность подражани (необихевиорист Бандура): человек склонен подражать поведению других людей.

6. Закономерность научения через наблюдение или пример: люди могут учиться, наблюдая или читая, или слыша о поведении других.

7. Закономерность самоподкрепления: люди способны сами оценивать свое поведение и поощрять или критиковать либо наказывать себя.

В теории Роттера социальное поведение можно описать с помощью следующих понятий:

- поведенческий потенциал - каждый человек обладает определенным набором действий, поведенческих реакций, сформировавшихся в течение жизни;

- субъективная вероятность, с какой, по мнению человека, определенное подкрепление будет после определенного поведения в определенной ситуации;

- характер подкрепления, его ценность для человека;

- локус контроля (от лат. locus - место, местоположение): экстерналы (легче поддаются влиянию, манипулированию) списывают ответственность за все происходящие с ними события на других людей и внешние обстоятельства. Интерналы считают себя ответственными за вес хорошие и плохие события в их жизни.

Достижения бихевиоризма: внедрение объективных методов регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, действий человека, процессов, событий; открытие закономерностей научения, образования навыков, реакций поведения; развитие психотерапии и методов программированного обучения.

Недостаток бихевиоризма: недоучет сложности психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, творчества, самоопределения личности.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: