Понятие парадигмы, краткая историч. справка, принцип ес-науч и гуман. Парадигмы

---

Паради́гма — совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов.

Парадигма – актуальное представление о том, какие знания являются научными+ представления методов научного исследования и знания, которые используются в данной науке и заимствованны из других наук.

В 19 веке обозначилась неадекватность методологии естествознания в психологическом познании человека, что позволило В. противопоставить друг другу объяснительную и описательную (понимающую) психологии Дильтею (он считал, что психология должна быть описательной).

Естественнонаучная парадигма -принцип организации научного исследования и способ интерпретации его результатов по критериям их проверяемости, воспроизводимости и неизменности; естественнонаучное знание объектно, непредвзято, беспристрастно, роднит психологию с физикой, химией, биологией и решает примерно те же самые задачи.

Конечная цель естественнонаучного исследования - объяснить изучаемое явление, ответить на вопрос: как и почему это происходит, указать причины изучаемого явления.

Особенность естественнонаучной парадигмы - роль субъекта минимизируется. В исследовании человек рассматривается как объект, нивелируется его человеческая, духовная сущность и индивидуальность. Объект рассматривается как существующий независимо от субъекта познания, степень сложности объекта много меньше, чем сложность познающего существа. Эти обстоятельства открывают возможность многократно воспроизводить одни и те же явления и реакции. Например, химические реакции, движение частиц и т.д. - это допускает использование методов математики.

Способ построения знания: гипотеза, подтвержденная экспериментом (как правило, лабораторным). Критерий - воспроизводимость результатов, выявление общих зависимостей и законов

Бихевиоризм — это попытка объяснить человека с точки зрения естественно-научной парадигмы.

Один из основателей ес-научной парадигмы в психологии – Вундт.

Парадигма гуманитарная (иногда называют коммуникативной парадигмой) –это исследовательский подход, связанный с признанием самоценности единичного события; относящийся к познанию человека, связан со знанием собственно человеческого в человеке, с познанием человеческой субъективности, вводит понятие духовной жизни человека.

Факт исторический, культурологический или языковой – уникален и неповторим, его нельзя воспроизвести в принципе, субъект не может изучаться как предмет, так как он постоянно развивается, поэтому чаще всего нельзя применить теорию вероятности или статистику.

Субъект и объект рассматриваются как реалии одного уровня сложности.

Абстрагироваться от субъекта познания здесь не удается, как не удается абстрагироваться от влияния объекта исследования на субъект. Каждый классический психологический эксперимент, по большому счету, это всегда факт биографии испытуемого и экспериментатора.Во время эксперимента они находятся в одном и том же жизненном пространстве, выполняя по существу совместную деятельность. Здесь требуется понимание (не только знание, но и соучастие, сопереживание, сочувствие другому) - это всегда интерпретация событии, а не поиск причин. Неотъемлемым моментом понимания является личный опыт исследователя, его нравственные, мировоззренческие установки, ценностные ориентации, его отношение к познаваемому.

Гуманитарный подход исследует собственно человеческое в человеке, его субъективный мир, духовный мир, личностные ценности и смысл жизни.

В отличие от естествознания в гуманитарных науках могут существовать разные точки зрения на одну проблему, оно никогда не может быть окончательным и единственно верным. Понимание социальных явлений, продуктов культуры, самого человека исторически изменчиво.

Метод – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. Учение о методе– методология = система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Психические явления и их свойства.

Классификация психических явлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: