Определение принципа системности

Специфика системного знания в сравнении с его антиподами

Зарождение системного понимания психики

Развитие системных исследований

Определение принципа системности

Системность – объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства.

Принцип системности – это методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре.

Системный подход направлял исследовательскую практику (включая лабораторную, экспериментальную работу), прежде чем был теоретически осмыслен. Так, например, американский физиолог Кеннон считал синонимом системности принцип гомеостаза как динамического постоянства состава и свойств системы. Из исследований биологического гомеостаза Кеннон вывел "общие принципы организаций", действительные для любых "сложных объединений" (систем в отличие от "не-систем"): дифференциация и интеграция функций "сотрудничающих частей" с целью решения общей для всей системы задачи; согласование внешних и внутренних отношений; саморегуляция, обеспечиваемая своевременным поступлением сигналов об отклонения от "средней позиции" и принятого курса с последующим включением механизмов, которые восстанавливают стабильность, и др. Принцип системности не исчерпывается гомеостазом, хотя и служит одним из его важных, эвристически сильных воплощений.

Специфика системного знания в сравнении с его антиподами

Несистемные теории: холизм, элементаризм, эклектизм, редукционизм, внешний методологизм.

Холизм (от греч. holos – целый, весь) абсолютизирует фактор целостности, принимая ее как первичное, ни из чего не выводимое начало (представления о душе, сознании, личности).

Элементаризм - система строится из элементов, которые, взаимодействуя между собой, приобретают новое качество как части целого и утрачивают его, выпадая из этого целого (Вундт)

Эклектизм (от греч. eklektikos – выбирающий) как соединение разнородных, лишенных внутренней связи, порой несовместимых друг с другом идей и положений, подмена одних логических оснований другими.

Редукционизм (от лат. reductio – отодвигание назад), сводил либо целое к частям, либо сложные явления к простым.

Внешний методологизм. Высшая методология управляет работой каждого элемента "организма" науки, каждым движением мысли по добыванию и объяснению фактов

Зарождение системного понимания психики

Первым в истории научной мысли, в том числе психологической, принцип системности утвердил Аристотель.

Концепция предполагала, что живое тело прекращает свое существование не из-за исчезновения одного из элементов, а по причине распада его системной организации.

В 17 веке зарождается новый тип системного объяснения организма и его психических проявлений – восприятия, памяти, аффекта, движения. Образцом такого объяснения стала модель Декарта, в которой организм был представлен как машинообразно работающее устройство.

Далее весь строй представлений об организме, его эволюции, саморегуляции и взаимоотношениях с внешней средой коренным образом меняется-складывается новый системный стиль мышления  (Дарвин, Бернар, Гельмгольц, Сеченов).

Дарвин: принцип определяющей роли среды сочетался с идеей борьбы живых существ за выживание в этой среде. Бернар: организм имеет две среды: внешнюю и внутреннюю, благодаря постоянству внутренней среды организм приобретает независимость от внешних превратностей. Гельмгольц: целостный психический образ строится целостным сенсомоторным механизмом, благодаря операциям, сходным с логическими («бессознательным умозаключениям»). Сеченов: перевел понятие о бессознательных умозаключениях на язык рефлекторной теории, взамен отдельных рефлекторных дуг вводилась теория нейрорегуляции поведения целостного организма.

 Развитие системных исследований

Принцип системности определяет следующие направления (задачи) исследования:

1) выделение уровней изучаемой системы и ее отдельных компонентов, где уровень определяется как объединение и организация схожих по степени сложности свойств, а компонент как автономная единица определенного уровня;

2) выявление принципов и механизмов организации системы в единое целое (например, механизм сдвига мотива на цель).

Изучение интегральных образований психики (либо их производных), выявление состава, структуры, способов функционирования, иерархической организации и т.п. является скорее правилом, чем исключением. К такого рода объектам относятся: поведенческий акт (Анохин), гештальт (Коффка), психологическая система (Выготский), интеллект (Пиаже), познавательная сфера (Норман), перцептивный цикл (Найссер) и др.



Категория деятельности в психологии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: