Понятие деятельности, История развития изучения (Рубинштейн, Ломов, Узнадзе, Леонтев), принципы теории деятельности, характеристики деятельности, примеры исследований

---

Деятельность (введено в науч. Оборот из немецкой философии Гегеля и Маркса=десятельность-специфическая форма активности, характерная для человека в культурном обществе) — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. Использование категории деятельности - отличительная черта отечественной психологии. Деятельность отличается от других форм активности тем, что оно носит сознательный и разумных характер, она продуктивна (продуктом деятельности человека являются разнообразные предметы человеческой материальной, духовной культур).

 

Основным положением данной теории стал тезис Маркса: «не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание».

Психологическая теория деятельности начала разрабатываться в 20-30-е гг. 20 в. Принцип единства сознания и деятельности формулирован Рубинштейном в 1925 г в статье «Проблемы психологии в трудах Маркса», он акцентировал внимание на наобходимости использования в психологии категории деятельности. Судьба Рубинштейна так сложилась, что он был отлучён от науки и после этого перестал заниматься этой категорией.Они образуют органическое целое, единство. Деятельность регулируется сознанием и раскрывает его.

В это время акцент в психологической науке сместился с сознания, на поведение, расцвели теории бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии. Своим содержанием теория обязана работам Выготского, Леонтьева, Лурии, Запорожца, Гальперина.

 

Ломов выделяет ряд основных положений системы деятельности: мотив, цель, планирование деятельности, переработка текущей информации, оперативный образ (концептуальная модель), принятие решения, действия, проверка результатов и коррекция действия. Деятельность выступает как сложная, 'иерархически построенная, многоуровневая и динамически развивающаяся структура с большими воз­можностями переключений от уровня к уровню

Узнадзе выделяется три иерархических уровня регуляции деятельности - целевые, операциональные и смысловые.

Леонтьев: разработал психологическую теорию деятельности, ключевые позиции которой заключаются в следующем: все психические процессы являются своеобразными формами деятельности человека. Деятельность человека может быть представлена иерархизированной системой деятельности, характерной для него и в которую он включён. Психика человека формируется и развивается в деятельности – это ключевые положения теории деятельности, частично сформулированные Рубинштейном и далее развитые Леньтевым. Деятельность человеческого индивида пред­ставляет собой систему, включающуюся в систему отношений общества. Вне этих отношений человеческая деятельность вообще не существует. Он выделил структурные компоненты - действия, и рассматривает их, как саму деятельность, во взаимосвязи мотивов и целей.

 

Основные принципы теории деятельности:

1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта (“размыкание” круга сознания).

2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека.

3. Деятельность — это активный, целенаправленный, процесс (принцип активности).

4. Действия человека предметны; они реализуют социальные — производственные и культурные — цели (принцип предметности и принцип социальной

 

Характеристика категории деятельность:

1) Предметность-не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия, он воспроизводим всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность.

2) Социальность. Открывать формы деятельности с предметами человек с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность.

3) Опосредованность. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы (интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людьми.

4) Целенаправленность, подчиненность цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит.

5) Наличие мотива- это то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек.

6) Продуктивность- результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т. д.

7) Иерархичность. Верхний уровень —особых видов деятельности (вызываются мотивом), затем уровень действий, следующий — уровень операций, самый низкий — уровень психофизиологических функций.

Целостная деятельность состоит: потребность, мотив, цель, условия достижения, действия, операции. Леонтьев подчеркивал, что без категории деятельность анализ человеческого бытия невозможен.

 

Исследование деятельности в эксперементах: включение психических процессов в различные виды деятельности меняет его результативность: например, амплитуда раненной руки существенно меняется от степени осмысленности действия для испытуемого – от «поднять руку как можно выше» до «снять шляпу с крючка». (Леонтьев и Запорожец). А также эксперимент Мануцленко: с детьми от трех до пяти. Ведущей деятельностью этого возраста является сюжетно-ролевая игра. В первой серии ребенок должен был стоять неподвижно максимально долго. Во второй серии этим же детям предлагается игра в часового, который должен стоять на посту. И в этой работе он стоит неподвижно и это у него действительно получается, так как эта задача включена в контекст более интересной деятельности.

 



Проблема сознания в психологии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: