Соотношение мышления и речи в теории Л.С. Выготского и Ж. Пиаже

 

ПОНОМАРЕВА: делать сравнительный анализ, рассказывать про … На чем делать акцент? У вас есть 2 больших подхода. У каждого из них есть свое понимание и представление, как развивается мышление и речь. Вы делаете сравнительный анализ этих 2 концепций, как это видит Выготский… Есть 1 большая принципиальная разница: схематически различение: у Выготского развитие идет из вне во внутрь, у Пиаже- развитие идет изнутри во вне. Сравнительный анализ строить на этом. Выготский много критиковал работы Пиаже, как и других.

Здесь делаете сравнительный анализ. Основная мысль: как происходит развитие. Как видел Выготский, и как Пиаже – сравнительный анализ? У Выготского движение развития идет из вне от социума во внутрь, у Пиаже наоборот. Посмотреть вопрос в учебнике Обуховой. Приветствуется критика Выготского по отношению к теории Пиаже.

Из лит-ры готовиться по ВП помогут учебники:

Крайн, Боккум. Но там много «воды». Это зарубежные версии. Там более подробные классификации периодов и возрастных этапов.

Учебник Обуховой – обязательно, там говориться о сравнении Выготского и Пиаже.

Лекции О. А. Карабановой «ВП. Конспект лекций» – тезисно описывается по всем вопросам ответы, чтобы освежить все в памяти. Пишет коротко, но по существу. Ссылка: http://www.koob.ru/karabanov_o_a/devel_ps 

 Очень рекомендую вспомнить отечественные теории: Выготского, Эльконина – их у Карабановой и Обуховой смотреть.

Вопрос: Как Выготский критиковал теории Пиаже или..?

Ответ: Привести в пример полемику между ними в письмах, о том, что Выготский говорил об интериоризазии, как псих функция интериоризируется и становится внутренней функцией (речь внешняя и внутренняя). Пиаже стоял на противоположной точке и говорил, что наоборот – изнутри наружу. И рассказать об их переписке и взаимодействии.

       Вопрос: Можно еще про соотношение мышления и речи в теории Выготского и Пиаже.

Ответ: В начале 2-го века между швейцарским психологом Пиаже и русским психологом Выготским возникла заочная дискуссия на тему о том, как у человека соотносятся мышление и речь. Заочная потому что они не были лично знакомы, а во-вторых, Выготский прожил всего 39 лет, а Пиаже прожил гораздо дольше. Выготский знал несколько европейских языков и мог читать труды по вопросу соотношения мышления и речи Пиаже в оригинале. А Пиаже не знал русский язык и не мог читать труды Выготского по этому вопросу. И поэтому их дискуссия была такая своеобразно-заочная. Когда Пиаже побывал в России в конце 60-тых на международном конгрессе по психологии, то он смог познакомиться с трудами Выготского по этой проблеме. И фактически признал правоту Выготского в этом вопросе. В чем же была проблема соотношения мышления и речи. С точки зрения Пиаже эти психические функции никак не связаны с друг другом. И существуют и развиваются не зависимо друг от друга. Мышление проявляется в речи, а речь присоединяется к мышлению для того чтобы позволить человеку рассуждать или словесно-логически мыслить. Пиаже является первооткрывателем, так называемой эгоцентрической речи, которая отчетливо проявляется у детей в возрасте 4-5 лет, а, примерно к 6-7 годам исчезает. Это появление и исчезновение эгоцентрической речи Пиаже объяснял следующим образом, что эгоцентрическая речь появляется у детей, когда они осваивают речь и выражает не совершенную, не социализированную мысль ребенка, не логичную мысль ребенка. То есть по мнению Пиаже не достаточно развитое мышление ребенка проявляется в его речи, в той самой эгоцентрической речи, когда многие дети этого возраста играя, разговаривают сами с собой. А дальше исчезновение эгоцентрической речи в возрасте 6 - 7 лет Пиаже объяснял следующим образом, к этому времени мышление у детей получает достаточно высокий уровень развития, оно становится социализированным, логичным и поэтому и речь ребенка становится вполне логичной, социализированной и старая, примитивная форма речи, выражающая примитивный уровень развития речи исчезает, а вместо нее появляется более логичная речь. Внешняя речь. С точки зрения Выготского мышление и речь в онтогенезе и филогенезе человека постепенно соединяются, и их синтез образует словесно-логическое мышление. В котором ни речь от мышления, ни мышление от речи отделить не возможно. С точки зрения Выготского появление у детей в возрасте 4-5 лет эгоцентрической речи является началом синтеза мышления и речи. И потом, когда эгоцентрическая речь исчезает, по крайней мере, ее внешняя форма проявления, это является признаком того, что эгоцентрическая речь превратилась во внутреннюю речь. А внешняя ее форма исчезла. А внутренняя речь является признаком соединения мышления и речи. 

---

В 1934 году вышла книга Л.С.Выготского «Мышление и речь». В центре – проблема соотношения мышления и речи. Выготский рассматривал 2 крайние точки зрения: бихевиористов и вюрцбургской школы, а также взгляды Ж.Пиаже и В.Штерна.

Пиаже: речь появляется на определенном этапе развития мышления; речь без мышления невозможна. Но речь – не особенно важна для развития мышления. Речь — лишь одна из символических функций.

Пиаже открыл феномен эгоцентрической речи. Это особенность детского мышления (я в центре мира). Эгоцентрическая речь – речь, при которой ребенок разговаривает сам с собой (2-5 лет). Это речь, направленная не на партнера по общению, а на себя, не рассчитанная и не предполагающая какой-либо обратной реакции со стороны другого челове ка, присутствующего в данный момент и находящегося рядом с говорящим. Эта речь особенно заметна у детей среднего дошкольного возраста, когда они играют и как бы разговаривают сами с собой в процессе игры. (Малыш поднося ложку ко рту говорит: «Вася берет ложку и несет к себе в рот». - Пример эгоцентрической речи.)

I. Направление развития по Пиаже: аутистическое мышление -> эгоцентрическая речь -> логическое мышление -> внешняя речь

II. Направление развития по Выготскому: практическое мышление -> эгоцентрическая речь -> логическое мышление -> внешняя речь -> внутренняя речь.

I. Пиаже:

1) Аутистическое мышление не логично (алогично), не подвержено общим законам логики.

2) Аутистическое мышление не чувствительно к противоречиям.

3) Аутистическое мышление тесным образом связано с эмоциями, зависит от эмоций.

4) Субъект не придерживается идеи постоянства объекта, верит в неконтактность воздействия (волшебство). Пиаже находит признаки аутистического мышления у детей.

5) Аутистическое мышление осуществляется по своим законам (сам себе господин).

Ж. Пиаже раскрыл когнитивный (интеллектуальный) базис развития речи. По мнению Пиаже, важнейшей предпосылкой возникновения речи у ребенка является развитие сенсомоторного интеллекта. Развитие сенсомоторного интеллекта проходит несколько стадий.

- на начальной стадии, стадии сенсомоторной логики, ребенок усваивает логику действий с объектами, которые он воспринимает непосредственно.

- в дальнейшем ребенок переходит от логики действий к «концептуальной» логике, которая основывается на представлении и на мышлении. Появляется способность мыслить о вещи, которая непосредственно не воспринимается. Именно в этот период и возникает семиотическая (знаковая), символическая функция. Этот период соответствует второму году жизни ребенка. Язык, по мнению Пиаже, появляется на базе семиотической (символической) функции и является ее частным случаем.

Пиаже делает вывод, что мышление предшествует языку, так как язык представляет собой лишь частный случай символической функции, которая формируется к определенному периоду развития ребенка. Таким образом, возникновение речи основывается на определенном когнитивном (интеллектуальном) базисе. Вместе с тем, появившись, речь оказывает огромное влияние на мышление ребенка – речь существенно перестраивает его (Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия).

II. Выготский: ребенок не аутистичен, наоборот, он изначально социален. Вся его ранняя психика развернута во внешнем плане, находится в сфере практических действий с предметами. Ребенок – практик, его психика развернута в пространстве между ним и взрослым через общение.

На первом этапе мышление и речь существуют раздельно как две независимые функции. Анализируя развитие речи и мышления в онтогенезе, Л. С. Выготский приходит к выводу, что «развитие речи и мышления совершается непараллельно и неравномерно», что «мышление и речь имеют генетически совершенно различные корни».

В процессе развития речи и мышления можно выделить «доречевую фазу в развитии интеллекта и до интеллектуальную фазу в развитии речи». На раннем этапе развития ребенка прослеживаются различные истоки (корни) мышления и речи. С одной стороны, еще до начала формирования речи проявляются зачатки интеллектуальных реакций. С другой – наблюдаются до интеллектуальные корни речи (крик, гуление, лепет). Таким образом, до определенного периода линии развития мышления и речи проходят как бы независимо друг от друга. Однако в период около двух лет «линии развития мышления и речи, которые шли до сих пор раздельно, перекрещиваются, совпадают в своем развитии и дают начало совершенно новой форме поведения, столь характерной для человека… Ребенок как бы открывает символическую функцию речи». Однако «для того, чтобы «открыть» речь, надо мыслить». Начиная с того периода речь выполняет интеллектуальную функцию, а мышление становится речевым. Однако «речевое мышление не исчерпывает ни всех форм мысли, ни всех форм речи ». Определенные формы мышления не имеют непосредственной связи с речью, например, инструментальное и техническое мышление (практический интеллект). Вместе с тем, не все виды речевой деятельности человека можно отнести к речевому мышлению, например, к нему не относится повторение фраз или заученных стихотворений. Л. С. Выготский делает вывод о том, что «слияние мышления и речи есть частичное явление, имеющее силу и значение только в приложении к области речевого мышления, в то время как другие области неречевого мышления остаются только под отдаленным, но непосредственным влиянием этого слияния и прямо не состоят с ним ни в какой причинной связи». Наряду с этим, Л. С. Выготский подчеркивал зависимость «развития мышления от речи, от средств мышления и от социально-культурного опыта ребенка». Под социальными средствами мышления понимается речь.

Таким образом, в процессе развития речи ребенок овладевает знаковыми (языковыми) средствами мышления. Такое овладение знаковыми средствами мышления происходит в процессе общения ребенка с окружающими его взрослыми.

Эгоцентрическая речь – это переходный этап. Элементы этой речи можно встретить и у взрослого, который, решая сложную интеллектуальную задачу, размышляя вслух, произносит в процессе работы какие-то фразы, понятные только ему самому, по-видимому, обращенные к другому, но не предполагающие обязательного ответа с его стороны. Эгоцентрическая речь — это речь-размышление, обслуживающая не столько общение, сколько само мышление. Она выступает как внешняя по форме и внутренняя по своей психологической функции. Имея свои исходные корни во внешней диалогической речи, она в конечном счете перерастает во внутреннюю. При возникновении затруднений в деятельности человека активность его эгоцентрической речи возрастает.

Эгоцентрическая речь играет важное значение в развитии мышления. Она появляется как некоторый феномен в процессе интериоризации: внешняя речь становится внутренней речью, а внутренняя речь неразрывно связана с логическим мышлением. При переходе внешней речи во внутреннюю эгоцентрическая речь постепенно исчезает.

На убывание ее внешних проявлений следует смотреть, как считал Л.С.Выготский, как на усиливающуюся абстракцию мысли от звуковой стороны речи, что свойственно речи внутренней. Ему возражал Ж.Пиаже, который полагал, что эгоцентрическая речь — это рудиментарная, пережиточная форма речи, перерастающая из внутренней во внешнюю. В самой такой речи он видел проявление несоциализированности, аутизма мысли ребенка. Постепенное исчезновение эгоцентрической речи было для него признаком приобретения мыслью ребенка тех качеств, которыми обладает логическое мышление взрослого. Спустя много лет, познакомившись с контраргументами Л.С. Выготского, Ж. Пиаже признал правильность его позиции.

На определенном этапе развития мышление и речь скрещиваются: речь становится осмысленной, а мышление – речевым, и они больше не существуют раздельно, а связаны друг с другом (2-3 года).

Таким образом, Выготский считает, что только до определенного момента речь не связана с мышлением (до 2-3 лет), а затем они скрещиваются.

Появление речи – когда слово отрывается от объекта, когда используются 2-хсловные выражения. От 1 г. до 2 л. речь часто сопровождается жестами, т.е. речь без предмета не существует. По Выготскому слово — плоть мысли. Речь переводит мышление на новый уровень. Это наиболее важная психическая функция. Речь перестраивает всю психику.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: