Основные составляющие психического развития ребенка: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, кризис развития, психологические новообразования

ПОНОМАРЕВА:  Они перечислены и нужно просто описать каждое, сказать, кем введен термин, что представляет собой (соц ситуация развития, ведущая деятельность… и др.). Деятели: святая троица – Выготский, Леонтьев и Эльконин, больше из наших никто не исследовал, плюс определение псих развития. Что тот же Выготский говорил о кризисах развития?

НЕМОВ:

       Вопрос: Основные составляющие психического развития ребенка: социальная ситуация.

Ответ: Основные составляющие психического развития ребенка это, те моменты или стороны, которые раскрываются при обсуждении психического развития ребенка. Основными составляющими психического развития ребенка являются – первое, развитие познавательных процессов, здесь многое можно перечеслять – восприятие, память, мышление, воображение. Второе, развитие личностных свойств у детей, здесь тоже можно многое перечислять – способности, темперамент, характер. Межличностное развитие ребенка, то есть развитие его отношений с другими детьми и взрослыми. Развитие и поведение ребенка. Вот основные составляющие психического развития ребенка. Социальные ситуации развития ребенка - это понятие было введено в научный оборот Лидией Ильиничной Божович, и под ней она понимала общую обстановку или социальное окружение в котором рождается, растет и развивается ребенок. Это и называется социальная ситуация. Социальная ситуация определяет психическое развитие по всем тем составляющим, что перечислены выше. В нее входят окружающие люди, в семье, за ее пределами, отношения, которые складываются между людьми, между ребенком и окружающими людьми. Культура соответствующего общества. Та информация, которую ребенок получает через средства массовой информации.

---

Социальная ситуация развития ребенка - это та конкретная форма отношений, в которых ребенок находится со взрослыми в тот или иной период своей жизни.

Социальная ситуация развития - это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного возрастного периода. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Образ жизни ребенка обусловлен характером социальной ситуации развития, т.е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрослыми". Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. Выяснив и поняв ее, мы тем самым можем выяснить и понять, как из жизни ребенка возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка.

Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельности.

Ведущая деятельность - это деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность характеризует определенный этап развития, выступает значимым критерием для его диагностики. Она (ведущая деятельность) не появляется сразу, а проходит свое развитие в рамках той или иной социальной ситуации. Важно отметить, что появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую. Ведущая деятельность обусловливает основные изменения в психическом развитии и, прежде всего, появление новых психических образований.

Основные виды ведущей деятельности:

· непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослым, хватание (от рождения до 1 года);

· предметно-манипулятивная деятельность (от 1 до 3-х лет);

· игровая деятельность, или сюжетно-ролевая игра (дошкольный возраст);

· учебная деятельность (младшие школьники);

· общение в разных видах деятельности (труд, спорт, отдых, учеба) — подростковый возраст.

В рамках ведущей деятельности происходит тренировка и развитие всех психических функций ребенка, что, в конечном счете, приводит к их качественным изменениям. Растущие психические возможности ребенка естественным образом являются источником противоречий в системе взаимоотношений ребенка с взрослыми. Эти противоречия находят свое выражение в несоответствии новых психологических возможностей ребенка старой форме его взаимоотношений с окружающими людьми. Именно в этот момент наступает так называемый кризис развития.

Л.С. Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис - это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях. Сущностью каждого кризиса, отмечал он, является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях с взрослыми.

  Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и - видами (способами) деятельности.

Выделяют кризисы:

· новорожденности;- переход от внутриутробного существования во вне утробное.

· кризис 1-го года;- выделение себя от матери, ходьба и речь, я могу, первые протесты.

· кризис 3-х лет;- Я сам, уважительное отношение к себе

· кризис 7-ми лет;- школа новая социальная роль, самооценка, дисциплина.

· кризис полового созревания.- образ себя, формирование морально ценностной сферы.

Кризисные периоды чередуются с этапами спокойного, стабильного развития. Понятие благоприятной фазы развития: сроки, когда рациональнее всего начинать обучение или проведение тех или иных воспитательных мероприятий, моменты, на протяжении которых наиболее отчетливо воздействуют на формирование нервно-психического развития ребенка как положительные, так и негативные факторы внешней среды. Это связано с созреванием центральной нервной системы, переходом развития поведения на качественно новый уровень и наличием новых побудительных установок.

 Психологическое новообразование - это, во-первых, психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития, и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период времени. Во-вторых, новообразование - это обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период времени, когда он становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста.

Каждый возрастной период характеризуется специфическими для него психологическими новообразованиями. Под новообразованиями следует понимать широкий спектр психических явлений от психических процессов (например, наглядно-действенное мышление в раннем детстве) до отдельных свойств личности (скажем, рефлексия в подростковом возрасте).

Значимость этого понятия состоит в том, что появление принципиально новых психических характеристик существенным образом меняет психологическую картину возраста. Уже сама по себе эта новая картина может вызвать неадекватную реакцию родителей, педагогов или врачей. Для родителей и педагогов новое в поведении ребенка нередко кажется проявлением их упрямства или каких-то капризов. А для врачей, новые свойства или качества, проявляющиеся в поведении ребенка, могут стать причиной неверных диагностических решений и ошибочных лечебных мероприятий, особенно если это «новое» поведение разворачивается на фоне патологического процесса. Вероятность диагностических ошибок в такие периоды возрастного развития увеличивается, т.к. врач может не знать ни о вновь возникающих психологических качествах, ни об особенностях периода развития, который предшествует их появлению (кризис развития).

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: