Основное содержание занятия

Тема 1

Мои чувства

 

Цели:

- обучение умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей;

- ознакомление с эмоциями радости, страха, гнева; - обучение пониманию относительности в оценке чувств.

 

Занятие 1. Знакомство. Введение в мир психологии

 

Введение

Ведущий беседует с детьми о том, что такое психология и зачем она нужна человеку. Как вырастает цветок и что для этого нужно? Цветок вырастает из маленького семеч­ка. Чтобы это произошло, ему необходимы дождь и солн­це. Так и у людей. Чтобы из мальчика или девочки вы­рос красивый, умный, счастливый и здоровый взрослый, ему необходимы тепло, поддержка, а также умение понимать себя и других людей.

Психология изучает мысли и чувства людей. Для чего? Чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно, помогать друг Другу.

 

Основное содержание занятия

«Знакомство»

Дети кидают друг другу мячик, называя перед броском свое имя, а затем по сигналу ведущего — имя того, кому броса­ют мячик.

«Имя оживает»

Участники представляют себе Страну Имен, в которой все имена превращаются в животных (или в растения). Каж­дый решает, в какое животное (растение) могло бы пре­вратиться его имя.

«Ласковое имя»

Ведущий предлагает во время занятий психологией назы­вать друг друга ласково. Каждое имя можно сделать лас­ковым. Дети должны подумать о том, как можно было бы ласково обратиться к каждому из участников занятий. «Рисунок имени»

Дети представляют, кем каждый из них станет в будущем: известным мореплавателем или врачом, ученым или писа­телем. Допустим, за большие заслуги перед людьми им уже при жизни решено поставить памятник. На нем следует написать имя героя и украсить его интересными рисунка­ми. Дети придумывают рисунки к своим именам, сначала устно описывая их, а затем выполняют их в альбомах ря­дом с красиво написанным именем. Комментарий для ведущего

Главная задача первого занятия — суметь, с одной стороны, войти в контакт с детьми, создать атмос­феру безопасности и принятия, подчеркнуть отличие заня­тий психологией от остальных уроков, а с другой, — уста­новить необходимые границы.

 

Занятие 2. Радость. Что такое мимика?

 

Разминка

Ведущий объясняет детям, что занятия психологией обыч­но начинаются с психологической «зарядки». Это необходимо, чтобы все участники могли настроиться должным образом, так же, как настраивают свои инструменты музы­канты в оркестре или как разогревают свои мышцы спорт­смены перед тренировкой. Разминка позволяет сосредо­точиться друг на друге, отвлечься от груза повседневности, переключиться на новый вид работы, отличающийся от школьных занятий.

«Зайчик испугался — зайчик рассмеялся» По сигналу ведущего участники игры быстро меняют изоб­ражаемое эмоциональное состояние (чередование напря­жения и расслабления).

«Раз, два, три, за мной повтори»

Ведущий принимает какую-либо позу, ребята должны при­нять точно такую же. Все застывают в этой позе, а один из учеников назначается «экспертом»: он определяет тех, кто повторил позу неверно, причем учитываются и выражение лица, и положение пальцев, поворот головы и т.п. «Эксперт» вносит необходимые поправки.

«Закончи предложение»

Завязывается беседа, в ходе которой дети вспоминают эпи­зоды жизни, связанные с радостью. Далее им предлагает­ся завершить предложения:

«Для ребенка радость — это...»

«Для ученика радость - это...»

«Для мамы радость это...»

 

Основное содержание занятия

«Зоопарк»

Дети получают карточки с изображениями животных (зай­ца, волка, медведя и др.). Нужно постараться «перевоп­лотиться» в них и поочередно показать, как мог бы радо­ваться медведь, волк и т.д. Затем нужно обсудить с актерами, как им удавалось изобразить радость, а зрите­лям — понять, что изображалась именно радость, а не ка­кие-либо другие чувства. В ходе беседы вводится поня­тие мимики как средства выражения чувств.

«Рисунок радости»

Учащиеся представляют себя художниками, иллюстрирую­щими детские книги, и выполняют рисунок на тему «Радость».

Комментарий для ведущего

У некоторых участников может вызвать затруднение последнее задание. В нашей практике были случаи, когда дети отказывались выполнять рисунок или хотели изоб­разить «злую радость». Первым приходилось помогать, переформулируя задание: «Нарисуй то, что ты любишь делать». Вторым же мы позволяли изображать то, что им хочется со словами: «Это твоя радость, и ты имеешь право чувствовать и рисовать ее как хочешь».

 

Занятие 3. Радость. Как ее доставить другому человеку?

 

Разминка

«Отгадай, где я иду»

Ведущий имитирует ходьбу по различным поверхностям (грязи, льду, снегу и т.д.). Дети повторяют эти движения, а затем отгадывают, по какой поверхности осуществлялось движение в каждом случае.

«Превратись в животное»

Участники игры вслед за ведущим по очереди «превра­щаются» в какое-нибудь животное, а остальные отгадыва­ют, какое именно животное изображается в каждом слу­чае, показывая карточки с рисунками животных. Кричалка «Я очень хороший!»

Детям предлагают повторить слово вслед за ведущим сна­чала шепотом, затем громко и, наконец, очень громко. Таким образом ведущий и дети прошептывают, проговаривают, прокрикивают слово «Я», затем слово «очень», и наконец, «хороший». Упражнение повторяется несколько раз.

 

Основное содержание занятия

«Как доставить радость другому человеку?»

В ходе беседы на ату тему дети должны высказать как мож­но больше предположений о том, как можно обрадовать другого: попытаться рассмешить, погладить его, сказать ему добрые слова... Много ли способов удастся набрать всем вместе?

«Собираем добрые слова»

Дети вспоминают добрые слова или хорошие качества че­ловека и называют их, перебрасывая друг другу мячик. Слова не должны повторяться! «Скажи мишке добрые слова»

Ведущий «приглашает» на занятие игрушечного мишку. Ре­бята по очереди называют его добрыми словами. Затем каж­дый из них по очереди выходит к доске с мишкой в руках, «превращаясь» в пего. Остальные участники обращаются к водящему в роли мишки, называя его добрыми словами. Таким образом, каждый ребенок, побывав в роли мишки, по­лучает свою порцию «словесных поглаживаний».

Комментарий для ведущего

Последнее задание этого занятия является основным. На нем впервые проводится работа с запретами на по­хвалу, поскольку это задание вызывает трудности у многих детей, оно выполняется опосредованно, с исполь­зованием игрушки. Ведущему нужно быть готовым к тому, что одним ребятам будет сложно придумывать «добрые слова», другим принимать «словесные погла­живания».

 

Занятие 4. Жесты

Разминка

«Отгадай, где я иду»

Повторите упражнение, выполненное на прошлом занятии (см. занятие 3), но теперь изобразите ходьбу по другим поверхностям, скажем, по горячему песку, по ворохам осен­них листьев, по лужам, по колючей траве босиком...

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: