Тема 1
Мои чувства
Цели:
- обучение умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей;
- ознакомление с эмоциями радости, страха, гнева; - обучение пониманию относительности в оценке чувств.
Занятие 1. Знакомство. Введение в мир психологии
Введение
Ведущий беседует с детьми о том, что такое психология и зачем она нужна человеку. Как вырастает цветок и что для этого нужно? Цветок вырастает из маленького семечка. Чтобы это произошло, ему необходимы дождь и солнце. Так и у людей. Чтобы из мальчика или девочки вырос красивый, умный, счастливый и здоровый взрослый, ему необходимы тепло, поддержка, а также умение понимать себя и других людей.
Психология изучает мысли и чувства людей. Для чего? Чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно, помогать друг Другу.
Основное содержание занятия
«Знакомство»
Дети кидают друг другу мячик, называя перед броском свое имя, а затем по сигналу ведущего — имя того, кому бросают мячик.
|
|
«Имя оживает»
Участники представляют себе Страну Имен, в которой все имена превращаются в животных (или в растения). Каждый решает, в какое животное (растение) могло бы превратиться его имя.
«Ласковое имя»
Ведущий предлагает во время занятий психологией называть друг друга ласково. Каждое имя можно сделать ласковым. Дети должны подумать о том, как можно было бы ласково обратиться к каждому из участников занятий. «Рисунок имени»
Дети представляют, кем каждый из них станет в будущем: известным мореплавателем или врачом, ученым или писателем. Допустим, за большие заслуги перед людьми им уже при жизни решено поставить памятник. На нем следует написать имя героя и украсить его интересными рисунками. Дети придумывают рисунки к своим именам, сначала устно описывая их, а затем выполняют их в альбомах рядом с красиво написанным именем. Комментарий для ведущего
Главная задача первого занятия — суметь, с одной стороны, войти в контакт с детьми, создать атмосферу безопасности и принятия, подчеркнуть отличие занятий психологией от остальных уроков, а с другой, — установить необходимые границы.
Занятие 2. Радость. Что такое мимика?
Разминка
Ведущий объясняет детям, что занятия психологией обычно начинаются с психологической «зарядки». Это необходимо, чтобы все участники могли настроиться должным образом, так же, как настраивают свои инструменты музыканты в оркестре или как разогревают свои мышцы спортсмены перед тренировкой. Разминка позволяет сосредоточиться друг на друге, отвлечься от груза повседневности, переключиться на новый вид работы, отличающийся от школьных занятий.
|
|
«Зайчик испугался — зайчик рассмеялся» По сигналу ведущего участники игры быстро меняют изображаемое эмоциональное состояние (чередование напряжения и расслабления).
«Раз, два, три, за мной повтори»
Ведущий принимает какую-либо позу, ребята должны принять точно такую же. Все застывают в этой позе, а один из учеников назначается «экспертом»: он определяет тех, кто повторил позу неверно, причем учитываются и выражение лица, и положение пальцев, поворот головы и т.п. «Эксперт» вносит необходимые поправки.
«Закончи предложение»
Завязывается беседа, в ходе которой дети вспоминают эпизоды жизни, связанные с радостью. Далее им предлагается завершить предложения:
«Для ребенка радость — это...»
«Для ученика радость - это...»
«Для мамы радость это...»
Основное содержание занятия
«Зоопарк»
Дети получают карточки с изображениями животных (зайца, волка, медведя и др.). Нужно постараться «перевоплотиться» в них и поочередно показать, как мог бы радоваться медведь, волк и т.д. Затем нужно обсудить с актерами, как им удавалось изобразить радость, а зрителям — понять, что изображалась именно радость, а не какие-либо другие чувства. В ходе беседы вводится понятие мимики как средства выражения чувств.
«Рисунок радости»
Учащиеся представляют себя художниками, иллюстрирующими детские книги, и выполняют рисунок на тему «Радость».
Комментарий для ведущего
У некоторых участников может вызвать затруднение последнее задание. В нашей практике были случаи, когда дети отказывались выполнять рисунок или хотели изобразить «злую радость». Первым приходилось помогать, переформулируя задание: «Нарисуй то, что ты любишь делать». Вторым же мы позволяли изображать то, что им хочется со словами: «Это твоя радость, и ты имеешь право чувствовать и рисовать ее как хочешь».
Занятие 3. Радость. Как ее доставить другому человеку?
Разминка
«Отгадай, где я иду»
Ведущий имитирует ходьбу по различным поверхностям (грязи, льду, снегу и т.д.). Дети повторяют эти движения, а затем отгадывают, по какой поверхности осуществлялось движение в каждом случае.
«Превратись в животное»
Участники игры вслед за ведущим по очереди «превращаются» в какое-нибудь животное, а остальные отгадывают, какое именно животное изображается в каждом случае, показывая карточки с рисунками животных. Кричалка «Я очень хороший!»
Детям предлагают повторить слово вслед за ведущим сначала шепотом, затем громко и, наконец, очень громко. Таким образом ведущий и дети прошептывают, проговаривают, прокрикивают слово «Я», затем слово «очень», и наконец, «хороший». Упражнение повторяется несколько раз.
Основное содержание занятия
«Как доставить радость другому человеку?»
В ходе беседы на ату тему дети должны высказать как можно больше предположений о том, как можно обрадовать другого: попытаться рассмешить, погладить его, сказать ему добрые слова... Много ли способов удастся набрать всем вместе?
«Собираем добрые слова»
Дети вспоминают добрые слова или хорошие качества человека и называют их, перебрасывая друг другу мячик. Слова не должны повторяться! «Скажи мишке добрые слова»
Ведущий «приглашает» на занятие игрушечного мишку. Ребята по очереди называют его добрыми словами. Затем каждый из них по очереди выходит к доске с мишкой в руках, «превращаясь» в пего. Остальные участники обращаются к водящему в роли мишки, называя его добрыми словами. Таким образом, каждый ребенок, побывав в роли мишки, получает свою порцию «словесных поглаживаний».
Комментарий для ведущего
Последнее задание этого занятия является основным. На нем впервые проводится работа с запретами на похвалу, поскольку это задание вызывает трудности у многих детей, оно выполняется опосредованно, с использованием игрушки. Ведущему нужно быть готовым к тому, что одним ребятам будет сложно придумывать «добрые слова», другим принимать «словесные поглаживания».
|
|
Занятие 4. Жесты
Разминка
«Отгадай, где я иду»
Повторите упражнение, выполненное на прошлом занятии (см. занятие 3), но теперь изобразите ходьбу по другим поверхностям, скажем, по горячему песку, по ворохам осенних листьев, по лужам, по колючей траве босиком...