Разминка «Глаза в глаза»
«Мысленная картинка»
Дети закрывают глаза и под музыку «рисуют мысленные картинки». Затем все по очереди обмениваются своими фантазиями, при желании инсценируя их.
«Врунишка»
Водящий выходит за дверь. Дети договариваются, кто из них будет «врунишкой». Водящий, заглядывая в глаза детей, должен догадаться, кто из них «врунишка».
Основное содержание занятия
«Радость можно подарить взглядом»
Ведущий загадывает качество, которое ему нравится в ребенке. Затем пристально смотрит ему в глаза, стараясь «передать» загаданное (здесь очень важен контакт глаз). Ребенок должен догадаться, какое качество задумано. Остальные участники группы помогают ему. Желательно, чтобы в роли водящего побывали все дети.
Работа со сказкой
«Нужная вещь» (автор - Р. Иванова)
Садись поудобнее и давай попробуем помечтать. О чем? Ну, например, о море. Ты любишь море? Тогда закрой глаза и представь себе, что ты стоишь на палубе корабля. Светит солнце, корабль едва покачивается на волнах. Море сливается с небом на горизонте, оно манит тебя вдаль, к далеким неизведанным землям...
|
|
Представь себе, что однажды такой корабль плыл по океану к далеким островам. Обычно люди брали с собой в дальний путь множество необходимых вещей. Они складывали их в трюмах своих кораблей. Впрочем, среди нужных вещей попадались и вещи совершенно ненужные. В трюме нашего корабля тоже лежало много всякой всячины. Были тут ящики с запасами еды и одежды, спасательные круги, канаты, якорь с цепью, багор. В самом темном углу трюма лежал старый мешок. Он лежал там так давно, что уже никто и не помнил, как он попал в трюм и что внутри него.
Корабль плыл так Долго, что вещи в трюме стали скучать. Первым заговорил канат.
- Все мы тут нужны, а я нужнее всех. С моей помощью люди крепят паруса и управляют ими, а если корабль причалит к берегу, то я привяжу его к причалу.
Тут подал голос багор:
— А если канат оборвется? Тогда без меня не обойтись! Как без меня подтянуть корабль к берегу? Значит, я нужнее.
В этот момент заворчал якорь:
— А если корабль будет далеко от берега? Как без меня удержать корабль на месте?
— Да, но чего ты стоишь без меня? — зазвенела якорная цепь. — Я связываю тебя с кораблем, значит, я важнее.
Нужные вещи спорили долго, но так и не смогли выяснить, кто из них важнее.
Только старый мешок молчал, лежа в своем темном углу. Ему нечем было похвастаться перед остальными, да и не любил он этого. Он слушал спорщиков молча, а потом не выдержал и вмешался.
— Как вам не стыдно спорить! Вы все нужны людям, они не обойдутся без каждого из вас.
|
|
Это было ошибкой. Изумленные вещи сначала замолчали, а потом наперебой, все разом набросились на бедный мешок.
— Ах ты, старый толстяк! Ты нам просто завидуешь! Сам-то ты давно никому не нужен!
Они насмехались над бедным мешком и даже забыли про свои раздоры.
А мешок забился обратно в угол и думал: «Действительно, кому я нужен? Я такой старый, что никто не помнит, что у меня внутри. Вынули бы меня из трюма и выбросили куда-нибудь». Ему было очень обидно.
Так продолжалось много дней подряд. Каждое утро, едва проснувшись, вещи начинали смеяться над старым мешком, а он молча страдал.
Однажды на море разыгрался шторм. Волны бились в борт корабля так, что вещи в трюме швыряло из стороны в сторону. Кораблю грозила верная гибель. После одного сильного удара в днище образовалась пробоина, в трюм хлынула вода. Среди вещей началась паника. Они закричали: «Спасите! Помогите!» Но люди их не слышали, они боролись со штормом на палубе.
Тогда снова заговорил старый мешок.
— Надо придумать, как спасти корабль! — воскликнул он, выбираясь из своего угла.
А вещи опять набросились на него с насмешками: «Ах, ты снова пытаешься учить нас?! Мы — умные и нужные вещи, а ты лежал бы в своем углу да помалкивал!». И мешок снова затих.
А тем временем вода в трюме все прибывала. И тогда мешок снова вылез из угла и, кряхтя, направился к пробоине. Он подошел к ней и лег на дно трюма. Пробоина оказалась полностью закрытой. Вода перестала поступать в трюм. А тут и люди заметили, что в трюме плещется вода, и принялись откачивать ее насосом. Вскоре в трюме стало сухо...
А мешок лежал на пробоине и думал: «Вот ведь как получилось. Выходит, и я на что-то гожусь. Я не дал утонуть кораблю, погибнуть людям и нужным вещам». От этих мыслей все его существо наполнилось гордостью.
И тут все вещи в трюме притихли. Им стало стыдно. Но особенно они смутились, когда раздались голоса людей: «Смотри-ка, это забытый старый мешок заткнул собою пробоину и спас нас от неминуемой гибели!» На душе у старого мешка стало радостно. А люди еще долго вспоминали эту удивительную историю, героем которой стал ничем не примечательный старый мешок.
Вопросы для обсуждения
— О чем спорили вещи в трюме корабля? Почему?
— Что, по вашему мнению, значит «быть нужным другим»?
— Почему мешок заткнул пробоину в трюме?
— Почему в конце сказки «на душе у мешка стало радостно»?
Комментарий для ведущего
При обсуждении сказки полезно обратить внимание на изменение ощущений героя — «старого мешка» - в процессе развития сюжета, подробно обсудив, почему в конце рассказа «все его существо наполнилось гордостью».
Занятие 7. Страх