Занятие 10. Гнев. С какими чувствами он дружит?

 

Разминка «Выражение чувств»

«Художники-гримеры»

Для выполнения этого упражнения требуются театраль­ный грим и две большие пластмассовые куклы. Дети де­лятся на две группы. Каждая из групп загадывает любое чувство и в соответствии с ним гримирует свою куклу. Другая группа отгадывает, какое чувство загадано и изоб­ражено на лице куклы.

«Попугай»

Ведущий произносит короткое предложение, например: «Я иду гулять». Один из участников повторяет это предло­жение с определенной интонацией. Остальные дети отга­дывают, какое чувство при этом выражается.

«Покажи маме дневник»

Из числа участников выбираются «мама» и «ученик». «Ученик» пишет на листочке оценку и показывает ее так, чтобы видела только «мама». «Мама» должна без слов выразить свое чувство так, чтобы все остальные догада­лись, какую оценку получил «ученик».

 

Основное содержание занятия

 

Работа со сказкой

 

«О мальчике Сереже, который всего боялся и потому кусался* (автор - 0. Хухлаева)

 

Жил-был первоклассник Сережа. Он красиво писал и не­плохо читал. А примеры решал лучше всех в классе. И даже во время прогулок умудрялся не вымазаться в лужах. Одна была у него слабость: он всего боялся. А оттого... постоянно кусался.

Вот, скажем, подходит к нему Пашка Замордашкин и го­ворит: «Чур, я сегодня первый на прогулке большой лунокат пускать буду». А Сережа его кусает. Повалит его Сашка Бен-uepnoin miun.

дибрашкин на переменке на иол всем ведь поваляться хо­чется! - а Сережа кусает его так, что визжит Сашка на всю школу. Стукнет его по плечу Ленка Конопенкина «Ты, Се­режа, салочка». — Так он Ленку тут же кусает, не хуже боль­шой собаки.

И ругали Сережу за это, и наказывали. Ничего не помо­гало, пока не начались в том первом классе, где Сережа учил­ся, занятия психологией. И тогда ребята поняли, что кусался Сережа только потому, что... (давайте подумаем вместе)... бо­ялся! Страх, оказывается, очень дружен с другим нехорошим чувством. С каким? Правильно, со злостью или с гневом. И ребята Сереже помогли справиться с этой ужасной привыч­кой. Как им это удалось? Давайте вместе вспомним, как чело­веку можно справиться со своим страхом.

«Как ромашки с васильками поссорились» {автор - В. Вишнева)

 

Я расскажу тебе удивительную историю про цветы. Они живут на Цветочной поляне на опушке леса. Зовут их Ромаш­ками и Васильками. Они всегда дружили, вместе играли и ве­селились. На опушке не смолкал радостный смех цветов, а вме­сте с ним по воздуху разносилась ароматная цветочная пыльца. В солнечные дни вся поляна благоухала.

Но однажды приключилось несчастье. Началось все с пу­стяка. Одному Васильку понравилось, как одна Ромашка жмурится на солнце, и он добродушно рассмеялся. Но Ро­машке не понравилось, что над ней смеются. Она так обиде­лась, что все ее лепестки от негодования покраснели. Ее под­руги тоже обиделись за нее и решили начать войну против Васильков. Ромашки перестали играть с Васильками, обид­но подшучивали над ними. Васильки им тоже спуска не да­вали: они дергали Ромашек за лепестки и задиристо крича­ли: «Любит! Не любит!» Этим они окончательно вывели Ромашек из себя. К вечеру все совсем рассорились и разошлись но разные стороны Цветочной поляны. Ни одна ува­жающая себя Ромашка не станет расти рядом с такими заби­яками и грубиянами! И всякому Васильку могут надоесть капризы и колкости!

«Как хорошо! Наконец-то никто не пихается и не толка­ется!» - успокоились Ромашки.

«Наконец-то не слышно никакого хныканья!» — умиля­лись Васильки.

«Вот теперь начнется спокойная жизнь!» - подумали все вместе.

И вот наступило первое утро новой жизни. Ромашки при­нялись вертеться друг перед другом и хвастаться нарядами. У кого лучше? — Но их некому было рассудить, и Ромашки заскучали.

У Васильков дело обстояло не лучше. Им было неинте­ресно играть друг с другом. А когда наступила ночь, стало темно, где-то близко заухала сова. Все Ромашки на поляне ис­пугались. «Где же наши сильные и храбрые Васильки? Мы боимся!» — дрожали они.

А Васильки ушли жить к своим дальним родственникам — Колоскам, на пшеничное поле. Но Колоски их встретили хо­лодно. Они сказали Василькам, что скоро придет Человек и выгонит их с поля, потому что они, дескать, — сорняки. Ва­силькам стало страшно и обидно. Ромашки хоть и насмешни­цы, но никогда не называли Васильков сорняками!

А в это время на поляне началось самое страшное. На Ро­машек надвигались полчища мышей. Они, клацая зубами, хоте­ли подгрызть их корешки. Ромашки закричали изо всех сил. И Васильки услышали их! Они бросились на спасение своих подруг. Мыши не ожидали такого отпора и разбежались в разные стороны. «Как хорошо, что вы вернулись!» — восклик­нули Ромашки. «Простите нас!» хором крикнули Василь­ки. «Нам так весело вместе!» — сказали все разом. «Вы такие выдумщицы!» «А вы такие сильные!» «Вы очень добрые!» «А вы храбрые!» — слышалось со всех сторон. Наступило примирение, все цветы рассмеялись, и пушистая ароматная пыльца облаком поднялась над поляной. С тех пор они всегда дружат. Вот такая Сказочная поляна есть на свете. Ты всегда мо­жешь ее найти по звонкому смеху, по душистому облаку, плы­вущему над поляной.

Комментарий для ведущего

Итогом занятия должен стать вывод о том, что страх и обида нередко вызывают гнев. Хорошо, если каждый ре­бенок придумает свой личный пример на связку обида — злость или страх — злость (эти слова можно написать на доске).

 

 

Занятие 11. Может ли гнев принести пользу?

 

Разминка «Контрасты»

«Черная рука — белая рука»

Дети должны представить и изобразить «черную руку» — руку, готовую к агрессии, с напряженными пальцами, а затем по сигналу ведущего превратить ее в «белую руку» - рас­слабленную, готовую приласкать. «Разозлились — одумались»

По сигналу «разозлились» дети напрягают тело, сжимают кулаки, по сигналу «одумались» — расслабляются и улы­баются.

«Поссорились — помирились»

Из группы выбирается два участника, им предлагают пред­ставить, что их правые руки — это человечки, которые вы­полняют на столе по команде ведущего различные действия: знакомятся, идут вместе гулять, ссорятся, дерутся, обижают­ся друг на друга, мирятся, идут вдвоем играть. Затем руки превращаются в двух петушков и выполняют те же дей­ствия, но с прибавлением «петушиных» звуков. Основное содержание занятия «Закончи предложение»

Детям предлагается закончить такие фразы: «Гнев приносит пользу, когда...» «Гнев приносит вред, когда...»

 

Работа со сказкой

«О лутнике и его Беде* (автор - С. Кондратенков)

 

Мне вспомнилась одна старая история. Произошла она в давние времена, когда люди еще не имели ни телефонов, ни телевизоров, ни машин. Вокруг были одни зеленые леса да поляны. Жизнь была спокойной и размеренной. Почти как у бабушки в деревне.

Тогда люди не знали, что земля состоит из материков и островов. Они догадывались, что где-то далеко есть земли, в которых живут воинственные племена. Иногда они почему-то нападают на мирных жителей, грабят селения, сжигают дома и идут дальше, принося с собой горе и разорение.

На окраине одной деревушки росла березовая роща. И вот однажды с той самой стороны, откуда обычно приходили разорители, появился одинокий путник. С виду обычный че­ловек, но чем-то он отличался от жителей деревни — то ли одеждой, то ли широкой открытой улыбкой, при виде которой так и хотелось улыбнуться в ответ. Наверное, его улыбка была похожа на твою. Этот путник решил передохнуть и остано­вился в березовой роще. Присел на траву, закрыл глаза и ус­лышал тихий шелест деревьев. Они будто пели ему колыбель­ную песню, а солнечные зайчики, пробиваясь сквозь листву, затеяли игру на его лице. Он чувствовал, как теплые пятнышки перескакивают со щеки на лоб, со лба на подбородок. Путни­ку стало так хорошо, что он решил остаться в этой деревне.

Пока он сидел под деревом, к нему подошел седой старик, присел рядом:

— Откуда путь держишь, чужестранец?

— Я уже и не помню, где начал свой путь, — отвечал тот, - знаю только, что где бы я ни появился, я везде приношу с со­бой горе. Вроде стараюсь помогать людям, но обязательно получается что-то не так, вот я и ухожу подальше от печалей». Разве можно уйти от печалей? удивился старик.

— Конечно, ~ отвечал путник, — уходя, ты оставляешь печаль на месте, а с собой берешь только радость.

Они долго беседовали, а потом старик пригласил путника к себе. Тот остался жить в селении. Он помогал жителям чем мог, а когда узнал о существовании воинственных племен, заявил:

— Неужели вы ни разу не пытались дать им отпор? Нет? Тогда надо этому научиться!

Путник пошел в дом и вынес оттуда тяжелый, блестящий на солнце меч.

— С помощью такого меча и храбрости в душе можно по­бедить любого врага! — сказал он и взмахнул мечом, со свис­том рассекая воздух.

Самые храбрые юноши в деревне пошли в ученики к чу­жестранцу. После тренировок он уходил в березовую рощу, сидел на траве, прислонясь спиною к теплому белому стволу, слушал шепот листвы. Это место было его самым любимым во всей округе.

Однажды поутру жители услышали бряцанье металла и топот тысяч ног, увидели огромные полчища воинов. Защит­ники селенья были наготове и ждали врага на большом поле перед березовой рощей. Воины поначалу удивились, встретив отпор, но затем вынули из ножен острые мечи и ринулись в бой. Сначала они потеснили защитников деревни, но как только битва перешла в рощу, у жителей селенья как будто прибави­лось отваги, и они стали защищаться с удвоенной силой.

Над рощей стоял звон металла, повсюду блестели скрещи­ваемые в битве мечи. Путник, сражавшийся в самой гуще бит­вы, уже не помнил, где находится. Он только знал, что надо убивать врагов, и махал своим верным мечом во все стороны: взмах и удар, взмах и удар. Битва так захватила его, что он ничего не чувствовал, кроме злобы и ненависти.

И вдруг... вдруг он споткнулся и упал. И снова стал са­мим собою. Он увидел свои руки, дрожащие от усталости, ус­лышал необычную тишину вокруг. Потом огляделся вокруг, и увиденное поразило его настолько, что он застыл на месте.

Старой березовой рощи больше не было. От нее остались одни пеньки, а среди них стоял старик и печально смотрел на путника.

— Что со мной случилось? — спросил путник, когда об­рел дар речи.

— Ты так забылся в своем гневе, что не заметил, как враги бежали, а ты все продолжал рубить. Даже наши воины испу­гались тебя и ушли, а ты все продолжал размахивать мечом и погубил все деревья, — ответил старик.

Путник сел и зарыдал. Он опять принес с собой беду и загубил любимую рощу. Он взял свой меч и, волоча его по земле, пошел прочь от деревни. Уйти в новые места путник был не в силах, и он остался жить неподалеку, выстроив себе хижину на опушке леса. Меч он припрятал подальше. Улыбка исчезла с его лица. Он больше не появлялся в селении. Люди часто видели его бродящим по лесу, одинокого и печального.

И вот на это селение опять напали враги. Началась битва, но жители поняли, что без силы и ловкости путника им с вра­гом не справиться. За ним послали гонца, но путник и слы­шать ничего не хотел: «Я поклялся больше не брать в руки меч. Хватит! Я приношу горя больше, чем радости. Я сдержу свою клятву». Гонец ушел ни с чем.

Когда у защитников селенья силы были на исходе, к пут­нику пришел старик. Он посмотрел путнику в глаза: «Если это необходимо, то нужно взять в руки самый большой меч. Не надо только забывать, что от тебя одного зависит, с какой силой и на что опустится твой меч». И старик побрел в деревню.

«Да, - подумал путник, — от беды не убежишь, беду мож­но только победить». Он разыскал свой меч и ринулся на по­мощь жителям селенья. Он сражался храбро, как всегда, но постоянно помнил слова старика и, увидев первого убегающего прочь врага, тут же опустил свой меч. Это была настоящая победа. Самая радостная победа в его жизни. И он снова улыб­нулся... прямо как ты сейчас.

А на месте вырубленной рощи выросла новая, и чем выше становились деревья, тем лучше путник умел владеть собой, и все чаще на его лице светилась улыбка.

Вопросы для обсуждения

Как улыбнуться так, чтобы захотелось улыбнуться в от­вет? Покажите улыбку путника.

- Как вы понимаете слова «я ухожу от своих печалей»?

- Что кроме меча нужно, по мнению путника, чтобы побе­дить врага? (Храбрость в душе.)

- Как вы понимаете слова «и снова стал собою»? Разве путник превращался в кого-то другого?

- Что значит «ты забылся в своем гневе»?

- Объясните фразу «просто не надо забывать, что ты взмахиваешь им и ты ударяешь»?

- Почему последняя победа была самой радостной в жиз­ни путника?

- Подумайте, почему чем лучше путник учился сдержи­вать себя в нужный момент, тем чаще он улыбался.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: