«Радость можно выразить жестом»
Предложите детям показать радость, но лишь одним способом: только глазами, только губами, одной рукой, двумя руками (при этом лицо прикрывается листом бумаги). Побеседуйте о том, что чувство можно выразить по-разному, в том числе при помощи рук. Введите понятие «жест».
«Передай сообщение»
Дети по очереди превращаются в учительницу, которая должна без слов, одними жестами передать классу то или иное сообщение: «Сидите тихо», «Не балуйтесь», «Молодец», «Встаньте смирно», «Садитесь», «Иди к доске» и т.п.
«Пойми меня!»
Дети разделяются на пары. В каждой паре один ребенок должен при помощи жестов объяснить задание второму. Задания раздает ведущий. Они могут быть любыми, но обязательно доступными для детского понимания и связанными с конкретными и знакомыми детям действиями, например: «принести тетрадь», «вытереть доску», «спять пальто» и т.н.
Побеждает та пара, которая смогла быстрее других достигнуть взаимопонимания и выполнить задание за самое короткое время. (Предметами при объяснении задания пользоваться нельзя.)
|
|
Работа со сказкой
«Когда молочные зубы сменились постоянными»
(автор — Е. Фатеева)
В одной тихой речке жил маленький крокодиленок. У него был красивый длинный хвост и много острых зубов. Когда его зеленая кожа стала твердой, а молочные зубы сменились постоянными, он пошел в школу. Крокодиленок очень гордился этим, но скоро перестал радоваться, потому что его дела в школе шли плохо. Он никак не мог научиться нырять и притворяться замшелым бревном, хотя все остальные крокодилы в классе уже научились этому.
Учительница большая темно-зеленая крокодилица — хвалила всех, кроме крокодиленка, а иногда ругала его и ставила ему «двойки». Все крокодилы в классе дразнили его, называли глупым, с ним никто не играл.
Мама очень огорчалась и спрашивала: «В кого ты такой у меня уродился?!» Папа-крокодил грозился отлупить крокодиленка ремнем и всегда ставил в пример себя. «Я, — говорил он, в твои годы нырял лучше всех в классе, а бревном притворялся так, что на меня даже бабочки садились. Л ты что же?».
Что мог ответить крокодиленок? Он и сам видел, что ни на что не способен. Он не слушал объяснений учительницы, потому что был уверен: все равно он ничего не поймет.
II вот однажды в классе появился новый ученик его родители переехали из другой речки. Как ни странно, этот новенький подружился с крокодиленком. «Почему ты дружишь со мной? спрашивал он нового друга. Ведь я такой плохой, что со мной даже никто не играет!». А тот отвечал, что не все так плохо, надо просто стараться учиться лучше. Он даже объяснил, как это можно сделать.
|
|
С тех пор крокодиленок начал привыкать вставать каждое утро пораньше и повторять все уроки, которые делал вчера. Домашнее задание он теперь выполнял очень тщательно, не ленясь, на уроках внимательно слушал учительницу и старался побольше запоминать.
Вскоре он стал хорошим учеником, научился лучше всех нырять и притворяться бревном. Учительница теперь часто хвалила крокодиленка, а одноклассники стали принимать его в свои игры. Его друг радовался за него: «Я же говорил, что ты сможешь!»
Теперь крокодиленок уже не думал, что он плохой, а четверть окончил на пятерки. Мама и папа устроили в честь этого пир, куда пригласили всех его приятелей. Крокодиленок был счастлив. Он говорил: «Я хорошо учусь, я хороший». И все радовались вместе с ним.
Вопросы для обсуждения
— Что огорчало крокодиленка в начале сказки?
— Каким он себя считал и почему?
Как ему удалось начать учиться лучше? Как вы понимаете слова «он нашел в себе силы учиться лучше»? Какие силы можно найти в себе?
— Были ли у вас похожие ситуации?
Комментарий для ведущего
На этом занятии начинается работа с терапевтической метафорой. Перед прочтением сказки ведущему следует раздать ребятам альбомы и сказать, что во время прослушивания дети могут при желании делать рисунки. Рисовать можно все что угодно, но на тему сказки. Когда ведущий заканчивает чтение, дети, как правило, продолжают рисовать. Лучше всего обсуждать услышанное именно в это время, поскольку дети еще находятся «внутри сказки». Вопросы желательно подготовить заранее с учетом специфики класса. Обсуждение сказок наиболее трудная, но очень важная часть занятия, так как дети получают опыт анализа своих проблем, возможность рассказать о своих тревогах. И очень важно, чтобы любые чувства ребенка были приняты как имеющие право на существование.
Занятие 5. Радость можно передать прикосновением
Разминка «В мире животных
«Муха»
Ведущий прикасается к каждому из детей «волшебной палочкой», а они должны при этом застыть и представить, что им на нос села муха. Прогнать ее можно только движением носа. (Муха перелетает с места на место, садится то на левый глаз, то на губы, щеки, лоб, подбородок и т.д.). «Превратись в животное»
Ведущий предлагает детям по очереди загадать и пластически изобразить радостное животное, а остальные отгадывают, какое животное изображается. Выясняется, что одних животных легче представить радостными, а других — труднее: у каждого свой характер.
«Фотоохота»
Один из детей изображает какое-либо животное, передвигаясь по классу. Другой следует за ним, повторяя его движения. Третий, фотоохотник, командует: «Раз, два, три фотография — замри!» Замирают оба ученика — и «животное», и его «фотография». Остальные сличают «снимок» с «оригиналом».
Кричалка «Ура успешной фотоохоте!»
Эта фраза повторяется вразбивку вслед за ведущим, с нарастанием громкости от слова к слову, затем — со снижением громкости от максимальной до шепота, затем — прокрикивается максимально громко несколько раз.