Основное содержание занятия

«Радость можно выразить жестом»

Предложите детям показать радость, но лишь одним спо­собом: только глазами, только губами, одной рукой, двумя руками (при этом лицо прикрывается листом бумаги). Побеседуйте о том, что чувство можно выразить по-разно­му, в том числе при помощи рук. Введите понятие «жест».

«Передай сообщение»

Дети по очереди превращаются в учительницу, которая дол­жна без слов, одними жестами передать классу то или иное сообщение: «Сидите тихо», «Не балуйтесь», «Молодец», «Встаньте смирно», «Садитесь», «Иди к доске» и т.п.

«Пойми меня!»

Дети разделяются на пары. В каждой паре один ребенок должен при помощи жестов объяснить задание второму. Задания раздает ведущий. Они могут быть любыми, но обя­зательно доступными для детского понимания и связанными с конкретными и знакомыми детям действиями, на­пример: «принести тетрадь», «вытереть доску», «спять пальто» и т.н.

Побеждает та пара, которая смогла быстрее других дос­тигнуть взаимопонимания и выполнить задание за самое короткое время. (Предметами при объяснении задания пользоваться нельзя.)

Работа со сказкой

 

«Когда молочные зубы сменились постоянными»

(автор — Е. Фатеева)

 

В одной тихой речке жил маленький крокодиленок. У него был красивый длинный хвост и много острых зубов. Когда его зеленая кожа стала твердой, а молочные зубы сменились постоянными, он пошел в школу. Крокодиленок очень гордился этим, но скоро перестал радоваться, потому что его дела в школе шли плохо. Он никак не мог научиться нырять и притворять­ся замшелым бревном, хотя все остальные крокодилы в клас­се уже научились этому.

Учительница большая темно-зеленая крокодилица — хвалила всех, кроме крокодиленка, а иногда ругала его и ста­вила ему «двойки». Все крокодилы в классе дразнили его, на­зывали глупым, с ним никто не играл.

Мама очень огорчалась и спрашивала: «В кого ты такой у меня уродился?!» Папа-крокодил грозился отлупить кроко­диленка ремнем и всегда ставил в пример себя. «Я, — гово­рил он, в твои годы нырял лучше всех в классе, а бревном притворялся так, что на меня даже бабочки садились. Л ты что же?».

Что мог ответить крокодиленок? Он и сам видел, что ни на что не способен. Он не слушал объяснений учительницы, потому что был уверен: все равно он ничего не поймет.

II вот однажды в классе появился новый ученик его ро­дители переехали из другой речки. Как ни странно, этот но­венький подружился с крокодиленком. «Почему ты дружишь со мной? спрашивал он нового друга. Ведь я такой пло­хой, что со мной даже никто не играет!». А тот отвечал, что не все так плохо, надо просто стараться учиться лучше. Он даже объяснил, как это можно сделать.

С тех пор крокодиленок начал привыкать вставать каж­дое утро пораньше и повторять все уроки, которые делал вче­ра. Домашнее задание он теперь выполнял очень тщательно, не ленясь, на уроках внимательно слушал учительницу и ста­рался побольше запоминать.

Вскоре он стал хорошим учеником, научился лучше всех нырять и притворяться бревном. Учительница теперь часто хвалила крокодиленка, а одноклассники стали принимать его в свои игры. Его друг радовался за него: «Я же говорил, что ты сможешь!»

Теперь крокодиленок уже не думал, что он плохой, а чет­верть окончил на пятерки. Мама и папа устроили в честь это­го пир, куда пригласили всех его приятелей. Крокодиленок был счастлив. Он говорил: «Я хорошо учусь, я хороший». И все радовались вместе с ним.

Вопросы для обсуждения

— Что огорчало крокодиленка в начале сказки?

— Каким он себя считал и почему?

Как ему удалось начать учиться лучше? Как вы понимаете слова «он нашел в себе силы учить­ся лучше»? Какие силы можно найти в себе?

— Были ли у вас похожие ситуации?

Комментарий для ведущего

На этом занятии начинается работа с терапевти­ческой метафорой. Перед прочтением сказки ведуще­му следует раздать ребятам альбомы и сказать, что во время прослушивания дети могут при желании де­лать рисунки. Рисовать можно все что угодно, но на тему сказки. Когда ведущий заканчивает чтение, дети, как правило, продолжают рисовать. Лучше всего об­суждать услышанное именно в это время, поскольку дети еще находятся «внутри сказки». Вопросы же­лательно подготовить заранее с учетом специфики класса. Обсуждение сказок наиболее трудная, но очень важная часть занятия, так как дети получают опыт анализа своих проблем, возможность рассказать о сво­их тревогах. И очень важно, чтобы любые чувства ре­бенка были приняты как имеющие право на существо­вание.

 

Занятие 5. Радость можно передать прикосновением

 

Разминка «В мире животных

«Муха»

Ведущий прикасается к каждому из детей «волшебной па­лочкой», а они должны при этом застыть и представить, что им на нос села муха. Прогнать ее можно только дви­жением носа. (Муха перелетает с места на место, садится то на левый глаз, то на губы, щеки, лоб, подбородок и т.д.). «Превратись в животное»

Ведущий предлагает детям по очереди загадать и пласти­чески изобразить радостное животное, а остальные отга­дывают, какое животное изображается. Выясняется, что одних животных легче представить радостными, а дру­гих — труднее: у каждого свой характер.

«Фотоохота»

Один из детей изображает какое-либо животное, передви­гаясь по классу. Другой следует за ним, повторяя его дви­жения. Третий, фотоохотник, командует: «Раз, два, три фотография — замри!» Замирают оба ученика — и «жи­вотное», и его «фотография». Остальные сличают «сни­мок» с «оригиналом».

Кричалка «Ура успешной фотоохоте

Эта фраза повторяется вразбивку вслед за ведущим, с на­растанием громкости от слова к слову, затем — со сниже­нием громкости от максимальной до шепота, затем — прокрикивается максимально громко несколько раз.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: