Разминка «Способы выражения чувств»
«Попугай»
Ведущий произносит короткую фразу с нейтральной интонацией, например: «Я сделал уроки». Один из участников повторяет эту фразу, но уже с другой интонацией, стараясь вложить в нее какое-либо чувство. Остальные дети отгадывают, какое чувство вложено в его высказывание. «Какая отметка?»
Из числа участников выберите учителя» и «ученика». «Ученик» приносит «учителю» тетрадку с выполненным заданием, «учитель» проверяет задание и ставит отметку. Без использования слов, только при помощи мимики и жестов нужно показать, как выполнено задание, как оценивает работу «учитель» и как реагирует на эту оценку «ученик».
«Шурум-бурум»
Водящий загадывает некое чувство, а затем только с помощью интонации, отвернувшись от круга и, произнося только бессмысленные слова «шурум-бурум», передает это чувство. Дети разгадывают его.
«Море волнуется»
Водящий (на первых порах это взрослый ведущий) начинает игру: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости (страха, стыда и т.д.) на месте замри». Далее водящим становится тот, кто создал наиболее выразительную фигуру.
|
|
«Волны»
Для выполнения этого упражнения нужны две голубые атласные ленты длиной в 1 —1,5 м. Ведущий называет детям разные чувства и предлагает с помощью лент показать «волны радости», «волны гнева», «волны страха» и др. Затем можно обсудить с детьми, какими средствами пользовались они при выражении разных чувств.
Основное содержание занятия
«Закончи предложение»
Дети дают определения шести различным чувствам:
«Радость - это когда...»
«Печаль — это когда...»
«Страх — это когда...»
«Гнев — это когда...»
«Обида — это когда...»
«Стыд — это когда...»
Наиболее удачные определения ведущий записывает на доске. «Ожившее чувство»
Участники делятся на 6 групп (в соответствии с шестью названными чувствами). Каждой группе нужно изготовить с использованием красок и цветной бумаги костюм и маску для своего чувства, придумать типичные для него реплики и подготовить одного актера для исполнения главной роли. По существу, каждая группа должна подготовить свой мини-спектакль на тему одного из чувств. На это занятие хорошо бы пригласить «зрителей» — других учеников и учителей школы. Когда «актеры» подготовятся, все участники и зрители занимают места в «зрительном зале», а актеры в роли «чувств» по очереди выходят на «сцену». В дискуссии по поводу точности выражения чувств, т.е. в определении «победителя» принимают участие зрители и вся группа. Какое чувство окажется самым выразительным? «Рисунок чувств»
|
|
Дети получают по листу бумаги, разделенному на четыре равные части. Каждый выбирает любые четыре чувства из шести, и выполняет маленькие рисунки на темы этих чувств. Затем рисунки сравниваются и обсуждаются.
Комментарий для ведущего
Предложенные задания можно заменить на игры, которые вызывали у детей наибольший интерес на предыдущих занятиях. Кроме того, можно предложить детям дома выполнить творческие задания. Например, нарисовать «Азбуку страшилок» - или сочинить веселую сказку, подобрать из журналов фотографии людей, выражающих те или иные чувства.