Методические рекомендации

Пояснительная записка

Данный курс лекций по исполнительскому анализу адресован учащимся специальности 2 - 16 01 31 «Инструментальное исполнительство» специализации 2 - 16 01 31 02 «Оркестровые струнные смычковые инструменты».

Курс исполнительского анализа предполагает сочетание лекционных и практических занятий (примерное соотношение: лекции – 16 ч., практические занятия – 16 ч., контрольный урок – 2ч.)

Введение курса «Исполнительский анализ» в учебный план связано с особенностями профессиональной деятельности учителя музыки. Исполнение на инструменте является не просто желаемой, а необходимой частью его профессиональной деятельности. При этом нужно художественно полноценно и убедительно исполнять достаточно обширный и постоянно обновляющийся репертуар, включающий весь спектр стилевых направлений. Повышение требований к качеству владения инструментом, необходимость знания стилевых особенностей произведений различных авторов и способов их воплощения поставили задачу ознакомления учащихся с общими закономерностями работы над музыкальным произведением, как с точки зрения его осмысления, так и с позиции его полноценной исполнительской реализации.

Программа содержит примерный список музыкальных произведений, рекомендуемых для практических занятий.

Итоговой формой контроля является ОКР, проводимая в конце VIII cеместра, на которой учащийся должен представить исполнительский анализ заданного произведения, служащий дополнением к собственному исполнению.

 

 


 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение. Цели и задачи курса. Методические рекомендации по изучению дисциплины «Исполнительский анализ».

 

2.Исполнительский анализ музыкального произведения.

 

3.Система анализа и его роль в работе над музыкальным произведением в классе по специальному инструменту.

 

4. Музыкальное произведение как художественное явление.

 

5. Интерпретация. Исполнительский анализ музыкального произведения как основа создания интерпретации.

 

6. Вербальная интерпретация музыки.

 

7. Понятие об индивидуальном исполнительском стиле и манере исполнения

 

8. Музыкальное редактирование.

 

 

.

 


 


Тема 1

Введение. Цели и задачи курса. Методические рекомендации

По изучению дисциплины «Исполнительский анализ».

 

Дисциплина «Исполнительский анализ» является важной составной частью профессиональной подготовки учащихся специальности оркестровые струнные смычковые инструменты

Данный курс призван способствовать повышению исполнительского и педагогического мастерства учащегося, осознанию роли музыканта-исполнителя и педагога в эстетическом воспитании современного человека, его места в коммуникативной системе композитор – исполнитель – слушатель.

Изучается в VIII семестре в объёме 34 часов, занятия групповые.

Завершается контрольным уроком по пройденному материалу, включая практическое задание по исполнительскому анализу музыкальных произведений из репертуара детских музыкальных школ.

 

Цели:

1. усвоение необходимых теоретических знаний по исполнительскому анализу;

2. совершенствование профессиональных навыков учащихся;

3. побуждение интереса к исполнительской и педагогической деятельности.

 

Задачи:

· расширять профессиональный кругозор учащихся в области исполнительского анализа;

· стимулировать развитие аналитического мышления, умения мыслить самостоятельно, определять форму и структуру произведения, выявлять их стилистические черты;

· вырабатывать умение ориентироваться в сложных стилевых, жанровых особенностях музыкальных произведений;

· на практике применять полученные знания и использовать их в своей педагогической и исполнительской деятельности.

 

 


 

Междисциплинарные связи

Исполнительский анализ тесно взаимодействует со специальностью, методикой, педагогикой, историей музыки, музыкально-теоретическими дисциплинами. Являясь предметом узкой специализации, данная дисциплина ведётся параллельно с курсом анализа музыкальных произведений. Несмотря на взаимную связь этих дисциплин, данные курсы ни в коем случае не должны дублировать друг друга.

 

Методические рекомендации

Исполнительский анализ – выявление в музыкальном тексте идейно-эстетического замысла композитора и поиски путей его современной и максимально воздействующей на слушателей реализации.

Исполнительский анализ можно рассматривать в двух аспектах: исполнительском и преподавательском.

Исполнительский анализ музыканта, опираясь на современный уровень музыкального исполнительства, предполагает глубокое проникновение в авторский замысел музыкального произведения для наиболее полного раскрытия его художественного содержания, создание индивидуальной исполнительской интерпретации. Для создания яркой исполнительской концепции необходимо пристальное изучение всех деталей авторской записи и поиск выразительных компонентов музыкального текста.

Исполнительский анализ с точки зрения преподавателя ставит несколько другие задачи. Значение репертуара в процессе воспитания учащегося Детской музыкальной школы переоценить сложно. Художественное произведение – это одновременно цель и средство обучения исполнителя. Процесс этот в свою очередь осуществляется путем планомерного освоения учебного репертуара. Прежде чем музыкальное произведение будет предложено ученику, преподаватель должен тщательно проанализировать методическую направленность своего выбора, то есть выполнить исполнительский анализ. Как правило, это должен быть художественно ценный материал. Преподаватель определяет цели и задачи избираемого произведения и пути его освоения. Важно точно рассчитать степень сложности материала и потенциал учащегося, чтобы не замедлить его поступательное развитие. Любое завышение или занижение сложности произведения необходимо тщательно обосновывать.

 

План исполнительского анализа:

 

1. Краткие сведения о композиторе и его творчестве.

 

2. Анализируемое произведение (история создания, стилевое направление, жанровая принадлежность и т.п.).

 

3. Цель изучения произведения, исполнительские задачи, степень исполнительской сложности.

 

4. Форма произведения (принцип строения произведения: вступление, части, разделы, кульминации, каденции, репризы, кода и т.п.).

 

5. Круг образов и музыкальная драматургия.

 

6. Исполнительский анализ:

музыкально-исполнительские средства, выявление технических и художественных задач (темп, агогика, нюансировка, тембр, штрихи, фразировка, артикуляция, орнаментика).

 

7. Методический анализ:

приёмы работы над нотным текстом и художественным образом (работа над сменой позиций, штрихами, двойными нотами, аккордами, звуком, вибрацией, интонацией).

 

8. Определение роли сопровождающей партии (аккомпанемент, равноценная ансамблевая партия, оркестровое сопровождение).

 

 


 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: