Исполнительский анализ музыкального произведения

Исполнительский анализ музыкального произведения не дублирует содержание курсов анализа музыкальных произведений, истории музыки, методики, эстетики и других. Он привлекает, объединяет и использует необходимые содержательные моменты, понятийный аппарат и методы других дисциплин с целью наиболее точного и художественно убедительного исполнительского воплощения музыкальных произведений. Направленность курса на решение исполнительских задач помогает учащимся убедиться в неразрывности и многообразии связей исполнительского творчества с окружающим миром и в практической значимости полученных в учебном заведении творческих знаний.

Глубокие изменения, происходящие в жизни общества, не могли не коснуться сферы преподавания музыки в школе. Они выдвинули новые требования к подготовке учителя музыки, среди которых одно из ведущих мест занимает развитие творческой самостоятельности учащихся, их способности к интеграции и практическому применению полученных знаний, умений и навыков.

Развитие творческой самостоятельности всегда стояло в центре внимания музыкальной педагогики, оно в разной степени осуществляется в рамках каждой учебной дисциплины, однако в курсе «Исполнительский анализ музыкального произведения» развитие самостоятельности впервые стало основной целью обучения.

Введение спецкурса «Исполнительский анализ музыкального произведения» в учебный план по специальности «Инструментальное исполнительство» связано с особенностями профессиональной деятельности учителя музыки. Исполнение на инструменте является не просто желательной, а необходимой частью его работы. В Детской музыкальной школе первое знакомство учащегося с новым музыкальным материалом, как правило, начинается с его иллюстрации. Это может быть прослушивание на концерте, в записи или, что предпочтительнее, исполнение самого педагога.  При этом нужно художественно полноценно и убедительно исполнять достаточно обширный и постоянно обновляющийся репертуар, включающий весь спектр жанров и стилевых направлений.

Повышение требований к качеству владения инструментом, необходимость знания стилевых особенностей произведений различных авторов и способов их воплощения поставили задачу ознакомления учащихся с общими закономерностями работы над музыкальным произведением, как с точки зрения его осмысления, так и с позиции его полноценной исполнительское реализации.

Особенностью работы учителя музыки является то, что он является и исполнителем. Комментированное исполнение - профессиональная необходимость в его деятельности. При этом не должно быть рассогласования между сказанным и исполненным, вербальная оценка произведения ориентируется не на «идеальный звуковой объект», а на собственную интерпретацию, которую желательно привести в соответствие с образно-звуковым представлением. Умение анализировать должно сочетаться со способностью к исполнительской реализации собственных образных представлений. При этом публичный характер исполнения перед чуткой детской аудиторией требует яркого, образного прочтения, способного пробудить эмоциональный отклик, что возможно на основе не формального воспроизведения текста, а личного отношения к исполняемому произведению.

Исполнительский анализ необходим преподавателю не только для убедительной иллюстрации ученику художественных сторон репертуара, но и для непосредственной работы над произведением учащегося, когда возникает потребность в объяснении задач, стоящих перед ним. При этом сухой анализ произведения должен облекаться в доступную форму, язык преподавателя должен быть интересным, эмоциональным, образным.

Дисциплина «Исполнительский анализ музыкального произведения» ставит своей целью создание предпосылок и условий для самостоятельной работы над музыкой любого стиля, жанра и формы, как с точки зрения ее индивидуального осмысления, так и с позиции полноценной исполнительской реализации с учетом общих закономерностей исполнения. Он является интегрирующей дисциплиной, способствующей преодолению существующего разрыва между теоретическими знаниями учащихся и исполнительством. Практика показывает, что чаще всего в процессе работы над сочинением учащиеся лишь в минимальной степени используют знания, полученные при изучении других учебных дисциплин. Возможно, более полное включение всего круга знаний учащегося в исполнительскую сферу является одной из задач курса. Это позволит сделать процесс выучивания более продуктивным и осмысленным. В свою очередь, активизация мыслительной деятельности в процессе освоения произведения выявляет «узкие места» в теоретических знаниях учащихся, наглядно демонстрируя безусловную практическую значимость теории для успешной исполнительской и педагогической работы. Для конкретизации путей исполнительского решения художественных задач в курсе даются сведения о закономерностях и средствах исполнения с использованием данных теории и истории исполнительства, музыкальной акустики, педагогики и психологии.

На развитие творческой самостоятельности музыканта благотворно влияет всесторонняя музыкальная подготовка. Для этого надо часто слушать музыку, заблаговременно готовясь к восприятию музыкальных произведений.

Фундаментом исполнительского процесса молодого музыканта должен стать анализ интерпретируемого произведения. В анализе заключается сила музыкального представления исполнителя, приближение его к полноценной интерпретации.

Молодым музыкантам необходимо овладеть системой. Подавляющее большинство из них не задумываются над тем, что существуют музыковедческий и исполнительский анализы. В чем же их отличие?

Музыковедческий анализ – «целостный анализ» произведения, включавший в себя комплекс сведений, касающихся структуры, средств выразительности, стилистики музыкального языка, художественного образа.

Исполнительский анализ возникает на основе целостного анализа, является средством для реализации произведения в его звуковом воплощении, основанием мануальных действий, т.е. служит инструментально-техническим решением.

Исполнительский анализ музыкального произведения можно разделить на два этапа: аналитический и исполнительский.

Аналитический этап («доисполнительский») включает в себя исторические сведения об авторе, эпохе, истории создания произведения, композиторских приемах и средствах выразительности.

Исполнительский этап изучает строение музыкальных произведений. Музыкальное произведение выступает как художественная система, в которой объединены и соподчинены, композиционно оформлены и взаимодействуют различные музыкально-выразительные средства


Тема 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: