Критические периоды развития иммунной системы

После рождения ребенка иммунная система продолжает дальнейшее активное формирование, в котором выделяют несколько критических периодов развития:


· Первый месяц жизни ребенка (период новорожденности). Сразу же после рождения ребенок начинает получать сначала молозиво, а затем и грудное материнское молоко, которые богаты антителами (особыми белками, способными защитить организм новорожденного от инфекций). В то же время собственная иммунная система малыша находится еще в подавленном состоянии – состоянии выраженной иммуносупрессии. В этот период ребенок очень восприимчив к вирусным заболеваниям, так как материнские антитела не способны его защитить от заболеваний вирусной природы. Из соображений безопасности именно в первые несколько суток жизни ребенок должен быть вакцинирован от вирусного гепатита В, так как в этом возрасте велика вероятность заражения, а само заболевание происходит в тяжелой форме и нередко приводит к циррозу печени и смертельному исходу. К 5-м суткам жизни новорожденного ребенка в крови осуществляется первый «перекрест», в периферической крови начинают преобладать лимфоциты (лимфоцитоз). Это является нормальным и такие изменения в лейкоцитарной формуле не должны тревожить родителей.

· Первое полугодие жизни (5-6 месяцев). В этот период происходит постепенное разрушение материнских антител, вследствие чего организм ребенка становится восприимчивым к инфекциям различного рода. При встрече организма ребенка этого возраста с инфекционным агентом происходит выработка специфических иммуноглобулинов класса М, при этом организм еще не в состоянии выработать антитела класса G, которые «запоминают» антиген, антитела этого класса начинают вырабатываться только при повторной встрече с антигеном. Это и обусловливает частые инфекционные заболевания у детей после первого полугодия жизни. В этот период так же увеличивается количество аллергических реакций на пищевые продукты, тяжело поддающиеся медикаментозной коррекции.

· 2-2.5 года жизни. Данный возрастной период характеризуется частыми и повторными заболеваниями ЛОР-органов, так как происходит социальная адаптация детей, увеличивается число личностных контактов. В организме ребенка продолжается активная выработка антител класса М в ответ на действие инфекционных факторов, в то же время постепенно начинается выработка иммуноглобулинов класса G, при этом ослабевают проявления аллергических пищевых реакций, но могут сохраняться симптомы различных диатезов (аномалий конституции). Многие дети начинают в этом возрасте посещать дошкольное учреждение и начинаются частые заболевания, нередко сопровождающиеся осложнениями. Это говорит о функциональной незрелости иммунной системы ребенка и неподготовленности ее к посещению детского сада и нахождению в тесном детском коллективе, так как при не выработке антител класса G ребенок часто заболевает повторно, сразу же после клинического выздоровления.

· 5-6 лет. В этом возрасте выравнивается количество антител класса М и G, ребенок становится менее восприимчивым к инфекционным респираторным заболеваниям и заболеваниям ЛОР-органов. Однако, количество секреторного иммуноглобулина А еще не достигает уровня взрослого человека, поэтому местные защитные свойства тканей еще не в полной мере реализованы. В четвертом критическом периоде увеличивается число паразитарных инфекций (глистных инвазий), поэтому прогрессивно увеличивается содержание иммуноглобулина класса Е.

· 11-12 лет. Начинается период полового созревания и активных гормональных перестроек в организме ребенка. Подростки становятся менее восприимчивыми к инфекционным заболеваниям, в то же время может увеличиваться число аллергических и аутоиммунных болезней. Возможна манифестация аллергических заболеваний именно в этом возрасте. Частота пищевой аллергии, как правило, значительно снижается.


Лекция № 46.

Тема: Принципы активной иммунизации, календарь прививок, реакции на вакцинацию.

 

Принципы активной иммунизации

При проведении активной иммунизации используется живая или неживая вакцины. Живая вакцина - это возбудители болезни, которые сохранили способность к размножению, но оказываемое ими действие очень слабо выражено. Такой вакциной прививают против оспы, полиомиелита, туберкулеза, желтой лихорадки, кори, краснухи и свинки.

Неживая вакцина содержит возбудителей болезни, которые не могут размножаться, однако остаются достаточно активными для того, чтобы способствовать образованию в организме антител. Такой вакциной прививают от холеры, тифа, паратифа, коклюша и гриппа.

Прививки от дифтерии и столбняка

Существуют вакцины от болезней, возбудители которых вырабатывают яд (токсин). К таким возбудителям в первую очередь относятся возбудители дифтерии и столбняка. Выделяемые ими токсины обезвреживаются и превращаются в анатоксины, используемые в качестве вакцин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: