Принципы классификации урока

Принципы классификации урока на основе

цели организации воспитательного влияния организованного учучителем учения психологического анализа
1 2 3 4
Урок изучения нового учебного материала Вовлечение в деятельность Подготовка к восприятию Организация урока: −самоорганизация учителя −творческое самочувствие −психологический контакт с классом −развитие познавательной деятельности учащихся −восприятие и наблюдение учащихся −развитие мышления (внимание, память, понятия, воображение)
Урок совершенствования знаний Свобода индивидуальных проявлений Восприятие Организованность учащихся −уровень умственного развития учащихся −отношение учащихся к учению −самоорганизация умственного труда −обучаемость −перспективность развития личности
Урок обобщения и систематизации Функционирование систем: педагог-обучающиеся обучающиеся-педагог обучающиеся-обучающиеся субъекты урока − человек науки Осмысление  
Комбинированный урок   Закрепление знаний  
Урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков   Применение знаний  
Урок-диспут   Проверка, оценка результатов  

 

 

Можно представить способ деления типов урока на виды, который показан на нижеследующей таблице 11.

Таблица 11

Деление типов урока на виды

Типы уроков Виды уроков
Уроки изучения нового учебного материала (сюда входят вводные, вступительные, наблюдений и сбора материала) а) урок-лекция б) урок-беседа в) киноурок г) урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа) д) урок смешанный (сочетание различных видов уроков на одном уроке)
Уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) а) урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений) б) урок- лабораторная работа в) урок практических работ г) урок -экскурсия, д) семинар
Уроки обобщения и систематизации Комбинированные уроки Сюда входят все основные виды уроков
Уроки контрольные (учёта и оценки знаний и умений) а) устный опрос (фронтальный индивидуальный, групповой) б) письменный опрос(индивидуальный) в) зачёт г) зачётная практическая (лабораторная) работа д) контрольная (самостоятельная) работа е) смешанный урок (сочетание трех первых видов)

 

Наряду с уроком система общих форм организации учебной деятельности обучающихся включает в себя целый комплекс форм организации учебного процесса: лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультации; формы внеклассной, внеаудиторной работы (предметные кружки, студии, научные общества, олимпиады, конкурсы) и др.

Рассмотрим теперь более подробно такую форму организацию обучения, как лекция.

Слово «лекция» (от лат. lectio− чтение) означает систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического. Такое определение принято в классической дидактике.


Шаги алгоритма свершения лекции

Приёмы активизации восприятия

Приёмы смысловой ориентации

Стимулы активизации деятельности

обучающихся

через эмоции через средства наглядности через постановку задачи через технологии через мотивацию
Отступление от темы Демонстрация Новая информация Проблемность Интерес
Метафора Макет Анализ Намеренные искажения и ошибки   Доверие
Эпитет Муляж Акцентуация содержания Размышления вслух Важность
Жест Чертёж Систематизация Диалогичность Профессиональная значимость
Мимика Графика Обобщения Дискуссионность Обязательность мониторинга
Одобрение Условные обозначения Выводы Игры Ожидание оценки
Творческая обстановка Схема   Самостоятельный поиск решения Смысловой приоритет
Интонация Таблица     Жесткий временной регламент
Пауза Компьютерная презентация      

Таблица 12


Алгоритм свершения лекции


Таблица 13


Классификация типов лекций и их характеристики

(по Н.В. Бордовской и А.А. Реан)[6]

Лекция как организационная форма обучения

Классификация в образовательном процессе Характеристика / значение
Вводная Лекционный курс
Установочная В очно-заочной форме обучения
Текущая Систематическое изложение учебной дисциплины
Заключительная Завершение изучения учебного материала
Обзорная Обобщение информации по близким программным вопросам
Информационная Объяснение с иллюстративной подачей информации
Проблемная Подача учебной информации через проблемность вопросов, задач, ситуаций
Визуализация Подача информации с помощью ТСО
Бинарная Диалог двух собеседников: учёный-практик; преподаватель одной из научных школ - оппонент; специалист - журналист и т.п.
Провокация Изложение информации с заранее запланированными ошибками
Конференция Заслушивание докладов обучающихся по заранее известным проблемам
Консультация Ответы на вопросы в виде: 1) Вопрос − ответ 2) Вопрос – ответ-дискуссия

Таблица 14



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: