Принципы классификации урока на основе | |||
цели организации | воспитательного влияния | организованного учучителем учения | психологического анализа |
1 | 2 | 3 | 4 |
Урок изучения нового учебного материала | Вовлечение в деятельность | Подготовка к восприятию | Организация урока: −самоорганизация учителя −творческое самочувствие −психологический контакт с классом −развитие познавательной деятельности учащихся −восприятие и наблюдение учащихся −развитие мышления (внимание, память, понятия, воображение) |
Урок совершенствования знаний | Свобода индивидуальных проявлений | Восприятие | Организованность учащихся −уровень умственного развития учащихся −отношение учащихся к учению −самоорганизация умственного труда −обучаемость −перспективность развития личности |
Урок обобщения и систематизации | Функционирование систем: педагог-обучающиеся обучающиеся-педагог обучающиеся-обучающиеся субъекты урока − человек науки | Осмысление | |
Комбинированный урок | Закрепление знаний | ||
Урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков | Применение знаний | ||
Урок-диспут | Проверка, оценка результатов |
|
|
Можно представить способ деления типов урока на виды, который показан на нижеследующей таблице 11.
Таблица 11
Деление типов урока на виды
Типы уроков | Виды уроков |
Уроки изучения нового учебного материала (сюда входят вводные, вступительные, наблюдений и сбора материала) | а) урок-лекция б) урок-беседа в) киноурок г) урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа) д) урок смешанный (сочетание различных видов уроков на одном уроке) |
Уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) | а) урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений) б) урок- лабораторная работа в) урок практических работ г) урок -экскурсия, д) семинар |
Уроки обобщения и систематизации Комбинированные уроки | Сюда входят все основные виды уроков |
Уроки контрольные (учёта и оценки знаний и умений) | а) устный опрос (фронтальный индивидуальный, групповой) б) письменный опрос(индивидуальный) в) зачёт г) зачётная практическая (лабораторная) работа д) контрольная (самостоятельная) работа е) смешанный урок (сочетание трех первых видов) |
Наряду с уроком система общих форм организации учебной деятельности обучающихся включает в себя целый комплекс форм организации учебного процесса: лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультации; формы внеклассной, внеаудиторной работы (предметные кружки, студии, научные общества, олимпиады, конкурсы) и др.
|
|
Рассмотрим теперь более подробно такую форму организацию обучения, как лекция.
Слово «лекция» (от лат. lectio− чтение) означает систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического. Такое определение принято в классической дидактике.
Шаги алгоритма свершения лекции | ||||
Приёмы активизации восприятия | Приёмы смысловой ориентации | Стимулы активизации деятельности обучающихся | ||
через эмоции | через средства наглядности | через постановку задачи | через технологии | через мотивацию |
Отступление от темы | Демонстрация | Новая информация | Проблемность | Интерес |
Метафора | Макет | Анализ | Намеренные искажения и ошибки | Доверие |
Эпитет | Муляж | Акцентуация содержания | Размышления вслух | Важность |
Жест | Чертёж | Систематизация | Диалогичность | Профессиональная значимость |
Мимика | Графика | Обобщения | Дискуссионность | Обязательность мониторинга |
Одобрение | Условные обозначения | Выводы | Игры | Ожидание оценки |
Творческая обстановка | Схема | Самостоятельный поиск решения | Смысловой приоритет | |
Интонация | Таблица | Жесткий временной регламент | ||
Пауза | Компьютерная презентация |
Таблица 12
Алгоритм свершения лекции
Таблица 13
Классификация типов лекций и их характеристики
(по Н.В. Бордовской и А.А. Реан)[6]
Лекция как организационная форма обучения | |
Классификация в образовательном процессе | Характеристика / значение |
Вводная | Лекционный курс |
Установочная | В очно-заочной форме обучения |
Текущая | Систематическое изложение учебной дисциплины |
Заключительная | Завершение изучения учебного материала |
Обзорная | Обобщение информации по близким программным вопросам |
Информационная | Объяснение с иллюстративной подачей информации |
Проблемная | Подача учебной информации через проблемность вопросов, задач, ситуаций |
Визуализация | Подача информации с помощью ТСО |
Бинарная | Диалог двух собеседников: учёный-практик; преподаватель одной из научных школ - оппонент; специалист - журналист и т.п. |
Провокация | Изложение информации с заранее запланированными ошибками |
Конференция | Заслушивание докладов обучающихся по заранее известным проблемам |
Консультация | Ответы на вопросы в виде: 1) Вопрос − ответ 2) Вопрос – ответ-дискуссия |
Таблица 14