| Принципы классификации урока на основе | |||
| цели организации | воспитательного влияния | организованного учучителем учения | психологического анализа |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| Урок изучения нового учебного материала | Вовлечение в деятельность | Подготовка к восприятию | Организация урока: −самоорганизация учителя −творческое самочувствие −психологический контакт с классом −развитие познавательной деятельности учащихся −восприятие и наблюдение учащихся −развитие мышления (внимание, память, понятия, воображение) |
| Урок совершенствования знаний | Свобода индивидуальных проявлений | Восприятие | Организованность учащихся −уровень умственного развития учащихся −отношение учащихся к учению −самоорганизация умственного труда −обучаемость −перспективность развития личности |
| Урок обобщения и систематизации | Функционирование систем: педагог-обучающиеся обучающиеся-педагог обучающиеся-обучающиеся субъекты урока − человек науки | Осмысление | |
| Комбинированный урок | Закрепление знаний | ||
| Урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков | Применение знаний | ||
| Урок-диспут | Проверка, оценка результатов | ||
Можно представить способ деления типов урока на виды, который показан на нижеследующей таблице 11.
Таблица 11
Деление типов урока на виды
| Типы уроков | Виды уроков |
| Уроки изучения нового учебного материала (сюда входят вводные, вступительные, наблюдений и сбора материала) | а) урок-лекция б) урок-беседа в) киноурок г) урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа) д) урок смешанный (сочетание различных видов уроков на одном уроке) |
| Уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) | а) урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений) б) урок- лабораторная работа в) урок практических работ г) урок -экскурсия, д) семинар |
| Уроки обобщения и систематизации Комбинированные уроки | Сюда входят все основные виды уроков |
| Уроки контрольные (учёта и оценки знаний и умений) | а) устный опрос (фронтальный индивидуальный, групповой) б) письменный опрос(индивидуальный) в) зачёт г) зачётная практическая (лабораторная) работа д) контрольная (самостоятельная) работа е) смешанный урок (сочетание трех первых видов) |
Наряду с уроком система общих форм организации учебной деятельности обучающихся включает в себя целый комплекс форм организации учебного процесса: лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультации; формы внеклассной, внеаудиторной работы (предметные кружки, студии, научные общества, олимпиады, конкурсы) и др.
Рассмотрим теперь более подробно такую форму организацию обучения, как лекция.
Слово «лекция» (от лат. lectio− чтение) означает систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического. Такое определение принято в классической дидактике.
| Шаги алгоритма свершения лекции | ||||
| Приёмы активизации восприятия | Приёмы смысловой ориентации | Стимулы активизации деятельности обучающихся | ||
| через эмоции | через средства наглядности | через постановку задачи | через технологии | через мотивацию |
| Отступление от темы | Демонстрация | Новая информация | Проблемность | Интерес |
| Метафора | Макет | Анализ | Намеренные искажения и ошибки | Доверие |
| Эпитет | Муляж | Акцентуация содержания | Размышления вслух | Важность |
| Жест | Чертёж | Систематизация | Диалогичность | Профессиональная значимость |
| Мимика | Графика | Обобщения | Дискуссионность | Обязательность мониторинга |
| Одобрение | Условные обозначения | Выводы | Игры | Ожидание оценки |
| Творческая обстановка | Схема | Самостоятельный поиск решения | Смысловой приоритет | |
| Интонация | Таблица | Жесткий временной регламент | ||
| Пауза | Компьютерная презентация | |||
Таблица 12
Алгоритм свершения лекции
Таблица 13
Классификация типов лекций и их характеристики
(по Н.В. Бордовской и А.А. Реан)[6]
| Лекция как организационная форма обучения | |
| Классификация в образовательном процессе | Характеристика / значение |
| Вводная | Лекционный курс |
| Установочная | В очно-заочной форме обучения |
| Текущая | Систематическое изложение учебной дисциплины |
| Заключительная | Завершение изучения учебного материала |
| Обзорная | Обобщение информации по близким программным вопросам |
| Информационная | Объяснение с иллюстративной подачей информации |
| Проблемная | Подача учебной информации через проблемность вопросов, задач, ситуаций |
| Визуализация | Подача информации с помощью ТСО |
| Бинарная | Диалог двух собеседников: учёный-практик; преподаватель одной из научных школ - оппонент; специалист - журналист и т.п. |
| Провокация | Изложение информации с заранее запланированными ошибками |
| Конференция | Заслушивание докладов обучающихся по заранее известным проблемам |
| Консультация | Ответы на вопросы в виде: 1) Вопрос − ответ 2) Вопрос – ответ-дискуссия |
Таблица 14






