Виды лекций по учебной теме

Первое вводное занятие Изучение исходного уровня обучающихся Лекция интервью (два преподавателя) Экскурсии Игра
Второе занятие Методы активного обучения Лекция-ситуация (два преподавателя) Лекция пресс-конференция Обсуждение ситуаций
Третье занятие Методы активного обучения Лекция-провокация
Четвёртое занятие Конкретные ситуации, разыгрывание ролей, деловые игры Лекция-шоу (два преподавателя) Разыгрывание ролей Конструирование деловой игры
Пятое занятие Имитация профессиональной деятельности Деловая игра с видеосъемкой
Шестое занятие Анализ участия обучающихся в профессиональной деятельности Деловая игра «Кресло истины» Анализ видеосъемки
Седьмое занятие Пассивная практическая деятельность Занятие с использованием метода «мозговая атака»
Восьмое занятие Методы контроля Заключительное интервью или пресс-конференция

Перечисленные выше формы организации учебной деятельности хорошо известны каждому студенту и не нуждаются в подробной характеристике. Отметим только то, что лекция – это органическое единство метода обучения и организационной формы, заключающееся в систематическом, последовательном, монологическом изложении учителем (преподавателем, лектором) учебного материала, носящего, как правило, ярко выраженный теоретический характер; семинар – одна из основных форм организации практических занятий, специфика которой заключается в коллективном обсуждении учащимися (студентами) сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими самостоятельно или под руководством преподавателя. Цель семинара – углубленное изучение темы или раздела курса, лабораторно-практические занятия – одна из форм взаимодействия педагога с учащимися, заключающаяся в проведении обучающимися по заданию преподавателя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических средств. В процессе лабораторно-практических занятий имеют место наблюдения, анализ и сопоставление данных наблюдений, формулирование выводов. Мыслительные операции сочетаются с физическими действиями, с моральными актами, поскольку учащиеся при помощи технических средств воздействуют на изучаемые вещества и материалы, вызывают интересующие их явления и процессы, что существенно повышает продуктивность познавательного интереса; факультатив – один из видов дифференциации обучения по интересам, необязательный учебный предмет, изучаемый учащимися высших и средних учебных заведений по их желанию для расширения общекультурного и теоретического кругозора или получения дополнительной специальности; диспут – коллективное обсуждение актуальных проблем, лежащих в сфере жизнедеятельности участников и их социального опыта. Диспут дает возможность его участникам применить имеющиеся знания и опыт в осмыслении и решении обсуждаемой проблемы.

Мы кратко остановились на характеристике лишь некоторых общих форм организации учебной деятельности обучающихся.

Виды обучения, методы обучения, средства обучения, формы организации обучения, виды форм организации обучения направлены на получение результатов обучения, представленных в образовательных парадигмах, которые не рассматриваются в дидактике изолированно, должны «мирно», гармонично сосуществовать друг с другом. Такое утверждение вытекает из следующего факта: все образовательные парадигмы служат одной общей цели – развитию знаний, умений, навыков, компетенций, совместные усилия которых должны создать учебную или профессиональную компетентность обучающегося, причём качество приобретённой компетентности совершенствуется всю жизнь человеком за счёт трёх типов образования – формального, неформального, информального – в рамках непрерывного, рекуррентного образования, т.е. возобновляемого, возвращаемого, повторяемого по разным причинам, исходя из потребностей, мотивов, интересов и стимулов отдельно взятого человека.

Причины же обращения человека к рекуррентному образованию выглядят следующим образом: 1) качественные изменения в экономическом и коммуникативном пространстве современного общества; 2) неоднозначное понимание социальной значимости образования в современном обществе;

3) насущная необходимость для работника «отстоять» свою конкурентоспособность на рынке труда; 4) безусловное существование академической мобильности людей в глобальном академическом пространстве; 5) профессиональная необходимость участия специалистов в разного рода проектной деятельности, вебинарах, социальных акциях (волонтёрские движения) и т.п.;  6) профессиональная потребность в непрерывном повышении квалификации в избранной специальности или в приобретении новой (дополнительной) специальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: