ОСВОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» В КОМПЛЕКСЕ С ИНТЕГРИРУЕМЫМИ И ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЛАСТЯМИ (формирование элементарных математических представлений)
Интегрируемые и взаимодополняемые образовательные области | Задачи работы с детьми | Основные пути решения задач | Результаты освоения программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Познавательное развитие:формирование элементарных математических представлений (ГГ) | Способствовать развитию самостоятельной познавательной активности и своевременному интеллектуальному развитию ребенка: формировать элементарные математические представления; закладывать основы логического мышления, способность осуществлять операции классификации и сериации; развивать познавательноисследовательскую деятельность; поддерживать в детях мотивацию познания, созидания; поощрять возникновение индивидуальных познавательных интересов; создавать условия для освоения практических приемов сравнения по размеру (по объему); формировать представления о числах первого десятка как о существенных признаках явлений окружающего мира; давать представление о порядке следования чисел первого десятка на основе стихов и считалок, о форме предмета, о геометрических формах - круг, треугольник, квадрат, шар, куб; дифференцировать представления о размере | Дать представление о порядке следования чисел первого десятка на основе стихотворений и считалок. Знакомить с числами первого десятка и цифрами. Формировать интерес к математике, иллюстрируя проявления числа как существенного признака в мире природы, явлениях окружающей действительности. Дать представление о форме предмета, геометрических фигурах; совершенствовать представление о цвете, дифференцировать представления о размере; учить практическим приемам сравнения по размеру. Создавать практические ситуации добавления и убавления, обращая внимание детей на изменение количества. Совершенствовать умение выделять группу по заданному признаку. Организовать наблюдения, раскрывающие количественные и пространственные закономерности в природе | Познавательно активен, любознателен, способен самостоятельно исследовать, экспериментировать, находить разнообразную информацию в различных источниках; умеет задавать взрослым интересующие вопросы; имеет собственную сферу интересов, индивидуальные познавательные предпочтения и интересы; владеет универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; обладает сформированными умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности; заинтересован в учении и совершенствовании собственной компетенции в разных областях деятельности |
|
|
|
|
В данном пособии используются следующие условные обозначения: Ф ('Физическое развитие», II - «Познавательное развитие», С «Социально-коммуникативное развитие», X «Художественноэстетическое развитие», Р - «Речевое развитие».
\ | 2 | 3 | 4 |
Физическое развитие:охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни, основ культуры здоровья, поощрение двигательной деятельности (Ф) | Формировать предпосылки здорового образа жизни; укреплять здоровье детей; продолжать поддерживать и развивать потребность в разнообразной двигательной деятельности; обогащать репертуар подвижных игр; содействовать полноценному физическому развитию детей; продолжать поддерживать и развивать потребность в разнообразной самостоятельной двигательной активности; обогащать двигательный опыт детей за счет общеразвивающих и спортивных упражнений; совершенствовать физические качества | Учить соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила. Создавать условия, способствующие повышению защитных сил организма, выносливости и работоспособности. Предупреждать нарушения зрения. Оберегать нервную систему ребенка от стрессов и перегрузок. Создавать условия для проявления и совершенствования ловкости, скорости и других физических качеств; обогащать репертуар подвижных игр, в которые играют дети; укреплять разные группы мышц, способствуя формированию правильной осанки, и следить за ее поддержанием во время разных видов деятельности; предупреждать нарушение зрения; оберегать нервную систему ребенка от стрессов и перегрузок | Владеет основными культурно- гигиеническими навыками; самостоятельно и осознанно их реализует в своей жизнедеятельности; понимает и разделяет ценности здорового образа жизни; умеет соблюдать элементарные правила охраны своего здоровья и здоровья окружающих; имеет физическое развитие, соответствующее возрастным нормативным показателям; сформированы основные физические качества, потребность в физической активности, движении; проявляет индивидуальный интерес к какой-то форме двигательной активности |
Социально- коммуникативное развитие(С) | Развивать уверенность в себе и своих возможностях, активность, инициативность, самостоятельность; помогать овладевать различными способами достижения собственных целей; поддерживать мотивацию к познаниям, общению, игре; продолжать формировать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; обеспечивать строгое соблюдение санитарных норм и правил охраны жизни и здоровья детей | Организовать совместную двигательную деятельность педагога с детьми так, чтобы она доставляла детям радость. Отмечать и публично поддерживать успехи детей, собственное продвижение ребенка, сравнивая полученный им результат с его же собственными предыдущими достижениями; по желанию ребенка помогать ему совершенствовать результат. Закреплять ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Расширять начальные представления о правилах безопасного поведения в быту, в природе, среди незнакомых людей | Эмоционально отзывчив, способен к сопереживанию и сочувствию, откликается на эмоции близких людей; различает эмоциональные проявления окружающих людей, откликается и адекватно реагирует на них; общителен, свободно вступает в контакт со сверстниками и взрослыми в зависимости от коммуникативной цели; умеет договариваться со сверстниками, планировать совмеп ную деятельность; владеет навыками сотрудничества, стилем коммуникации со взрослыми и сверстниками; понимает и разделяет ценность здорового образа жизни, умеет соблюдать элементарные правила охраны |
1
| 2 | 3 | 4 | ||||||
|
| своего здоровья и окружающих; имеет представление о безопасном поведении в быту | |||||||
Художественноэстетическое развитие (X) | Пробуждать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности; знакомить со способами создания разнообразных изображений на основе одной формы; поддерживать замыслы и помогать найти способы их реализации | Красиво и эстетически целостно оформлять интерьер группы. Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых. Показывать способы создания обобщенного продукта, который ребенок может но желанию «превращать» в реальные предметы (овал можно превратить в овощи, части тела животных и т. д.) | Эмоционально откликается на произведения изобразительного и музыкального искусства; сопереживает персонажам при их восприятии; обладает умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности | ||||||
Речевое развитие (Р) | Развивать речь детей: обогащать словарь; способствовать формированию предпосылок связной речи детей; учить подбирать и активно использовать в речи определения к предметам, объектам, явлениям (качества, свойства) и глаголы, обозначающие их действия и действия с ними | Продолжать работу по расширению словаря детей названиями предметов и объектов, обобщающими понятиями. Формировать умения отвечать на вопросы и задавать их; упражнять в умении поддерживать беседу. Побуждать участвовать в коллективном разговоре на различные темы. Упражнять в умении составлять простые перечисления (предметов, свойств, признаков, действий и др.) | Владеет диалогической формой речи, может начать, продолжить, поддержать и закончить беседу (вести диалог), заинтересовать слушателя содержательным, логически построенным высказыванием с помощью монологической речи; умеет договариваться со сверстниками, планировать совместную деятельность
| ||||||
Тематическое планирование
Номер | Разделы | Темы занятий |
1 2 3 4 5 6 7 | Знакомство с числом, цифрой 1 | «Число 1. Цифра 1. Шар. Круг. Луч». «Число 1. Цифра 1. Шар. Сфера». «Число 1. Геометрическое панно из кругов». «Число 1. Цифра 1. Металл – золото». «Число 1. Цифра 1. Царь зверей – лев». «Число 1. Цифра 1. Дуб – символ силы и единства». «Число 1. Цифра 1. Создание числового фриза на цифру 1» |
8 9 10 11 | Знакомство с числом, цифрой 2 | «Число 2. Луна». «Число 2. Стихия – вода. Жемчуг. Форма – спираль». «Число 2. Цифра 2. Пара. Серебро». «Число 2. Цифра 2. Итоговое» |
12 13 14 | Знакомство с числом, цифрой 3 | «Число 3. Цифра 3. Число сказок». «Число 3. Цифра 3. Треугольник. Трилистник». «Число 3. Цифра 3. Путешествие на планету Марс. Металл – железо» (итоговое) |
15 16 17 18 | Знакомство с числом, цифрой 4 | «Число 4. Цифра 4. Времена года». «Число 4. Цифра 4. Четвероногие друзья». «Число 4. Цифра 4. Четырехугольники». «Число 4. Цифра 4. Итоговое» |
19 20 | Знакомство с числом, цифрой 5 | «Число 5. Цифра 5. Путешествие в Подводное царство». «Число 5. Цифра 5. Пятиугольники. Цветы с пятью лепестками (итоговое)» |
21 22 | Знакомство с числом, цифрой 6 | «Число 6. Цифра 6. Пчелы и мед. Шестиугольники». «Число 6. Цифра 6. Насекомые. Лилия (итоговое)» |
23 24 | Знакомство с числом, цифрой 7 | «Число 7. Цифра 7. 7 цветов радуги. Цветик-семицветик». «Число 7. Цифра 7. Итоговое. Создание странички числового фриза» |
25 | Знакомство с числом, цифрой 8 | «Число 8. Цифра 8. Чётные числа. Создание странички числового фриза» |
26 | Знакомство с числом, цифрой 9 | «Число 9. Цифра 9. Нечётные числа. Создание странички числового фриза» |
27 | Повторение пройденного материала | Итоговое занятие «Путешествие по стране Математике» |
Перспективное планирование
Тема | Программное содержание | Содержание работы | Результативность |
1 | 2 | 3 | 4 |
Октябрь | |||
1. «Число 1. Цифра 1. Шар. Круг. Луч» | џ Ознакомить с числом и цифрой 1; џ закрепить счет наизусть в пределах 10, знания о геометрических фигурах; џ дать представление о том, что в природе (жизни) бывает только по одному (мама, сердце, Солнце, Земля), понятие о плоскостных и объемных округлых формах (круг, шар), представление о геометрической форме – луч; џ упражнять в различении округлых фигур путем объединения в группы, проведения геометрической аналогии (находить предметы, похожие на шар и круг); развивать логическое мышление; џ развивать мелкую моторику рук в рисовании прямых линий от общего круга (лучей), творческую и двигательную активность, внимание, быстроту реакции и ловкость в играх с математическим содержанием, упражняя в умении работать вместе (сообща), помогая товарищу | Ознакомление детей со страной Математикой, математическим театром, Царём Единицей (числом и цифрой 1). Подвижно-дидактические игры «Давайте познакомимся», «Солнышко и лучики» (изображение детьми лучиков солнца движением), «Похожие формы». Игра-беседа «Что на свете бывает только одно?». Ознакомительная беседа с детьми об объёмных и плоскостных фигурах «Найди похожие предметы». Физкультминутка «Допрыгни до цветочка». Выполнение фронтальной работы: дидактическое задание «Лучики солнца» (рисование детьми прямых линий – лучей) | Коллективное панно «Лучики солнца» |
2. «Число 1. Цифра 1. Шар. Сфера» | џ Продолжать знакомить с числом и цифрой 1; џ закрепить знание о геометрических фигурах (круг, луч, шар), умение классифицировать пред- | Ознакомление детей с числом и цифрой 1. Подвижно-дидактические упражнения «Покажи геометрическую фигуру» (изображение детьми объем- | Коллективная работа – изо-бражение циф- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
меты, объединяя их в группы по форме, проводя геометрическую аналогию (находить предметы, похожие на шар и сферу), развивая логическое мышление; џ дать представление о геометрической форме – сфера; џ упражнять в различении плоскостных и объемных форм; џ развивать фантазию, воображение, а также мелкую моторику рук (при выполнении фрон-тальной работы – изображении цифры 1 в рисо-вании, лепке, аппликации), творческую и двигательную активность, внимание, быстроту реакции и ловкость в играх с математическим содержанием, упражняя в умении работать вместе (сообща) | ных и плоских округлых форм), «Сравни мячи» (выявление свойств предметов); «Цапля» (изображение цифры 1 движением). Дидактические игры: «Надуй и поймай мыльные пузыри» (ознакомление детей с формой – сфера); «Найди похожие предметы» (на выявление предметов шарообразной и сферической формы). Физкультминутка «Часики». Выполнение фронтальной работы: изображение цифры 1 в лепке, аппликации, рисовании | ры 1 в лепке, аппликации, рисовании | |
3. «Число 1. Геометри-ческое панно из кругов» | џ Закрепить знания о числе и цифре «1»; џ упражнять в нахождении объемной формы – шар, учить соотносить ее с реальными предметами (геометрическая аналогия); џ учить употреблять слова, обозначающие противоположные значения свойств предметов (гладкий – колючий, тяжелый – легкий, мягкий – твердый, большой – маленький), работать вместе, согласованно, помогать друг другу; | Упорядочение знаний детей о числе и цифре 1, об объёмных и плоскостных округлых формах. Подвижно-дидактические игры: «Шар, круг, сфера» (на внимание); «Противоположности» (на выявление свойств предметов); «Построй ряд», «Что изме-нилось?» (на выявление закономерности и построение последовательности). Упражнение «Угадай, кто где спрятался?» (на пространственную ориентировку, нахождение и изображение детьми предметов округлой формы). | Коллективная работа «Геометрическое панно из кругов» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
џ формировать представление об упорядоченной последовательности – выстраивая ряд в порядке убывания и возрастания (по величине); џ развивать ориентировку в пространстве груп-повой комнаты (при выполнении двигательных упражнений согласно заданию), память, внимание (при нахождении изменений в предметном ряду) | Физкультминутка «Веселый мяч». Выполнение фронтальной работы «Геометри-ческое панно из кругов» | ||
4. «Число 1. Цифра 1. Металл – золото» | џ Продолжать знакомить с числом и цифрой 1; џ упражнять в различении множества, состоящего из 1, 2, 3 предметов, и соотносить с цифрой и числом 1, в выкладывании последовательности из 5 предметов, в порядке возрастания; џ ознакомить с металлом – золотом, являющимся одним из главных на Земле, его качествами и свойствами; напомнить русские народные сказки, где встречаются волшебные золотые предметы; џ закрепить временную последовательность (смену времен года), упражняя в отгадывании загадок, навыки порядкового счета до 10 в игровой ситуации; џ развивать самостоятельность, инициативу, двигательную активность, умение работать вместе, помогая друг другу | Ознакомление детей с числом и цифрой 1, металлом – золотом, его свойствами. Упражнение «Путешествие в сказку о золотой рыбке» (на воображаемую ситуацию). Подвижно-дидактические игры: «Встань с золотыми клубочками в порядке возрастания» (выстраивание последовательного ряда); «Прокати клубочек в воротца сказочной страны» (на глазомер, ловкость и силу толчка). Дидактические игры: «Когда это бывает?» (на временные представления); «Найди цифру 1 на золотых монетах» (на нахождение цифры 1). Физкультминутка «На златом крыльце сидели» (на внимание чувство ритма, пантомимическую выразительность, фантазию и воображение). Выполнение фронтальной работы: дидактическое задание «Найди то, что на картинке одно» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Ноябрь | |||
1. «Число 1. Цифра 1. Царь зве-рей – лев» | џ Продолжать знакомить с числом и цифрой 1; џ ознакомить с символом единства в животном мире – царем зверей львом; џ упражнять в различении хищных и травоядных животных (учить проводить классификацию), в различении плоскостных и объемных круглых форм, путем проведения геометрической аналогии (находить предметы, похожие на шар, круг, сферу), в выкладывании картинки из 6 и более частей; џ закрепить навыки порядкового счета до 10, знания о геометрических фигурах, контрастных признаках; џ развивать мелкую моторику рук при написании цифры 1, самостоятельность, инициативу, двигательную активность, умение работать вместе, помогая друг другу, логическое мышление | Ознакомление детей с числом и цифрой 1 (на основе игр, упражнений и воображаемой ситуации познакомить детей с символом единства в животном мире – царём зверей львом). Подвижно-дидактические игры: «Найди дорогу» (на внимание); «На болоте» (на выявление плоскостных и объёмных округлых форм). Подвижно-дидактические упражнения: «По кочкам через болотце» (на геометрическую аналогию и ориентировку в пространстве); «Залезь на лиану» (на части и целое). Подвижное упражнение «Доберись до Льва» (на быстроту и координацию движений). Физкультминутка «Веселая зарядка». Выполнение фронтальной работы: дидактическое задание «Награда победителю» | |
2. «Число 1. Цифра 1. Дуб – символ силы и единства» | џ Продолжать знакомить с числом и цифрой 1; џ ознакомить с символом силы, величия и могущества в мире растений – дубом, с геометрической формой – окружность (путем установления геометрической аналогии между предметами заданной формы); џ упражнять в умении ориентироваться в пространстве, правильно находя направления дви- жения; | Ознакомление детей с числом и цифрой 1, символом единства в растительном мире – деревом дубом. Подвижно-дидактические игры: «Определи направление» (на ориентировку в пространстве); «Собери дубовые листочки» (на классификацию по 2 признакам); «Попади в корзину» (на глазомер, навыки счёта). |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
џ учить классифицировать предметы в группы с учетом 2 признаков (цвет и размер), составлять последовательный логический ряд с чередованием разных форм; џ закреплять навыки количественного счета; џ развивать внимание, логическое мышление, умения работать по образцу, добиваться результата, коммуникативные качества: работать вместе, помогать друг другу; џ совершенствовать двигательные навыки | Подвижнаяигра «Вырастим дубок» (на творческое воображение). Дидактические игры: «Что у дуба такой формы» (на установление сходства между предметами заданной формы); «На что похоже?» (на сравнение и установление сходства). Выполнение фронтальной работы: дидактическое задание «Укрась венок» | ||
3. «Число 1. Цифра 1. Создание числового фриза на цифру 1» | џ Закреплять знания о числе и цифре 1 в мире растений, животных, металлов, об округлых геометрических формах (объемных и плоскостных): круг, шар, сфера, окружность; умение считать до 5 в прямом и обратном порядке, не пропуская числительных; џ упражнять в нахождении цифры 1 в силуэтных изображениях предметов, в умении ориентироваться в пространстве, находя правильно направления движения: направо, налево, прямо; џ развивать внимание, сосредоточенность, умение работать вместе, согласованно, помогая друг другу, логику мышления; џ обобщить знания о числе и цифре 1 при создании числового фриза; џ совершенствовать двигательные навыки | Закрепление знаний детей о числе и цифре 1. Подвижное упражнение «Трудный переход» (на внимание, счёт, пространственную ориенти- ровку, силу, ловкость, выносливость). Подвижно-дидактические игры: «Дольше провиси»; «Проползи в тоннель»; «Найди, где спряталась цифра 1» (нахождение цифры 1 в различных силуэтных изображениях). Дидактическая игра «Собери предметы такой формы» (на установление геометрической аналогии – нахождение предметов округлой формы). Выполнение фронтальной работы: создание числового фриза «Цифра 1» | Числовой фриз «Цифра 1» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
4. «Число 2. Луна» | џ Ознакомить с числом и цифрой 2; џ учить соотносить количество и цифру, его обозначающую; сравнивать группы по количеству входящих в них предметов в пределах одного и двух; пользоваться понятиями: «больше», «меньше», «равно»; џ закреплять приемы количественного счета – слева направо, в прямом и обратном порядке в пределах двух; умение восстанавливать целое из частей; џ формировать временные представления, умения различать и называть части суток и действия, связанные с ними, потребность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; џ развивать воображение, фантазию при изображении цифры 2 движением; џ стимулировать эстетическое отношение к цифре 2, интерес к дизайну | Ознакомление детей с Царицей числа 2 (числом и цифрой 2). Подвижно-дидактическое упражнение «Цифры 1 и 2» (на внимание, воображение). Дидактические игры: «Нужную цифру покажи» (на соотнесение количества предметов с необходимым числом, цифрой); «Лунный камень» (на умение составлять целое из частей). Подвижно-дидактическая игра «Постройся по порядку» (на внимание, быстроту реакции, последовательное построение логического ряда с чередованием цифр). Физкультминутка «День – ночь» (на внимание, быстроту реакции, сенсомоторные координации, временные представления, воображение). Выполнение фронтальной работы: изображение цифры 2 в лепке, аппликации, рисовании | Коллективная работа: изображение цифры 2 в лепке, аппликации, рисовании |
Декабрь | |||
1. «Число 2. Стихия – вода. Жемчуг. Форма – спираль» | џ Продолжать знакомить с числом и цифрой 2, расширяя представление детей о числе как существенном признаке явления природы; џ ознакомить со стихией – водой, её состояниями, формой – спираль; џ закрепить знания цифр 1 и 2, цветов и цветовых оттенков; | Ознакомление детей с числом и цифрой 2. Подвижно-дидактические игры: «Кто лишний» – имитация движений: ныряние и плавание в воде (на внимание, быстроту реакции, логику мышления); «Пловцы за жемчугами» (на закрепление цветов и цветовых оттенков, счёт); «Найди одинаковые» – знакомство с геометрической формой спирали (на геометрическую аналогию). | Коллективное панно «Улитка» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
џ упражнять в счёте и отсчете в пределах 2, соотношении (сравнении) количества предметов с числом, классификации предметов по 1 при- знаку, их различении путем проведения геометрической аналогии; развивать логическое мышление, умение работать вместе (сообща), помогая товарищу; џ развивать мелкую моторику рук (при рисовании спирали, а также сворачивании полоски в виде спирали), творческую и двигательную активность, внимание, быстроту реакции и ловкость движений | Физкультминутка «Улитка» (имитация движений, пространственная ориентировка). Выполнение фронтальной работы: рисование спиральной линии; работа на индивидуальных карточках (навыки счёта); коллективное панно «Улитка» | ||
2. «Число 2. Цифра 2. Пара. Серебро» | џ Продолжать знакомить с числом и цифрой 2; џ расширять представление детей о числе как существенном признаке явления природы; ознакомить с металлом – серебром, его свойствами; џ закрепить цифры 1 и 2, счёт до 5 (10), понятия «пара», «цвета» и «цветовые оттенки»; џ упражнять в счёте и отсчете в пределах 2, соотношении (сравнении) количества предметов с числом, классификации предметов по 1 при- знаку, нахождении парных предметов путем проведения аналогии; развивать логическое мышление, умение работать вместе (сообща), помогая товарищу и самостоятельно, проявляя инициативу; | Ознакомление детей с числом и цифрой 2, металлом – серебром, его свойствами. Воображаемая ситуация «Помоги воссоединиться неразлучной паре лебедей: маме и ребёнку». Подвижно-дидактические игры: «Найди, не ошибись» (на внимание, быстроту реакции, логику мышления); «Клубочки» (на счёт, закрепление понятия «пара»); «Неопознанные следы» (на внимание, координацию и ловкость движений, сравнение предметов по размеру). Физкультминутка «Лебедь». Выполнение фронтальной работы: дидактические задания «Соединить линией пару», «Обвести по контуру цифру 2» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
џ развивать мелкую моторику рук, творческую и двигательную активность, внимание, быстроту реакции и ловкость движений | |||
3. «Число 2. Цифра 2. Итоговое» | џ Продолжать знакомить с числом и цифрой 2; џ закрепить представление о числе как сущест-венном признаке явления природы, знание цифр 1 и 2, умения считать и отсчитывать в пределах 2, соотносить (сравнивать) количество предметов с числом, знание понятий «пара», «свойства предметов» (цвет, форма, размер), «цвета» и «цветовые оттенки»; џ упражнять в классификации предметов по 1 признаку, нахождении парных предметов, проведении аналогии, развивать логическое мышление, умение работать вместе (сообща), помогая товарищу и самостоятельно, проявляя инициативу; џ развивать мелкую моторику рук, творческую и двигательную активность, внимание, быстроту реакции и ловкость в играх с математическим содержанием | Упорядочение знаний детей о числе и цифре 2, в беседах, играх, упражнениях. Подвижно-дидактические игры: «Найди свою пару» – выявление сходств, отличий (на сравнение предметов по форме, цвету); «Собери бусы» (на последовательное продолжение логического ряда); «Найди пару матрёшек и угости их чаем» – закрепление понятия «пара» (на классификацию по форме, цвету, размеру). Подвижно-дидактическое упражнение «Один – два» – закрепление цифр 1, 2, (на внимание, зрительную ориентировку, быстроту реакции, координацию и ловкость движений, счёт). Физкультминутка. Выполнение фронтальной работы: страничка числового фриза «Цифра 2» | Выполнение странички числового фриза «Цифра 2» |
Январь | |||
1. «Число 3. Цифра 3. Число сказок» | џ Ознакомить с числом и цифрой 3; џ формировать представление о числе 3 как о существенном признаке явлений окружающего мира; | Ознакомление детей с Принцем-воином числа 3 (числом, цифрой 3). Воображаемая ситуация «Путешествие в сказку “Волшебник Изумрудного города”». |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
џ развивать познавательный интерес к числу 3 как к числу, часто упоминающемуся в сказках, самостоятельность (инициативу), логическое мышление, внимание, коммуникативные качества (умения работать вместе, помогая друг другу) и нравственные качества (умения дружить, сопереживать); џ дать понятие о добре и зле; џ закрепить знания о числах и цифрах 1 и 2, геометрических формах, счет до 3 (прямой и обратный), понятие «пара»; џ упражнять в составлении последовательного ряда из 3 цифр, сравнивая их, в сравнении предметов по цвету и форме, использовании терминов, обозначающих величину, соотнесении цифры и количества предметов; џ совершенствовать умения различать и называть основные цвета и их оттенки; џ учить составлять целое из частей | Подвижно-дидактическое упражнение «Дорога из красного кирпича» (на внимание, быстроту и ловкость движений). Подвижно-дидактические игры: «Найди заплатки нужной формы и цвета» (на классификацию предметов по форме и цвету); «Собери драгоценные камни в сундуки» (на составление последовательного ряда из 3 цифр, геометрическую аналогию); «Волшебный цветок», «Собери 3 пары волшебных башмачков» (на сравнение предметов по величине). Подвижная игра «Дровосек». Дидактическая игра «Сосчитай до трех и обратно». Физкультминутка «Лодочка». Выполнение фронтальной работы: дидактическое задание «Собери картинку с друзьями из Изумрудного города» | ||
2. «Число 3. Цифра 3. Треугольник. Трилистник» | џ Продолжать знакомить с числом и цифрой 3, с геометрической фигурой – треугольник; џ закрепить представление о числе 3 как о существенном признаке явления окружающего мира, навыки счёта и отсчёта в пределах 3, последовательного расположения предметов согласно количеству; | Ознакомление детей с числом и цифрой 3. Подвижно-дидактические игры: «Комната кривых зеркал» (на сравнение предметов по форме, цвету, величине, выделение изменяющихся признаков); «Найди волшебный цветок» (на внимание, построение последовательного ряда, счёт, классификацию предметов по форме). | Коллективное панно «Портрет из разноцветных тре-угольников» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
џ учить выделять изменяющиеся признаки: цвет, форма, величина; џ развивать конструктивные навыки, умения составлять силуэтное изображение из разных видов треугольников (острых, тупых, равносторонних), согласовывать их по величине, мелкую моторику рук, логическое мышление, внимание, память, самостоятельность, инициативность, навыки контроля и самоконтроля, коммуникативные качества; џ стимулировать мыслительную деятельность детей в процессе движений | Подвижно-дидактическое упражнение «Попади в цель» (на зрительную ориентировку, знание цифр от 1 до 3, логику мышления). Физкультминутка «Волшебная резинка» (на воображение). Выполнение фронтальной работы: панно «Портрет из разноцветных треугольников»; дидактические задания: «Раскрась предметы, которых по 3», «Напиши цифру 3 в треугольниках» | ||
3. «Число 3. Цифра 3. Путешествие на пла-нету Марс. Металл – железо» (итоговое) | џ Продолжать знакомить с числом и цифрой 3; џ дать представление о числе 3 как о существенном признаке явлений окружающего мира и его символах: планете Марс, металле – железо; џ учить соотносить цифры с количеством пред-метов в пределах 3, восстанавливая последовательность количественного ряда предметов и цифр; џ упражнять в счете; џ закрепить знания о геометрических формах (круг, квадрат, треугольник, овал); џ развивать внимание, память, самостоятельность (инициативу), логическое мышление, навыки контроля и самоконтроля, коммуника- | Упорядочение знаний детей о числе и цифре 3. Ознакомление с металлом – железом, планетой Марс. Дидактическая игра «Сосчитай, не ошибись» (на счёт). Подвижно-дидактические игры: «Очисти планету Марс» (эксперимент на закрепление свойств магнита, ознакомление с металлом – железом, планетой Марс); «Живые цифры» (на восстановление последовательного ряда цифр); «Что сначала, что потом» (на воображение). Физкультминутка «Робот». | Выполнение странички числового фриза «Цифра 3» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
тивные качества (умение работать вместе, помогать друг другу), умения импровизировать, согласовывать движения со словами текста | Выполнение фронтальной работы: дидактическое задание «Запусти программу звездолёта»; страничка числового фриза «Цифра 3» | ||
Февраль | |||
1. «Число 4. Цифра 4. Времена года» | џ Знакомить с числом и цифрой 4, компасом, частями света; џ дать представление о числе 4 как существенном признаке явлений окружающего мира; џ закрепить представления о временах года, частях суток, умения ориентироваться в пространстве с помощью слов, выражающих пространственное расположение предметов: предлогов «за», «после», «перед», «между» и наречий «вперед», «назад», «налево», «направо», навыки счёта и отсчёта предметов в пределах 4, последовательного расположения предметов согласно количеству; џ упражнять в отгадывании загадок, расширять познавательный интерес; џ развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, внимание, память, самостоятельность (инициативу), навыки контроля и само-контроля, коммуникативные качества; џ стимулировать мыслительную деятельность детей в процессе движений, которые им необходимо согласовывать с текстом стихотворения | Ознакомление детей с Принцессой числа 4 (числом, цифрой 4), частями света, прибором – компасом. Воображаемая ситуация «Путешествие в сказку “12 месяцев”». Подвижно-дидактические игры: «Найди направ- ления по компасу» – эксперименты с компасом (на пространственную ориентировку); «Восстанови часы времен года» (на временные представления, внимание, воображение); «Мяч бросай, быстро отвечай» (на быстроту реакции, логику мышления). Физкультминутка «Гори-гори ясно». Подвижная игра «Кольцо прокати – домой попади» (внимание, глазомер, силу толчка и ловкость). Выполнение фронтальной работы: дидактические игры «Выложи предметы на полоски и узнай, чего больше», «Обведи в круг предметы, которых по 4» (на счёт) |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
2. «Число 4. Цифра 4. Четвероногие друзья» | џ Продолжать знакомить с числом и цифрой 4; џ закрепить представление о числе как существенном признаке явлений окружающего мира (пред-ставления о временах года, частях суток, частях света), умения ориентироваться в пространстве, используя в речи предлоги и наречия, знания о геометрических формах, упражняя в выкладывании изображений животных из геометрических фигур, совершенствуя конструктивные навыки, навыки счёта до 10, счёта и отсчёта в пределах 4 путем выкладывания предметов и сопоставления их с соответствующей цифрой; џ развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, внимание, память, самостоятельность, чувство ритма и пантомимическую выра-зительность, коммуникативные качества; џ стимулировать мыслительную деятельность детей в процессе движений | Ознакомление детей с числом и цифрой 4. Воображаемая ситуация «Письмо из Простоква- шино». Подвижно-дидактическое упражнение «Зима в Простоквашино» – имитация различных зимних способов передвижения (на временные представ- ления). Подвижно-дидактические игры: «Ответь как галчонок» (на слуховое внимание, счёт); «Определи на-правление и сфотографируй четвероногих животных» (на пространственную ориентировку); «Сосчитай и изобрази» (на воображение и счет); «Поезд». Физкультминутка «Вот лежит лохматый пёс». Выполнение фронтальной работы: коллективный коллаж «Фото четвероногих друзей»; дидакти-ческое задание «Выложи контур животного из гео-метрических фигур» | Коллективный коллаж «Фото четвероногих друзей в журнале “Мурзилка”» |
3. «Число 4. Цифра 4. Четырех-угольники» | џ Продолжать знакомить с числом и цифрой 4; џ закрепить знания о геометрических формах, упражняя детей в различении разных четырёх-угольников путем их называния, сопоставления предметов схожей формы (проведения геометрической аналогии), навыки счёта до 10, счёта и отсчёта в пределах 4; џ упражнять в умении ориентироваться в пространстве, используя в речи предлоги и наречия, | Ознакомление детей с числом и цифрой 4. Подвижно-дидактические упражнения: «Уголки и фигура» (на счёт, геометрическую аналогию); «Квадрат» (на развитие быстроты, ловкости и коор-динации движений, сериацию). Подвижно-дидактическая игра «Что где стоит?» (на внимание, пространственную ориентировку). | Выполнение коллажа «Удивительные четырёх-угольники» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
в выкладывании предметов по порядку (по возрастанию, убыванию); џ развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, внимание, память, самостоятельность, чувство ритма и пантомимическую выра-зительность, коммуникативные качества; џ стимулировать мыслительную деятельность детей в процессе движений | Физкультминутка «Что изменилось?» (на фантазию и воображение, основные движения в соответствии со стихотворным текстом). Выполнение фронтальной работы: дидактическое задание «Цепочка времени» (на временные пред-ставления); коллективный коллаж «Удивительные четырехугольники» | ||
4. «Число 4. Цифра 4. Итоговое» | џ Продолжать знакомить с числом и цифрой 4; џ закрепить представление о числе 4 как существенном признаке явления окружающего мира, знания о временах года, частях суток, частях света, четвероногих животных; умения детей ориентироваться в пространстве, используя в речи слова, выражающие пространственное расположение предметов: «вверх», «вниз», «спе-реди», «сзади», «налево», «направо»; знания о геометрических формах – четырехугольниках; счёт до 10, навыки счёта и отсчёта в пределах 4, умения выкладывать предметы, сопоставляя их количество с соответствующей цифрой; џ развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, внимание, память, самостоятельность, коммуникативные качества; џ стимулировать мыслительную деятельность детей в процессе движений, согласовывая дви-жения со словами | Упорядочение знаний детей о числе и цифре 4. Подвижно-дидактические упражнения: «Прыгни, не ошибись» (на счёт, ассоциативное мышление); «Найди одинаковых зайчат» (на счёт, сравнение предметов по величине); «Уголки» (на знание гео-метрических форм, пространственную ориентировку, построение последовательного ряда по величине и в порядке следования цифр). Подвижно-дидактические игры: «Найди дочку зай-чихи» (на внимание, быстроту и ловкость движений); «Четвертый – лишний» (на логику мышления). Физкультминутка «Салки с палкой». Выполнение фронтальной работы: дидактическое задание «Собери цифру 4 из палочек»; страничка числового фриза «Цифра 4» | Создание странички число- вого фриза «Цифра 4» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Март | |||
1. «Число 5. Цифра 5. Путешествие в подводное царство» | џ Знакомить с числом и цифрой 5, символом числа в животном мире – обитателями морей морскими звёздочками; џ дать представление о числе как существенном признаке явления окружающего мира; џ закрепить навыки счета до 10 и более (в игровой ситуации), прямой и обратный счёт в пределах 4, понятия «пара», «цвета», «цветовые оттенки», умение классифицировать предметы по 1 признаку (свойству), знание слов, выражающих пространственное расположение предметов; џ упражнять детей в умении выкладывать последовательно картинки (соответственно цифре и количеству предметов); џ развивать мелкую моторику рук (при рисовании своих ладошек, написании цифры 5), само-стоятельность (инициативу), двигательную активность, умение работать вместе, помогая друг другу | Ознакомление детей с Принцем числа 5, (числом, цифрой 5), символом числа 5 в животном мире – морскими звёздами. Подвижно-дидактические игры: «Чистая вода» (на классификацию предметов по 1 признаку/свойству); «Разложи морских обитателей в группы и посчитай, показав количество цифрой» (на счёт, логическое мышление); «Медузка, соберись» (на классификацию предметов по цвету); «Сравни ладошки по отпечатку» – сравнение предметов по размеру (на зрительную ориентировку). Дидактическая игра «Расколдуй Варвару-красу» (на выявление сходств и различий). Физкультминутка «Море волнуется…». Выполнение фронтальной работы: подвижно- дидактическое задание «Морское домино»; коллаж «Ладошки на память» | Создание кол-лажа «Ладошки на память с цифрой 5» |
2. «Число 5. Цифра 5. Пятиуголь-ники. Цветы с пятью лепестками» | џ Продолжать знакомить с числом и цифрой 5, с символом числа в растительном мире – цветами с 5 лепестками; џ закрепить представление о числе как существенном признаке явления окружающего мира, навыки счета, отсчёта в пределах 5, знание геометри- | Ознакомление детей с числом и цифрой 5, символом числа в мире растений – цветами с 5 лепестками. Подвижно-дидактическое упражнение «Это фокусник Пятерка» (на счёт). | Коллективное панно «Чудо-цветок» (из геометри-ческих фигур – правильных |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
ческих форм; ознакомить с правильным пяти-угольником; упражнять детей в выкладывании фигур, образовывании новых; совершенствовать конструктивные навыки; џ упражнять в умении выкладывать последовательно картинки (соответственно цифре и количеству предметов); џ развивать мелкую моторику рук, самостоятельность (инициативу), логическое мышление, дви-гательную активность, умение работать вместе, помогая друг другу | Подвижно-дидактические игры: «Собери квадраты» (на конструктивные навыки); «Построй шахматную доску» (на восстановление последовательного ряда); «Играем в шашки» (на зрительную ориентировку, быстроту и логику мышления). Физкультминутка «Лабиринты». Выполнение фронтальной работы: дидактическое задание «Исследуй фигуру» (на измерение с по-мощью условной мерки); коллективное панно «Чудо-цветок» | пятиуголь- ников) | |
3. «Число 6. Цифра 6. Пчелы и мед. Шести- угольники» | џ Знакомить с числом и цифрой 6, с символом числа в животном мире – насекомыми (пчелой), с геометрической формой – правильным шести-угольником; џ дать детям представление о символике числа: единство противоположностей, красота и гармония в природе; џ закрепить навыки счета до 10 и далее, знания об уже знакомых геометрических фигурах, упражняя в различении этих форм, путем сборки предметов по их схематическому изображению, про-ведения геометрической аналогии, развивать логическое мышление, учить выделять контрастные признаки; џ упражнять в умении выкладывать картинку из 6 и более частей; | Ознакомление детей с Царевной числа 6 (числом и цифрой 6), с символом числа 6 в животном мире – пчелой. Подвижно-дидактические игры: «Противополож-ности» (на свойства предметов); «Разложи на группы» (на классификацию предметов по цвету); «Выложи дорожку в улей Пчелки Жужжи» (на последовательное построение цифрового ряда, абстрактное мышление). Подвижно-дидактическое упражнение «Составь предмет для дома Пчелки Жужжи» (на конструктивные навыки). Физкультминутка «Собираем мёд». Выполнение фронтальной работы: дидакти- ческое задание (диктант на слух) «Выложи из мозаики любимого друга Жужжи» (на ориентировку |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
џ развивать мелкую моторику рук (при закраши-вании геометрических форм, а также при написании цифр от 1 до 6), самостоятельность, инициативу, двигательную активность, умение работать вместе, помогая друг другу | в пространстве); работа в пособии «Знакомимся с числами» | ||
4. «Число 6. Цифра 6. Насекомые. Лилия» | џ Продолжать знакомить с числом и цифрой 6, символами числа в животном мире – насеко- мыми; џ ознакомить с символом числа в мире расте-ний – цветком с 6 лепестками (лилией); џ закрепить с детьми навыки счета до 10 и далее в игровой ситуации, знания о геометрических фигурах; џ упражнять в различении форм, путем нахождения предметов по их схематическому изображению, проведению геометрической аналогии, развивая логическое мышление; в умении выкладывать последовательно картинки (сериация) с изображением дерева в разное время года, а также дорожки по величине в порядке возрас-тания (от короткой к длинной); џ развивать двигательную активность детей, мыслительную деятельность, мелкую моторику рук, самостоятельность, инициативу, умение работать вместе, помогая друг другу | Ознакомление детей с числом и цифрой 6, символом числа 6 в мире растений – цветком лилией. Подвижно-дидактические игры: «Летает, ползает» (на выделение свойств предметов); «Найди насекомых, похожих на силуэты из геометрических фигур» (на установление геометрической аналогии); «Что происходит с деревом в разное время года?» (на временные представления); «Выложи цветные дорожки жучкам» (на логическое мышление); «Цветок – бабочка». Дидактическая игра «Где чей домик?» (на слуховое внимание). Выполнение фронтальной работы: дидактическое задание «Посчитай насекомых и соедини их с соответствующей цифрой» (на счёт); страничка числового фриза «Цифра 6» | Создание странички число- вого фриза «Цифра 6» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Апрель | |||
1. «Число 7. Цифра 7. 7 цветов радуги. Цветик-семицветик» | џ Знакомить с числом и цифрой 7; џ дать представление о символе числа в окру- жающем мире – радуга; џ закрепить навыки счета до 10 и далее, прямой и обратный счёт в пределах 7, знания о геомет-рических фигурах, умение ориентироваться в пространстве, используя в речи слова (предлоги и наречия), выражающие пространственное расположение предметов; џ упражнять в различении геометрических фигур, путем сборки вазочки по ее силуэтному изображению, проведения геометрической аналогии; џ развивать логическое мышление (собирать «чудо-цветики» и предметы из них), двигательную и умственную активность, чувство ритма, фантазию и воображение, мелкую моторику рук при закрашивании радуги, самостоятельность (инициативу), умение работать вместе, помогая друг другу | Ознакомление детей с Принцем числа 7 (числом и цифрой 7), символом числа в окружающем мире – радугой, сказочным цветиком-семицветиком. Подвижно-дидактические игры: «Собери связку баранок» (на пространственную ориентировку, построение последовательного цветового ряда); «Подарки для друга» (на воображение). Подвижно-дидактическое упражнение «Тайна чудо-цветиков» (на слуховое внимание). Дидактическая игра «Склей все осколки вазочки» (на абстрактное мышление). Физкультминутка «Разминка». Выполнение фронтальной работы: коллаж «Расположи цвета радуги по порядку» | Коллективный коллаж «Расположи цвета радуги по порядку» |
2. «Число 7. Цифра 7. Итоговое. Создание странички | џ Продолжать знакомить с числом и цифрой 7, символикой числа 7 (7 цветов радуги, 7 – частое, «волшебное» число в сказках, 7 нот, 7 дней в неделе); | Ознакомление детей с числом и цифрой 7, символикой числа 7. Игра-путешествие «По страницам сказок, где встречается число 7». | Выполнение странички числового фриза «Цифра 7» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
числового фриза» | џ знакомить с днями недели и музыкальными нотами; џ закрепить знание последовательности цветов спектра, знания о геометрических фигурах, навыки счета до 10 и далее, количественного и порядкового счёта до 7; џ развивать конструктивные способности, музыкальный слух, двигательную активность, фантазию и воображение, умение действовать само-стоятельно (проявляя инициативу) и вместе, осуществляя взаимопомощь и взаимопроверку; џ упражнять в различении высоких и низких звуков; џ совершенствовать интеллектуальные способ-ности детей, мелкую моторику рук | Подвижно-дидактические игры: «Собери цветные шапочки» (на конструктивные навыки); «Колпачок и курточка» (на счёт, развитие тактильных анализаторов); «Дни недели» – знакомство с днями недели; «Угадай, как звучит инструмент» (на слуховое вос-приятие). Физкультминутка «Будь богатырем». Выполнение фронтальной работы: дидактическое задание «Собери лепестки на юбку куклы Семи-цветик»; страничка числового фриза «Цифра 7» | |
3. «Число 8. Цифра 8. Четные числа» | џ Знакомить с числом и цифрой 8, понятием «четные числа»; џ дать представление о числе как явлении окру-жающего мира; џ закрепить навыки счета до 10 и далее (в игровой ситуации), количественного и порядкового счета, умение выкладывать количество предметов соответственно цифре (числу), соединяя их пары; џ учить решать математические задачки на слух, развивая логическое и ассоциативное мышление; | Ознакомление детей с Принцессой числа 8 (числом и цифрой 8), символикой числа. Дидактическая игра «Найди пары» (на количественный счёт, закрепление понятия «пара»). Подвижно-дидактические игры: «Сравни длину дорожек к залу Принцесс» (на конструктивные способности, сравнение предметов по величине, используя условную мерку); «Играем с Принцессами» (на ассоциативное мышление); «Закономерности» (на построение цифрового ряда). Физкультминутка «Танцуем на балу». | Выполнение странички числового фриза «Цифра 8» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
џ развивать двигательную и умственную активность, чувство ритма, фантазию и воображение; џ стимулировать мыслительную деятельность детей, мелкую моторику рук, умение действовать самостоятельно (проявляя инициативу) и вместе, осуществляя взаимопомощь и взаимопроверку | Выполнение фронтальной работы: дидактическое задание «Сосчитай группы и соедини с соответ-ствующей цифрой», страничка числового фриза с цифрой «8» | ||
4. «Число 9. Цифра 9. Нечетные числа» | џ Знакомить детей с числом и цифрой 9; џ дать детям представление о числе как явлении окружающего мира; џ познакомить с понятием «нечетные числа»; џ закрепить навыки счета до 10, количественного и порядкового, прямого и обратного счета, знание обобщающих понятий, умения выкладывать количество предметов соответственно цифре, соединяя их пары, ориентироваться в пространстве, используя в речи слова, выражающие пространственное расположение предметов; џ учить решать математические задачки на слух, развивая логическое и ассоциативное мышление; џ упражнять в различении основных цветов и цветовых оттенков, закрепляя знания об их образовании при смешивании основных цветов; џ развивать двигательную и умственную активность, фантазию и воображение, мелкую мото- рику рук, умение действовать самостоятельно и вместе, осуществляя взаимопомощь и взаимо-проверку | Ознакомление детей с Принцем числа 9 (числом, цифрой 9), с символом числа, «Путешествие по стране Математике». Дидактическая игра «Собери пары» (на счёт, закрепление понятия «пара»). Подвижно-дидактические игры: «Играем с Принцами нечётных чисел» (на ассоциативное мышление); «Неразлучная тройка» (на счёт, обобщающие понятия); «Я знаю 5 названий» (на классификацию предметов); «Смешиваем краски» (на закрепление цветов, оттенков); «Построй цифровой ряд» (на абстрактное мышление). Подвижно-дидактическое задание «Поиграем с числом 1» (на логику мышления). Выполнение фронтальной работы: дидактические задания «Закрась предметы согласно цифре», «Напиши и закрась цифру 9»; страничка числового фриза «Цифра 9» | Выполнение странички числового фриза «Цифра 9» |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Май | |||
1. «Путе-шествие по стране «Матема- тике» (ито-говое) | џ Упорядочить знания детей о числах; џ закрепить представления о числах как явлениях окружающего мира, навыки счета до 10 и далее (в игровой ситуации), количественного и порядкового, прямого и обратного счёта в пределах 9, умения выкладывать количество предметов соответственно цифре (числу) и цифровой (чис-ловой) ряд, ориентироваться в пространстве; џ упражнять в выкладывании цифр, совершенствуя конструктивные навыки, в решении матема-тических задачек на слух, развивая логическое и ассоциативное мышление, в различении основных цветов и цветовых оттенков; џ развивать двигательную и умственную активность, чувство ритма, фантазию и воображение, мелкую моторику рук, умение действовать само-стоятельно (проявляя инициативу) и вместе, осуществляя взаимопомощь и взаимопроверку | Упорядочение знаний детей о числах. Закрепление пройденного материала. Воображаемая ситуация «Переполох в стране Математике». Подвижно-дидактические игры: «Наведите порядок» (на зрительную ориентировку, память, быстроту реакции и конструктивные умения); «Поиграем с числом 1» (на логику мышления); «Дни недели» (на слуховое внимание и временные представления). Физкультминутка «Карусели» (на соотнесение количества предметов с цифрой). Выполнение фронтальной работы: дидактическое задание «Впиши недостающую цифру в цифровой ряд» (на воспроизведение цифрового (числового) ряда); дидактическая игра «Ассоциации» (на закрепление символики чисел, развитие ассоциативного мышления) | Индивидуальные работы на карточках «Впиши недо-стающую цифру в цифровой ряд» |
формировать представление о числе 1 как существенном признаке явлений окружающего мира; развивать внимание, быстроту и координацию движений, умение действовать по сигналу.
Содержание: дошкольники совместно с воспитателем выясняют, что в природе бывает только одно (например: мама, сердце, голова, тело человека, Солнце, Луна) и закрепляют это в игре. Дети становятся в круг, выполняя движения согласно стихотворению: указательным пальцем правой руки касаются носа, указательным пальцем левой руки – рта; затем разводят прямые руки в стороны и обхватывают себя как можно крепче; далее изображают солнышко: воспитатель стоит в центре, а дети, расставив прямые руки в стороны, касаются его одной рукой. Луну изображают выполняя наклон в сторону с вытянутой над головой рукой. На слова «и Земля на всех одна» дети выполняют ходьбу по кругу, взявшись за руки.
Нос один и рот один.
Я один у мамы сын.
Солнце в небе, и Луна,
И Земля на всех одна.
Правила: обратить внимание детей на точность и быстроту сменяемых действий: смена движений выполняется по словесному сигналу, нужно стараться не наталкиваться друг на друга, при разведении рук в стороны необходимо проследить, чтобы лопатки были сомкнуты.
Игра «Покажи движением цифру 1»
Цели: ознакомить с цифрой 1; учить изображать цифру разными движениями; развивать воображение, внимание, координацию и ловкость движений.
Содержание: воспитатель предлагает детям вспомнить цифру 1, найти ее изображение среди других цифр и выполнить движения согласно стихотворному ритму, изображая цифру 1.
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
Дети перемещаются по пространству группы и находят цифру 1 среди других цифр. Затем изображают ее движением: основная стойка, ноги вместе, руки прижаты к туловищу, на сигнал (хлопок) – поднять правую ногу и согнуть в колене, правую руку отвести чуть в сторону.
Правила: обратить внимание детей на правильность выполнения движений при изображении цифры 1, на необходимость сохранять равновесие.