Основные черты | Ситуации психологического комфорта | Провоцирующие факторы и непереносимые ситуации |
Гипертимные натуры всегда смотрят на жизнь оптимистически, им свойственна практически постоянная высокая активность и жажда деятельности. При не очень выраженной акцентуациина первое место выступают положительные черты: хорошее настроение, высокая контактность, коммуникабельность, уверенность в себе, активное стремление к деятельности, впечатлениям, развлечениям, стремление к лидерству, организаторские способности. При ярко выраженной акцентуации положительный прогноз снимается. Проявляются такие дезадаптивные качества как легкомыслие, отсутствие этических норм и чувства долга, раздражительность в кругу друзей и близких, склонность к азартным увлечениям, побегам, ранней половой жизни, алкоголю. | Вовлеченность подростка в разнообразные интересные для него виды деятельности. Комфортно чувствует себя в группе сверстников, находя благоприятную среду для общения, выступая организатором интересных дел. Необходимы условия для проявления инициативы подростка в четко обозначенных пределах дозволенного в поведении. При этом установленные ограничения и обязанности не должны блокировать потребность гипертимного подростка в проявлении своих мыслей, чувств, волевых проявлений. Установленные ограничения определяются безопасностью и благом самого подростка и окружающих. Их определение происходит в процессе аргументированной беседы с подростком на паритетных основаниях. | Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции или, напротив, в условиях безнадзорности. Воспитание в атмосфере эмоционально и интеллектуально бедной семейной обстановки, условиях жестких взаимоотношений, эмоционального отвержения и семейных конфликтов. Блокировка стремления к активной деятельности, к общению, к лидерству. Жесткая дисциплина. Монотонная неинтересная деятельность (например, на уроке), не дающая выхода типичным чертам гипертимного характера. Ограничение круга общения, вынужденное одиночество. Вынужденное безделие. Отсутствие устойчивых познавательных, социальных и творческих интересов, увлечений. Общекультурная и общеинтеллектуальная неразвитость. |
Таблица 2
|
|
ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП - индивидуальный подход и коррекции
Общие требования
| Индивидуальный подход и коррекция | |
в урочной деятельности | во внеурочной деятельности | |
Создание условий для проявления инициативы подростка. Четкое аргументированное определение обязанностей и границ приемлемого поведения подростка. Избегание гиперопеки. Четкий размеренный стиль общения и взаимодействия, доброжелательная неавторитарная позиция взрослого. Подчеркнуто уважительная форма общения с подростком, сочетающаяся с разумной и последовательной требовательностью. Умелое сочетание доверия к подростку с контролем исполнения поручений. Влияние на гипертимного подростка через умелое формирование коллективного мнения. Способствование общекультурному развитию, психологической и исполнительной компетентности. | Поддержание высокого уровня работоспособности на уроке: при выполнении однотипных операций направлять подростка на поиск других способов решения заданий, отличных от привычных схем; чередовать различные виды деятельности; давать задания для самостоятельной работы, соответствующей интеллектуальным возможностям. Тренировка подростка в отношении работы, требующей планирования, систематизации. Контроль выполнения поэтапности, последовательности при выполнении учебных заданий. Четкая, спокойная, аргументированная оценка результатов деятельности подростка. Включение гипертима в выполнение организаторских, с чертами лидерства, ролей на уроке. | Поручение: организатор коллективных творческих дел в сфере собственных интересов и интересов группы, коллектива. Внушение: ответственный, умеет доводить начатое дело до конца, быть снисходительным к недостаткам других в сочетании с принципиальной требовательностью к себе и другим, умеет быть настойчивым, собранным, серьезным. Обучение: самодисциплине, самообладанию, умению учитывать мнение других, вежливости, тактичности, умению держать слово. Воспитательное воздействие: предупреждение, пробуждение гуманных чувств, нравственное упражнение, мнимое недоверие, параллельное педагогическое воздействие, опосредование, ирония, наказание. Эффективен скрытый тренинг. |
Таблица 3
|
|