Основные черты | Ситуации психологического комфорта | Провоцирующие факторы и непереносимые ситуации |
Данный тип чаще всего проявляется в старшем подростковом или юношеском возрасте. Его особенностью является периодическое (с фазой от нескольких дней до нескольких месяцев) колебание настроения и жизненного тонуса. В период подъема циклоиду присущи черты гипертимного типа, за исключением легкомыслия и необязательности. Они коммуникабельны, имеют увлечения, с интересом работают в группе. В период спада резко снижается контактность, подросток немногословен, пессимистичен, начинает тяготиться шумным обществом, хотя в конфликты вступает редко. Забрасываются увлечения, подросток становится унылым домоседом, теряет аппетит, ночью может страдать от бессонницы, а днем от сонливости. | Комфортно чувствует себя среди небольшого круга близких людей, которые его понимают и оказывают поддержку, особенно важно для циклоидов наличие длительных устойчивых привязанностей: увлечений, дружбы, любви. Дополнительной психологической поддержкой для циклоида является любимое дело, увлечение, разделяемое и поддерживаемое взрослыми. Особенно важно это в период нахождения циклоида в фазе спада (дистимическая фаза). В этот период циклоидные подростки ищут уединения, общения с природой, искусством, стараются заняться любимым делом, пообщаться с близким другом. | Важно помнить, что циклоидный тип имеет выраженную биологическую "почву". Провоцирующими факторами, без сомнения, могут выступать все типы неправильного воспитания в семье. Субдепрессивность, дистимичность циклоидов могут иметь также дидактогенную причину. В любом случае на состоянии циклоида негативно сказываются эмоциональные перегрузки, выполнение напряженной работы в течение длительного времени, быстрое изменение условий и образа жизни (жизненного стререотипа), однообразность жизни (отсутствие разнообразных позитивных впечатлений). Рекомендуется снижать уровень требований к циклоиду в момент, когда он находится в дистимической фазе - необходимость дополнительных усилий приводит к усилению астенизации, которая может вылиться в усиление субдепрессии. |
|
|
Таблица 4
ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП – индивидуальный подход и коррекция
Общие требования
| Индивидуальный подход и коррекция | |
в урочной деятельности | во внеурочной деятельности | |
Рациональное распределение сил, достаточный отдых, профилактика переутомления. Установление с подростком теплых доверительных отношений со стороны взрослых. Особенно компетентное внимание взрослых должно уделяться подростку, находящемуся в субдепрессивной фазе: создание комфортных для подростка условий; отсутствие грубых, непродуманных попыток "поговорить по душам", поддержание беседы, если подросток сам вышел на нее в подходящих условиях; тактичное подкрепление любого успеха подростка и отсутствие мелочного внимания к его неудачам и промахам. Категорически нельзя в этот период провоцировать конфликты с подростком. Лучше решить все проблемы, дождавшись фазы "подъема". | В фазе подъема построить педагогическое взаимодействие с подростком несложно. Особое внимание педагог должен уделять подростку, находящемуся в субдепрессивной фазе. Это доброжелательная рабочая обстановка на уроке, избегание критики и порицаний, преобладание поощрений; умеренный индивидуальный темп работы с наличием времени на обдумывание заданий; обучение в группе с равными по учебным возможностям сверстниками; предупреждение элементов конкурентности на уроке; включение в самостоятельную работу на всех этапах урока с тем, чтобы подросток сам определял дистанцию и темп прохождения индивидуального "учебного маршрута", при оценивании деятельности основное внимание уделять положительным сторонам результата, спокойно и аргументировано оценить возможную неудачу, подчеркнуть ее временный характер. | Поручения: член редакции газеты, экскурсовод, член добровольного общества, совета клуба или кружка, общественный лаборант, книголюб, библиотекарь, ответственный за учебный кабинет, ТСО, дидактический материал. Организатор коллективных творческих дел в период подъема, в период спада - участник, исполнитель дел в сфере интересов. Внушение: активная деятельная личность с сильным характером и силой воли, интересный собеседник, тонкая богатая натура. Обучение: самоконтролю своего состояния, самодисциплине, умению философски относиться к временным трудностям, находить интересные занятия в период спада. Воспитательные взаимодействия: беседа, рассказ-размышление, увлечение, поддержка, проявление доброты, заботы. Скрытый тренинг эффективен в период "подъема". |
Таблица 5
|
|