Психастенический (тревожно-педантичный) ТИП – краткая характеристика

Основные черты Ситуации психологического комфорта Провоцирующие факторы и непереносимые ситуации
Основной чертой данного типа акцентуации является тревожная мнительность, постоянный страх за себя и своих близких футуристического характера. Часто проявляется симбиотическая привязанность к матери или другому родственнику (неосознанный поиск защиты). Все остальные черты этого типа имеют компенсаторную природу (предохранение от неизбежных несчастий). Данные подростки очень аккуратны, добросовестны, даже педантичны, рациональны, основательны. Но в то же время нерешительные, сомневающиеся в ситуации принятия решения (вплоть до неспособности это сделать). Поэтому негибки в поведении, замкнуты, эмоционально сдержаны. Нерешительность в делах часто компенсируется безапелляционностью в суждениях. Часто страдают различными навязчивостями. Наличие теплых заботливых отношений в семье. Оптимистичные установки в семье, отсутствие завышенных требований друг к другу. Отсутствие обязанностей и обязательств подростка по отношению к другим, требующих от него решительности, инициативы, находящихся на верхних пределах его интеллектуальных и психофизических возможностей. Стабильные условия жизнедеятельности, четкая регламентированность требований к подростку со стороны окружения. Уверенность подростка в том, что ему окажут поддержку и помощь в неожиданной нестандартной ситуации, не подавляя его инициативы, помогут принять правильное решение. Воспитание в условиях эмоционально-бедных отношений, в тревожно-мнительной атмосфере, в ситуации повышенной социальной ответственности (завышенные поручения, требования, ожидания). Пережитые в раннем детстве сильные страхи и гипертрофированный на этой почве инстинкт самосохранения. Подавление в детстве активности и самостоятельности ребенка, формирование у него установки по отношению к себе как к слабому, неумелому, несведущему. Культ болезней в семье. Управление ребенком через формирование у него чувства вины. Непризнание его позитивных черт и заслуг. При сформировавшейся акцентуации непереносимы: ситуации с непредсказуемым исходом, быстрой сменой действующих факторов; не поддающиеся планированию события; необходимость самому принять ответственное решение; ситуация завышенных требований и ожиданий по отношению к подростку со стороны взрослых. Подросток реагирует усилением тревоги, психоневротическими срывами.

Таблица 12

ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ (ТРЕВОЖНО-ПЕДАНТИЧНЫЙ) ТИП – индивидуальный подход и коррекция

Общие требования



Индивидуальный подход и коррекция

в урочной деятельности во внеурочной деятельности
Необходимо формировать оптимистические установки подростка, развивать его эмоциональность, образность, воображение (эффективная арт-терапия). Необходимо создавать условия для повышения его самооценки через сотрудничество с подростком в освоении им навыков самостоятельного поведения. Постепенная передача контроля за поведением во многих областях самому подростку при сохранении взрослым позиции консультанта и помощника. Необходимо формировать у подростка умение выделять главное и не беспокоиться по мелочам, снижать чувство моральной ответственности и вины. Нельзя: угрожать наказанием; накапливать "компромат", строить неблагоприятные прогнозы; публично подчеркивать несостоятельность подростка в чем-то. Формирование на уроке обстановки спокойствия, уверенности в достижении учебных целей. При взаимодействии с тревожно-педантичным подростком педагогу желательно: давать ему время на обдумывание задания, подготовку, не ставить подростков в ситуацию неожиданного вопроса; не требовать отвечать новый, только что усвоенный материал; давать время для проверки выполненного задания перед ответом; стимулировать самостоятельный поиск путей преодоления учебных затруднений (если необходимо, на дополнительных индивидуальных занятиях); доброжелательно аргументировать выставленную оценку; формировать уверенность в своих силах не только оценкой, но и похвалой за приложенные усилия. Ни в коем случае не эксплуатировать повышенную ответственность. Поручения:должны быть конкретными и посильными, способствующими ситуации успеха, повышению самооценки. Тревожно-педантичному подростку необходимо оказывать помощь в подготовке и выполнении поручения. Нежелательно давать поручения, требующие от подростка решительности, ответственности, инициативы. Внушение: подросток в состоянии справиться. Неудачи в деятельности – обычное явление жизни, они преодолимы. Обучение: умению формирования установки на успех (приемы визуализации, описания успеха, арт-терапия); умению отделять главное от второстепенного. Воспитательные воздействия: убеждение на собственном опыте и опыте других; увлечение хорошими перспективами; проявления доброты, заботы, поддержки; организация успеха в деятельности; поощрение адаптивных проявлений, ласковый упрек, обходное движение.

 

Таблица 13


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: