Сенситивный ТИП – краткая характеристика

Основные черты Ситуации психологического комфорта Провоцирующие факторы и непереносимые ситуации
Этот тип формируется довольно поздно (к 15-19 годам), но его ведущие черты могут ярко проявляться и в более раннем возрасте. Сенситивные подростки чрезвычайно впечатлительны. Позже присоединяется чувство собственной недостаточности. Они обычно очень старательны, вежливы и дисциплинированы, но боятся проверок, экзаменов, публичных ответов (на которых, как правило, отвечают хуже, чем знают). Обычно таким подросткам присуща естественная внутренняя и внешняя культура, чувство прекрасного. Они альтруисты, сострадательны, умеют радоваться чужим удачам, чувство долга дополняется исполнительностью. Контактность ниже средней, в общении доброжелательны, вежливы, тактичны. Редко конфликтуют, обиды хранят в себе, в играх и других видах деятельности предпочитают пассивную роль. Наиболее комфортно чувствуют себя в кругу семьи и близких друзей, предаваясь интеллектуально-эстетическими видам деятельности, разведению цветов, домашних животных, рыбок, птиц, коллекционированию. Комфортно чувствует себя среди тех, кто разделяет их взгляды и увлечения, хотя и с другими весьма доброжелательны. Детская привязанность к родным сохраняется надолго, поэтому они часто слывут "домашними детьми", т.к. терпимо и даже охотно подчиняются опеке взрослых, с которыми сложились искренние доброжелательные взаимоотношения. Любят и ценят все красивое в людях и природе. Воспитание по типу эмоционального отвержения, в условиях гиперсоциальности. При управлении поведением ребенка через формирование чувства вины (в т.ч. и при проекции негативных качеств родителя). Сенситивные подростки, предъявляя высокие моральные требования к себе и другим, плохо чувствуют себя в ситуации шума, возни и потасовок на переменах, глубоко страдают от грубости, жесткости, циничности как сверстников, так и педагогов. Тем не менее, привыкнув к одному классу, не желают переходить в другой (даже лучший). Стесняются отвечать перед классом, чтобы не сбиться, не вызвать смех или, напротив, не прослыть выскочкой. Очень тяжело реагируют на ситуации, когда они становятся объектами насмешки или несправедливо подозреваются в неблаговидных поступках. Несправедливое обвинение может спровоцировать конфликт, депрессию, суицид.

Таблица 10

СЕНСИТИВНЫЙ ТИП – индивидуальный подход и коррекция

Общие требования



Индивидуальный подход и коррекция

в урочной деятельности во внеурочной деятельности
Установление доверительного контакта с подростком, вежливое, тактичное взаимодействие с ним. Создание условий для самореализации подростка в интересных для него видах деятельности. Раннее развитие общих и специальных способностей: музыка, танцы, художественная гимнастика, рисование, лепка и т.п., наличие в доме хорошей библиотеки и возможности общения с близкими друзьями. При возникновении проблем их анализ в спокойной доверительной обстановке, недопустимость резкой категоричной критики, порицаний (самое ужасное – если они окажутся необоснованными!). Защита подростка от грубости, насмешек, необоснованных подозрений. Создание обстановки взаимоуважения и тактичного общения на уроке. Во время опроса не задавать вопросы сенситивному подростку неожиданно, предпочтительнее ответы с места или индивидуальные письменные задания. Избегать включения сенситивного подростка в урочную деятельность, предполагающую соревновательность, сравнение. При организации групповой работы обязательно учитывать желание сенситивного подростка, не включать его в группу с доминантными, склонными к насмешкам и грубости одноклассниками. При оценивании и анализе результативности урочной деятельности спокойно сообщить общий результат, акцентировать успехи. При неудаче обязательно индивидуальное обсуждение. Поручения: самые разнообразные (сенситивные подростки имеют очень развитое чувство долга), но лучше, особенно если поручения долговременны, если поручения совпадают с интересами и увлечениями подростка, выполняются им индивидуально или в группе сверстников, которых он считает своими друзьями. Участник коллективных творческих дел в сфере интересов. Внушение: подкрепляя несомненно положительные качества, следует внушать некоторую снисходительность к себе и другим. Внушать уверенность в высоких морально-этических, волевых качеств. Обучение: умению строить взаимоотношения с одноклассниками, учитывая особенности их личности; умению преодолевать свою застенчивость; умению прощать людям некоторые их недостатки. Воспитательные воздействия: поощрение доверия, обращение за помощью, поддержка, организация успеха, опосредование, убеждение на опыте, внимание, забота.

Таблица 11


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: