Астено-невротический ТИП – краткая характеристика

 

Основные черты Ситуации психологического комфорта Провоцирующие факторы и непереносимые ситуации
Повышенная утомляемость, особенно при умственной работе, которая проявляется во всем внешнем виде подростка, на фоне развивающегося утомления могут происходить кратковременные аффективные вспышки (раздражение, гнев, слезы). Типичной чертой является склонность к ипохондрии: подростки очень внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, охотно лечатся, укладываются в постель, подвергаются осмотрам и обследованиям. Психофизиологическому состоянию астено-невротиков присуща особая цикличность в течение суток, недели, четверти. Наибольшая стеничность (подъем) на 2-3 уроке, в начале учебной недели, в начале четверти. Это время для успеха. Подростки этого типа очень амбивалентны: с одной стороны, это отношение к себе как к слабому, с другой – "Я все могу". Наличие теплых заботливых отношений со стороны близких, комфортная, наполненная любовью и взаимным доверием атмосфера в семье. Оптимистические установки в семье, ее эмоционально-интеллектуальное богатство, общие для членов семьи и увлечения. Психологический комфорт астено-невротиков возрастает при наличии интеллектуальных, накопительских и эстетических хобби. Астено-невротики тянутся к сверстникам, скучают без них, но в процессе общения быстро устают и ищут одиночества или общения с одним близким другом. В одиночестве стремятся пассивно отдохнуть, предаются различным мечтаниям, которые более или менее реальны, всегда имеют честолюбивый оттенок (“Я все могу”). Воспитание в тревожно-мнительной атмосфере, в культе болезней. Воспитание по типу "кумир семьи". Маятниковое воспитание (я тебя люблю – я тебя ненавижу). Воспитание в условиях противоречивых требований, в условиях жестких взаимоотношений, в условиях эмоционального отвержения ребенка. Непереносимы ситуации публичной неудачи, насмешки, издевательства более сильных и нахальных сверстников, т.к. астено-невротики честолюбивы и стремятся к успеху во всем, что для них значительно. Нежелательны события, провоцирующие ипохондричность (сомнения близких по поводу здоровья, внешнего вида подростка и т.п.). Накопившаяся за определенный период усталость может выплеснуться раздражением, гневом, слезами в ответ на вроде бы безобидное замечание, легкую критику и т.п. (эффект "последней капли").

 

Таблица 8

АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ ТИП – индивидуальный подход и коррекция

Общие требования



Индивидуальный подход и коррекция

в урочной деятельности по внеурочной деятельности
Воспитание в условиях заботы, любви, оптимизма, согласия и единства требований к ребенку со стороны взрослых. Создание условий для здорового образа жизни. Профилактика и лечение хронических заболеваний, ведущих к астенизации. Терпеливое, заботливое, но не "теплично"-попустительское отношение к подростку. Позиция снисходительности к промахам и неудачам подростка, их умелое вуалирование и, напротив, акцентирование внимания на успех. Доброжелательность и спокойствие при общении с подростком. Включение его во взаимодействие в период подъема и предоставление возможности для отдыха в период утомления. Недопустима шутливо-насмешливая "стимуляция" астено-невротика. Необходима разумная организация режима дня. Доброжелательное, поддерживающее взаимодействие с подростком, использование для интенсивной учебной работы с подростком периоды подъема (как правило: 2-3 урок, начало недели, начало и середины четверти). Снижение нагрузки за счет тщательной подготовки подростка к работе, составление плана деятельности в индивидуальном темпе. Нежелательны неожиданные вопросы, задания, необходимо дать время для подготовки. Эффективны задания гипотетического характера, которые не содержат неверных решений. Сложные задания лучше разбить на части с анализом и поддержкой на каждом этапе. Крайне нежелательно прямое негативное сравнение с более успешными одноклассниками. Оценку деятельности лучше давать индивидуально, аргументировано с акцентом на положительных моментах. Поручения астено-невротические подростки охотно исполняют, если они не связаны с интенсивным взаимодействием со сверстниками, с необходимостью организовать, руководить; не связаны с долгосрочной ответственностью; не слишком длительны и утомительны. Организатор и участник дел в сфере интересов, не носящих остро соревновательный характер. Внушение: хороший товарищ, интересный собеседник, неординарная личность, способен достичь успеха в значимой деятельности. Обучение: рациональному планированию своей деятельности (прежде всего не накапливать невыполненные дела!), самоконтролю своего поведения, саморегуляции психофизического состояния, умению общаться. Воспитательные воздействия: намек, ласковый упрек, проявление внимания, заботы, поощрение успеха.

Таблица 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: