Содержание и структура курсовой работы

Курсовая работа, как правило, содержит введение, одну теоретическую главу, практическую часть, заключение. Структура курсовой работы должна соответствовать целям и задачам исследования способствовать раскрытию выбранной темы. В содержательной части работы изложение должно быть объективным, целостным и непротиворечивым. Предложения, выводы и рекомендации, содержащиеся в курсовой работе, необходимо обосновать. Каждая глава и параграф должны заканчиваться выводами.

Курсовая работа должна включать следующие структурные элементы: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список использованных источников, приложения (при необходимости).

Титульный лист содержит полное наименование высшего учебного заведения; название факультета; название кафедры; информацию о теме работы, авторе, научном руководителе и кафедре, на которой выполняется работа. На титульном листе члены комиссии по результатам защиты ставят оценку. Образец титульного листа представлен в Приложении.

В содержании курсовой работы перечисляются названия структурных частей, указываются номера страниц, с которых начинаются разделы работы. Содержание дает наглядное представление о структуре и основных проблемах, освещаемых в работе, позволяет ориентироваться в ней. Образец оформления содержания приведен в методических указаниях по оформлению письменных студенческих работ кафедры ССТ

Во введении в курсовую работу обосновывается актуальность избранной темы, дается обзор используемых источников и литературы, определяется степень научной разработанности темы, формулируются цель и задачи, определяется объект и предмет исследования, раскрывается научная и/или практическая значимость работы.

Для раскрытия актуальности выбранной темы необходимо определить степень проработанности этой темы в других трудах. Правильно сформулировать актуальность выбранной темы означает показать умение определять главное и выяснять то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.

Обзор источников. Общая методика составления обзора по теме работы как правило, включает:

− выяснение состояния рассматриваемого вопроса;

− отбор наиболее ценного минимума из имеющегося материала;

− анализ собранных источников, их оценка и сопоставление;

− группировка сведений и их обобщение;

− выводы и рекомендации на основе выполненного отбора.

Обзор должен полно и систематизировано отражать состояние предмета исследования, а содержащиеся в нем сведения должны позволять объективно оценивать научную и прикладную значимость изучаемой проблемы, правильно выбирать пути и средства достижения цели, поставленной в работе.

После обзора используемых источников необходимо перейти к формулировке цели работы, которая должна заключаться в решении проблемы заявленной в работе. Цель – это то, что мы хотим получить при проведении исследования. Цель работы – изучение, анализ состояния предмета исследования применительно к объекту исследования.

Конкретизация цели дается в процессе определения задач. Задачи исследования – это последовательные промежуточные этапы, которые необходимо реализовать для достижения общей цели исследования. Задачи, таким образом, вытекают из общей цели курсовой работы. Задачи следует рассматривать как своеобразный алгоритм достижения цели. Каждая задача отражает ступень или этап исследования. Система задач позволяет определить последовательность основных действий исследователя. Количество формулируемых задач должно соответствовать количеству параграфов основной части работы. Задачи исследования формулируются на основании наименований разделов и подразделов (параграфов) рубрикации.

Формулировки задач обычно начинаются глаголами: изучить, выявить, раскрыть, рассмотреть, охарактеризовать, разработать, доказать, изучить, описать, определить, установить, выделить, обобщить, проанализировать, осуществить, выполнить, и т.п.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект исследования – это то, что порождает проблемную ситуацию и поэтому избрано для изучения. Например, в историко-философском исследовании объектом исследования может быть эпоха, ситуация культурного кризиса, породившая особый стиль философствования или история возникновения и деформации какого-либо понятия. Предмет исследования – это точка зрения на объект, один из аспектов объекта, конструируемый в ходе исследования. Предмет исследования очерчивается теми вопросами, которые мы формулируем по поводу объекта. То есть определение предмета тесно связано с нашим пониманием проблемы. Предмет – это то, что интересует нас в объекте. Предмет исследования определяет тему исследования.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов.

Объем введения приблизительно составляет от 2 до 4 страниц.

Курсовая работа по дисциплине «Организация и планирование деятельности предприятия сервиса» содержит две главы, которые можно разделить на параграфы. Каждый из параграфов должен быть посвящен одной из задач, сформулированных во введении. Главы и параграфы необходимо соотносить друг с другом по объему представленного материала. Объем параграфов не должен превышать объема любой из глав работы. Заголовки глав и параграфов должны быть лаконичными и соответствовать их содержанию.

Основная часть курсовой работы излагается последовательно в соответствии с содержанием курсовой работы. Все параграфы работы должны быть логически связаны между собой и в совокупности раскрывать тему. Поэтому особое внимание следует обращать на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа - от вопроса к вопросу.

После каждого параграфа желательно формулировать краткие выводы. Выводы должны быть конкретными и вытекать из изложенного материала. Они не просто подводят промежуточные итоги работы: связь выводов с общей логикой работы и поставленными задачами позволяет «перекинуть мостик» к новому параграфу и придать работе необходимую цельность.

Основная часть предусматривает всестороннее раскрытие содержания избранной темы, ее важнейших вопросов и проблем. Главное требование – показать, как отражаются эти проблемы в литературе.

Первая глава должна быть теоретической, т.е. отражать теоретические аспекты темы, представлять собой критический обзор современного состояния исследуемой проблемы, составленный на основе глубокого изучения научной литературы.

Вначале целесообразно систематизировать категории и понятия, дать их трактовку. Важно описать общие и выделить существенные признаки понятия, которые раскрывают его объем, полноту, суть, определяют положение в системе других понятий и его связь с другими явлениями. Далее следует показать современное состояние исследуемой проблемы, как она отражается в новейшей научной литературе, какие существуют подходы, точки зрения, концепции. Желательно рассмотреть опыт изучения данного вопроса, как в отечественной, так и зарубежной науке. Затем выработать собственную пози­цию и сделать соответствующие выводы обобщающего характера.

В процессе изложения основной части работы показывается глубокое понимание сущности избранной темы, знание используемых источни­ков, умение сопоставлять, обобщать и оценивать различные точки зрения авторов по этой проблеме.  При этом не допускается переписывание текста из используемой литературы. Переписывание источников или цитирование без кавычек считается грубым нарушением авторских прав и выполненная таким образом работа не рассматривается, также как и работа, взятая из сети Интернет. В основной части работы должна быть произведена творческая обработка материала из использованных источников, важнейшие теоретические положения темы излагаются своими словами и при необходимости подкрепляются цитатами. Излагать мысли конкретного автора своими словами – это, обычно, сокращать текст, опуская несущественные, второстепенные мысли и примеры.

При работе с литературой рекомендуется находить проблемные ситуации, противоречивые взгляды. Различные позиции авторов желательно отразить в содержании работы, изложить аргументы в их критику или поддержку. После анализа точек зрения о дискуссионных вопросах рекомендуется изложить и собственную позицию.

Вторая глава должна отражать реальную ситуацию, иллюстрирующую тему в современности. Рекомендуется выбрать один из следующих вариантов практической разработки темы: 1) на федеральном уровне, т.е. студент собирает и анализирует информацию по России на текущий год; 2) на региональном уровне, т.е. студент собирает и анализирует информацию по Тверской области на текущий год; 3) на уровне предприятия, то есть студент анализирует информацию, собранную на производственной практике. В первых двух случаях рекомендуется работать со статистическими данными из официальных источников, во втором случае – с внутренними документами организации.

Таким образом, основная часть курсовой работы должна носить исследовательско-аналитический, а не описательный характер. Раскрывая тему, автору необходимо проявить умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и об­общать полученную информацию, выявлять тенденции и закономерности, формулировать предложения и рекомендации.

Стиль изложения должен быть корректным с научной точки зрения, не допускаются субъективные суждения, эмоциональные и обыденные житейские высказывания, выражения из художественной литературы и жаргонные термины.

Заключение представляет собой итог выполненного исследования. В нем в обобщенном виде кратко освещаются основные результаты курсовой работы, формулируются выводы по всем главам основной части работы и конкретные предложения автора по исследуемой проблеме. Заключение не должно содержать никакой новой информации, его задача – лишь обобщить вышеизложенное. Эта часть носит форму последовательного, логически стройного изложения полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. В заключении также определяется дальнейшая стратегия исследования и обоснование его перспектив. Объем заключения 2-3 страницы.

Список использованных источников должен включать первоисточники, изученную литературу по теме исследования и состоять из трех частей. Сначала указываются международные официальные документы и нормативно-правовые акты (согласно иерархической системе нормативно-правовых актов).Затем в список включается научная литература (монографии, статьи из сборников и периодических изданий, диссертации и авторефераты), статистические источники, справочные и информационные издания. Третья часть списка литературы включает источники на электронных носителях удаленного доступа (Интернет-источники).

Количество использованных источников и литературы в курсовой работе, как правило, должно быть не менее 25-30.

По мере написания отдельных глав студент представляет их научному руководителю, исправляет, дорабатывает и дополняет курсовую работу в соответствии с полученными замечаниями.

Приложения содержат вспомогательные материалы: таблицы, графики, схемы, компьютерные распечатки, копии документов, иллюстрации и т.д. Приложения необходимо располагать в порядке появления ссылок в тексте работы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: