По теме: «Простые и сложные белки».
Исходный уровень знаний:
· Понятие о белковой молекуле, структурная организация белков
· Общая характеристика простых и сложных белков.
· Основные физико-химические свойства белков.
Студент должен знать: · Строение и свойства простых и сложных белков. · Классификацию простых и сложных белков. · Структуру и свойства простетических групп. · Нуклеопротеиды, характер простетических групп. · Хромопротеиды, характер простетических групп, представители. · Глико- и липопротеиды. · Фосфопротеиды, структура, представители. · Физико-химические свойства сложных белков. · Структура и функции альбуминов и глобулинов. · Структура и функции гистонов. Студент должен уметь придя не занятие: · Обнаружить в гидролизате дрожжей: а. Полипептиды биуретовым методом. б. Пуриновые и пиримидиновые основания серебряной пробой. в. Пентозу качественной реакцией. г. Фосфорную кислоту молибденовой пробой. · Обнаружить геминовую группировку гемоглобина бензидиновым методом. | Основная литература: · Т.Т. Березов, Б.Ф. Коровкин «Биологическая химия», Москва, 2007, стр. 78-113. · Е.С. Северин «Биохимия», Москва 2008, стр. 22-27. · Ф.С. Дзугкоева, Э.А. Каряева, А.Е. Гурина, Н.М. Амбарцумянц, С.Г.Дзугкоев «Биохимия основных процессов обмена веществ и гормональная регуляция» тестовые задания по курсу биологической химии, Владикавказ, 2007, стр. 10-19. · Ф.С. Дзугкоева, Э.А. Каряева, А.Е. Гурина, Н.М. Амбарцумянц, И.В. Можаева, С.Г. Дзугкоев, Е.А.Такоева «Руководство к практическим занятиям по биологической химии», часть 1, Владикавказ, 2008, стр.36-48. Дополнительная литература: · Ленинджер Л. «Биохимия». 1986, стр.284-309. · Д.М. Зубаирова, Е.А. Пазук «Биохимия» тестовые вопросы, Москва, 2008. стр, 21-42. · Е.С. Северин, Т.Л. Алейникова, Е.В. Осипов «Биохимия», Москва 2000, стр 12-16. · Уайт А. и др. Основы биохимии. Москва 1981. · Гринстейн Б., Гринстейн А. Наглядная биохимия, Москва 2000, стр.18-25, 28-31, 110-111 |
Задания для работы.
|
|
1. Дать определение:
Простые белки – это_________________________________________
Сложные белки – это_________________________________________
2. Изобразите классификацию белков в виде схемы.
3. Вставьте пропущенные слова:
1. Нуклеопротеиды – это ______________ белки, которые в качестве простетической группы (_______________ компонента) содержат _________________.
2. Нуклеиновая кислота – это____________, мономером которого является _____________.
4. Закончите фразу:
Различают 2 типа нуклеопротеидов ____________________ и____________________
Дезоксирибонуклеопротеиды – это ________________________________
_____________________________________________________________
Рибонуклеопротеиды – это ______________________________________
|
|
____________________________________________________________
5. Изобразите схематически строение мононуклеотида. Напишите структуру АМФ.
6. Решите задачу.
Кислород необходим клеткам для процессов окисления веществ и получения энергии. Недостаток кислорода, так же как и его избыток, губителен для тканей. Каким образом регулируется количество кислорода, доставляемого в ткани в точном соответствии с клеточными потребностями?
При ответе объясните:
а) механизм функционирования гемоглобина;
б) что такое эффект Бора;
в) как связан этот эффект с метаболической активностью тканей;
г) как изменится количество поступающего в ткани кислорода при алкалозе.
7. Проведите анализ:
Чем отличаются от нормального гемоглобина карбоксигемоглобин и метгемоглобин? В каких случаях они образуются в организме человека?
8. Назовите представителей:
1. фосфопротеидов__________________________________________
_____________________________________________________________
2. металлопротеидов_________________________________________
_____________________________________________________________
3. гликопротеидов___________________________________________
_____________________________________________________________
№9. Решите задачу.
Мутация, приводящая к замене аминокислоты Глу на Вал в положении 6 β-цепей гемоглобина вызывает тяжелое наследственное заболевание серповидноклеточную анемию, делающее не возможными интенсивные физические нагрузки. Эритроциты людей с таким заболеванием имеют форму серпа. Объясните молекулярные механизмы возникновения этого заболевания.
Для этого:
а) дайте определение понятию «первичная структура белка»;
б) охарактеризуйте все уровни пространственной организации гемоглобина;
в) напишите формулы аминокислот, находящихся в положении 6 НЬА (норма) и HbS (патология) и укажите их свойства;
г) объясните, как повлияет введение Вал на свойства и функцию молекулы гемоглобина.
Тестовые задания.
1. Гемоглобин эритроцитов матери или плода при физиологических условиях обладает более высоким сродством к кислороду:
1. Нb A
2. Hb F
2. Указать причину увеличения сродства Нb к О2 при оксигенации Нb.
1. Изменение третичной структуры протомеров;
2. Изменение связей в четвертичной структуре;
3. Изменение взаимоположения протомеров;
4. Кооперативные взаимодействия протомеров;
5. Изменение'расположения гема в НЬ.
3. Миоглобин относится к:
1. Металлопротеинам;
2. Гемопротеинам;
3. Липопротеинам;
4. Гликопротеинам;
5. Флавопротеинам.
4. Освобождение О2 из оксигенированного Нb в периферических тканях усиливается:
1. Повышением концентрации Н+;
2. Повышением концентрация СО2;
3. Повышением концентрации 2,3-дифосфоглицерата (ДФГ).
4. Все ответы верны.
5. Нет верного ответа.
5. Миоглобин и гемоглобин:
1. Участвуют в доставке О2 из легких в ткани;
2. Обеспечивают внутриклеточный транспорт О2;
3. Имеют идентичную первичную структуру;
4. Присоединяют 4 молекулы О2;
5. Являются сложными белками.
6. Сколько типов нуклеопротеинов отличающихся друг от друга по составу, размерам и физико-химическим свойствам в природе обнаружено?
1. 2
2. 18
3. 4
4. 87
5. 21
7. Подберите правильные сочетания:
1. нуклеопротеины
2. фосфопротеиды
3. липопротеины
4. гликопротеины
а. в своем составе имеет углеводный компонент
б. содержат органически связанный, лабильный фосфат
в. простетическая группа представлена каким-либо липидом
г. состоят из белка и нуклеиновых кислот
8. Дезоксирибонуклеопротеины преимущественно локализуются:
1. в рибосомах;
2. в цитоплазме;
|
|
3. в ядре;
9. Флавопротеиды:
1. медь содержащие бели;
2. в основе структур простетической группы лежит изоаллоксазиновое кольцо;
3. к белкам этого класса относятся козеиноген молока, вителлин;
4. производные витамина В2.
10. Аденин входит в состав:
1. Только РНК;
2. Только ДНК;
3. РНК и ДНК.
11. В состав РНК не входит азотистое основание:
1. Тимин;
2. Цитозин;
3. Урацил;
4. Гуанин;
5. Аденин.
Ответы №1: 1. 1-Г; 2-А; 3-А; 4-В; 5-Е; 6-Д; 7-В;8-А; 9-Г; 10-Б 2. 1-В; 2-Д; 3-В; 4-А; 5-Б, Г. 3. 3, 5 4. 4. 5. 1-Б; 2-Г; 3-В; 4-Б; 5-А, Д; 6-В; 7-Г. 6. 1-Г; 2-В; 3-Б; 4-В;5-В; 6-Г; 7-Г; 8-А. 7. 1-В; 2-Д; 3-В; 4-А; 5-Б, Г. 8. 1-Б; 2-Г; 3-В; 4-Б; 5-А, Д; 6-В; 7-Г. 9. 4. 10. 2. 11. 2. | Ответы №2: 1. 4. 2. 1-В;2-Г; 3-Б; 4-Д. 3. 5 4. 1. 5. 1. 6. 4. 7. 2. 8. 4. 9. 2. 10. 5. 11 2. |
Ответы №3: 1. 4. 2. 5. 3. 4. 4. 2. 5. 1,2. 6. 3. 7. 1-В; 2-В; 3-А; 4-Б; 5-Г; 6-Г; 7-Б. 8. 3. 9. 2. 10.5 11. 5. | Ответы №4: 1. 2. 2. 4. 3. 2. 4. 4. 5. 5. 6. 1. 7. 1- Г; 2-Б; 3-В;4-А. 8. 3. 9. 2,4. 10. 3. 11. 1. |
Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы к занятию