Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы к занятию

По теме: «Простые и сложные белки».

Исходный уровень знаний:

· Понятие о белковой молекуле, структурная организация белков

· Общая характеристика простых и сложных белков.

· Основные физико-химические свойства белков.

Студент должен знать: · Строение и свойства простых и сложных белков. · Классификацию простых и сложных белков. · Структуру и свойства простетических групп. · Нуклеопротеиды, характер простетических групп. · Хромопротеиды, характер простетических групп, представители. · Глико- и липопротеиды. · Фосфопротеиды, структура, представители. · Физико-химические свойства сложных белков. · Структура и функции альбуминов и глобулинов. · Структура и функции гистонов. Студент должен уметь придя не занятие: · Обнаружить в гидролизате дрожжей: а. Полипептиды биуретовым методом. б. Пуриновые и пиримидиновые основания серебряной пробой. в. Пентозу качественной реакцией. г. Фосфорную кислоту молибденовой пробой. · Обнаружить геминовую группировку гемоглобина бензидиновым методом. Основная литература: · Т.Т. Березов, Б.Ф. Коровкин «Биологическая химия», Москва, 2007, стр. 78-113. · Е.С. Северин «Биохимия», Москва 2008, стр. 22-27. · Ф.С. Дзугкоева, Э.А. Каряева, А.Е. Гурина, Н.М. Амбарцумянц, С.Г.Дзугкоев «Биохимия основных процессов обмена веществ и гормональная регуляция» тестовые задания по курсу биологической химии, Владикавказ, 2007, стр. 10-19. · Ф.С. Дзугкоева, Э.А. Каряева, А.Е. Гурина, Н.М. Амбарцумянц, И.В. Можаева, С.Г. Дзугкоев, Е.А.Такоева «Руководство к практическим занятиям по биологической химии», часть 1, Владикавказ, 2008, стр.36-48. Дополнительная литература: · Ленинджер Л. «Биохимия». 1986, стр.284-309. ·  Д.М. Зубаирова, Е.А. Пазук «Биохимия» тестовые вопросы, Москва, 2008. стр, 21-42. ·  Е.С. Северин, Т.Л. Алейникова, Е.В. Осипов «Биохимия», Москва 2000, стр 12-16. ·  Уайт А. и др. Основы биохимии. Москва 1981. · Гринстейн Б., Гринстейн А. Наглядная биохимия, Москва 2000, стр.18-25, 28-31, 110-111

Задания для работы.

1. Дать определение:

Простые белки – это_________________________________________

Сложные белки – это_________________________________________

 

2. Изобразите классификацию белков в виде схемы.

 

3. Вставьте пропущенные слова:

 

1. Нуклеопротеиды – это ______________ белки, которые в качестве простетической группы (_______________ компонента) содержат _________________.

 

2. Нуклеиновая кислота – это____________, мономером которого является _____________.

 

4. Закончите фразу:

Различают 2 типа нуклеопротеидов ____________________ и____________________

Дезоксирибонуклеопротеиды – это ________________________________

_____________________________________________________________

 

Рибонуклеопротеиды – это ______________________________________

____________________________________________________________

 

5. Изобразите схематически строение мононуклеотида. Напишите структуру АМФ.

 

6. Решите задачу.

Кислород необходим клеткам для процессов окисления веществ и получения энергии. Недостаток кислорода, так же как и его избыток, губителен для тканей. Каким образом регулируется количество кислорода, доставляемого в ткани в точном соответствии с клеточными потребностями?

При ответе объясните:

а) механизм функционирования гемоглобина;

 

б) что такое эффект Бора;

 

 

в) как связан этот эффект с метаболической активностью тканей;

 

г) как изменится количество поступающего в ткани кислорода при алкалозе.

 

7. Проведите анализ:

 Чем отличаются от нормального гемоглобина карбоксигемоглобин и метгемоглобин? В каких случаях они образуются в организме человека?

 

8. Назовите представителей:

1. фосфопротеидов__________________________________________

_____________________________________________________________

 

2. металлопротеидов_________________________________________

_____________________________________________________________

 

3. гликопротеидов___________________________________________

_____________________________________________________________

 

 

№9. Решите задачу.

Мутация, приводящая к замене аминокислоты Глу на Вал в положении 6 β-цепей гемоглобина вызывает тяжелое наследственное заболевание ­серповидноклеточную анемию, делающее не воз­можными интенсивные физические нагрузки. Эритроциты людей с таким заболеванием имеют форму серпа. Объясните молекулярные механиз­мы возникновения этого заболевания.

Для этого:

а) дайте определение понятию «первичная структура белка»;

 

 

б) охарактеризуйте все уровни пространствен­ной организации гемоглобина;

 

 

в) напишите формулы аминокислот, находя­щихся в положении 6 НЬА (норма) и HbS (патология) и укажите их свойства;

 

 

г) объясните, как повлияет введение Вал на свойства и функцию молекулы гемоглобина.

 

Тестовые задания.

1. Гемоглобин эритроцитов матери или плода при физиологических условиях обладает более высоким сродством к кислороду:

1. Нb A

2. Hb F

 

2. Указать причину увеличения сродства Нb к О2 при оксигенации Нb.

1. Изменение третичной структуры протомеров;

2. Изменение связей в четвертичной структуре;

3. Изменение взаимоположения протомеров;

4. Кооперативные взаимодействия протомеров;

          5. Изменение'расположения гема в НЬ.

 

3. Миоглобин относится к:

1. Металлопротеинам;

2. Гемопротеинам;

3. Липопротеинам;

4. Гликопротеинам;

5. Флавопротеинам.

 

4. Освобождение О2 из оксигенированного Нb в периферических тканях усиливается:

       1. Повышением концентрации Н+;

       2. Повышением концентрация СО2;

       3. Повышением концентрации 2,3-дифосфоглицерата (ДФГ).

       4. Все ответы верны.

       5. Нет верного ответа.

 

5. Миоглобин и гемоглобин:

1. Участвуют в доставке О2 из легких в ткани;

2. Обеспечивают внутриклеточный транспорт О2;

3. Имеют идентичную первичную структуру;

4. Присоединяют 4 молекулы О2;

5. Являются сложными белками.

 

6. Сколько типов нуклеопротеинов отличающихся друг от друга по составу, размерам и физико-химическим свойствам в природе обнаружено?

1. 2

2. 18

3. 4

4. 87

5. 21

 

7. Подберите правильные сочетания:

1. нуклеопротеины                               

2. фосфопротеиды                              

3. липопротеины                                  

4. гликопротеины     

                           

а. в своем составе имеет углеводный компонент

б. содержат органически связанный, лабильный фосфат

в. простетическая группа представлена каким-либо липидом

г. состоят из белка и нуклеиновых кислот

 

8. Дезоксирибонуклеопротеины преимущественно локализуются:

1. в рибосомах;

2. в цитоплазме;

3. в ядре;

 

9. Флавопротеиды:

1. медь содержащие бели;

2. в основе структур простетической группы лежит изоаллоксазиновое кольцо;

3. к белкам этого класса относятся козеиноген молока, вителлин;

4. производные витамина В2.

 

10. Аденин входит в состав:

1. Только РНК;

2. Только ДНК;

3. РНК и ДНК.

 

11. В состав РНК не входит азотистое основание:

1. Тимин;

2. Цитозин;

3. Урацил;

4. Гуанин;

5. Аденин.

Ответы №1: 1.  1-Г; 2-А; 3-А; 4-В; 5-Е; 6-Д; 7-В;8-А; 9-Г; 10-Б 2. 1-В; 2-Д; 3-В; 4-А; 5-Б, Г.       3. 3, 5      4. 4.      5. 1-Б; 2-Г; 3-В; 4-Б; 5-А, Д; 6-В; 7-Г.      6. 1-Г; 2-В; 3-Б; 4-В;5-В; 6-Г; 7-Г; 8-А.      7.  1-В; 2-Д; 3-В; 4-А; 5-Б, Г.      8. 1-Б; 2-Г; 3-В; 4-Б; 5-А, Д; 6-В; 7-Г.      9. 4.      10. 2. 11. 2. Ответы №2: 1. 4. 2. 1-В;2-Г; 3-Б; 4-Д. 3. 5 4. 1. 5. 1. 6. 4. 7. 2. 8. 4. 9. 2. 10. 5. 11 2.
Ответы №3: 1. 4. 2. 5. 3. 4. 4. 2. 5. 1,2. 6. 3. 7. 1-В; 2-В; 3-А; 4-Б; 5-Г; 6-Г; 7-Б. 8. 3. 9. 2. 10.5 11. 5. Ответы №4: 1. 2. 2. 4. 3. 2. 4. 4. 5. 5. 6. 1. 7. 1- Г; 2-Б; 3-В;4-А. 8. 3. 9. 2,4. 10. 3. 11. 1.

 

 



Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы к занятию


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: