Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы к занятию

По теме «СТЕРОИДНЫЕ ГОРМОНЫ».

 

Исходный уровень знаний.

· Холестерин – как общий предшественник всех стероидных гормонов;

· Регуляция скорости синтеза и секреции гипоталамо-гипофизарной системой по принципу обратной отрицательной связи;

· Роль ренин-ангиотензин-альдостероновой системы (РААС) в регуляции водно-солевого обмена;

· Понятие об адаптивных (или индуцибельных) ферментах

 

Студент должен знать: 20. Стероидные гормоны регулируют процессы синтеза «de novo». 21. Классификацию стероидных гормонов по биологическому действию и химическому строению (минералокортикоиды, глюкокортикоиды, половые гормоны). 22. Условия синтеза стероидных гормонов 23. Биосинтез стероидных гормонов 24. Регуляция секреции альдостерона; роль почек в секреции альдостерона. Основная литература: 1. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия, Москва, 2008. – с. 272-280; 280-288. 2. Северин Е.С., Алейникова Т.Л., Осипов Е.В. Биохимия. - М.: Медицина, 2000. - 3. Руководство к практическим занятиям по биологической химии. Ч.I. – Влад-з. – 2008. – стр. 33-50. 4. Дзугкоева Ф.С., Каряева Э.А., Гурина А.Е., Ампарцумян Н.М., Дзугкоев С.Г. «Биохимия основных процессов обмена веществ и гормональная регуляция», Учебное пособие с грифом УМО МЗ РФ, Владикавказ, 2007. – стр. 173-185. 5. Дзугкоева Ф.С., Каряева Э.А., Гурина А.Е., Ампарцумян Н.М., Дзугкоев С.Г. «Биохимия основных процессов обмена веществ и гормональная регуляция», Тестовые задания, Владикавказ, 2007. – стр. 85-95. 6. Конспект лекций.
Студент должен уметь: 15. самостоятельно работать с аудиторными таблицами 16. решать ситуационные задачи 17. составлять тесты 18. объяснить механизмы передачи гормональных сигналов в клетки 19. объяснять биологические эффекты стероидных гормонов на организм человека Доплнительная литература: 1. В.П. Комов, В.Н. Шведова. Биохимия.- Москва.- 2004.- С. 189-192.

Задания для работы.

1. Изобразите в виде схемы передачу сигналов в клетки-мишени с помощью стероидных гормонов.

 

 

2. Изобразить в виде схемы механизм действия альдостерона.

 

3. Составьте схему регуляции секреции кортизола

 

4. Составьте схему регуляции водно-солевого обмена предсердным натриуретическим фактором (ПНФ), используя термины:

 

артериальное давление, кардиоциты предсердия, ПНФ, почки, гипофиз, надпочечники. Опишите механизмы снижения АД до нормы.

 

 

5. Решите задачу:

Женщине в период беременности врач назначил препарат «Кальций Адванс», содержащий витамин Д3, магний и др. Объясните, почему врач назначил беременной этот препарат. Для ответа на этот вопрос укажите:

a) Причины повышения потребности в кальции при беременности

 

 

b) Гормоны, обеспечивающие поддержание уровня кальция в крови

 

 

c) За счет каких источников эти гормоны обеспечивают поддержание концентрации кальция в крови в норме

 

 

d) Почему необходимым компонентом препарата, назначенного беременной, является витамин

 

Выполните тестовое задание

1. Изменения метаболизма отнести к действию кортизола:

 

1. активация и мобилизация гликогена в печени; 2. активация глюконеогенеза; 3. стимуляция катаболизма белков в мышцах 4. стимуляция синтеза ТАГ из углеводов; 5. активация распада гликогена в мышцах; 6. ингибирование синтеза белка в мышцах 7. активация липолиза ТАГ в жировой ткани А. характерно для кортизола Б. характерно для глюкагона В. для обоих Г. ни для одного

 

2. Указанные изменения соотнести с избытком или недостатком секреции кортизола:

 

1. гиперглюкоземия 2. остеопороз 3. гиперпигментация кожи 4. увеличесние в моче 17-кетостероидов 5. гипертензия 6. гипоглюкоземия 7. гипокалиемия 8. мышечная слабость 9. гиперкальциемия 10. кетонемия 11. нарушение обмена аминокислот 12. обезвоживание А. характерно для гиперкортицизма (болезнь Иценко-Кушинга) Б. Характерно для гипокортицизма (болезнь Аддисона) В. характерно для обоих Г. ни для одного не характерно

 

3. К стероидным гормонам относятся:

 

1. кальцитонин 2. вазопрессин 3. окситоцин 4. тестостерон 5. адреналин

 

4. Стероидные гормоны синтезируются:

 

1. в поджелудочной железе 2. в семенниках 3. в мозговом слое надпочеечников 4. в коре надпочечников 5. в щитовидной железе

 

5. Биосинтез кортикостероидов стимулирует:

 

1. адренокортикотропин

2. кальцитонин

3. кортикостерон

4. инсулин

 

6. Кортизол – гормон коры надпочечников регулирует:

 

1. обмен жиров, белков, углеводов

2. обмен воды и минеральных солей

3. биосинтез фермента гликогенсинтетазы

 

7. Минералокортикоиды регулируют обмен:

 

1. углеводный

2. липидный

3. водно-солевой

 

8. Производными ненасыщенных жирных кислот являются:

 

1. пролактин

2. простагландины

3. соматостатин

4. секретин

5. тироксин

6. 9. Установить соответствие:

 

гормон 1. инсулин 2. соматотропин 3. глюкагон 4. окситоцин показания к применению a. гипоталамо-гипофизарная низкорослость b. гипогликемия c. слабость родовой деятельности d. сахарный диабет

 

10. Глюкокортикоидные гормоны как лекарственные препараты применяют при:

 

1) аддисоновой болезни 2) сахарном диабете 3) базедовой болезни 4) болезни Кушинга

 

Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы к занятию

По теме: «Эндокринопатии».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: