Тема: «Обмен хромопротеидов. Распад гема. Определение в крови и моче желчных пигментов».
1. А, В, Д
2. 4
3. 3
4. 1
5. 4
6. 5
7. б
8. 8,6-20,5 мкмоль/л
9. А – Б; Б – Г; В – Г; Г – Б; Д – В; Е – В; Ж – В; З – А,Б,В,Г,Д
10. А – 2, В – 1, Г – 3, Д - 2
Ответы к тестовым заданиям.
Тема: «Нарушения пигментного обмена».
1. 1 – Б, 2 – Б, 3 – А, 4 – Б, 5 – В, 6 – Б, 7 – А, 8 – Б
2. 1 – Г, 2 – Д, 3 – Е, 4 – Е, 5 – Б, 6 – В, 7 – В, 8 – А, 9 - А
3. а
4. е
5. г
6. в
7. г
8. д
9. в
10. б
Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы к занятию
По теме «МЕХАНИЗМ КЛЕТОЧНОГО ДЕЙСТВИЯ БЕЛКОВО-ПЕПТИДНЫХ ГОРМОНОВ».
Исходный уровень знаний.
· Понятие о медиаторах и гормонах
· Основные пути регуляции обмена веществ в организме человека (церебро-питуитарный и церебро-гландулярный)
· Клеточные рецепторы гормонов и медиаторов
· Роль гормонов в регуляции обмена веществ и функций
Студент должен знать: 6. Классификацию и номенклатуру гормонов. 7. Основные механизмы регуляции метаболизма – изменение активности ферментов, изменение количества ферментов, изменение проницаемости мембран. 8. Взаимодействие гормонов с рецепторами и механизмы передачи гормональных сигналов в клетки. 9. Значение внутриклеточных вторичных посредников в передаче гормонального сигнала – аденилатциклазная система, циклические нуклеотиды, ионы кальция, продукты превращения фосфоинозитидов. 10. Строение белково-пептидных гормонов. 11. Гормоны гипоталамуса и гипофиза – биосинтез и биологическое действие. 12. Адреналин и норадреналин – биосинтез, биологическое действие | Основная литература: 1. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия, Москва, 1998. 2. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами. Под ред. проф. Е.С.Северина и проф. А.Я.Николаева. – М: «Гэотар-мед», 2001. 3. Северин Е.С., Алейникова Т.Л., Осипов Е.В. Биохимия. - М.: Медицина, 2000. 4. Дзугкоева Ф.С., Калоева Л.А., Каряева Э.А., Гурина А.Е., Баллаева С.А. «Обмен веществ (учебно-методическое пособие)» с грифом Учебно-методическое объединение МЗ РФ, Владикавказ, 2003. 5. Руководство к практическим занятиям по биологической химии. Ч.I. – Влад-з. – 2008. 6. Дзугкоева Ф.С., Каряева Э.А., Гурина А.Е., Ампарцумян Н.М., Дзугкоев С.Г. «Биохимия основных процессов обмена веществ и гормональная регуляция», Учебное пособие с грифом УМО МЗ РФ, Владикавказ, 2007. 6. Дзугкоева Ф.С., Каряева Э.А., Гурина А.Е., Ампарцумян Н.М., Дзугкоев С.Г. «Биохимия основных процессов обмена веществ и гормональная регуляция», Тестовые задания, Владикавказ, 2007. 7. Дзугкоева Ф.С., Каряева Э.А., Гурина А.Е., Можаева И.В., Такоева Е.А. и др. «Руководство к практическим занятиям по биологической химии», часть 1, Владикавказ, 2008. 7. Конспект лекций. |
Студент должен уметь: 6. самостоятельно работать с аудиторными таблицами 7. решать ситуационные задачи 8. составлять тесты 9. объяснить механизмы передачи гормональных сигналов в клетки – через мембранные рецепторы (пептидные гормоны, адреналин); через внутриклеточные рецепторы; через рецепторы, сопряженные с ионными каналами. | Доплнительная литература: Ø Страйер Л. «Биохимия», Москва, 1985 (Т.1,2,3) Ø Ленинджер Л. Биохимия, Москва, 1986 (Т.1,2,3) Ø Уайт А. Основы биохимии, Москва, 1981 Ø Мак Мюррей У. Обмен веществ у человека. Москва, 1980 Ø Вельтишев Ю.В., Князев Ю.А. «Обмен веществ у детей». Москва, 1983 Ø Е.С.Северин, Т.Л.Алейникова, Е.В.Осипов «Биохимия». М.: Медицина, Ø 2000, 164 с. Ø Биохимические основы патологических процессов (под ред.Е.С.Северина). М.Медицина, 2000, 304 с. Ø. В.П. Комов, В.Н. Шведова. Биохимия.- Москва.- 2004.- С. 189-192. |
Задания для работы.
1. Изучите схему «Причины и последствия гипопаратироидизма».
Удаление или поражение паращитовидных желез
Дефицит паратгормона
Уменьшение мобилизации Выведение кальция с мочой
Кальция из костей
Снижение концентрации кальция в крови
Повышение нервно-мышечной возбудимости
Судороги, ларингоспазм
Составьте аналогичные схемы для:
1) Гиперпаратироидизма
2) Рахита
2. Составьте схему мембрано - внутриклеточного механизма действия гормонов на обмен веществ клеток (посредством циклических нуклеотидов).
3. Укажите способы взаимодействия сигналов и клеток- мишеней:
1. гормональное или гемокринное действие -...
2. изокринное или местное действие -...
3. неирокринное или неироэндокринное действие (синаптическое и несинаптическое) -...
4. паракринное действие -...
5. юкстакринное действие -...
6. аутокринное действие -...
7. солинокринное действие -...
4. Укажите общие признаки действия гормонов:
1. –
2. -
3. –
5.Обозначьте на рисунке центральные эндокринные органы, дорисуйте периферические эндокринные органы и укажите пути обратной связи.